Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ СВЯЗЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ'

РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ СВЯЗЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Карелина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ СВЯЗЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ»

Например, существующие данные о производительности могут не охватывать всех важных параметров качества услуги.

4. Эффект запаздывания. Возможно, что положительный эффект информационных технологий на производительность сказывается только через определенный период времени.

И в заключении хотелось бы отметить, что капитальные вложения не могут заменить людей в приобретении знаний и оказании услуг. Ни одна новая технология сама по себе не дает в таких случаях более высокой производительности. Знания и оказание услуг - это инструменты производства. Способствуют они росту производительности или вредят -зависит от людей, которые с ними работают, от целей, для которых они используются, и от навыков пользователя.

Карелина Е. А. аспирант

ГОУ ВПО Всероссийская Академия Внешней Торговли

Российская Федерация, г.Москва РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ СВЯЗЕЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ

Развитие приграничных территорий является одной из приоритетных социально-экономических задач России, так как 45 субъектов Российской Федерации являются приграничными и занимают четвертую часть территории России.

Интернационализация и глобализация мировой экономики, углубление международного разделения труда во второй половине ХХ столетия привели к развитию процесса регионализации в мировой экономике, который активизировался в последние 25 лет.

Развитие приграничных связей можно рассматривать как одно из направлений возникновения и углубления интеграционного сотрудничества.

При многочисленных различиях и специфических особенностях приграничных регионов, существует ряд факторов, оказывающих существенное влияние как на развитие приграничного сотрудничества в целом, так и на уровень предпринимательской активности хозяйствующих субъектов приграничных территорий.

Задача повышения эффективности приграничного

предпринимательства, более полного использования его потенциала представляет одно из актуальных направлений совершенствования регионального управления.

В сентябре 2009 г. Пекине прошла конференция, посвященная перспективам реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востока КНР (20092018).

И с китайской, и с российской стороны есть внятные установки относительно необходимости налаживания межрегионального и приграничного сотрудничества. У России есть программа социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года. У китайских коллег также несколько лет осуществляется программа ускоренного подъема промышленной базы северо-востока.

Стороны пришли к выводу, что эти программы нуждаются во взаимоувязывании, что и привело к появлению Программы сотрудничества между российским Дальним Востоком и китайским северо-востоком.

Особое значение для приграничных регионов Дальнего Востока имеет высокая затратоемкость и низкая рентабельность большинства предприятий, что обусловлено их территориально-пространственной удаленностью от экономически развитых регионов России, сложными природно-климатическими условиями, высокими транспортными расходами, вследствие чего весь дальневосточный мегарегион был и остается дотационным.

В подобных условиях чрезвычайно большую роль приобретает малое предпринимательство. Нынешнее состояние малого предпринимательства приграничных территорий Дальнего Востока осложняется отсутствием системы государственного регулирования, адаптированной к императивам режима устойчивого развития с учетом близости государственной границы.

Российский Дальний Восток и Северо-Восточные провинции Китая являются территориями, имеющими в целом сходные условия для развития малого предпринимательства.

В то же время при сравнительном анализе уровня развития малого предпринимательства в Китае и на Дальнем Востоке можно сделать вывод о том, что уровень развития в Китае относительно выше, нежели в РФ. Кроме своих количественных характеристик китайский малый бизнес обладает отличительными качественными и структурными особенностями (таблица !)•[!]

Таблица 1

Сравнительный анализ развития предпринимательских структур в приграничных территориях Дальнего Востока РФ и Северо-Восточных

провинциях КНР

Показатели Предпринимательские Предпринимательские

структуры ДВ РФ структуры КНР

Темпы роста МП (2000-2010 гг.) От 6,8 % до 3,6 % 7 %

Доля предприятий МБ в общем числе предприятий 21,6 % 99,8 %

Доля выпуска МП в ВРП 4,6 % 82,9 %

Доля экспорта МП в общем экспорте 1-2 % 17,6 %

Доля инновационных разработок,

выпуск продукции приходящихся на МП 0,3 % 5 %

Доля занятых в МП в общем числе занятых 14 % 81,89 %

Доля иностранных инвестиций в общих инвестициях МП 3-5 % 10,6 %

Рассмотрение факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства приграничных территорий Дальнего Востока России и провинции Хэйлунцзян, свидетельствует о том, что их перечень примерно одинаков при имеющихся некоторых различиях.

Принципиальное отличие состоит в том, что малое предпринимательство приграничных территорий Дальнего Востока России развивалось в значительной степени в опоре на крупную промышленность и ориентировано на внутренний рынок, китайское малое предпринимательство - за счет институционального и трудового фактора и в значительной степени ориентировано на внешний рынок.

Устойчивое развитие малого предпринимательства в приграничных территориях требует совершенствования внешней среды бизнеса, и в первую очередь законодательной и нормативно-институциональной базы, поскольку некоторые правовые аспекты регулирования развития малого предпринимательства остались вне закона.

Сегодня на первый план выдвинулись проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики, проблемы имущественного и ресурсного обеспечения, страховой защиты [2].

