Научная статья на тему 'Использование ИКТ домохозяйствами и населением России: результаты исследований и актуальных рейтингов'

Использование ИКТ домохозяйствами и населением России: результаты исследований и актуальных рейтингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЙТИНГ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ICT USE / HOUSEHOLDS / INFORMATION SOCIETY / RANKING / CONTROL ACTION / STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Татьяна Викторовна

Обосновывается необходимость содействия максимальному использованию информационно-коммуникационных технологий в секторе домохозяйств. Излагаются итоги анализа места России в международных рейтингах и последнего (2009-2010 гг.) рейтинга готовности российских регионов к информационному обществу по релевантным показателям. Кратко представляются результаты и выводы исследований по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT USE BY HOUSEHOLDS AND INDIVIDUALS IN RUSSIA: RESULTS OF RESEARCH AND THE MOST RECENT RANKINGS

The paper substantiates promotion of information and communication technologies use in the households sector. Russias position in the leading international rankings as well as conclusions of the most recent (2009-2010) ranking of the Russian regions in terms of relevant indexes are resumed. Results and conclusions of the research in the area of ICT use by households and individuals are presented

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ домохозяйствами и населением России: результаты исследований и актуальных рейтингов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДОМОХОЗЯЙСТВАМИ И НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И АКТУАЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ

УДК: 339.972

Татьяна Викторовна Ершова

Генеральный директор, Институт развития информационного общества Тел. (495) 625-17-27, Эл. почта: tatiana.ershova@iis.ru

Обосновывается необходимость содействия максимальному использованию информационно-коммуникационных технологий в секторе домохозяйств. Излагаются итоги анализа места России в международных рейтингах и последнего (20092010 гг.) рейтинга готовности российских регионов к информационному обществу по релевантным показателям. Кратко представляются результаты и выводы исследований по данной тематике.

Ключевые слова: использование ИКТ, домохозяйства, информационное общество, рейтинг, управляющее воздействие, органы государственной власти.

Tatiana V. Ershova

General Director, Institute of the Information Society

Tel. +7 (495) 625-17-27, E-mail: tatiana.ershova@iis.ru

ICT USE BY HOUSEHOLDS AND INDIVIDUALS IN RUSSIA: RESULTS OF RESEARCH AND THE MOST RECENT RANKINGS

The paper substantiates promotion of information and communication technologies use in the households sector. Russia's position in the leading international rankings as well as conclusions of the most recent (2009-2010) ranking of the Russian regions' in terms of relevant indexes are resumed. Results and conclusions of the research in the area of ICT use by households and individuals are presented.

Keywords: ICT use, households, information society, ranking, control action, state authorities.

1. Введение

В женевской декларации принципов, принятой по итогам первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, организованного ООН, отмечается, что при благоприятных условиях информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способны стать мощным инструментом экономического роста и повышения качества жизни для всех [1, § 9]. В этом контексте представляется важным содействовать максимальному использованию ИКТ в секторе домашних хозяйств (далее «домохозяйства»), который является одним из основных субъектов национальной экономики [2, с. 20]. По оценкам экспертов (см. [3, с. 222]) общую стоимость всего создаваемого в рамках «невидимой» экономики частных хозяйств вполне можно соразмерить с ежегодным валовым продуктом денежной экономики, в связи с чем неуклонно растет осознание значения «небухгалтерской» экономики для экономического развития. Вместе с этим по мере развития информационного общества растет и потребность в точных, достоверных и сопоставимых статистических и аналитических данных о доступе домохозяйств к ИКТ и их использованию.

Одной из ключевых проблем социально-экономического развития в современном обществе является углубление «цифрового разрыва», или информационного неравенства, - нового вида социальной дифференциации, связанной с обладанием различными возможностями использования современных ИКТ для получения необходимых продуктов и услуг. Проведенный в 2010 году анализ зарубежных и отечественных исследований в сфере информационного общества за последние 7-8 лет [4] позволил сделать вывод о необходимости более глубокого изучения различных аспектов этого явления, проникающего во все сферы современной жизни. В качестве инструментов преодоления информационного неравенства рекомендуется использовать системы оценки степени развития цифровых возможностей, рейтинги стран и регионов [5, § 28], которые могут послужить основой для принятия стратегических решений и осуществления регулирующих и административных воздействий, направленных на достижение желаемого уровня информационного развития, сглаживание разрыва в доступе к ИКТ и их использовании на уровне страны и региона.

