Прикладные аспекты информационных технологий
УДК 316+351
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА И СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
Шкурат Иван Викторович,
доцент кафедры управления, кандидат наук государственного управления, Сумской государственный университет, г. Сумы, Украина
Сидоренко Наталья Олеговна,
помощник Секретаря Сумского городского совета, кандидат наук государственного управления, г. Сумы, Украина
Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса формирования информационного общества в мире и представлены результаты анализа соответствия национальных статистических систем учета отдельных государств международной методике. Методы, используемые для определения уровня развития информационного общества, важны для разработки дальнейших рекомендаций по повышению эффективности государственного управления в данной сфере. Акцент сделан на том, что для принятия верных управленческих решений необходимы адекватные системы учета и статистики основных показателей развития информационного общества. Также авторами предложена усовершенствованная модель, которая раскрывает существующие взаимосвязи, инструменты и механизмы информационно-коммуникационного взаимодействия государства, общества и бизнеса в современном информационном обществе. Отдельно рассмотрены теоретико-методологические вопросы, характеризующие методологию, которая применяется Организацией Объединенных Наций для расчетов основных показателей уровня развития информационного общества. Проведен сравнительный анализ европейских статистических показателей и индексов. Авторы исследуют готовность национальных правительств в использовании информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг и внедрении электронного правительства. Особое место занимает изучение влияния этого процесса на изменения и специфику государственного управления в новых общественных условиях.
Прикладные аспекты информационных технологий
Ключевые слова: информационное общество; индекс развития электронного правительства; статистические показатели; государственное управление; ООН.
IMPLEMENTATION OF E-GOVERNMENT DEVELOPMENT
INDEX IN PUBLIC ADMINISTRATION: THE CALCULATION METHODOLOGY AND STATISTICAL
MEASURES
Shkurat Ivan,
PhD in Public Administration, Assistant professor of management department of Sumy State University, Sumy State University, Sumy,
Ukraine [email protected]
Sydorenko Natalya
PhD in Public Administration, Assistant to Secretary of Sumy City Council Sumy, Ukraine [email protected]
Abstract. The article describes the features that characterize the process of formation of information society in the world. The article presents the results of an analysis of national statistical accounting systems of different states to international methodology. We use the methods for determination the level of development of information society in the country. The methods are important for the elaboration of further recommendations of increase the efficiency of public administration in this area. Accent is made on the next position. The good management decisions require adequate facts, accounting systems and statistics of major indicators. Also, the authors propose an improved model that characterizes the relationship, existing tools and mechanisms for information-communication interaction between the state, business and society in the modern information society. The theoretical and methodological aspects for the calculation of the basic indicators of the development level of the information society that used by the United Nations are given in the article. The authors made the comparative analysis between the statistical indicators of some European countries. The authors analyze the readiness of national governments to use of information and communication technologies in providing of public services and E-government implementation. Special
attention paid to the study of the influence of the changes and peculiarities of public administration process in the new social conditions.
Keywords: information society, e-government development index, statistics, public administration, the United Nations
Введение. В условиях глобализации все отчетливее видны различия между государствами, характеризующие переход от индустриальной эпохи к информационной, что обусловливает определенные изменения и в управленческой парадигме. Проблема дальнейшего развития информационного общества в современных глобальных условиях является актуальной как для отдельно взятых государств и правительств, так и для неправительственных международных организаций, объединений, ассоциаций, общественных организаций, ученых, исследователей, экспертов, а также других заинтересованных сторон. Адекватность системы учета, статистики основных показателей развития информационного общества, на основе которых возможно принятие управленческих решений, приобретает сегодня особую актуальность.