Особое место в институциональной среде малого предпринимательства принадлежит государству, которое должно быть ориентировано на создание условий, способствующих устойчиво-воспроизводственному режиму функционирования малого

предпринимательства, рассматриваемому в качестве одного из базисных условий устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий. Государственное финансирование системы «малое предпринимательство» необходимо рассматривать в качестве инвестиционных потоков, а сам процесс - как инвестиционную деятельность.

Успешность инвестиционной деятельности в системе регулирования развития малого предпринимательства в достаточной степени зависит от действенности системы государственного финансового администрирования и должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления конечными ее результатами.

Выявлены лидеры по положительной динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий - Еврейская автономная область, Амурская область. Крупнейшие регионы в ДВФО, Приморский и Хабаровский край, занимают в рейтинге 3-е и 4-е места соответственно,

демонстрируя снижение социальной функции малого предпринимательства за анализируемый период при незначительном росте экономической функции малых предприятий в регионе.

Российская стратегия по развитию Дальнего Востока прямо влияет на будущее России. Восточные регионы могут предоставлять огромные средства и ресурсы для модернизации России благодаря явным географическим преимуществам. Одна из важнейших причин - регионы Дальнего Востока России могут развиваться в координации с северо-востоком Китая, что создаст большие возможности для двухстороннего развития.

В сентябре 2009 года была утверждена «Программа сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Северо-Востока КНР и Дальнего Востока и Восточной Сибири России», в которую включено 60 проектов в 8 областях, таких как обустройство пограничных пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры, сотрудничество в сфере транспорта, развитие зон сотрудничества, укрепление российско-китайского сотрудничества в сфере трудовой деятельности, сотрудничество в сфере туризма, сотрудничество в гуманитарной сфере, а также межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

С экономической точки зрения в этом документе подчеркивается необходимость структурного регулирования торгово-экономических отношений между Китаем и Россией; в сфере высшего образования в программе подчеркивается необходимость подготовки специалистов в разных сферах сотрудничества, особенно в гуманитарной области. Уровень обмена, субъектами которого являются вузы двух стран, станет ключевым моментом в достижении предварительных целей гуманитарного сотрудничества между Китаем и Россией.

Что касается направлений и конкретных проектов между РФ и северо-восточными провинциями Китая, отдельного внимания заслуживает сфера энергетики.

СПВ КНР являются регионом с развитой тяжелой промышленностью, что определяет большую потребность в энергоносителях.

В этой обстановке российским руководством было принято абсолютно правильное решение о диверсификации трубопроводных маршрутов и развитии восточного направления энергетического экспорта страны, в рамках которых основное значение придается реализации крупного инфраструктурного проекта нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) от станции Тайшет до бухты Козьмино общей протяженностью 4770 км с ответвлением на Китай.

Не менее перспективна транспортная сфера. Важной отраслью совместных многосторонних усилий должна стать разработка и реализация строительства трансазиатского транспортного коридора «Европа-Азия» между портами на восточном побережье КНР, в РК, на российском Дальнем

Востоке и портами в Прибалтике, Польше, Нидерландах и Великобритании. Китайскую сторону также интересуют и более короткие транспортные маршруты. В настоящее время вся внешняя торговля Северо-Востока Китая осуществляется через порт Далянь (пров.Ляонин). Как известно, обширные территории Северо-Востока Китая - провинции Хэйлунцзян и Цзилинь и Автономный район Внутренняя Монголия не имеют прямого выхода к морю. В этой ситуации удаленность промышленно развитых центров региона ведет к перегруженности как железной дороги Харбин-Далянь и автомобильной трассы на этом направлении, так и порта Далянь. В условиях ограниченного количества железнодорожных погранпереходов и отсутствия мостов через пограничные реки Амур, Аргунь и Уссури многие китайские компании с Северо-Востока пытаются выходить к морю через другие приморские порты (Тяньцзинь, Циньхуандао, Циндао), либо ищут новые варианты транспортировки грузов.

В этих условиях российские Транссиб, а также БАМ (Сковородино-Тында-Ванино) может дать выход грузам с Северо-Востока КНР к морскому побережью, где у России уже имеются крупные транспортные узлы, сопряженные с морскими портами - Ванино, Находка, порт Восточный (Находка), Владивосток, Посьет, Зарубино. Российские транспортные коридоры способны, таким образом, стать серьезным подспорьем развитию экономики Северо-Восточных провинций КНР, перед которыми стоит задача догнать по темпам экономического развития не только приморские провинции. При этом очевидно, что без дальнейшего расширения пропускной способности транспортных магистралей на российско-китайской границе вряд ли удастся значительно увеличить объем торгово-экономических отношений между странами.

Отдельного рассмотрения заслуживает сфера лесного хозяйства.

Поскольку в последнее десятилетие огромные объёмы необработанного кругляка экспортировались в КНР, и, признаем, с точки зрения интересов РФ такая ситуация не является оптимальной.

