Научная статья на тему 'К вопросу о роли интеграции информационных ресурсов в единой информационной системе региона для решения функциональных статистических задач'

К вопросу о роли интеграции информационных ресурсов в единой информационной системе региона для решения функциональных статистических задач Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / GOVERNMENT PROGRAM / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / INDICATORS OF A LEVEL OF DEVELOPMENT OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / AN INFORMATION SOCIETY / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ / DEVELOPMENT OF THE STATE STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуковская Ирина Евгеньевна

Данная статья посвящена вопросам совершенствования управления статистической отраслью на базе интеграции информационных ресурсов в единой информационной системе региона. В ней рассматривается актуальность функционирования Центра обработки данных при Госкомстате Республики Узбекистан, перспективные направления развития отрасли в условиях формирования информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A QUESTION ON A ROLE OF INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES IN UNIFORM INFORMATION SYSTEM OF REGION FOR THE DECISION OF FUNCTIONAL STATISTICAL PROBLEMS

Given article is devoted questions of perfection of management by statistical branch on the basis of integration of information resources into uniform information system of region. In the article urgency of functioning of the Data-processing centre is considered at the State committee of the Republic of Uzbekistan on statistic, perspective directions of development of branch in the conditions of formation of an information society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли интеграции информационных ресурсов в единой информационной системе региона для решения функциональных статистических задач»

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

УДК 004.91

Ирина Евгеньевна Жуковская,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Информационные системы в экономике» Ташкентского Государственного экономического университета Тел.: +998909036531 Эл. почта: irishka.165@mail.ru

Данная статья посвящена вопросам совершенствования управления статистической отраслью на базе интеграции информационных ресурсов в единой информационной системе региона. В ней рассматривается актуальность функционирования Центра обработки данных при Госкомстате Республики Узбекистан, перспективные направления развития отрасли в условиях формирования информационного общества.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, государственная программа, статистический анализ, показатели уровня развития информационно-коммуникационных технологий, информационное общество; развитие государственной статистики.

Irina E. Zhukovskya,

PhD in Economics, Chair «Information systems in economy» Tashkent State economic university Tel.: +998909036531 E-mail: irishka.165@mail.ru

A QUESTION ON A ROLE OF INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES IN UNIFORM INFORMATION SYSTEM OF REGION FOR THE DECISION OF FUNCTIONAL STATISTICAL PROBLEMS

Given article is devoted questions of perfection of management by statistical branch on the basis of integration of information resources into uniform information system of region. In the article urgency of functioning of the Data-processing centre is considered at the State committee of the Republic of Uzbekistan on statistic, perspective directions of development of branch in the conditions of formation of an information society.

Keywords: information technologies, information systems, a government program, the statistical analysis, indicators of a level of development of information-communication technologies, an information society; development of the state statistics.

1. Введение

Современное развитие национальной экономики находится на этапе формирования информационного общества, в котором эффективный обмен информацией играет важную роль.

Как свидетельствует опыт, на сегодняшний день основная доля мировых инноваций, открытий и достижений науки и техники направлены именно на сферу оптимизации обмена и хранения информации, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов экономических отношений и их широкий доступ к мировым информационным ресурсам.

В условиях развития информационного общества информация приобретает особое значение в экономической системе любого государства, а важным фактором, обеспечивающим эффективное развитие экономики, выступает развитие сферы информационно-коммуникационных технологий.

Практика показывает, что в современный период рынок информационно-коммуникационных услуг играет особую роль в развитии национальной экономики и всецело зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этой связи полноценное использование информационных ресурсов содействует росту предприятий и организаций всех отраслей и сфер национальной экономики и тем самым обеспечивает экономический рост.

2. Место и роль Центра обработки данных в интеграции информационных ресурсов для управления статистической отраслью

Управление статистической отраслью - динамичное явление и, в зависимости от этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, управлению присущи определенные технологии. Так, нынешний этап развития национальной экономики характеризуется активным формированием рыночных отношений, усложнением хозяйственных связей, повышением ответственности за принимаемые управленческие решения. Более разнообразной, расширяющей возможность выбора альтернатив становится и совокупность методов, используемых в управленческой деятельности: измерений управляемых переменных, оценивания и осуществления управляющих воздействий. Наряду с этим возрастает и видовое разнообразие управления, позволяющее полнее удовлетворять специфические потребности разных по целевому предназначению, масштабам деятельности и организационно-правовым формам субъектов и объектов управления.

Таким образом, объективное поступательное движение общества модифицирует традиционные способы и инструменты управления, присваивая ему новые черты, что позволяет говорить о формировании новой парадигмы управления, обусловленной следующими факторами: тенденциями к дифференциации управления, проблемами информационной совместимости, процессом глобализации и объявлением результатом общественного прогресса здоровье и продление жизни человека.

Информация всегда является составляющей преобразовательных процессов, потребность в которой значительно выше других потребностей: в труде, образовании, досуге, культурных и научных благах и т.д., так как реализация последних в качестве непременного условия предполагает предварительное удовлетворение потребности в информации. В развитых странах работа с таким продуктом, как информация и технология ее обработки,

за последнее время превратилась в самостоятельную специализированную сферу - рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок). В зависимости от масштаба, выделяют международные, национальные и региональные информационные рынки. Региональный информационный рынок - новый и, пока что находящийся в стадии своего формирования сегмент регионального рынка.

Экономические реформы и бурное развитие компьютерной техники привели к значительному прогрессу в области информационных систем и технологий. Большое значение в этом направлении придается развитию системы «Электронное правительство». Успешно функционируют отдельные элементы данной системы, в частности:

- Национальная база законодательства Республики Узбекистан, содержащая в себе более 32,6 тыс. нормативно-правовых актов;

- портал налогоплательщика, обеспечивающий прием и обработку электронной налоговой отчетности, которым уже пользуются 99% всех предпринимателей;

- единый портал лицензиата, в котором доступна полная информация о перечне лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур, требуемых докумен-

тах для получения лицензий и разрешений;

- единый портал декларантов, через который с начала 2014 года, 99% всех грузовых таможенных деклараций оформлено в электронном виде;

- единая автоматизированная система электронной статистической отчетности «eStat 2.0»;

- портал коммунального хозяйства и жилищного фонда, который предоставляет целый спектр услуг в сфере ЖКХ, включая прием и обработку жалоб, оплату коммунальных услуг, а также информацию о тарифах;

- за счет внедрения информационной системы E-Visa доля оформленных иностранцам виз в Узбекистан в электронном виде превысила 90%;

- более 35 тыс. исковых заявлений и ходатайств в хозяйственные суды были поданы в 2014 году в электронном виде через систему e-Sud.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 2013 г. № 355, введена система оценки внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственных органах. По результатам годовой оценки, самую высокую оценку получили Центральный банк, Министерство фи-

нансов, Банк «Ипотека-банк», Го -сударственный налоговый комитет и Государственный комитет по статистике. Рост оценки по сравнению с началом года составил в среднем на 13,5%, что свидетельствуют о принимаемых практических мерах по развитию интерактивных услуг, внедрению информационных систем и баз данных [1].

Так, только количество государственных информационных систем в Республике Узбекистан выросло с 2008 года до начала 2015 года на 280 единиц (рис. 1).

Стало возможным решение глобальных по масштабу задач, одной из которых является всесторонняя информатизация статистической отрасли и соответствующее ее обеспечение комплексной аналитической информацией, как оперативной, так и стратегической.

Основной целью процесса информатизации статистической отрасли региона является обеспечение своевременным поступлением достоверной информации, так как от объективности, оперативности, актуальности поступающих данных зависят не только успех принимаемого управленческого решения, но и дальнейшее поступательное развитие всей отрасли в целом.

Совершенствование процессов управления на любом уровне должно опираться на глубокое и разностороннее информационное обеспечение. Понимание этой задачи и насущная потребность в централизованной, упорядоченной, строго организованной системе информационного обеспечения статистической отрасли приводят к концепции создания интегрированного информационного ресурса.

Интегрированный информационный ресурс - это система, прежде всего, ориентированная на конечный результат - принятие взвешенных и обоснованных решений на любом уровне управления в данной отрасли. Его предназначение - ситуационный и диагностический анализ положения объектов управления услуг и товаров, маркетинговый анализ, анализ стратегических целей управления и факторов их достижения.

Рис. 1. Количество государственных информационных систем в Республике

Узбекистан (единиц)

Источник: данные Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

Рис. 2. Технология цифровых соединений территориальных подразделений Госкомстата

Источник: Данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Для эффективного функционирования статистической отрасли Узбекистана был создан Центр обработки данных (ЦОД), который представляет собой единую многокомпонентную система, призванную обеспечить бесперебойную автоматизированную работу управленческих процессов.

В современный период ЦОД решает множество задач, связанных с эффективной обработкой информации. Это такие задачи, как хранение и анализ большого количества статистической информации, обеспечение безопасности ИКТ, максимальная доступность статистических данных, безотказность работы информационных систем, объединение распределенных информационных систем, обеспечение бесперебойной работы.

Преимуществом ЦОД является тот факт, что любой пользователь,

будь то солидная корпорация или частный предприниматель, может из любой точки планеты, используя любое устройство доступа, предназначенное для работы в компьютерной сети, работать с необходимой информацией, находящейся на сервере в ЦОД.