Анализ научных наработок. О глобальном характере этой проблемы свидетельствуют исследования в сфере развития информационного общества, внедрения электронного правительства и электронной демократии, которые анализируются учеными разных стран: Винченсо Акваро (Vincenzo Aquaro), Д. Белл, Елена Гаручо (Elena Garuccio), С.Л. Гнатюк, Н.В. Грыцяк, Д.В. Дубов, Вай Мин Квок (Wai Min Kwok), Саид Маалоуф (Said Maalouf), Даниэла Марин (Daniela Marin), О.А. Ожеван, А.С. Серенок, Е. То-ффлер, Анни Хаатая (Anni Haataja), Эли Хобейка (Elie Hobeika), Хайянь Цянь (Haiyan Qian) и др.
Целью статьи является анализ соответствия национальных статистических систем учета международной методике, определяющей уровень развития информационного общества в стране, для разработки дальнейших рекомендаций по повышению эффективности государственного управления в данной сфере.
Изложение основного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) не только позволяет многим государствам развивать информационно-коммуникационную технологическую инфраструктуру, но и
Прикладные аспекты информационных технологий
способствует повышению эффективности предоставления услуг населению, вовлечению его в процесс выработки и принятия государственных решений.
ООН считает перспективной и приоритетной деятельность государств, ученых, экспертов в развитии информационного общества. Так, в пункте 25 раздела V «Права человека, демократия и благое управление» Декларации тысячелетия ООН, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года, следует выделить предпоследний и последний подпункты, а именно:
- коллективно добиваться большей открытости политических процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан во всех наших странах;
- обеспечить СМИ свободу выполнять присущую им важную функцию, а также право общественности на доступ к информации [1].
Начиная с 2008 года ООН стала привлекать научные учреждения, ученых и экспертов для проведения исследовательских работ, посвященных проблематике развития информационного общества, внедрению электронного правительства и электронной демократии, в более чем 190 стран мира.
Следует также отметить, что, используя в методологии проведения исследований ООН общепринятый подход, рассматривающий взаимоотношения в треугольнике «Власть - Бизнес - Общество», эксперты ООН, наряду с такими коммуникациями, как «Власть - Бизнес» (Government to Business - G2B), «Власть - Общество» (Government to Community - G2C), «Бизнес - Общество» (Business to Community - B2C), также выделяют взаимоотношения внутри каждой сферы: «Власть - Власть» (Government to Government - G2G), «Бизнес - Бизнес» (Business to Business - B2B), «Общество - Общество» (Community to Community - С2С) [1].
На наш взгляд, представленная выше модель является несколько упрощенной. Для характеристики современного информационного общества необходимо дополнить существующую модель инструментами и механизмами информационно-коммуникационного взаимодействия, как представлено ниже (рис. 1).
Предложенное нами видение модели информационно-коммуникационного взаимодействия государства, общества и бизнеса в современном информационном обществе отличается от уже
известных научных подходов следующим: обеспечение информационно-коммуникационного взаимодействия не только в треугольнике «Власть - Бизнес - Общество», но и внутри каждого компонента осуществляется за счет информационной и коммуникационно-инфраструктурной составляющих.
Под информационной составляющей информационно-коммуникационного взаимодействия как в треугольнике «Власть - Бизнес - Общество», так и внутри каждого компонента мы предлагаем понимать информационное наполнение (контент), доступ к реестрам, базам данных, картам, услугам, документам, разрешениям, консультациям, разъяснениям, аудио-, видео-, графической информации, которую пользователь (потребитель) может получить через средства связи и коммуникаций в электронном виде для решения необходимых вопросов.
Коммуникационно-инфраструктурная составляющая позволяет пользователям (потребителям) получать, хранить, обрабатывать, использовать необходимую им информацию в требуемом виде (электронном, видео-, аудио-, он-лайн, офф-лайн...) при помощи средств и каналов связи (сетей, оборудования и пр.).
Как уже отмечалось ранее, переход от «индустриального» к «информационному» обществу является вызовом не только для бизнеса, общества, но и для власти. В современных условиях любая правящая элита в любом государстве заинтересована в разработке и внедрении грамотной государственной политики, способствующей развитию информационного общества, при этом вновь созданный государственный механизм создания, развития и взаимодействия в условиях информационного общества должен также обеспечивать интероперабельность, т.е. способность систем и компонентов к взаимодействию, основанному на использовании ИКТ.
