Научная статья на тему 'Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования'

Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2106
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЖИЛЬЁМ / ПРОБЛЕМЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / GOVERNMENT SUPPORT / MORTGAGE LENDING / INTEREST RATE / HOUSING / PROBLEMS OF MORTGAGE LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарабукина Ольга Алексеевна

В статье приводится актуализация государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования, рассматривается динамика её реализации, формы государственной поддержки граждан, раскрывается содержание мер такой поддержки, а также условий её предоставления. Отдельное внимание уделяется вопросу преимуществ и недостатков реализуемой государственной поддержки в части ипотечного жилищного кредитования граждан. Автор поддерживает интерес к данной теме и призывает к дальнейшему совершенствованию ипотечного кредитования, которое чрезвычайно важно и необходимо для государственной жилищной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования»

- в целях повышения эффективности бюджетного планирования и межбюджетных отношений налажена работа по представлению в Минфин России необходимых данных по субъектам РФ в длительной динамике по согласованному перечню показателей;

Для удовлетворения этих потребностей органами статистики реализуются такие направления, как:

- максимальное использование возможностей федерального статистического ресурса;

- формирование дополнительных информационных массивов;

- обследования малых предприятий, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, деятельность Федеральной службы государственной статистики по формированию информационных ресурсов строится с учетом новых возможностей, которые открывают современные технологии, исходя из необходимости постоянного укрепления своего места в информационном сообществе и соблюдения требований по информационной безопасности.

Список литературы / References

1. Веревченко А.П. Информационные ресурсы для принятия решений / А.П. Веревченко, В.А. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2002. 560 с.

2. Сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/metod/forma.html/ (дата обращения: 19.10.2018).

3. Сайт Российской газеты RG.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm/ (дата обращения: 19.10.2018).

4. Елисеева И.И. Какую статистику хотелось бы иметь / И.И. Елисеева // Статистика в диалоге общества и власти : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 янв. 2008 г.). СПб.:Знание, 2008. С. 21-25.

5. Информационные ресурсы государственной статистики Студопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.su/9_18482_informatsionnie-resursi-gosudarstvennoy-statistiki.html/ (дата обращения: 19.10.2018).

6. Сайт Национального исследовательского университета высшая школа экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2011/11/18/1268694199/%D0%/ (дата обращения: 19.10.2018).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО

КРЕДИТОВАНИЯ Тарабукина О.А. Email: Tarabukina650@scientifictext.ru

Тарабукина ОльгаААлексеевна — магистрант, направление: государственное и муниципальное управление, кафедра государственного и муниципального управления, факультет менеджмента и сервиса, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье приводится актуализация государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования, рассматривается динамика её реализации, формы государственной поддержки граждан, раскрывается содержание мер такой поддержки, а также условий её предоставления. Отдельное внимание уделяется вопросу преимуществ и недостатков реализуемой государственной поддержки в части ипотечного жилищного кредитования граждан. Автор поддерживает интерес к данной теме и призывает к дальнейшему совершенствованию ипотечного кредитования, которое чрезвычайно важно и необходимо для государственной жилищной политики.

Ключевые слова: государственная поддержка, ипотечное жилищное кредитование, процентная ставка, обеспеченность жильём, проблемы ипотечного кредитования.

STATE SUPPORT FOR MORTGAGE HOUSING CREDITING

Tarabukina OA.

Tarabukina Olga Alekseevna — Graduate Student, DIRECTION: STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT, FACULTY OF MANAGEMENT AND SERVICE,

VYATKA STATE UNIVERSITY, KIROV

Abstract: the article provides the actualization of state support for housing mortgage lending, discusses the dynamics of its implementation, forms of state support for citizens, reveals the content of such support measures, as well as the conditions for its provision. Special attention is paid to the issue of advantages and disadvantages of the implemented state support in the part of housing mortgage lending to citizens. The author supports the interest in this topic and calls for the further improvement of mortgage lending, which is extremely important and necessary for the state housing policy. Keywords: government support, mortgage lending, interest rate, housing, problems of mortgage lending.

