Научная статья на тему 'Развитие и проблемы непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации'

Развитие и проблемы непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
43
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Нинель Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и проблемы непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации»

его профессиональной деятельности. По сравнению с учителем общеобразовательной школы или преподавателем в начальной профессиональной школе, мастер производственного обучения проводит с учащимися гораздо больше времени, непосредственно влияет на формирование личности будущего рабочего. Педагогические ситуации во время практической подготовки и во внеурочное время требуют от мастера таких качеств, как терпение, толерантность. Определенные трудности создает также специфика континг ента учащихся начальной профессиональной школы.

Приходится констатировать, что полу чаемая мастером производственного обучения в учебном заведении психологопедагогическая и культурологическая подготовка недостаточна для полноценного выполнения им своих профессиональных функций и требует постоянного обновления, углубления и совершенствования. В первую очередь это касается уровня профессиональной этики. Восполнение таких пробелов в профессиональной подготовке мастера производственного обучения возможно только в системе непрерывного последипломного психолого-педагогического образования.

РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ Н. Е. Кузнецова

Большим достижением образовательной системы конца XX в. стал переход на парадигму непрерывного образования. В соответствии с ней была разработана и апробирована концепция непрерывного педагогического образования. Непрерывное

168

педагогическое образование представляет собой перманентное непрерывное поэтапное его развитие, создающее предпосылки для перехода профессионализма специалиста на более высокий уровень. Оно развивается под девизом «Образование через всю жизнь».

Структуру непрерывного педагогического образования представляют последовательно сменяющиеся этапы: довузовское (педагогические классы, лицеи), среднее профессиональное (педагогические колледжи), высшее, с его разными системами подготовки (моноуровневой, многоуровневой и др.), поствузовское (системы повышения квалификации, дополнительного образования, аспирантуры и докторантуры, неформальног о педагогического образования и др.). При последовательной смене этих сту пеней и этапов меняются статус и целевое назначение педагогического образования. Так, довузовское образование обеспечивает профессиональную ориентацию и педагогическую пропедевтику. Университет - главный и базовый этап профессиональной подготовки специалиста. Веду щим здесь становится отношение «школа — вуз», а основным принципом его реализации — преемственность.

На рубеже XX — XXI вв. российское педагогическое образование перешло на вариативную модель. Она расширила возможности педагогического творчества, выбора индивидуальных маршрутов и престижной работы на рынке образовательных услуг. На этапе вузовской подготовки перспективной моделью, получившей мировое признание, стало многоуровневое образование в системе «бакалавриат - специалитет - магистратура». Одним из первых педагогических вузов страны, создавшим ее концепцию, нормативную документацию, стратегию и перешедшим на многоуровневую модель подготовки специалиста образования, был РГПУ им. А.И. Герцена. Университетское образование обеспечило высокий профессионализм своих выпускников. На поствузовском этапе осуществляются повышение квалификации и переподготовка специалистов, совершенствуются их профессионализм и специализация как залог раз-

169

вития их педагогического мастерства. В аспирантуре и докторантуре идет подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных обогащать и развивать педагогическую науку и практику в разных областях образования.

Идея непрерывного педагогического образования приобретает завершенную форму в систематическом самообразовании как целенаправленной педагогической деятельности, организуемой, управляемой и рефлексируемой самим специалистом. В его процессе происходят интенсивное саморазвитие личности и повышение педагогического мастерства как более высокого уровня профессиональной деятельности и важного показателя педагогических способностей. Высший творческий потенциал педагога проявляется на акмеологическом уровне его деятельности, он достигает вершин педагогического творчества. Применение акмеологического подхода расширяет возможности педагога в повышении его профессионализма, мастерства, творчества.

Модернизация педагогического образования задает новые направления и ценностные ориентации, которые должны быть транслированы специалистами образования в педагогическую практику. Этот процесс идет через изменение всех компонентов образовательного процесса, через новую систему оценивания его качества. Модернизация стимулировала разработку и внедрение новых систем подготовки специалистов образования, новых стандартов, учебных планов, программ, учебников и педагогических технологий. Результатом обучения в педагогическом университете становится: формирование личности педагога, основанное на базовых ценностях общества, личности, готовой к воспитанию молодежи, которая будет жить в гражданском обществе и правовом государстве.

Общественная ценность непрерывного педагогического образования в XXI в. быстро возрастает. Новые направления и ценностные установки концепции модернизации образования, в рамках гуманистической и культурологической парадигм, существенно изменили стратегию и методологию профессио-

170

нальной подготовки студентов педагогического университета. Наряду7 с хорошо освоенными методологическими подходами (системным, деятельностным, технолого-кибернетическим), большое значение приобретают новые подходы (культурологический, аксиологический, компетентностный, акмеологичес-кий и личностноориентированный). Их интеграция призвана отразить многоаспектность и дать ориентиры для разностороннего развития современной системы образования.

В контексте основных положений концепции модернизации и новых подходов к ее реализации педагогическое образование приобретает более глу бокий смысл и более высокий статус феномена культуры, механизма социального развития и национальной безопасности страны. Модернизация высшего образования, наряду с ее позитивностью в целом, внесла множество проблем, связанных с ее реализацией. В настоящее время сложно представить отдаленные последствия проводимой модернизации образования. Опасения по этому поводу высказывают многие ученые. Их усиливают вводимые, но не очень хорошо сделанные и проверенные государственные стандарты педагогического образования, единый государственный экзамен, переход на двух- и трехуровневую системы высшего образования. Надо иметь в виду тот факт, что российская система многоуровневого образования отличается от европейской, ориентированной на создание единообразной системы высшего образования. У нас иная система и академических степеней. Все это серьезно затрудняет вхождение России в европейское образовательное пространство, участие в Болонском процессе и других мировых процессах. Серьезно озадачивает и недостаточное обсуждение концепции модернизации высшего педагогического образования в контексте политических и экономических проблем, имеющих место в нашей стране и за рубежом. Многие положения стратегии модернизации недостаточно научно обоснованы и инструментально разработаны. Процедура разработки теории и технологии решения некоторых принципиальных задач модернизации образования часто «догоняет» реально

171

идущий процесс ее реализации. Это касается таких приоритетных ее сфер, как создание новой системы воспитания, стратегия и методика формирования базовых компетенций, определение условий и механизмов перехода на личностноориентированное обучение и др. Кроме того, содержание, методика и качество результатов ЕГЭ не прошли необходимой экспериментальной проверки и обсуждения, следовательно, не ясна его целесообразность и эффективность. Для выполнения столь серьезных целей модернизации общего и профессионально-педагогического образования, для их соответствия новым реалиям и ценностным установкам не созданы необходимых условий и, прежде всего, нет достаточного финансового и материальнотехнического обеспечения. Скорейшее решение этих вопросов приведет к реальному повышению качества и эффективности образования.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНЦЕПЦИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭВА Куля

В настоящем докладе представлены две главные идеи современного этапа развития образования, касающиеся участия высшего образования в процессе непрерывною образования.

Сущность непрерывного образования лучше всего отражает концепция, согласно которой оно охватывает всю жизнь человека и служит его развитию. Главная задача непрерывного образования — воспитание человека нового типа, характерной чертой которого является творческое и активное отношение к жизни и культуре, т. е. человека, способного совершенствовать самого себя, изменять условия окружающей его жизни и улучшать их на благо общества. Такое концептуальное понимание непрерывного образования было принято ЮНЕСКО и признается европейскими и американскими учеными. ЮНЕСКО, как

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.