Условия развития информационного общества, а также электронного правительства являются уникальными для каждого государства. Именно совокупность многих составляющих и определяет уровень развития информационного общества в каждом отдельно взятом государстве. Для многих исследователей, изучающих и анализирующих уровень развития информационного общества, может быть актуально использование соответствующей аналитической отчетности и методологии, разработанной ООН, а также ряда других статистических показателей.
Рис. 1. Модель информационно-коммуникационного взаимодействия государства, общества и бизнеса
в информационном обществе.
В 2014 году Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН (Department of Economic and Social Affairs - DESA) совместно с Отделом по вопросам государственного управления и развития ООН (Division for Public Administration and Development Management - DPADM) при участии большого количества ученых и экспертов со всего мира было проведено исследование «UNITED NATIONS E-GOVERNMENT SURVEY 2014: E-Government for the Future We Want», результаты которого характеризуют различные аспекты развития информационного общества в 193 странах [1]. Рассмотрим методологию, использующуюся ООН при проведении данного исследования (рис. 2).
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (E-government Development Index - EGDI)
Применяется ООН для измерения готовности и потенциала национальных правительств в использовании ИКТ для оказания государственных услуг, характеризует уровень развития электронного правительства в стране. Является средневзвешенной трех индексов.
Индекс онлайн-услуг (Online Service Index -OSI) Индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index -TII) Индекс человеческого капитала (Human Capital Index -HCI)
Оценивает объем и качество государственных онлайн-услуг (содержание и уровень доступности веб-контента) Характеризует технические параметры телекоммуникационной инфраструктуры Характеризует общий уровень грамотности населения
Согласно методологии ООН, ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА рассчитывается по следующей формуле:
EGDI = 1/3 * (OSI normalized + TII normalized + HCI normalized)
Рис. 2. Методология расчета индекса развития электронного
правительства1.
1 Составлено авторами на основе источников [2; 3].
Прикладные аспекты информационных технологий
Рассмотрим некоторые показатели Индекса развития электронного правительства (таблица 1).
Таблица 1
Индекс развития электронного правительства в 2014 г.
[2: 199-203]
Место в рейтинге Страна Индекс развития электронного правительства Индекс онлайн-услуг Индекс телекоммуникационной инфраструктуры Индекс человеческого капитала
1 2 3 4 5 6
1 Республика Корея 0.9462 0.9764 0.9350 0.9273
2 Австралия 0.9103 0.9291 0.8041 0.9978
3 Сингапур 0.9076 0.9921 0.8793 0.8515
27 Российская Федерация 0.7296 0.7087 0.6413 0.8388
28 Казахстан 0.7283 0.7480 0.5749 0.8619
55 Республика Беларусь 0.6053 0.3228 0.6069 0.8861
66 Республика Молдова 0.5571 0.5276 0.4236 0.7201
87 Украина 0.5032 0.2677 0.3802 0.8616
193 Сомали 0.0139 0.0157 0.0259 0.0000
Средний мировой показатель 0.4712 0.3919 0.3650 0.6566
На наш взгляд, представленная выше методология расчета Индекса развития электронного правительства, а соответственно и его расчетные показатели могут содержать определенные неточности, обусловленные разными подходами в методологиях сбора, учета и обработки статистических данных в разных странах. Например, Сомали занимает в этом рейтинге последнее место, с Индексом человеческого капитала «0.0000», т.е., исходя из предложенной ООН методологии, мы должны говорить о полной безграмотности населения Сомали, а также об отсутствии там системы образования. Даже если действительно допустить такое положение с образованием в этом государстве, то с оценкой
Индекса человеческого капитала, равного «0.0000», можно усомниться. На наш взгляд, объяснение такого низкого показателя все же нужно искать не в недостатках методологии, а в особенностях системы сбора, учета и обработки соответствующих статистических показателей в данной стране.