Для того, чтобы обеспечить сбалансированные интересы сторон, российская сторона, как известно, в последнее время проводит (Постановление Правительства РФ № 75 от 05.02.07) повышение экспортных пошлин на круглый лес - хвойные породы, березу и осину (кроме балансовой древесины), а также ценные и твердолиственные породы. Кроме того, российские эксперты предлагают ввести сертифицирование древесины. Именно сфера глубокой переработки древесины могла бы стать основополагающей отраслью сотрудничества между российскими дальневосточными регионами и их зарубежными соседями, прежде всего в КНР.

Для того, чтобы эти предприятия отвечали самым современным стандартам, необходимо, чтобы они оснащались наиболее передовым оборудованием. При этом важно создать конкурентную среду. В этих целях

была бы целесообразной система тендеров с участием крупнейших производителей подобного оборудования. (Будем при этом иметь в виду, что и в РФ и в КНР на данном этапе соответствующее оборудование мирового уровня отсутствует). Только при подобной схеме и при введении вышеуказанных сертификационных и таможенных мероприятий мы можно спасти лесное богатство России - уникальные таежные леса Дальнего Востока, которые, не будем забывать, являются живым источником кислорода для всей СВА.

Говоря расширительно, эффективные действия по схеме «выгодные для китайской стороны инвестирование ее средств - развитие хозяйственной инфраструктуры российского Дальнего Востока», другие виды углубленной кооперации были бы возможны и взаимовыгодны в ряде других сфер.

Речь идет о создании ресурсосберегающих технологий, о получении из отходов переработки океанического, растительного и животного сырья таких биологически активных веществ, которые применимы не только в фармацевтике, но и в легкой, пищевой, других отраслях промышленности. Серьезные исследования на этот счет выполняются в научных подразделениях Дальневосточного отделения РАН.

23 сентября 2009 Председатель КНР Ху Цзиньтао и президент РФ Медведев подписали «Конспект планирования сотрудничества и развития между Северо-восточным районом Китая и Дальним Востоком и Сибирью России». Этот документ о сотрудничестве районов является самым всесторонним, конкретным и действенным документом о сотрудничестве между Россией и Китаем. Поставленные в нем задачи в отношениях между двумя странами уже достигли более 200.

«Конспект планирования» также тесно связал три провинции северо-востока Китая с Дальним Востоком и Сибирью России. Одна из главных задач дальнейшего сотрудничества - это подготовка специалистов. Оба «Конспекта планирования» заставили обратить внимание на подготовку и воспитание специалистов. Районы должны тесно сотрудничать в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов для сотрудничества. Был составлен перспективный план развития образования и обучения персонала северо - восточных провинций, ориентированный на активное участие в китайско-российском сотрудничестве в области образования и подготовки кадров, которые отвечают особенностям будущего регионального экономического сотрудничества. 17 июля в Китае была созвана "Национальная конференция по вопросам образования», на которой был предложен «План развития и реформы среднесрочного и долгосрочного образования (2010-2020 годы)».

Это указывает, что Китай вступил в новый этап развития образования. В соответствии с этим планом предполагается расширить границы образования, укреплять международный обмен и сотрудничество, повышать уровень интернационализации образования для выполнения

многоуровневых и широких образовательных обменов и сотрудничества, учитывать передовые образовательные идеи и образовательные проекты, способствовать развитию реформ образования в Китае, повышать международный статус образования, его конкурентоспособность. Выполнение этих мероприятий - насущная задача ответственных работников Китая по иностранным делам.

Россия является богатой страной, образование которой является одним из мощных. У нее богатые образовательные ресурсы, высокий уровень развития науки и образования. Китайско-российское сотрудничество в области образования имеет гуманитарные и социальные основы и исторические корни, что следует учитывать трем провинциям северовосточного Китая

Использованные источники:

1. Источник: Результаты получены в результате исследования, проводимого в рамках гранта РГНФ 08-02-05506е/Е

2. www.russian.china.org

Каркинбаева Ш.И. старший преподаватель

ЕНУ

имени Л.Н.Гумилева г.Астана

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ

В современном мире есть две важнейшие социальные стратегии -устойчивое развитие государства и гендерная политика. Идея гендерного равенства и сотрудничества полов, их согласия и взаимопонимания приобретает значимость в масштабах всей планеты. Речь здесь идет о возможности полноценного включения в социально-экономическую и политическую жизнь той половины человеческого рода, которая на протяжении тысячелетий считалась второсортной. Современный мир не может мириться с подобной ситуацией.

В социологическом словаре подчеркивается, что термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам [1]. В основе конструирования гендера лежат властные отношения. Т. Барчунова обращает особое внимание на то, что «гендерные отношения - не просто социальная условность или, как принято говорить, социальная конструкция; они построены на власти, то есть на сегрегации и иерархии». Джудит Лорбер рассматривает гендерный статус индивида как «часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения». По ее мнению, осознание гендерной принадлежности настолько распространено, что считается заложенным в генах, тогда как на самом деле «...гендерные различия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.