Научная статья на тему 'Статистический анализ особенностей развития информационных технологий в регионах России'

Статистический анализ особенностей развития информационных технологий в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДЕКС / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / РЕЙТИНГ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шохнех Анна Владимировна

Для статистического анализа развития и распространения информационных технологий в России необходимо изучать«уровень готовности» общества к возможному их применению во всех сферах жизнедеятельности. Индекс готовности общества позволяет строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и факторам развития информационного общества с различной степенью детализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ особенностей развития информационных технологий в регионах России»

Статистический анализ особенностей развития информационных технологий в регионах России

Шохнех Анна Владимировна, доктор экономических наук,

профессор кафедры налогообложения и аудита Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ Shokhnekh Anna Vladimirovna, doctor of economic sciences, Professor of the Department of taxation and auditing The Volgograd branch of the Russian Academy of national economy and the public service under the

President of the Russian Federation

Аннотация

Для статистического анализа развития и распространения информационных технологий в России необходимо изучать«уровень готовности» общества к возможному их применению во всех сферах жизнедеятельности. Индекс готовности общества позволяет строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и факторам развития информационного общества с различной степенью детализации.

Ключевые слова

Статистический анализ; развитие; распространение; информационные технологии; индекс; уровень готовности общества; развитие регионов; рейтинг; факторы развития.

Annotation

For the development and diffusion of information technologies in Russia, you must take into account the level of readiness of society for possible use in all spheres of life. Index willingness of society to build ratings regions in selected areas and factors of development of the information society with varying degrees of detail.

Keywords

Statistical analysis; development; distribution; information technology; index; the level of preparedness of the company; development of regions; rating; development factors

Неизбежность технологических революций определяется ростом научной информации, с которой приходится иметь дело людям, усложнением процессов деятельности во всех сферах жизни общества.

В настоящее время, существующая теория информации - это ветвь теории вероятностей и математической статистики, которую можно использовать во всех областях знания человечества.

В национальной экономике информационные технологии и информационные услуги стали значимой статьей российского не сырьевого экспорта, так в первые десять лет нового тысячелетия отрасль информационных технологий развивалась высокими темпами с ежегодным приростом около 25 процентов. Однако сводные индексы международных статистических исследований отражают низкийуровень развития России в сфере информационных технологий и услугпо сравнению с мировыми лидерами1.

В свою очередь, недостаточно высокий уровень социальноэкономического развития многих регионов Российской Федерации является основным фактором, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России. Уровень готовности использования информационных технологий в домашних хозяйствах по регионам различен, так индекс лидера в 22 раза превышает показатель региона-аутсайдера. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей.

1 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р. ИСС Консультант +

Так по данным государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р на конец 2008 года только около 21,5 процента всех российских домашних хозяйств (11,4 млн. домашних хозяйств) имели широкополосный доступ в сеть Интернет, а средняя скорость доступа в регионах варьировалась от 128 Кбит/с до 1 Мбит/с, что существенно ниже, чем в Москве (7,5 Мбит/с) и Санкт-Петербурге (6 Мбит/с). Лидер по этому показателю (г. Москва) на 8 процентных пунктов отстает от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского союза.

Сдерживающимфактором является отсутствие массового взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти, не утвер-ждениеперечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, не признания на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного.

Для достижения цели, заключающейся в формировании информационного общества на уровне управления национальной экономикой принята государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», определяющая комплексный подход к созданию информационного общества, позволит осуществлять контроль в целях сравнения фактического уровня формирования информационного общества с плановым.

Создание информационного общества в Российской Федерации нацелено на повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого

уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения

3

конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития2.

Следовательно, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, государственном управлении и социальной сфере. Показатели развития информационного общества в Российской Федерации должны отражать показатели уровня развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах жизни деятельности общества.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 определяет необходимость обеспечения возможности внедрения технологий и выработку привычки их использования в повседневной жизни, то есть должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.

Важным является направленность цели и задач формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, определяющаяся получением гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления.

Исследования автора показывает, что для достижения цели развития информационного общества формируются подцели и решаются задачи (таблица

2).

Таблица 2 - Цели, подцели и задачи развития информационных технологий в России для формирования информационного общества

Цель Повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной

сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий

Подцели Задачи

1 Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищнокоммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.

2 Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления формирование единого пространства электронного взаимодействия; создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени; создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах; повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; развитие системы учета результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа; обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности; создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота

3 Развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий; подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий; развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий; формирование социально-экономической статистики развития информационного общества; развитие технопарков в сфере высоких технологий

4 Преодоление высокого уровня различия в использовании развитие телерадиовещания; развитие базовой инфраструктуры информационного общества;

информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание инфраструктуры информационного общества популяризацию возможностей и преимуществ информационного общества; повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий

5 Обеспечение безопасности в информационном обществе противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий; развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа; обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий

6 Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды; развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту

Целью проведения статистического анализа является обеспечение органов власти и основных сообществ развития регулярной, полной, своевременной и достоверной информацией о достижении степени формирования информационного общества.