Для эффективной работы ЦОД обязательно наличие трёх основных составляющих.

Прежде, всего, это технические компоненты, которые предоставляют возможность функционирования ЦОД. К ним относятся: серверный комплекс, который включает серверы статистических информационных ресурсов, приложений, представления статистической информации, а также служебные серверы; система хранения статистических данных и резервного копирования - ядро ЦОД. Она состоит из консолидирующих дисковых массивов,

сети хранения данных, системы резервного копирования и аварийного восстановления статистических данных; сетевая инфраструктура обеспечивает взаимодействие между серверами, объединяет логические уровни и организует каналы связи. Она включает магистрали для связи с операторами общего доступа, телекоммуникации, обеспечивающие связь пользователей с ЦОД (рис.2); инженерная система эксплуатации ЦОД, которая поддерживает условия для нормального функционирования центра. В ее состав входят подсистемы энергообеспечения, климат-контроля, пожарной сигнализации и пожаротушения, передачи данных, а также автоматизированные системы диспетчеризации и управления информационными ресурсами; система безопасности, предотвращающая несанкционированное вторжение в

зоны конфиденциальной статистической информации. Она состоит из средств защиты, системы оповещения и системы контроля доступа.

Второй компонентой, необходимой для функционирования ЦОД является комплексное программное обеспечение. К его инфраструктуре относятся операционные системы серверов, программное обеспечение баз данных, операционные системы рабочих станций, средства кластеризации, средства резервного копирования, программы устройств хранения данных, средства администрирования серверов и рабочих станций, средства инвентаризации, офисное программное обеспечение, электронная почта, Интернет-браузеры.

К программам, отвечающим за функционирование управленческих процессов, относятся деловые приложения, базовые корпоративные информационные сервисы, приложения для коллективной работы, отраслевые компоненты, программное обеспечение для решения задач конструкторско-технологичес-кого плана системы электронного архива и управления проектами, программы, обеспечивающие сервисы файлов, печати, службы каталогов и других прикладных задач.

Большое распространение в Узбекистане получил программный

комплекс - еБ1а1 2.0. В результате внедрения автоматизированной системы электронной статистической отчетности «е81а12» доля резервирования фирменных наименований в электронном порядке в конце 2014 года достигла 97% [1].

Третьей компонентой является организационная среда, которая решает вопросы, связанные с предоставлением 1Т-услуг. Она подразумевает выполнение процессов оказания услуг качественно и доступно; процессов взаимодействия администраторов и пользователей; процессов решения проблем, возникающих при функционировании любого из компонентов системы; процессов управления конфигурациями, мониторинг и контроль статуса 1Т-инфраструктуры, инвентаризацию, верификацию и регистрацию конфигурационных единиц, сбор и управление документацией, предоставление информации об 1Т-инфраструктуре для всех других процессов, процессов управления изменениями, т. е. определение необходимых изменений и способов их осуществления с наименьшим риском для 1Т-услуг, а также проведение консультаций и координации действий с пользователями в целом; процессов релиза, т. е. совместного тестирования и введения в активную деятельность организации

ряда конфигурационных единиц; контроль расходов над обеспечением функционирования дата центра может существенно повлиять на структуру расходов компании. Основные направления - переход от физических серверов к виртуальным, а также модернизация серверного оборудования на энергоэффективное.

Эффективное функционирование ЦОД базируется на следующих принципах:

- применение виртуализации, что позволяет сократить объем используемого пространства, использование более экономичных систем охлаждения и организация эффективного управления. При этом следует учесть ограничения, присущие виртуализации. Она возможна не всегда, если система обслуживает тысячи пользователей или некоторые вертикальные приложения;

- планомерный подход к приобретению лицензий. Например, на виртуальные среды могут распространяться комплексные соглашения;

- проведение анализа энергопотребления ЦОД в различное время суток, оптимизация рабочих нагрузок на серверы;

- постоянный контроль количества физических портов. Большое число физических подключений к одному серверу приводит к усложнению сетевой инфраструктуры.

- учет модернизации оборудования в процессе эксплуатации [3].

Свободный доступ к единой межведомственной информационно-статистической системе направлен на следующее: стратегическое развитие государства, как информационного общества; совершенствование и модернизацию национальной экономики; обеспечение защиты прав и свобод, безопасность граждан; рост уровня жизни населения; повышение доверия общества к государственной власти.

Хорошо налаженная деятельность ЦОД служит интеграции информационных ресурсов и эффективному управлению статистической отраслью, её взаимосвязи с единой информационной системой страны.

