РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Еремин Роман Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В.Лукьянова
г. Орел, Россия Eremin Roman Vladimirovich
lecturer
department of physical culture and sport Orel Law Institute named after V.V.Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. Воспитание средствами физической подготовки - это воспитательный процесс, который способствует развитию не только физических и специальных качеств, но и духовно-нравственному становлению будущего специалиста.
Abstract. Education means of physical preparation - is an educational process that promotes not only physical and special qualities, but also the spiritual and moral formation of future specialists.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсант.
Keywords: physical training, cadet.
В настоящее время практически невозможно обнаружить в образовательном пространстве каких-либо составляющих, не связанных с физической культурой и спортом, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Физическая подготовка, являясь одним из элементов системы профессиональной подготовки сотрудников полиции, направлена на обеспечение готовности курсантов и слушателей к охране общественного порядка, предотвращению преступлений, сохранению жизни и здоровья гражданам.
Физическая подготовка является составной частью общей и физической культуры, обеспечивая гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое совершенство и психофизическое благополучие, но в тоже время имеет ряд особенностей. Это сопряжено с тем, что в физической подготовке делается акцент на формирование круга знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной профессии, в данном случае сотрудника правоохрани-
тельных органов.
Физическая подготовка играет важную роль в системе профессионального обучения курсантов и слушателей вузов МВД России. Именно она оказывает значительное влияние на способность организма сопротивляться воздействиям неблагоприятных факторов учебной деятельности, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания работоспособности, как в процессе учебы, так и в последующем периоде службы в ОВД.[1]
С каждым годом требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов растет. Это выражается не только в формировании их психологической готовности эффективного выполнения служебно-боевых задач, но и в развитии уровня физической подготовленности сотрудников. В соответствии с этим вузы системы МВД ставят перед собой следующие задачи:
• развитие у курсантов физической и психологической готовности к успешному выполнению поставленных задач, грамотному применению физической силы, особых приемов борьбы, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности;
• подготовка курсантов к длительному и ускоренному передвижению на местности в целях преследования правонарушителей;
• изучение системы практических умений и навыков самообороны и личной безопасности в экстремальных условиях при выполнении служебно-боевых задач;
• формирование сознательной потребности в необходимости занятия физической подготовки и всеми прикладными видами спорта;
• укрепление здоровья, развитие у курсантов физических и волевых качеств;
Выполнение физических упражнений способствует эффективной подготовке сотрудников полиции к несению службы не только в обычных, но и в нештатных и экстремальных ситуациях. Их содержание направлено на воспитание профессионально важных психических качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность (выдержка, инициативность, коммуникабельность, находчивость и др.). Эти качества формируются и совершенствуются у сотрудников в процессе выполнения ими специальных физических упражнений. [2]
По результатам опроса, проведенного среди курсантов первого курса: 70% опрошенных занимались физической культурой не только на учебных занятиях в школе, но и посещали различные секции 2 - 4 раза в неделю. Большинство курсантов четко знают компоненты здорового образа жизни, и относят к ним:
• Правильный режим питания;
• Отсутствие вредных привычек;
• Закаливание организма;
• Занятие спортом.[3]
Основными направлениями при развитии физических качеств курсантов вузов МВД России являются:
- проведение специальных физических тренировок с целью подготовки курсантов к действиям в особо сложных условиях;
- использование физических упражнений с целью снижения воздействия внешних факторов окружающей среды;
- применение физических упражнений с целью профессионального отбора;
- использование особых физических упражнений с целью восстановления работоспособности при заболеваниях;
- применение средств и методов физической подготовки с целью адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, климатических, географических факторов и др.
Степень влияния физической подготовки на боеготовность зависит в основном от следующих показателей:
- имеющегося уровня физической подготовленности;
- структуры физической подготовленности;
- величины уровня физической подготовленности, требуемого спецификой профессиональной деятельности. [4]
Педагогически целесообразная организация занятий по физической подготовке способствует формированию многих положительных качеств:
- организованность;
- стремление к совершенствованию в развитии;
- трудоспособность и трудолюбие;
- дисциплинированность;
- взаимовыручка;
- жить интересами коллектива и др.
Физическая подготовка эффективно влияет на психологическую подготовку курсантов вузов МВД:
- является неотъемлемым элементом при формировании моральных качеств;
- развивает волевые качества,
- укрепляет эмоциональную устойчивость;
- способствует повышению уровня умственной работоспособности на фоне утомления;
- снимает психическое напряжение после нервно-эмоциональных и физических нагрузок;
- повышает эффективность психической реабилитации после высоких физических и нервно-эмоциональных нагрузок. [5]
Систематическое занятие физической подготовкой и выполнение физических упражнений способствует формированию профессионально необходимых психических качеств: целеустремленность,
мужественность, решительность, уверенность в своих силах и возможностях, находчивость, эмоциональная стабильность, самообла-дание, внимательность, оперативная память, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, соразмер -ность усилий и др.
Физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД России должна проводиться в условиях, максимально приближенным к реальным: на полигонах, специальных полосах препятствий, в ночное время, в сложных погодных условиях, при выполнении реальных служебных действий опытными сотрудниками. В процессе проведения учебных занятий в обязательном порядке необходимо моделировать эмоционально-волевые и психомоторные явления в соревновательной обстановке; в ситуациях неожиданности и новизны; в отработке выполнения действий в состоянии усталости, при создании обстановки, требующей проявления самостоятельности и организованности, формирования уверенности в себе, в сослуживцах и руководителях. [6]
Следует обратить особое внимание на такой фактор совершенствования профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России, как максимальное использование возможностей физкультуры и спорта. По мнению таких видных ученых - исследователей проблем боевой и физической подготовки, как Ю. Ф. Подлипняк, Д. Ф. Палецкий, В. Г. Колюхов и др. -плавание, бег и лыжи хорошо формируют у курсантов и слушателей настойчивость, выдержку и самообладание; рукопашный бой, борьба и бокс - решительность и смелость; игровые виды спорта - упорство, инициативность и организованность, коллективизм, выдержку и чувство ответственности перед коллективом.[7] Именно эти качества обеспечивают эффективность выполнения служебных задач сотрудниками органов внутренних дел.
Развитие системы физической подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России в обозначенных направлениях будет способствовать тому, что будущие офицеры станут настоящими профессионалами органов внутренних дел, сильными и честными представи-телями государства, которые стоят на страже порядка, закона и справед-ливости, всегда верны присяге и долгу, готовы вести бескомпромиссную борьбу с преступностью, защищать законные права и интересы граждан страны.
Исходя из общих закономерностей управления процессом физического совершенствования человека, в теории и организации физической подготовки курсантов высших учебных заведений МВД используются методы развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, основанные на общих положениях теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки. В то же время, теория и организация физической подготовки опирается на данные физиологии и психологии, которые показы-
вают, что процесс физического воспитания воздействует не только на двигательную, но и на чувствительную сферу, так как выполнение любого преднамерен-ного действия глубоко взаимосвязано с управляющими механизмами - с контролем за изменениями, происходящими во внешней среде (например, поведение соперника), но и за собственными действиями в результате поступающей информации, идущей от работающих органов. Поэтому основные специфические закономерности физического совершенствования обучающихся той или иной специальности, могут быть глубоко вскрыты и широко использованы лишь с учетом физиологических принципов и материальной основы протекания психических процессов в условиях служебно-боевой деятельности. Необходима высокая работоспособность функциональных систем, основанная на развитии общей и специальной выносливости организма в целом для эффективных действий [8].
Все вышеизложенное дает основание определить, что физическая подготовка в системе МВД России должна носить выраженный профессионально-прикладной характер, т.к. только при такой направленности она будет эффективно способствовать воспитанию и совершенствованию у курсантов и слушателей не только физических, но и профессионально важных психических качеств.
Литература
1. Проблемы и перспективы совершенствования специальной физической подготовки курсантов и слушателей в процессе обучения в ВУЗах МВД России обучающихся по профилю ГИБДД / Калашников А.Ф., Еремин Р.В., Савкин А.Н.: ОрЮИ МВД РФ им. В.В. Лукьянова - 2012. - С. 42.
2. Многоаспектность профессиональной подготовки обучающихся в системе МВД России / Моськин С. А.: ОрЮИ МВД РФ им. В. В. Лукьянова — 2011. - С. 15.
3. Еремин Р. В. К вопросу об организации самостоятельной физической тренировки сотрудников ДПС ГИБДД // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей / Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. -126 с.
4. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни / Д. А. Ульянов, Т. Г. Коваленко, А. П. Шкляренко // Теория и практика физической культуры.
- 2013. С. 3.
5. Развитие физических качеств у курсантов военных учебных заведений / О. В. Фадеев // Молодой ученый. — 2011. - С. 5.
7. Развитие физических качеств у курсантов военно-учебных заведений на начальном этапе обучения / Дмитриев Г. Г.,Пугачев И. Ю.,Катков А. А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2008.
- С. 2.
8. О развитии физических качеств студентов на занятиях физической
подготовки / Уколов А.В., Жернаков Д.В., Лагунов А.Н. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2014. - С. 9.
References
1. Problems and prospects of improvement of special physical training of cadets and students in the process of training in Universities of the Ministry of internal Affairs of Russia trained in the profile of traffic police / Kalashnikov A. F., Eremin R. V, Savkin A. N.: Vladimir Lukyanov - 2012-42
2. The multi-dimensionality of professional training of students in the system of the MIA of Russia / S. A. Moskin: Arui of the interior Ministry to them. Vladimir Lukyanov — 2011, S - 15
3. Eremin R. V. on the organization of independent physical training of traffic police officers / / Actual problems of physical culture and sports of cadets, students and students : collection of articles / Orel: Ori of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2015. - 126 p
4. Influence of physical culture and health activities on the formation of students ' needs for a healthy lifestyle / D. A. Ulyanov, T. G. Kovalenko, A. P. Shklyarenko / / Theory and practice of physical culture. - 2013. -3
5. Development of physical qualities of cadets of military educational institutions / O. V. Fadeev / / Young scientist. — 2011-5
6. Development of physical qualities of cadets of military educational institutions at the initial stage of training / Dmitriev G. G., Pugachev I. Yu., Katkov A. A. / / Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft - 2008-2
7. On the development of physical qualities of students in the classroom of physical training / Injections A.V., Zhernakov D. V., Lagunov A. N. / / Actual problems of Humanities and natural Sciences-2014 P-9