Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / РЕЗУЛЬТАТ / PROJECT APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROJECT / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Быстрова Наталья Васильевна, Захарова Наталья Анатольевна

В статье рассматривается актуальная проблема реализации проектного подхода в образовательной деятельности обучающихся, его зарождение и развитие. Проектный подход - неотъемлемая и важная составляющая педагогической практики. Внедрение проектного подхода в образовательную деятельность отечественной педагогики ускорилось благодаря взаимодействию отечественных учёных и исследователей с зарубежными коллегами, а так же это поспособствовало ориентации педагогов на развитие творческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Быстрова Наталья Васильевна, Захарова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF THE PROJECT APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article discusses the actual problem of the implementation of the project approach in the educational activities of students, its origin and development. A project-based approach is an integral and important component of pedagogical practice. The introduction of the project approach into the educational activities of domestic pedagogy has accelerated thanks to the interaction of domestic scientists and researchers with foreign colleagues, and it also contributed to the orientation of teachers towards the development of students' creative abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

9. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий. В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 47-50.

10. Ткачева А.Н. Особенности музыкального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детской школе искусств // Современное педагогическое образование. 2019. №12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/osobennosti-muzykalnogo-obuchemya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-detskoy-shkole-iskusstv

11. Угренинова М.А. взаимосвязь развития мотивации детей к обучению в музыкальной школе и детско-родительских отношений. В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. 2020. С. 98-100.

12. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования / Т.Ю. Четверикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - Киров: Изд-во «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2016. - №S8. - С. 71-77.

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Захарова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема реализации проектного подхода в образовательной деятельности обучающихся, его зарождение и развитие. Проектный подход — неотъемлемая и важная составляющая педагогической практики. Внедрение проектного подхода в образовательную деятельность отечественной педагогики ускорилось благодаря взаимодействию отечественных учёных и исследователей с зарубежными коллегами, а так же это поспособствовало ориентации педагогов на развитие творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: проектный подход, профессиональное образование, образовательный процесс, образовательная деятельность, проект, результат.

Annоtation. The article discusses the actual problem of the implementation of the project approach in the educational activities of students, its origin and development. A project-based approach is an integral and important component of pedagogical practice. The introduction of the project approach into the educational activities of domestic pedagogy has accelerated thanks to the interaction of domestic scientists and researchers with foreign colleagues, and it also contributed to the orientation of teachers towards the development of students' creative abilities.

Keywords: project approach, professional education, educational process, educational activities, project, result.

Введение. Деятельность образовательных учреждений профессионального образования предполагает применение разнообразных педагогических технологий, методов, а так же подходов обучения. Одной из форм организации образовательного процесса активно применяемой в профессиональном образовании является проектный подход. Достижение дидактической цели проектного подхода возможно лишь через тщательную проработку проблемы, завещающим этапом которой является реальный практический результат. Понятие типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и форм их взаимодействия лежит в основе сущности и понятия проектного подхода.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить этапы развития и применения проектного подхода в профессиональном образовании.

Изложение основного материала статьи. В результате анализа исторического развития проектного подхода можно выделить, что человек склонен к проектированию с рождения. Данная склонность проявляется на ранних этапах становления человечества. Она выражалась в виде ремесла, создания мифов, сказок и прочего.

Проектирование, как идея, всегда была актуальна в период перемен. Данный факт можно выделить в результате анализа исторических периодов развития проектирования. В процессе своего развития проектный подход существовал на уровне сознания человека о том, каким должно быть орудие труда, жилище и т.д.

Рядом философов проектирование рассматривается как элемент культуры. Проектирование, как элемент превращает человека в существо, способное творить. Именно поэтому у людей формировалось не только практическое сознание, но и продуктивное воображение, которое отражалось в мифологическом и игровом сознании детей. Исследователем Б. Валясэком отмечается, что проектный подход начинает своё происхождение со времён Римской Империи. Обучающимися Римской академии токутетв тоздавалтоь oпределённые рабoты, имеющие название «progetti», то есть проекты. Ориентация на деятельность обучающихся, на действительность, а так же на конечный продукт является фундаментальным признаком проекта. В основе проектной деятельности лежала самостоятельная работа обучающихся, предметом которой выступали практические проблемы. Проектные работы обучающихся обычно не внедрялись в практику, но именно они стали стартом проектного подхода в педагогическом контексте [5].