Государственный комитет ' Республики Узбекистан по статистике ^^ ■ 3(4" _—'—— У/

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СБОРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Выберите инспектора

\Tui\r

Рис. 3. Главное меню при работе с программным комплексом 2.0

Информационные системы государственных органов

ИС1 ис\ ИС, ... ис,

> Национальная , информационная система

из, из, ИЗ, ... из,

11олыояатели Национальной информационной системы

Рис. 4. Технология организации Национальной информационной системы страны [3]

3. Перспективные направления интеграции единой информационной системы Госкомстата в национальную информационную систему

Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан реализуется в соответствии с Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан, рассчитанной на 2013-2020 годы. Данная программа утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова от 27 июня 2013 года «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».

В современный период в Узбекистане значимыми темпами развивается Единый портал интерактивных государственных услуг, созданный в соответствии с Государственной программой «Год благополучия и процветания», утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2013 года № ПП-1920 [1], посредством которого гражданам и предпринимателям оказано в общей сложности более 96 тыс. электронных услуг. Колл-центр Единого портала по данным на конец 2014 года обработал более 40 тыс. вызовов. На сегодняшний день на портале доступно 230 интерактивных услуг. Полностью оправдывает себя и активизируется система межведомственной защищенной электронной почты Е-ХАТ. Уже сейчас государственными органами направлено через систему более 485 тыс. писем. Количество пользователей ключей электронной цифровой подписи превысило 720 тыс. (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 2 раза).

Через веб-сайты государственных органов оказываются более 650 видов интерактивных и информационных услуг, позволяющих направить обращение или запрос для получения различных справок и документов.

Технология организации Национальной информационной системы страны представлена на рис. 4

К началу 2015 года зарегистрировано 226 государственных информационных ресурсов и 287 информационных систем государственных органов, которые используются как для автоматизации деятельности самих организаций, так и для оказания электронных услуг населению и субъектам предпринимательства.

Следует отдельно отметить высокие темпы развития национального сегмента сети Интернет. Так, на сегодняшний день количество доменов в зоне «и2» составляет более 19 тыс. ед., при этом рост по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил более 111%.

С начала текущего года более 86,5 млн. посещений было осуществлено на отечественные вебсайты. Этот показатель в два раза выше, чем в прошлом году [1].

При проектировании, разработке и внедрении информационных систем, интегрируемых в Национальную информационную систему необходимо предусмотреть создание условий для оказания государственных интерактивных услуг субъектам предпринимательства и населению в рамках возложенных функций и задач; для информационных систем, предназначенных

для обработки информации, доступ к которой ограничен в установленном законодательством порядке, обеспечить обязательное согласование вопросов информационной безопасности с соответствующими органами; необходимо учесть их эффективное функционирование в составе «Единого окна»; в разработке информационных систем использовать лицензионное программное обеспечение, преимущественно отечественного производства, либо свободно распространяемое программное обеспечение с открытым кодом.

4. Заключение

В условиях формирования информационного общества дальнейшее развитие и внедрение современных ИКТ в деятельность Госу -дарственного комитета Республики Узбекистан по статистике позволит обеспечить максимальное удовлетворение спроса на статистическую информацию органами государственной власти и управления отраслью для принятия управленческих решений, активизацию и расширение спроса на достоверную и актуальную информацию со стороны предпринимателей, населения, других пользователей открытой статистической информации, пре-

доставит возможность получения статистической информации при оперативном доступе к информационным ресурсам, повышающую, как следствие, инвестиционную привлекательность объектов статистического наблюдения, формирование единого информационного пространства по отраслям и сферам национальной экономики страны, минимизацию затрат на подготовку и обработку статистической информации, которая должна представляться в органы статистики за счет использования новых методик, технологий и систем электронного документооборота, сокращение затрат на обработку и поиск информации путем применения современных технологий, исключения дублирования, трудоемких операций, использования специализированных и межотраслевых данных.

Широкомасштабная реализация концепции открытых данных обеспечит базу для развития новых информационных сервисов и повышение эффективности и удобства доступа к информационным системам со стороны широких слоев населения. Интеграция информационных ресурсов, в том числе и статистической отрасли, в единой информационной системе страны

является одним из факторов вхождения в мировую информационную систему и построения информационного общества.

Литература

1. http://www.ccitt.uz - официальный сайт Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

2. http://www.stat.uz - официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

3. Бегалов Б. А., Жуковская И.Е. Информационно-коммуникационные технологии в эффективной организации статистической деятельности в условиях формирования инновационной экономики. Т.: ФАН, 2013.

References

1. http://www.ccitt.uz - an official site of the Ministry of development of information technologies and Republic Uzbekistan communications

2. http://www.stat.uz - an official site of the State committee of the Republic Uzbekistan on statistic

3. Begalov B.A., Zhukovskaya I.E. Information of technology in the effective organisation of statistical activity in the conditions of formation of innovative economy. Т: FAN, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.