2. Измерение доступа к ИКТ и их использования домохозяйствами и населением на международном уровне

В 2007 г. Статистическая комиссия ООН (United Nations Statistical Commission) на своей 38-й сессии в утвердила перечень основных ИКТ-индикаторов, разработанный Партнерством по измерению ИКТ для развития (Partnership on Measuring ICT for Development), куда вошли индикаторы доступа и использования ИКТ до-мохозяйствами и населением. В новой редакции Принципов и рекомендаций ООН по сбору сведений о населении и его размещении (United Nations Principles and Recommendations on Population and Housing Censuses) 2008 г. государствам настоятельно рекомендуется собирать статистические данные о доступе домохо-зяйств к ИКТ в качестве одного из основных направлений национального статистического наблюдения [6, с. V].

Сбор таких данных ведется во многих странах. Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) разработала модельную анкету для опроса населения и домохозяйств по вопросам использования ИКТ, на основе которой сделаны инструменты статистического наблюдения в этой сфере в странах ОЭСР [7] и ряде других стран. В частности, на основе этой анкеты разработана модельная анкета Евростата, с использованием которой проводятся ежегодные опросы населения и домохозяйств в государствах Европейского Союза (далее ЕС) ЕС [8]. Мониторинг данного аспекта развития информационного общества ведется в ЕС и ОЭСР с 2002 г.

По сведениям Международного союза электросвязи (МСЭ) [6, сс. 31 -60] обзоры использования ИКТ домохозяйствами делаются на регулярной или разовой основе во многих странах мира на всех континентах. В ряде стран вопросы о доступе домохозяйств к ИКТ периодически включаются в официальные статистичес-

кие обзоры.

3. Механизмы мониторинга использования ИКТ домохозяйствами и населением

3.1. Отечественная система наблюдения

В России государственная статистика доступа домохозяйств к ИКТ и их использования населением ведется Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) на основе годовой формы федерального государственного статистического наблюдения №1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств». Обследование бюджетов домашних хозяйств проводится ежеквартально во всех субъектах Российской Федерации по представительной выборке и охватывает около 50 тыс. домашних хозяйств.

О растущем признании значимости доступа домохозяйств и населения к современным ИКТ, цифровому контенту и электронным услугам свидетельствует включение соответствующих позиций в список контрольных показателей реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее Стратегия) [9] и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее ГП «Информационное общество») [10]. Задача мониторинга достижения целевых показателей должна решаться заинтересованными ведомствами.

С 2002 года мониторинг развития информационного общества в России постоянно ведется специалистами Института развития информационного общества (далее ИРИО), в том числе автором этой статьи. Он включает анализ данных отечественной официальной статистики, ведущих международных источников и независимых агентств - таких, как Фонд «Общественное мнение» (далее ФОМ), Левада-Центр и др. Кроме того, ИРИО по необходимости организует опросы взрослого (16 лет и старше) населения. Такие опросы были проведены в 2005 г. самим ИРИО в целях выполнения программного мероприятия «Разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу» городской целевой программы «Электронная Москва (2003-2007 годы)» [11, сс. 103-112] и в 2008 г. - ФОМ по заказу ИРИО.

Значимыми результатами проводимого мониторинга стали разделы по использованию ИКТ населением и до-

мохозяйствами в ежегодном «Индексе готовности регионов России к информационному обществу» [12-15] и аналитических докладах для Мининформ-связи России [16] и Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ [17].

Поскольку содержание и методология осуществляемых в России наблюдений по многим позициям отличаются от рекомендованных ОЭСР, Евроста-том и Партнерством по измерению ИКТ для развития, группой экспертов (включая автора данной работы) в рамках деятельности экспертно-консульта -тивной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ была разработана новая система показателей для мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации, которая была в целом одобрена на заседании президиума Совета 29 сентября 2010 года. Предполагается, что до конца 2011 года данная, значительно расширенная, система показателей будет согласована с ключевыми ведомствами и утверждена, что позволит вести статистическое наблюдение за развитием информационного общества в России в соответствии с международной практикой и обеспечивать корректные международные сопоставления.