Формирование информационного общества может быть достигнуто при участи всех сообществ, то есть на национальном уровне. В национальных программах принимают участие бизнес, гражданское общество, научнообразовательное сообщество, общественные организации.

С целью управления реализацией Программы развития и применения информационных технологий для формирования информационного общест-ва,предусматривается организация экспертизы заданий на реализацию ее проектов, а также экспертизы предложений по внесению возможных изменений курса.

В этих условиях особенно важна разработка и применение системы показателей статистического анализа развития и распространения информаци-

онных технологий, в целях контроля над выполнением Программы и расчёта ее эффективности.

Разработанный институтом развития информационного общества (ИРИО) подход находится в русле последних тенденций развития аналитических и статистических исследований информационного общества и основан на концептуальной схеме оценки «электронной готовности» (е-readmessassessment. Его отличительной особенностью является комплексный анализ факторов электронного развития (человеческого капитала, государственного регулирования, делового климата, доступа к информационным технологиям, информационной безопасности) наряду с анализом использования информационных технологий в ключевых сферах деятельности (образование, здравоохранение, культура, бизнес, государственное управление, повседневная жизнь). В рамках этого подхода показатели развития информационного общества рассматриваются системно, в аналитической перспективе, позволяющей дать комплексный анализ исследуемых процессов и воздействующих на них факторов3.

Также особенность существующей методологии - отраслевой подход к мониторингу использования информационных технологий для развития различных сфер деятельности. Этот подход повторяет концептуальную схему статистического анализа электронного развития в целом, мониторинг электронного развития отдельных отраслей (образования, здравоохранения и др.) проводится как по показателям готовности отрасли (факторов электронного развития), так и показателям использования информационных технологий. Здесь необходимо учитывать готовность в двух основных направлениях:

доступ к информационным технологиям, то есть обеспеченность организаций отрасли технологическим оборудованием и телекоммуникациями;

готовность человеческого капитала, то есть наличие навыков и специальной подготовки у персонала в области использования информационных технологий.

Исследования автора позволили выделить объекты статистического анализа развития информационных технологий, которые представлены рисунком 1.

Рисунок 1 -Объекты статистического анализа развития информационных технологий

Факторы развития информационного общества и ключевые сферы использования информационных технологий составляют 12 предметных областей (объектов) статистического анализа. Для каждого объекта статистического анализа определены параметры, по которым производится наблюдение, и разработана система показателей. Показатели и методологический инструментарий для получения их значений разрабатывались с учетом междуна-

4

родного опыта .

Предметная структура статистического анализа развития и распространения информационных технологий в России построена на основании модели Хохлова Ю.Е., Шапошникова С.Б., представлена рисунком 2.

(--------------------------^

факторы развития

информационного общества ^-------------------------->

Г >

Фактры развития

информационных

технологий для сфер

потребления Ч________________________>

Рисунок 2-Предметная структура статистического анализа развития информационного общества

В последние годы, по мере все большей интеграции информационных технологий в различные сферы деятельности происходит специализация информационных приложений, отвечающая специфике каждой предметной области. При проведении статистического анализа необходимо учитывать эти особенности, поэтому для каждой отрасли необходимо применять собственную систему показателей, то есть специализированный инструментарий.

Для проведения статистического анализа необходимо сформировать информационную базу. Система статистического анализа движения к информационному обществу строится на сочетании государственной и ведомственной статистики с системой периодических представительных опросов населения, профессиональных групп и предприятий.

В свою очередь, автор считает, что наряду с базовыми опросами предприятий и населения/домохозяйств, систему опросов (обследований), пред-

назначенную для сбора данных развития и использовании информационных технологий в той или иной сфере деятельности необходимо проводить тестирование в следующих направлениях:

1) тестирование организаций, профессиональной деятельности которых является деятельность в сфере развития и распространение информационных технологий;

2) тестирование профессионального сообщества на предмет сбора сведений об использовании информационных технологий, навыках и специальной подготовке персонала;

3) тестирование пользователей продуктов информационных технологи и услуг.

В мировом масштабе статистический анализ демонстрирует существование острой проблемы неравномерного распределения как инфокоммуника-ционных, так и экономических ресурсов между наиболее развитыми, развивающимися и беднейшими странами. Такая проблема обусловлена социальными факторами и техническими возможностями. Прослеживается прямая связь уровня жизни и возможность доступа населения к информационным технологиям.

В условиях «цифрового разрыва» первой волны, который характеризуется неравенством доступа к инфокоммуникационным технологиям, актуальным является вопрос выявления факторов и количественной оценки их влияния на уровень развития информационных технологий в мире и в каждой стране в отдельности. В сфере информационных технологий переплетаются технические, экономические, социальные и другие факторы, совместный учет которых на количественном уровне становится все более актуальным и необходимым. Наибольшее влияние на развитие информационных технологий оказывают экономика и образование. Также одним из основных индикаторов уровня социально-экономического развития страны является величина душевого валового внутреннего продукта (ДВВП). Наличие взаимосвязи уровня развития экономики и информационных технологий можно

10

наглядно проследить на примере групп стран с различным уровнем ДВВП (в текущих ценах)5.