УДК 338.2

Первоочередной потребностью каждой семьи является приобретение собственного жилья. При этом конституционно закреплено право каждого на жилище [1, ст. 40], что предполагает законодательную гарантированность возможности быть обеспеченным постоянным жильём. Вместе с тем, реализация конституционных прав граждан на достойное жилище рассматривается как важнейшая социально-политическая и экономическая проблема. В настоящее время более 45% населения желает улучшить жилищные условия [9], 4,4% семей признаны государством нуждающимися в жилье [8].

Понимание потребности многих российских граждан в необходимости приобретения собственного жилья, улучшения жилищных условий, явилось основанием разработки и внедрения государственных программ, направленных на поддержку системы ипотечного кредитования, что оказало положительную динамику на её объёмах. Так, если на 1 января 2017 г. было выдано 863754 ипотечных кредита, то на начало 2018 г. этот показатель составил 1092316. При этом средний размер ипотечной ставки снизился с 11,56%, установленной на 1 января 2017 г. до 9,42% - на 1 сентября 2018 г. [6]. Текущий год показал высокие темпы роста сегмента ипотечного кредитования. Количество новых ипотечных кредитов уже в I квартале 2018 г. выросло на 61%, а денежный объём кредитования - на 72% [7].

Таким образом, на данный момент можно говорить о том, что вопрос ипотечного жилищного кредитования для российских граждан и предпринимаемые в этой сфере меры государственной поддержки являются весьма актуальным.

С учетом положений Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, которая была утверждена Правительством России [2], современная государственная жилищная политика ориентирована на оказание поддержки в решении жилищных проблем основной части работающего населения, имеющего средние доходы, накопления и имеющие в собственности жильё, полученное посредством приватизации.

Государственная поддержка граждан в данном направлении осуществляется в следующих формах:

1) адресных единовременных субсидий на часть стоимости приобретаемого жилья в счет первоначального взноса по ипотечному кредиту;

2) льготной процентной ставки по ипотечному кредиту;

3) дотирования процентной ставки по ипотечному кредиту.

Доступность жилья, то есть способность граждан приобретать жильё в собственность за счёт своих и заёмных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. И одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами.

Государственная поддержка граждан при ипотечном кредитовании, не располагающих достаточными доходами, организуется прежде всего через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (например, через государственные жилищные сертификаты), что сокращает необходимый размер кредита. Такая система приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходится 30%, на долю государственной субсидии в зависимости от категории граждан в среднем - 20-50% и оставшаяся часть - на ипотечный кредит, повышает доступность ипотечных кредитов для граждан и стимулирует платёжеспособный спрос на жильё определённых категорий граждан:

1) социальная поддержка семей с детьми при ипотечном кредитовании предоставляется:

• в течение 3 лет - в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. второго ребёнка,

• в течение 5 лет - в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. третьего ребёнка и/или последующих детей,

• в течение 8 лет - в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. не менее двух детей (второго, третьего ребенка и/или последующих), в том числе одновременно [3];

2) социальная поддержка молодых учителей при ипотечном кредитовании предусматривает предоставление молодым учителям в возрасте до 35 лет в форме субсидирования первоначального взноса при предоставлении им ипотечного кредита в рамках региональных программ;

3) социальная поддержка молодых учёных при ипотечном кредитовании.

Также предоставляются единовременные субсидии на приобретение жилья в соответствии с бюджетными возможностями в размере от 5 до 70% рыночной стоимости жилья по социальной норме в зависимости от уровня дохода и времени ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий для определенных категорий граждан: молодых семей, многодетных семей, работников бюджетной сферы, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, уволенных и увольняемых с военной службы, и др.

Субсидии могут предоставляться и в большем объёме в соответствии с законодательно установленным порядком. Льготная процентная ставка по ипотечному кредиту может устанавливаться на уровне 8,5-10,5% в зависимости от категории граждан и законодательно установленных условий их участия в государственных программах по обеспечению жильем.

Так, участниками Программы «Молодая семья» могут стать граждане, находящиеся в зарегистрированном браке, возраст которых не пересекает черту 35 лет и стоящие на очереди администрации по улучшению жилищных условий. В отношении данных граждан государство помогает выплачивать заём в разных размерах: 35% от общей стоимости жилья - семьям без детей; 40% - семьям с детьми. Дополнительно при рождении или усыновлении ребенка супруги могут запросить 5%. Как правило, средства предоставляют для оплаты первоначального взноса.

