ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Сайфидинов Б.1, Томин Д.Д.2 Email: [email protected]
'Сайфидинов Бурхонидин — кандидат экономических наук, доцент; 2Томин Даниил Дмитриевич - студент, бакалавр, кафедра экономики управления, Российский государственный профессионально-педагогический институт, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье раскрывается значимость государственных статистических информационных ресурсов для процесса принятия управленческих решений и рассмотрены направления их использования различными категориями пользователей. Значительное внимание уделено организации межведомственного обмена статистической информацией на основе типовой технологии и стандартов хранения информации. Обоснованы основные направления развития статистических информационных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей пользователей.
Ключевые слова: информационные ресурсы, статистическая информация, информационная безопасность, государственная статистика, информационно-статистическое пространство.
DEVELOPMENT AND USE STATE STATISTICAL INFORMATION RESOURCES Sayfidinov В.1, Tomin D.D.2
'Sayfidinov Burhoniddin — PhD in Economics, Associate Professor; 2Tomin Daniil Dmitrievich - Bachelor, Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT ECONOMICS, RUSSIAN STATE VOCATIONAL PEDAGOGICAL INSTITUTE, EKATERINBURG
Abstract: the article reveals the importance of state statistical information resources for the management decision-making process and considers the directions of their use by different categories of users. Considerable attention is paid to the organization of interdepartmental exchange of statistical information on the basis of standard technology and standards of information storage. The main directions of development of statistical information resources in order to meet the growing needs of users are substantiated.
Keywords: information resources statistical information, information safety, government statistics, information statistical space.
УДК 331.225.3
Система государственных статистических информационных ресурсов способствует совершенствованию экономического управления, обеспечивает возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики.
Особое значение информационных ресурсов подтверждено Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, содержащей следующие основные требования к обеспечению национальных интересов: обеспечение конституционных прав человека и граждан свободно искать и получать информацию любыми законными средствами; улучшение системы формирования, сохранения и рационального использовании информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации; развитие отечественной информационной индустрии и повышение эффективности использования общественно информационных ресурсов [1, с. 560].
Информация - единственный ресурс, который не только не истощается, но и увеличивается. Информация качественно совершенствуется и способствует рациональному использованию всех остальных ресурсов. Проблемы управления информационными ресурсами уже давно находятся в центре внимания российских политиков. Проблемы управления информационными ресурсами уже давно находятся в центре внимания российских политиков. Еще в 1999 г. были
разработаны Концепция управления государственными информационными ресурсами и Концепция государственного регулирования негосударственных информационных ресурсов России. Дополнительный импульс решению этих проблем был придан реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002- 2010 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Широкое отражение вопросы управления информационными ресурсами получили в Концепции использования информационных технологий в федеральных органах исполнительной власти до 2010 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р. Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», отсутствует его общепринятое определение. Информационные ресурсы - это:
- «интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности в целом» [9];
- «вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и других)» [1, с. 30];
- в экономике - «интегральное понятие, включающее совокупность сведений, формирующихся в процессе жизнедеятельности хозяйственных субъектов, о социально-экономических процессах в производственной и непроизводственной сферах» [7, с. 126].
Федеральный закон от 27 июля 2006 г.
Система государственной статистики во всем мире - самая важная межотраслевая часть в системе управления экономикой страны.
Она конструирована для того чтобы соответствовать изучению массовых явлений, которые позволяют определить их сложные взаимоотношения и взаимодействия. Эта система включает: ресурсы федеральной государственной службы статистики Российской Федерации (Росстат); статистическая информация ресурсов других федеральных органов власти и управление (Министерство финансов России, ФНС России), новостные ресурсы центрального аппарата Росстата; информационные ресурсы основных межрегиональных вычислительных центров Росстата [4, с. 21-25] (гМц Росстата).
Статистические информационные ресурсы страны включают в себя разнообразную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, жизни населения, имеющихся и используемых природных ресурсах, финансах и т. д. Эта информация сосредоточена в информационных фондах Росстата и организаций, входящих в его структуру, информационных хранилищах органов власти и управления на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, местных администраций, от-дельных предприятий, библиотек, учебных и научно-исследовательских организаций. К общим статистическим ресурсам относятся также методологические, нормативные и учебные материалы в данной области; а так-же информация из зарубежных источников, получаемая на основе обмена с национальными и международными органами статистики и другими организациями.
На основе статистической документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 14, ч. 2) создаются и эксплуатируются государственные информационные системы. При предоставлении статистической информации пользователям, Росстатом соблюдается один из основых принципов официального статистического учета и системы государственной статистики, закрепленных в Федеральном законе от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4, п. 1), - полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Потребности пользователя в получении статистической информации о социально-экономическом развитии регионов, отражающее состояние и качество социальной политики и эффективность достижений, постоянно растут. В связи с этим Росстат ведет постоянную работу по расширению перечня разрабатываемых статистических показателей, используемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления для анализа социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Так, в 2006- 2007 гг. Росстатом в этом направлении осуществлено следующее:
- в целях повышения эффективности бюджетного планирования и межбюджетных отношений налажена работа по представлению в Минфин России необходимых данных по субъектам РФ в длительной динамике по согласованному перечню показателей;
Для удовлетворения этих потребностей органами статистики реализуются такие направления, как:
- максимальное использование возможностей федерального статистического ресурса;
- формирование дополнительных информационных массивов;
- обследования малых предприятий, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, деятельность Федеральной службы государственной статистики по формированию информационных ресурсов строится с учетом новых возможностей, которые открывают современные технологии, исходя из необходимости постоянного укрепления своего места в информационном сообществе и соблюдения требований по информационной безопасности.
Список литературы / References
1. Веревченко А.П. Информационные ресурсы для принятия решений / А.П. Веревченко, В.А. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. 560 с.
2. Сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/metod/forma.html/ (дата обращения: 19.10.2018).
3. Сайт Российской газеты RG.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm/ (дата обращения: 19.10.2018).
4. Елисеева И.И. Какую статистику хотелось бы иметь / И.И. Елисеева // Статистика в диалоге общества и власти : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 янв. 2008 г.). СПб.:Знание, 2008. С. 21-25.
5. Информационные ресурсы государственной статистики Студопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.su/9_18482_informatsionnie-resursi-gosudarstvennoy-statistiki.html/ (дата обращения: 19.10.2018).
6. Сайт Национального исследовательского университета высшая школа экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/11/18/1268694199/%D0%/ (дата обращения: 19.10.2018).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ Тарабукина О.А. Email: [email protected]
Тарабукина ОльгаААлексеевна — магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра государственного и муниципального управления, факультет менеджмента и сервиса, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: в статье приводится актуализация государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования, рассматривается динамика её реализации, формы государственной поддержки граждан, раскрывается содержание мер такой поддержки, а также условий её предоставления. Отдельное внимание уделяется вопросу преимуществ и недостатков реализуемой государственной поддержки в части ипотечного жилищного кредитования граждан. Автор поддерживает интерес к данной теме и призывает к дальнейшему совершенствованию ипотечного кредитования, которое чрезвычайно важно и необходимо для государственной жилищной политики.
Ключевые слова: государственная поддержка, ипотечное жилищное кредитование, процентная ставка, обеспеченность жильём, проблемы ипотечного кредитования.
STATE SUPPORT FOR MORTGAGE HOUSING CREDITING
Tarabukina OA.
Tarabukina Olga Alekseevna — Graduate Student, DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, FACULTY OF MANAGEMENT AND SERVICE,
VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV