Научная статья на тему 'Развитие и использование государственных статистических информационных ресурсов'

Развитие и использование государственных статистических информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5654
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION RESOURCES / STATISTICAL INFORMATION / INFORMATION SECURITY / STATE STATISTICS / INFORMATION AND STATISTICS SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олейник Ольга Степановна

В статье раскрывается значимость государственных статистических информационных ресурсов для процесса принятия управленческих решений и рассмотрены направления их использования различными категориями пользователей. Значительное внимание уделено организации межведомственного обмена статистической информацией на основе типовой технологии и стандартов хранения информации. Обоснованы основные направления развития статистических информационных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Олейник Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing and using of state statistical information resources

The article discover the importance of the state statistic information resources for the management decisions-making process and consider the directions using of them by different categories of users. It was given considerable attention to interagency committee of statistical information exchange based on standard technology and the data storage primary standards. It was substantiated reference directions of development statistical information resources to reach satisfaction increasing user's needs.

Текст научной работы на тему «Развитие и использование государственных статистических информационных ресурсов»

© О.С. Олейник, 2008

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

УДК 311.312 ББК 65.051.01

РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

О.С. Олейник

В статье раскрывается значимость государственных статистических информационных ресурсов для процесса принятия управленческих решений и рассмотрены направления их использования различными категориями пользователей. Значительное внимание уделено организации межведомственного обмена статистической информацией на основе типовой технологии и стандартов хранения информации. Обоснованы основные направления развития статистических информационных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих потребностей пользователей.

Ключевые слова: информационные ресурсы, статистическая информация, информационная безопасность, государственная статистика, информационно-статистическое пространство.

Система государственных статистических информационных ресурсов способствует совершенствованию экономического управления, обеспечивает возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики. Особая значимость информационных ресурсов подтверждается Доктриной информационной безопасности Российской Федерации [3], содержащей следующие основные требования по обеспечению национальных интересов: обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать информацию любым законным способом; совершен-

ствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ; развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.

Информация - это единственный вид ресурсов, который не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых. Проблемы управления информационными ресурсами уже давно находятся в центре внимания российских политиков. Еще в 1999 г. были разработаны Концепция управления государственными информационными ресурсами и Концепция государственного регулиро-

вания негосударственных информационных ресурсов России. Дополнительный импульс решению этих проблем был придан реализацией мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» (20022010 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Широкое отражение вопросы управления информационными ресурсами получили в Концепции использования информационных технологий в федеральных органах исполнительной власти до 2010 г., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р.

Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», отсутствует его общепринятое определение. Информационные ресурсы - это:

- «интегральное понятие, включающее в себя полную совокупность сведений, формируемых в процессе жизнедеятельности в целом» [9];

- «вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и других)» [1, с. 30];

- в экономике - «интегральное понятие, включающее совокупность сведений, формирующихся в процессе жизнедеятельности хозяйственных субъектов, о социально-экономических процессах в производственной и непроизводственной сферах» [7, с. 126].

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] государственные информационные ресурсы определяет как информацию, содержащуюся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы (ст. 14, ч. 9). Информационной системой закон называет совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2) и разделяет

их на государственные, муниципальные и иные информационные системы (ст. 13, ч. 1).

Процессы накопления информации и превращение их в информационный ресурс общества становятся важнейшим фактором социально-экономического развития страны. В настоящее время очевидна необходимость создания информационных аналитических ресурсов, позволяющих вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать различные варианты решений, оценивать их и контролировать исполнение.

Формирование информационных ресурсов России, различающихся между собой по объемам, способам организации и представления информации, осуществляется различными субъектами для обеспечения своей деятельности - органами управления всех уровней, различными хозяйствующими субъектами, общественными организациями, частными лицами. Основным объектом государственной информационной политики и общественного интереса являются информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания «внешних» пользователей (тех, что не связаны непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. В Национальном докладе «Информационные ресурсы России» в структуре информационных ресурсов страны выделяются четыре основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный универсальный характер. Это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) [5].

Система государственной статистики в Российской Федерации, как и во всем мире, представляет собой важнейшее межотраслевое звено в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений, что позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

В современных условиях основная задача государственной статистики состоит в обеспечении потребностей органов государственной власти и управления в статистических данных

о социальных, экономических, демографических экологических и других общественных явлениях. Исходя их этого разработана технология сбора, обработки, хранения первичной информации и формируемых на ее основе сводных (агрегированных) результатов: периодичность сбора статистической отчетности, методы сбора информации (сплошное или выборочное наблюдение), место хранения первичной информации (территориальные органы статистики, вычислительный центр или сервер Росстата).

Статистические информационные ресурсы страны включают в себя разнообразную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, жизни населения, имеющихся и используемых природных ресурсах, финансах и т. д. Эта информация сосредоточена в информационных фондах Росстата и организаций, входящих в его структуру, информационных хранилищах органов власти и управления на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, местных администраций, отдельных предприятий, библиотек, учебных и научно-исследовательских организаций. К общим статистическим ресурсам относятся также методологические, нормативные и учебные материалы в данной области; а также информация из зарубежных источников, получаемая на основе обмена с национальными и международными органами статистики и другими организациями.

Система государственных статистических информационных ресурсов включает: информационные ресурсы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата); статистические информационные ресурсы других федеральных органов власти и управления (Минфина России; ФНС России, Роструда, Минздравсоцразвития России, МВД России, Банка России и других министерств и ведомств). В свою очередь, информационные ресурсы системы Росстата объединяют: информационные ресурсы центрального аппарата Росстата; информационные ресурсы Главного межрегионального вычислительного центра Росстата (ГМЦ Росстата); информационные ресурсы территориальных органов Росстата.

Единое информационно-статистическое пространство органов государственной статистики формируется на основе статистических данных, полученных от объектов наблюдения,

и охватывает официальную информацию, сформированную органами государственной статистики; информацию, получаемую при осуществлении ведомственных государственных наблюдений, проводимых федеральными органами государственной власти; и информацию региональных государственных статистических наблюдений.

В настоящее время решение стратегической задачи создания системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти требует формирования единого государственного интегрированного информационно-статистического ресурса и оперативного доступа к этому ресурсу всех потребителей статистической информации. Под единым государственным интегрированным информационно-статистическим ресурсом понимается информация, собранная по линии Росстата, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, других органов власти и управления, финансовых и других организаций, формирующих статистическую отчетность для информационно-статистического обеспечения Президента и Правительства РФ, а также других пользователей .

В процессе создания единого государственного интегрированного информационностатистического ресурса определяющее значение имеет организация межведомственного обмена данными оперативных статистических наблюдений на основе типовой технологии и стандартов хранения информации. В связи с этим важной задачей является интеграция информационных ресурсов Росстата с ресурсами других министерств и ведомств, обеспечивающих сбор и накопление ведомственной статистики. В 2007 г. начата отработка технологии интеграции федеральных органов исполнительной власти в единую межведомственную информационно-статистическую систему. Созданы компоненты информационно-вычислительной архитектуры единой межведомственной информационно-статистической системы, реализующей автоматизированное взаимодействие ведомственных сегментов данной системы с учетом создания федерального центра управления межведомственным обменом и доступом к данным государственных информационных систем.

Анализ накопленного системой государственной статистики РФ большого объема статистической информации о социально-экономическом развитии общества позволяет выявлять явные и скрытые тенденции этого процесса, вырабатывать его стратегию, находить оптимальные решения. Статистическая информация, объективно отражая состояние и закономерности социально-экономических явлений и процессов, является одной из важнейших составляющих информационного ресурса государства. На основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 14, ч. 2) создаются и эксплуатируются государственные информационные системы.

Статистическая информация является необходимым информационным ресурсом для процесса принятия решений, представляет собой один из основных элементов экономического и социального управления, связывает между собой органы власти и гражданское общество. «Если назначение информационной системы состоит в предоставлении руководителям информации, обеспечивающей принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы предоставляют данные, которые обрабатываются технологическими процедурами и преобразуются в информацию для подготовки и принятия управленческих решений» [8, с. 73].