С точки зрения использования ИКТ населением и домохозяйствами статистическое наблюдение будет вестись по 54 показателям, из которых 30 - новые. В частности, по показателю «Человеческий капитал» будет в общей сложности 4 показателя Росстата (в том числе 3 новых); по показателю «ИКТ-инфра-структура и доступ» - 21 показатель, в том числе 12 Минкомсвязи России (3 новых) и 9 Росстата (3 новых); по показателю «Экономическая среда» - 2 показателя Росстата (1 новый), по показателю «Использование ИКТ для развития» - 27 показателей Росстата (20 новых). Новая система статнаблюдения позволит в регулярном режиме оценивать не только проникновение ИКТ (стационарная и мобильная связь, интернет, персональные компьютеры) в сектор домохозяйств России, как это имеет место сегодня, но и степень подготовленности населения и домохозяйств к использованию ИКТ-услуг (с точки зрения информационной культуры и информационной безопасности), источники получения цифрового контента, ценовую доступность ИКТ-услуг, цели использования ИКТ (для получе-

ния государственных электронных услуг, ИКТ-услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д.), интенсивность использования ИКТ.

3.2. Оценка положения России в международных рейтингах

Для достижения показателей, зафиксированных в Стратегии и ГП «Информационное общество», а также для планирования деятельности, направленной на преодоление информационного неравенства, необходимо иметь представление объективное представление о месте страны в соответствующих рейтингах и о значениях показателей лидеров. Ниже изложены некоторые результаты оценки ситуации в России с точки зрения использования ИКТ населением и домохозяйствами, проведенной автором на основе анализа четырех наиболее признанных источников: Индекса развития ИКТ Международного союза электросвязи [18, 19], Индекса экономики знаний Всемирного банка [20], Обзора по электронному правительству ООН [21] и Глобального отчета по информационным технологиям Всемирного экономического форума [22])

Согласно данным Индекса развития ИКТ Международного союза электросвязи (далее МСЭ) по подындексу «Использование», включающему, в том числе, проникновение интернета, фиксированной и мобильной широкополосной связи, Россия в 2002 г. находилась на 80-м месте и в 2007 г. на 66-м месте среди 154 стран, а в 2008 г. - 59-е место среди 159 стран.

Индекс экономики знаний (КАМ2009) по подындексу «Развитие ИКТ» ставит Россию на 54-е место среди 146 стран мира. По отдельным показателям, входящим в названный подындекс, наша страна демонстрирует весьма неровные значения - от лидерских до весьма невысоких. Так количество мобильных телефонов на 1000 человек населения - 1150 (у лидеров 1180-1060), при этом количество ПК на 1000 человек населения - 130 (у лидеров 920-550).

В Обзоре по электронному правительству ООН по показателям подындекса «Электронное участие», отражающего интенсивность взаимодействия населения страны с органами государственной власти через посредство ИКТ, Россия занимает 86-е место среди 157 стран. Значение ее показателя составляет всего 0,1286, тогда как у лидеров рейтинга 1,0000-0,6857.

В рейтингах Глобального отчета по информационным технологиям Все-

мирного экономического форума за 2010-2011 гг. Россия представлена весьма неравномерно. Так в рамках подындекса «Готовность» по показателю стоимости разового подключения телефона в домохозяйстве Россия находится на 135-м месте из 136 и демонстрирует значение 398,97 долларов США по паритету покупательной способности; у лидеров рейтинга цена подключения составляет от нуля до 16,22. В подындексе «Использование» по количеству абонентов мобильной связи на 100 человек населения Россия занимает 9-е место из 138 и показывает значение 163,6 (у других лидеров рейтинга это значение колеблется от 232,1 до 151,0), однако по показателю воздействия ИКТ на доступ к базовым услугам, формируемому по шкале от 1 (никак не воздействуют) до 7 (существенно воздействуют) наша страна занимает 101-ю позицию из 138 со значением показателя 3,96 при значениях лидеров рейтинга 6,15-5,64.