Рассмотрим некоторые особенности сбора, обработки и учета статистических показателей, характеризующих уровень развития информационного общества в некоторых странах, и их соответствие или несоответствие предложенной ООН методологии.
Таблица 2
Сравнительный анализ европейских систем статистического учета показателей, характеризующих развитие информационного общества, по состоянию на 01.11.2014
Особенности национального статистического учета показа- Соответствие
телей развития информационного общества методологии
.в ООН
"в и ^ (совпадает
н /частично
О совпадает/
не совпадает)
1 2 3 4
Статистический учет показателей развития информацион- совпадает
1. О и ного общества соответствует показателям, которые исполь-
зует ООН при расчете вышеуказанных индексов [4].
Статистический учет показателей развития информацион- совпадает
ного общества осуществляется по 12 позициям, каждая из
которых разбивается на ряд составляющих:
- основные показатели деятельности организаций сектора
ИКТ (3);
- труд и оплата труда (5);
Л - инвестиции в сектор ИКТ (7);
О ^ - использование ИКТ организациями сектора ИКТ (9);
2. 1 - производство, экспорт и импорт ИКТ (14);
(О ю - финансы сферы ИКТ (4);
- основные показатели деятельности организаций - рези-
дентов Парка высоких технологий (9);
- развитие инфраструктуры ИКТ (12);
- уровень использования ИКТ в организациях (19);
- использование ИКТ домашними хозяйствами (11);
- подготовка специалистов для сектора ИКТ (8);
- международные сравнения (9) [5].
а ш Ведется учет по отдельным показателям, которые частично частично
3 о ч можно использовать для расчета индекса телекоммуника- совпадает
ц о ционной инфраструктуры, а также индекса человеческого
3 капитала [6].
Прикладные аспекты информационных технологий
Ведется учет по следующим показателям развития информационного общества: 1. Факторы развития информационного общества: совпадает
4. Российская Федерация - человеческий капитал (11 - характеризующих уровень образования, профессиональную подготовку; информационную грамотность населения); - инновационный потенциал (10 - ресурсную базу НИОКР и инновационной деятельности, институциональную инфраструктурную среду, результативность НИОКР и инновационной деятельности); - ИКТ - инфраструктура и доступ (18 - фиксированная телефонная связь; мобильная сотовая связь; телевидение и радиовещание, ПК и доступ в Интернет; развитие сетей связи и передачи данных; ценовая доступность услуг ИКТ; средние потребительские тарифы; средние тарифы на услуги связи для юридических лиц); - экономическая среда (6 - общее состояние экономики; покупательская способность населения, бюджетной сферы и корпоративных потребителей; доступность финансовых ресурсов); - информационная индустрия (1); - информационная безопасность (3). 2. Использование ИКТ для развития: - электронное правительство (6 - готовность органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг; использование ИКТ в деятельности ОГВ и ОМС); - электронный бизнес (29 - использование организациями компьютеров и компьютерных сетей; использование Интернета; применение ИКТ работниками организаций; интеграция внутренних информационных систем (ИС) и совместный доступ к информации внутри организации; интеграция ИС организации с ИС контрагентов; электронная коммерция); - электронное образование (6 - готовность учреждений образования к развитию на основе ИКТ; использование ИКТ в учебном процессе и управлении образовательным учреждением); - электронное здравоохранение (7 - готовность учреждений здравоохранения к развитию на основе ИКТ; использование ИКТ в учреждениях здравоохранения); - электронная культура (15 - готовность учреждений культуры к развитию на основе ИКТ; информационные ресурсы и услуги учреждений культуры); - использование ИКТ домохозяйствами и населением (17 - доступ домохозяйств к ИКТ; использование ИКТ в домашних хозяйствах; использование Интернета) [7].