В первые термин «проект» был упомянут в трудах Д. Снедзена в 1908 в США. А в 1911 году данное понятие официально было признано в образовании. Родоначальником проектного подхода считается американский педагог Е. Паркхаст.

По мнению Е.С. Полата проектный подход начал своё зарождение и развитие в конце XIX в США. Философ идеалист Джон Дьюи является основоположником теоретических концепций «прагматической педагогики», лежащих в основе проектного подхода. Разработанный и внедрённый в образовательный процесс личный учебный план, а так же разработанная индивидуальная организация обучения для каждого обучающегося являются особенностями проектного подхода. Воплощение мысли во внешней форме, получение эстетического наслаждения, разрешение задач, проблемных вопросов, а так же усиление степени познания:- всё это является типами, выделяемыми в проектном подходе к обучению.

В отечественном образовании проектным подходом активно пользовались А.С. Макаренко и П.П. Блонский. Они считали, что нельзя грамотно организовать образовательный процесс обучающихся без применения в нём проектного подхода. Павел Петрович Блонский придавал социальный смысл обучению в результате реализации данного подхода. По его мнению, в обучении с применением проектного подхода преподаватель становится не главным источником знаний, а помощником обучающимся в их деятельности.

В начале своего зарождения проектный подход имел втрое название - проблемный подход. Судьба проектного подхода в отечественном образовании складывалась менее успешно, чем за рубежом. В Италии, Германии, США, а так же других странах довольно активно применялся и развивался проектный подход [4].

Проектный подход получил своё признание в отечественном образовании лишь в 80-х годах XX в. Проектный подход — неотъемлемая и важная составляющая педагогической практики. Внедрение проектного подхода в образовательную деятельность отечественной педагогики ускорилось благодаря взаимодействию отечественных учёных и исследователей с зарубежными коллегами. С.Полат отмечает, что основу современного понятия проектного подхода составляет «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых подходов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для обучающегося». Для достижения подобного результата необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, а так же выявлять и решать проблемные вопросы [3].

В образовательных учреждениях профессионального образования проектный подход применяется наиболее активно, хотя и присутствует на всех ступенях образования. Это обусловлено рядом обстоятельств. Образование - мощный фактор изменения, как всего, так и отдельного человека, обеспечивая высокую мобильность и интеграцию.

В результате реализации проектной деятельности преподаватель интегрирует знаневые и поведенческие составляющие педагогического процесса. Он интегрирует проект в содержание профессиональной деятельности обучающихся. Проект, в свою очередь, выступает как средство управления учебной и познавательной деятельностью обучающихся.

К основным уровням направления развития проектирования относят развитие системы профессионального образования, определение системы педагогического проектирования, разработка методологических основ, закономерностей и принципов функционирования этой системы.

Проектный подход можно рассматривать как информационное поле, характеризующееся степенью вовлеченности проектных действий в практическую деятельность процесса обучении [2].

Средством преобразовательной реальности является проектный подход, относящаяся к разряду инновационной. Можно выделить несколько аспектов проектного подхода. К ним относят:

• экономический аспект, который позволяет определять будущее состояние педагогического процесса;

• научно-технический аспект, позволяющий рассмотреть процесс профессиональной подготовки с учетом прогнозов в научно-технической сфере;

• социальный аспект, который позволяет спрогнозировать и спроектировать инновационные процессы в образовании;

• дидактический аспект, который позволяет спроектировать и спрогнозировать процесс обучения, а именно цели, содержание, методы и результат.

К целям проектного подхода можно отнести повышение эффективности образовательного процесса обучающихся и развитие ряда личностных способностей, например, творческих и др. Нахождение ответов на проблемные вопросы является одной из возможностей даваемых проектным подходом. Преподавателями в процессе реализации проектов тех или иных проблемных вопросов решаются задачи, которые охватывают области обучения и воспитания обучающихся. Эффективнее всего реализация проекта происходит в результате тесного взаимодействия специалистов образовательных учреждений профессионального образования.

В образовательных учреждениях существует ряд общих дидактических требований, которые связаны с реализацией проектной деятельности. Всего выделяют три основных дидактических требования. Время, отводимое преподавателем для выполнения заданий - является первым требованием. Вторым требованием выступает качественная и объективная оценка деятельности обучающихся. Системное использование проектов является третьим требованием реализацией проектного подхода в обучении. Правильность применения проектного подхода в образовательном процессе, а так же овладение им прогрессивных методик обучения является высоким показателем квалификации преподавателя.