3.3. Оценка информационного неравенства между субъектами РФ

В 2005 г. ИРИО подготовил первый в России выпуск Индекса готовности регионов России к информационному обществу (далее Индекс), задуманного в качестве инструмента анализа информационного неравенства субъектов Российской Федерации. Для расчетов Индекса и его составляющих использовались 77 показателей, в число которых входят основные показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Для каждого субъекта РФ представлена таблица-профиль, в которой публикуются не только его места по каждому показателю и композитному индексу, но и их значения. На момент подготовки данной статьи было подготовлено 4 выпуска Индекса, полные версии которых доступны в Сети по адресу: http://eregion.ru/.

Неотъемлемой составляющей Индекса является интегральный показатель - подындекс «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением», представляющий собой среднее арифметическое шести показателей: число персональных компьютеров (далее ПК) на 100 домохозяйств; число мобильных телефонов на 100 домохозяйств; доля домохозяйств, проживающих в домах, оборудованных стационарным телефоном; доля домохозяйств, имеющих ПК, доля домохозяйств, имеющих мобильный телефон; доля домохозяйств, име-

ющих доступ к интернету.

Ниже кратко представлены результаты рейтинга российских регионов по подындексу «Использование ИКТ в до-мохозяйствах и населением» в 20092010 гг.

По числу ПК на 100 домохозяйств имеется существенный (почти в 18 раз) разрыв между максимальным значением показателя в ЯНАО и минимальным в Республике Ингушетия, свидетельствующий о сохранении региональных контрастов в доступе домохозяйств к вычислительной технике.

По количеству мобильных телефонов на 100 домохозяйств разрыв между максимальным значением показателя их наличия в Мурманской области и минимальным в Тамбовской области оказался менее чем двукратным (в прошлом году он был более чем двукратным между лидером Ямало-Ненецким АО и Ивановской областью с минимальным значением показателя).

Дифференциация по доле домохо-зяйств, имеющих доступ к стационарной телефонной связи, между максимальным значением в Москве и минимальным в Республике Дагестан является умеренной (около 4,5 раз). При этом развитию фиксированной телефонии и оснащению домохозяйств этим базовым средством коммуникаций необходимо уделять должное внимание, так как по сравнению с прошлым периодом это различие хоть и немного, но усугубилось (было чуть более 4 раз).

По доле домохозяйств, имеющих ПК, разница между максимальным в ЯНАО и минимальным в Ингушетии значениями показателя составляет более 11,2 раза, тогда как в прошлом году он достигал 54,3 раза, что свидетельствует об очевидном улучшении ситу-

ации.

По доле домохозяйств, имеющих мобильный телефон, разрыв между максимальным значением показателя в Мурманской области и минимальным в Ивановской области, невелик и составляет чуть более 1,3 раза. По сравнению с прошлым годом разрыв немного уменьшился (был около 1,5 раза), что указывает на то, что данный участок является наиболее продвинутым в использовании домохозяйствами ИКТ.

По показателю доступа домохо-зяйств к интернету» в России существуют наиболее резкие региональные контрасты: различие между максимальным значением показателя в Москве и минимальным в Ингушетии достигает почти 76 раз. Впрочем, разрыв между наивысшим и низшим значениями этого показателя по сравнению с прошлым годом, когда он составлял более 397 раз, резко сократился.

Анализ данных Индекса показал, что в течение последних пяти лет наблюдается небольшое, но неуклонное уменьшение разрыва между максимальным и минимальным значениями данного подындекса (см. Рис. 1).

3.4. Основные выводы и предложения

По показателям, относящимся к использованию ИКТ домохозяйствами и населением, место России в международных рейтингах, как и в предыдущие годы, остается в целом невысоким, однако прослеживается отчетливая позитивная динамика. С точки зрения отдельных показателей данного блока картина присутствия России на мировой карте согласно данным последних международных рейтингов весьма неровная. Так Россия имеет высокие, на уровне лидерских, значения по показателям,

5 1

2005 2006 2007 200В

.22 I

2009

Рис. 1. Динамика информационного неравенства между субъектами РФ по интегральному показателю «Использование ИКТ в домохозяйствах и

населением»

относящимся к развитию некоторых рынков услуг и инфраструктуры. Низкие значения наша страна демонстрирует по показателям, опосредованным общим уровнем социально-экономического развития, выражающемся, в том числе, в доходах населения, в общем уровне доверия в обществе и социальной активности населения.