Условиями ипотечной программы для семей с детьми в 2018-2022 гг. могут воспользоваться граждане, находящиеся в официально зарегистрированном браке, у которых родился в указанный период второй или третий ребенок и имеющие возможность внести 20% первоначального взноса от стоимости ипотечного жилья. Государственная поддержка в данном случае предусматривает выдачу ипотечного кредита в рублях под ставку 6% годовых. При этом максимальные суммы кредита для Москвы и МО, а также Санкт-Петербурга и ЛО - 8 млн руб., для других российских регионов - 3 млн руб. [4].

Государственная поддержка по ипотечному кредитованию военнослужащим оказывается при условиях участия в Накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, а также при наличии средств первоначального взноса в размере 20%. Данные условия применимы в отношении военнослужащих офицеров, контракт которых заключен не ранее 1 января 2005 г., а также рядовых военнослужащих, оформившие второй контракт после указанной даты. В данной программе могут также участвовать прапорщики и мичманы, имеющие на своем счету срок службы не менее 3 лет [5].

По Программе «Социальная ипотека» государственную поддержку могут получить супруги, возраст которых не превышает 30 лет и семья которых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Молодая семья должна иметь средства в достаточном объёме, чтобы оплатить стоимость жилья в той части, которая превышает размер предоставляемой субсидии, либо у семьи должен быть достаточный ежемесячный заработок для погашения ипотеки, поэтому большую роль здесь играет официальное трудоустройство. Данная Программа государственной социальной поддержки может быть реализована тремя способами: жилье предоставляется из муниципалитета или по социальному найму, при этом жилье из социального фонда приобретаются по стоимости в 1,5 - 2,5 ниже рыночной; снижается процентная ставка за счет бюджета; осуществляется субсидирование первоначального взноса.

В Программе ипотеки для молодых специалистов могут участвовать граждане: получившие специальное профессиональное или высшее образование, проработавшие на определенном месте работы не менее 3 лет и не достигшие 30 лет. В отношении молодых специалистов государственная поддержка по ипотечному кредитованию заключается в том, что бюджет оплачивает единовременно 20% от общей стоимости жилья. При это специалист должен внести сразу при оформлении 10% от общей суммы, а процентная ставка не может превышать 10,5%.

Определенная форма имеет свои преимущества и недостатки. Программы могут быть рассчитаны на разные категории населения. При этом принять участие в государственной программе можно только однократно - то есть, получить жилье можно будет только единожды.

Безусловно, что государственная поддержка в получении ипотечного кредита, снижения платежной нагрузки за счет снижения процентной ставки и ослабление требований по первоначальному взносу существенно облегчает гражданам возможности приобрести собственное жилье. Вместе с тем, сфера ипотечного кредитования в нашей стране все еще сталкивается с различными проблемами: высокой стоимостью жилья при низкой платежеспособности населения, не всегда стабильными доходами населения, различными психологическими факторами, обусловленными менталитетом российских граждан. Перспективы же 2018-2022 гг. зависят не только от экономической ситуации в стране и, как следствие, величины процентных ставок по ипотеке, но и от мер государственной поддержки, системы требований к потенциальным заёмщикам.

Список литературы / References

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 (ред. от 08.05.2002) // Собр. законодательства РФ, 2000. № 3. Ст. 278.

3. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1711 (ред. от 21.07.2018) // Соб. законодательства РФ, 2018. № 3. Ст. 547.

4. О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.08.2018) // Соб. законодательства РФ, 2011. № 5. Ст. 739.

5. О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих: Постановление Правительства РФ от 15.05.2008 № 370 (ред. от 08.09.2017) // Соб. законодательства РФ, 2008. № 20. Ст. 2369.

6. Жилищные кредиты, предоставленные физическим лицам-резидентам в рублях. Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=4-1/ (дата обращения 18.10.2018).

7. Объёмы кредитования в РФ за I кв. выросли на 53%. ИА REGNUM. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2409990.html/ (дата обращения: 18.10.2018).

8. Официальная статистика. Население. Жилищные условия. Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population /housing/#/ (дата обращения: 18.10.2018).

9. Развитие рынков ипотеки и жилищного строительства в 2000-2017 годах. Минстрой России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://дом.рф/wp-content/uploads/2016/04/AHML_17-let_2017.12.11 .pdf/ (дата обращения: 18.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.