Как отмечает О. Иншаков, «особое значение приобретает управление информационными ресурсами как способ обеспечения эффективной деятельности региона, для которого информация и знания трактуются как важнейший и редкий ресурс, запас или резерв, как элемент его экономического потенциала» [6, с. 83]. В процессе освоения информационных ресурсов хозяйственными субъектами О. Иншаков выделяет две стадии. Первая стадия «...предполагает их поиск, извлечение из внешней среды и привлечение во внутреннюю среду субъекта хозяйствования, выбор средств, технологий и носителей присвоения доступных ресурсов, структурную и функциональную переработку

информации, ее дифференцированную транспортировку и хранение, подготовку инструментов и определение форм их целевого и интегрального использования» [там же, с. 84]. На второй стадии информационные ресурсы реализуются в «. ..выполнении конкретных хозяйственных функций, материализуясь в соответствующих документах (планах, отчетах, проектах, протоколах, приказах, контрактах, расчетах, балансах, сметах, ведомостях и т. п.), продуктах и их информационных атрибутах, действиях (решения, организационные и социальные акции, структурные сдвиги, поощрения, санкции, совещания, кадровые перестановки, соглашения, слияния, инвестиции и т. п.)» [там же].

Круг пользователей статистической информации весьма обширный, как и разнообразие их информационных запросов. Как утверждал Н. Винер, «действенно жить - это значит жить, располагая правильной информацией» [2, с. 31]. На рисунке 1 представлены направления использования статистических информационных ресурсов различными категориями пользователей.

При предоставлении статистической информации пользователям Росстатом соблюдается один из основополагающих принципов официального статистического учета и системы государственной статистики, закрепленных в Федеральном законе от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст. 4, п. 1), - полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).

Основные результаты деятельности Росстата базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн листов статистического инструментария, включающего более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения. Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей.

Источник Категории Направления

информации пользователей использования

Органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления

Некоммерческие организации

Коммерческие организации, индивидуальные предприниматели

Общественные организации, политические деятели, средства массовой информации

Учебные и исследовательские организации, отдельные исследователи

Население

Иностранные правительства и деловые круги

Мониторинг различных направлений социально-экономического развития, прогнозирование, выработка управленческих решений, оценка своих действий

^

•--------------------------------------ч

Внедрение программ своего развития по различным направлениям

_______________________________________*

---------------------------------------^

Принятие решений по осуществлению и развитию коммерческой деятельности

Оценка различных явлений общественной жизни

Комплексный анализ, выявление закономерностей и прогноз социальноэкономических явлений и процессов

Взаимодействие с институтами гражданского общества, экономики, социальной сферы, финансов

.______________________________________/

'--------------------------------------N

Выработка направлений развития политических связей, оценка рисков развития экономических связей

Международные N.. ч

организации

Международные сопоставления

Рис. 1. Направления использования статистических информационных ресурсов различными категориями пользователей *

Потребности пользователей в получении статистической информации о социально-экономическом развитии регионов, отражающей состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей, постоянно возрастают. Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления для осуществления их полномочий требуется все более разнообразная и детализированная экономико-статистическая информация. Вряд ли наступит такой момент, когда статистической информации станет достаточно, поскольку самые исчерпывающие ответы в ней тут же порождают новые вопросы [4, с. 21-25]. В связи с этим Росстат ведет постоянную работу по расширению перечня разрабатываемых статистических показателей, используемых федеральными органами государственной власти, орга-

* Составлено автором.