Как и прежде, велика территориальная дифференциация по разным показателям использования ИКТ домохозяй-ствами в России, причем она имеет неодинаковые очертания. Наиболее благополучная ситуация складывается в области оснащения домохозяйств мобильными телефонами. Весьма существен диапазон региональных различий в доступе домохозяйств к компью -терам, однако наиболее резкие контрасты наблюдаются в доступе домохозяйств к интернету. При этом необходимо отметить заметную положительную динамику улучшения этих показателей по сравнению с предыдущими периодами.

Наибольших успехов в использовании ИКТ домохозяйствами традиционно добиваются: а) регионы с высоким уровнем экономического развития -ресурсодобывающие территории, а также мегаполисы, ориентированные на предоставление различных услуг и где высокие доходы населения обеспечивают возможность массового приобретения ИКТ; б) регионы, где активно и целенаправленно реализуется государственная политика, благоприятствующая электронному развитию.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Для преодоления неравенства в доступе к ИКТ домохозяйств и населения требуются: совершенствование государственной политики в сфере ИКТ на национальном и региональном уровнях; улучшение делового климата, способствующего конкуренции, а, значит, большей экономической доступности ИКТ; целенаправленные меры по развитию ИКТ-инфраструктуры в регионах с ее исходно низким уровнем и по увеличению доступности для населения вычислительной техники и ИКТ; реализация программ обучения навыкам использования ИКТ, нацеленных на различные, в том числе социально незащищенные, слои населения; стимулирование использования ИКТ за счет развития востребованных электронных услуг для населения, прежде всего, в социально значимых областях; прове-

дение демонстрационных и просветительских кампаний, разъясняющих преимущества жизни в информационном обществе.

2. Реализация перечисленных мер в силу их сложности и масштабности возможна лишь при условии многостороннего сотрудничества государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества и других заинтересованных сторон.

4. Заключение

Предложенные механизмы позволяют, с одной стороны, проводить объективные сравнения внутри страны и, с другой стороны, осуществлять международные сопоставления. Индекс готовности регионов России к информационному обществу стал реально используемым инструментом в решении задач электронного развития регионов. Содержащиеся в нем данные также используются для осуществления фокусированного стимулирующего воздействия на различные сегменты общества со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных сторон.

Опыт проведенных в последние годы исследований и обсуждений на крупных мероприятиях (таких, как форум «ИнфоКом» 2005 и 2007 гг., Тверской социально-экономический форум «Информационное общество» 2009, 2010 и 2011 гг.) продемонстрировал эффективность предлагаемого подхода для постановки и решения стратегической задачи преодоления отставания России от стран-лидеров и неравенства между российскими регионами с точки зрения использования ИКТ домохозяйства-ми и населением.

Литература

1. Декларация принципов «Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии». URL: http://www.itu.int/dms_pub/ itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0004! IMSW-R.doc (дата обращения: 28.07.11)

2. Макроэкономика / Л.С. Тарасе-вич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. 8-е изд, перераб. и доп. — М.: ИД Юрайт, 2011. — 686 с.

3. Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. Революционное богатство. — М.: АСТ, 2008. — 569, [1] с.

4. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. // Информационное общество. — 2010.

—№ 5 (сс. 38-50), № 6 (сс. 30-37).

5. Женевский план действий. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/ wsis/doc/S03-WSIS-D0C-0005!!MSW-R.doc (дата обращения: 28.07.11)

6. Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals / International Telecommunication Union, 2009. — 114 p.

7. Guide to Measuring the Information Society, 2009. OECD.

8. Methodological Manual for Statistics on the Information Society, 2010. —Eurostat. 2010.

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

10. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р).

11. Мониторинг движения Москвы к информационному обществу: Специальный выпуск журнала «Информационное общество». — №2-3. — 2006. 152 с.

12. Индекс готовности регионов России к информационному обществу.

2004-2005 / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Институт развития информационного общества, 2005. — 224 с.

13. Индекс готовности регионов России к информационному обществу.

2005-2006. — М.: Институт развития информационного общества, 2007. — 244 с.

14. Индекс готовности регионов России к информационному обществу.

2007-2008 / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 256 с.

15. Индекс готовности регионов России к информационному обществу.

2008-2009 / Под ред. Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. — М.: Институт развития информационного общества, 2010. — 296 с.

16. Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации: Аналитический доклад / Под ред. Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2008. — 240 с.

17. Анализ развития и использования ИКТ в субъектах Российской Федерации. Проблемы преодоления различий между регионами по уровню ин-

формационного развития / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 208 с.

18. Measuring the Information Society. The ICT Development Index. — Geneva, ITU, 2009. — 96 p.

19. Measuring the Information Society. — Geneva, ITU, 2010. — 108 p.

20. Knowledge Economy Index and Knowledge Index. The World Bank. URL: http://info.worldbank.org/etools/kam2/ KAM_page5.asp

21. United Nations E-Government Survey 2010. Leveraging e-government at a time of financial and economic crisis. —

2010. — 125 p.

22. The Global Information Technology Report 2010-2011. Transformations 2.0. 10th Anniversary Edition / Ed. by Soumitra Dutta, Irene Mia. —World Economic Forum, 2011. — 411 p.

References

1. The Declaration of Principles "Building the Information Society - a global challenge in the new millennium." URL: http:/ /www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/ doc/S03-WSIS-D0C-0004!!MSW-R.doc (date accessed: 07/28/11)

2. Macroeconomics / LS Tarasevich, PI Grebennikov, AI Leussky. 8th ed, revised. and add. - Moscow: Foreign Yurait,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011. - 686 sec.

3. A. Toffler and H. Toffler. Revolutionary Wealth. - Moscow: AST, 2008. -569, [1].

4. Vershinskaya ON, Yershov T. Interdisciplinary aspects of the problems of

the Information Society. / / Information Society. - 2010. - № 5 (pp. 38-50), № 6 (pp. 30-37).

5. Geneva Plan of Action. URL: http:// www. itu. int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/ doc/S03-WSIS-D0C-0005 ! !MSW-R.doc (date accessed: 07/28/11)

6. Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals / International Telecommunication Union, 2009. - 114 p.

7. Guide to Measuring the Information Society, 2009. OECD.

8. Methodological Manual for Statistics on the Information Society, 2010. -Eurostat. 2010.

9. The strategy of the Information Society in the Russian Federation of February 7, 2008 № 212 Ave.

10. The State Program of the Russian Federation, "The Information Society (2011-2020)" (approved by Governmental Decree dated October 20, 2010 № 1815-p).

11. Monitoring the movement of Moscow to the Information Society: Special issue of the journal "Information Society". - № 2-3. - 2006. 152.

12. The index of readiness of Russian regions to an information society. 20042005 / Ed. TV Ershova, JE Khokhlova, SB Shaposhnikov. - 2nd ed., Rev. and add. -Moscow: Institute of the Information Society, 2005. - 224.

13. The index of readiness of Russian regions to an information society. 20052006. - Moscow: Institute of the Information Society, 2007. - 244.

14. The index of readiness of Russian regions to an information society. 2007-

2008 / Ed. YE Khokhlova, SB Shaposhnikov. - Moscow: Institute of the Information Society, 2009. - 256.

15. The index of readiness of Russian regions to an information society. 20082009 / Ed. YE Khokhlova, SB Shaposhnikov. - Moscow: Institute of the Information Society, 2010. - 296.

16. Analysis of the development and use of information and communication technologies in the Russian Federation: Policy report / ed. YE Khokhlov. Moscow Institute of the Information Society, 2008.

- 240.

17. Analysis of the development and use of ICT in the Russian Federation. Challenges to overcome the differences between regions in terms of information development / ed. YE Khokhlova, SB Shaposhnikov. - Moscow: Institute of the Information Society, 2009. - 208.

18. Measuring the Information Society. The ICT Development Index. - Geneva, ITU, 2009. - 96 p.

19. Measuring the Information Society. - Geneva, ITU, 2010. - 108 p.

20. Knowledge Economy Index and Knowledge Index. The World Bank. URL: http://info.worldbank.org/etools/kam2/ KAM_page5.asp

21. United Nations E-Government Survey 2010. Leveraging e-government at a time of financial and economic crisis. - 2010.

- 125 p.

22. The Global Information Technology Report2010-2011. Transformations 2.0. 10th Anniversary Edition / Ed. by Soumi-tra Dutta, Irene Mia. - World Economic Forum, 2011. - 411 p.

№5, 2011Д 156| ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.