5. Украина Отсутствует соответствующий международным стандартам учет статистики, которая характеризует развитие информационного общества. Имеется ограниченная информация о доходах от предоставления услуг связи, абонентах и сфере связи [8]. не совпадает
Анализ некоторых европейских систем статистического учета показателей развития информационного общества (табл. 2) косвенно подтверждает высказанную нами ранее гипотезу о существовании погрешностей в методологии расчета Индекса развития электронного правительства для некоторых стран. В частности, Украина, которая не ведет статистического учета показателей, используемых исследователями для расчета Индекса развития электронного правительства, постоянно имеет тенденцию к ухудшению этого показателя. В это же время Молдова, которая за последние 2-3 года в системе национальной статистики начала частично собирать информацию по показателям, употребляемую для расчета Индекса, резко улучшила свое место в рейтинге. Чтобы нагляднее проиллюстрировать нашу гипотезу, рассмотрим рис. 3.
Рис. 3. Динамика изменения места в Индексе развития электронного правительства для Беларуси, Молдовы, России и Украины за период с 2010 по 2014 год2.
Повышение в рейтинге России и Беларуси, на наш взгляд, также тесно взаимосвязано с упорядочением национального ста-
2 Составлено авторами с использованием статистических данных источников [2; 3; 9]. [Чем меньше величина показателя рейтинга, тем выше занимаемое место в Индексе]
Прикладные аспекты информационных технологий
тистического учета. Например, в России именно с 2010 года было введено большинство соответствующих статистических форм, показатели которых используются для расчета Индекса развития электронного правительства. Аналогичная ситуация характерна и для Беларуси, где статистическая отчетность, отражающая уровень развития информационного общества и электронного правительства, начала использоваться также с 2010 года.
Заключение. Безусловно, уровень развития информационного общества, электронной демократии, электронного правительства зависит от многих составляющих, в первую очередь от государственного управления в этой сфере общественных отношений. Именно государство создает необходимое законодательное, институционное, инфраструктурное, ресурсно-техническое и финансовое обеспечение для развития информационного общества.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. Развитие информационного общества является общемировой тенденцией, определяющей уровень развития любого национального государства в глобальном мире.
2. Государства, которые не организовали национальную систему сбора, обработки и учета статистических данных, отвечающую мировым стандартам, будут иметь низкие рейтинги в аналитических отчетах ООН, характеризующих уровень развития информационного общества, электронной демократии и электронного правительства.
3. Важно на государственном уровне не только организовать работу электронного правительства, но и внедрить методологию расчета индекса развития электронного правительства, сопоставимую с методикой, которая применяется ООН.
4. Полученные статистические данные будут очень важны для принятия государственных решений в сфере развития электронного правительства, электронной демократии и информационного общества в целом.
Литература:
1. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future
We Want - United Nations, New York, 2014. - 284 р.
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
decl_conv/declarations/ summitdecl.shtml. (The Millennium Declaration
of the United Nations [Electronic source]. Access mode: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ summitdecl.shtml.)
3. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People [Electronic source]. Access mode: http://www.slideshare.net/ undesa/united-nations-egovernment-survey-2012-12023033.
4. EUROSTAT. Information society statistics. [Electronic source]. Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/information_ society/data/main_tables.
5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. (National Statistical Committee of the Republic of Belarus [Electronic source] -Access mode: http://www.belstat.gov.by.)
6. Национальное бюро статистики Республики Молдова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statistica.md/index.php?l=ru. (National Statistical Committee of Moldova [Electronic source] - Access mode: http://www.statistica.md/index.php?l=ru.)
7. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru. (Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic source]. Access mode: http://www.gks.ru.)
8. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua. (The State Statistics Committee of Ukraine [Electronic source] - Access mode: http://www. ukrstat.gov.ua.)
9. United Nations E-Government Survey 2010: Leveraging e-government at a time of financial and economic crisis [Electronic source]. Access mode: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2010-Survey/Complete-survey.pdf.