нами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления для анализа социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Так, в 20062007 гг. Росстатом в этом направлении осуществлено следующее:

- в целях повышения эффективности бюджетного планирования и межбюджетных отношений налажена работа по представлению в Минфин России необходимых данных по субъектам РФ в длительной динамике по согласованному перечню показателей;

- для разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ организована работа по представлению территориальными органами статистики органам государственной власти субъектов РФ данных в соответствии с согла-

сованным с Минэкономразвития России перечнем статистических показателей; выполнены дополнительные работы по формированию и представлению официальной статистической информации по ряду актуальных вопросов в разрезе субъектов РФ (проведение с 2006 г. ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции, организация с января 2007 г. еженедельного панельного наблюдения за продажей и ценами на потребительские товары на розничных рынках ряда регионов России и др.);

в соответствии с указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» организована работа по обеспечению органов государственной власти субъектов РФ данными по утвержденному перечню показателей эффективности деятельности; организована работа по обеспечению представления в Минрегион России и органам государственной власти субъектов РФ данных в соответствии с Унифицированной системой показателей, характеризующей место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации, согласованной Председателем Правительства РФ 15 марта 2006 г., № МФ-П11-1013; сформирована база данных по показателям, характеризующим ход реализации приоритетных национальных проектов в субъектах РФ;

сформирован перечень показателей, и в настоящее время завершается работа по формированию базы данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, к которой будет обеспечен свободный доступ органам государственной власти и местного самоуправления. Комплекс организационно-методологических мероприятий осуществляется Росстатом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей территориальными органами статистики реализуются такие направления, как:

- максимальное использование возможностей федерального статистического ресурса - формирование дополнительных информационных массивов по городам и районам (применяется практически повсеместно);

- расширение круга наблюдаемых хозяйствующих субъектов - обследования малых предприятий, индивидуальных предпринимателей;

- организация региональных статистических наблюдений, отражающих специфику регионов и позволяющих отслеживать выполнение региональных целевых программ. Таким образом, деятельность Федеральной службы государственной статистики по формированию информационных ресурсов строится с учетом новых возможностей, которые открывают современные технологии, исходя из необходимости постоянного укрепления своего места в информационном сообществе и соблюдения требований по информационной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веревченко, А. П. Информационные ресурсы для принятия решений / А. П. Веревченко, В. А. Горчаков, И. В. Иванов, О. В. Голодова. -М. : Акад. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002.- 560 с.

2. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М. : Изд-во иностр. лит., 1958. - 200 с.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http: //www. rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/ mim_bezop/doctr. shtm.

4. Елисеева, И. И. Какую статистику хотелось бы иметь / И. И. Елисеева // Статистика в диалоге общества и власти : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 янв. 2008 г.). - СПб. : Знание. 2008. - С. 21-25.

5. Информационные ресурсы России : нац. докл. / Гос. ком. РФ по связи и информатизации. -М., 1999. - Режим доступа: http://www.nasledie.ru/ politvnt/19_35/article.php?art= 19.

6. Иншаков, О. В. Информационный механизм и мониторинг обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйствен-

ной системы региона / О. В. Иншаков, Л. В. Пономарева // Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона : материалы науч.-практ. конф., Волгоград, 15-16 мая 2001 г. - Волгоград : ГУ «Издатель», 2001. - С. 82-91.

7. Мизинцева, М. Ф. О формировании информационных механизмов развития региональных хозяйственных систем / М. Ф. Мизинцева // Экономическая наука современной России. - 2001. -№2.- С. 125-130.

8. Мироедов, А. А. Особенности информационного обеспечения управления экономикой ре-

гиона / А. А. Мироедов // Вопросы статистики. -2007. - № 7. - С. 73-77.

9. Немцова, Е. С. Роль и значение информационных ресурсов для процесса принятия решений в системе управления предприятиями в условиях конкурентной среды / Е. С. Немцова // Вестник СевКавГ-ТУ Сер. «Экономика». - 2004. - №2 (13). - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/econom/13/41.pdf.

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html.

DEVELOPING AND USING OF STATE STATISTICAL INFORMATION RESOURCES

O.S. Oleynik

The article discover the importance of the state statistic information resources for the management decisions-making process and consider the directions using of them by different categories of users. It was given considerable attention to interagency committee of statistical information exchange based on standard technology and the data storage primary standards. It was substantiated reference directions of development statistical information resources to reach satisfaction increasing user’s needs.

Key words: information resources, statistical information, information security, state statistics, information and statistics space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.