В процессе применения проектного подхода в образовательной деятельности обучающихся преподаватель должен уметь определять цели и этапы работы, которые впоследствии позволят сформировать у обучающихся определённые компетенции и навыки. Преподаватель должен регулярно обновлять свои знания по технологиям развития и применения проектного подхода в образовании, а так же обеспечивать методическим обеспечение обучающихся и осуществлять их консультирование ходе работы над проектом.

Основной целью профессионально-педагогического образования является обеспечение непрерывного развития и саморазвития педагогов профессионального обучения посредством увеличения эффективности проектной деятельности, а так же создания новой профессиональной образовательной среды.

В педагогическом процессе высших учебных заведениях особо уделяется значение вопросам воспитания и обучения. Поиск методов, средств формирование личности является актуальной задачей высшего профессионального образования. Сформированная личность способна к развитию творческих способностей, саморазвитию, а так же самообразованию. Она умеет определять свою прецессионную направленность и

найти своё место в обществе. Именно поэтому поиск новых подходов, используемых в образовательном процессе, имеет большое значение. Таким подходом является проектный подход, в рамках него и осуществляется проектная деятельность.

Достижение дидактической цели проектного подхода возможно лишь через тщательную проработку проблемы, завещающим этапом которой является реальный практический результат. Понятие типа реализуемой задачи, состава операций исполнителей и форм их взаимодействия лежит в основе сущности и понятия.

Предназначение технологий обучения с применением проектного подхода является стимулированием поисковой самостоятельной деятельности субъектов учебного процесса.

Для организации проектной деятельности обучающихся преподавателю необходимо владение и применение рядом навыков:

• планирования (способность определять замысел или постановку цели для достижения будущего результата);

• сбора и обработки информации (способность выбора нужного методического обеспечения и правильность его использования);

• экспертно-аналитическими и прогностическими (способность спрогнозировать предполагаемый результат);

• рефлексии (способность к самоанализу и выбору адекватных решений) [3].

Для образовательного процесса проект является не только способом организации профессиональной деятельности, но и методом обучения.

Благодаря проектному подходу образовательная деятельность обучающихся учебное содержание и приводит к формированию таких навыков, которых никакой другой технологией не воспитать.

В характеристике проектов выделяют тройственную ограниченность. Под подобной ограниченностью подразумевается, что проект должен протекать и достигать финала с учетом определенных ограничений, таких как содержание, сроки и материальное обеспечение проекта. В некоторых случаях рассматривают четвёртое ограничение проекта - качество [1].

Выводы. Таким образом, проектный подход в образовательной деятельности обучающихся является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образовательных отношений. Проектный подход позволяет реализовать одну из основных стратегий образования — создание ситуации успеха для каждого из обучающихся в образовательном процессе, а так же сформулировать основные черты (проект всегда имеет цель, проекты реалистичны, проекты всегда ограничены во времени и пространстве, проекты реализуются в коллективе, проекты уникальны, проекты всегда подвергаются оценке).

Литература:

1. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты // Волгоград: Учитель. 2013. — 144 с.

2. Быстрова Н.В. Профессиональная ориентация в словиях современного образования // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы. материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. 2019 С. 57-59.

3. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. 2020. С. 38-40.

4. Цыплакова С.А. Опыт реализации проектной деятельности в Мининской Университете // Проблемы совершенствования профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава педагогичсеких вузов: новые кадры-новой высшей школе. Сборник статей международной научно-практической конференции. Евразийская ассоциация педагогических вузов, МШУ, Казахский национальный педагогический университет имени Абая. 2020. С. 164-169.

5. Уракова Е.А. Моделирование профессионально-педагогической деятельности педагога // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский Университет. 2019. С. 165-166.

Педагогика

УДК 376.42

старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

учитель начальных классов Головина София Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №110» (г. Нижний Новгород);

магистрантка Давыдова Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. В данной статье представлен краткий анализ результатов экспериментального изучения состояния экономических представлений умственно отсталых девятиклассников, а также предпринята попытка оценить их влияние на качество усвоения математических знаний. Авторы приводят примеры диагностического материала, который может быть использован при педагогической оценке состояния экономических знаний и их использования при решении составных арифметических задач. В рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.