В теории и практике для оценки уровня развития и распространения информационных технологий предлагается применять ключевые индикаторы, к которым относятсяследующие: 1) сотовая плотность (СП);2) сотовая плотность (СП);3) интернет-плотность (ИП);4) плотность широкополосного доступа (ПШД) (рисунок 3).

.................'•

Сотовая плотность (СП)

V_________________У

Рисунок 3- Ключевые индикаторы оценки уровня развития и распространения информационных технологий

Следовательно, для развития и распространения информационных технологий в России необходимо учитывать «уровень готовности» общества к возможному их применению во всех сферах жизнедеятельности.

Учеными предлагается методология построения Индекса,которая основана на концептуальной схеме оценки «электронной готовности» в России. Индекс российских регионов строится на показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономи-

5Абилов А.В., Е.А. Жуйкова А.В. Влияние экономики и образования на развитие информационных технологий в мире // Информационное общество. - 2011 №3. - С. 15-27.

ческая среда, ИКТ-инфраструктура) и показателях доступа и использования ИКТ в шести сферах деятельности - в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, а также использование ИКТ домохозяйствами и населением (рисунок 4)6.

ИКТ в государственном и муниципальном управлении

ИКТ е бизнесе

Использование ИКТ в домохозяйствах и населением

ИКТ в культуре

ИКТ в здравоохранении

ИКТ в образовании

Индекс Индексы-компоненты Полындексы

Рисунок 4- Структура индекса готовности регионов к информационному обществу

Индекс строится на основе агрегирования значений показателей, причем агрегирование происходит на нескольких уровнях, позволяя строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и факторам развития информационного общества с различной степенью детализации.

Так в России в 2009-2010 году минимальное значение индекса готовности регионов к информационному обществу был равен 0,220, а максимальное

Индекс ГОТОВНОСТИ

регионов к и нформацион ному обществу

значение 0,627. Информационный разрыв составил 2,842, то есть в 2,842 раза готовность региона с минимальными значением ниже готового к информационному обществу региона.

В апреле 2012 года в целях анализа использования инструментов открытого Правительства субъектами РФ было проведено обследование официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов (правительственных и 6 ведомственных веб-сайтов). Обследование проводилось по специально разработанной анкете, оценивалось наличие и степень использования инструментов открытого правительства по 4 направлениям - сервисы социальных сетей, открытые правительственные данные, онлайновое сотрудничество с гражданами, интегрированные/сетевые сервисы .

По данным исследования Института развития информационного общества по Индексу открытости правительства регионов России первое место занимает Ульяновская область, второе место - г. Москва, третье место -Пензенская область, четвертое место - Республика Бурятия, пятое место -Ивановская область. Ростовская область занимает 23 место; Краснодарский край - 27 место; Ставропольский край - 34 место; Волгоградская область -73 место. Завершает рейтинг - Чукотский автономный округ - 82 место8.

Следовательно, ключевые проблемы всеобщей информатизации общества России должны решаться на уровне регионов. Необходимо провести образовательную подготовку и техническое оснащение всех сфер жизнедеятельности отстающих регионов, а также повышение уровня,открытости Правительства регионов России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы

1. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах». Росстат. - [Электронный ресурс]. ИСС Консультант +.

7Институт развития информационного общества, 2013. Последнее обновление: 2012-06-28 // http://eregion.ru/opengov

8 Там же

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р. [Электронный ресурс]. ИСС Консультант +.

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212. [Электронный ресурс]. ИСС Консультант +.

4. Абилов А.В. Закономерности развития регионального инфокомму-никационного комплекса. М.: Горячая линия - Телеком, 2008. 264 с.

5. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Мониторинг как инструмент разработки и совершенствования стратегий и программ развития информационного общества I Институт развития информационного общества, 2011. - 28 Июня, 2011.[Электронный ресурс]. Сайт http:IIeregion.ruIrss-analytical-materials

6. Институт развития информационного общества, 2013. [Электронный ресурс].Последнее обновление: 2012-06-28 II http:IIeregion.ruIopengov

The list of used literature

1. The federal target program "development of State statistics of Russia in the 2007-2011 period. Rosstat. -[Electronicresource]. ASC Consultant +

2. The State programme of the Russian Federation "information society (2011-2020)", approved by order of the Government of the Russian Federation from October 20, 2010 N-r. 1815 [electronic resource]. ASC Consultant +

3. Strategy for information society development in the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation of February 7, 2008 Ave N-212. [Electronicresource]. ASC Consultant +

4. A.AbilovRegularities in the development of the regional information and communication complex. PM: hotline - Telecom, 2008. 264 p.

5. JU. Khokhlov,.S. Shaposhnik Monitoring as a tool for development and improvement of strategies and programmes for the development of the information

society/Institute of the information society, 2011. -June 28, 2011. [Electronic resource]. Website http://eregion.ru/rss-analytical-materials

6. Information society development Institute, 2013. [Electronic resource]: Update: 6/28/2012//http ://eregion.ru/opengov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.