№ 6 (54) 2014
А. А. Фёдоров, канд. техн. наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск, [email protected]
Россия на пути к развитому информационному обществу
В статье, наряду с детальным обзором природы международных индексов развития информационного общества, определяется место России в международных рейтингах . Выявляются лучшие и худшие компоненты в структуре индексов применительно к России . Рассматривается сопряжение международных индексов развития информационного общества со Стратегией развития страны до 2020 г . в целях корректировки данной Стратегии .
Ключевые слова: международный рейтинг, динамика, стратегия, индекс ИКТ, индекс готовности к сетевому миру, индекс готовности стран к электронному правительству, информационные технологии, инновационное развитие .
введение
Очевидно, что в нашей повседневной жизни появляется все больше инструментов и сервисов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ/ !СТ). С учетом повсеместного распространения ИКТ мы можем говорить о степени информатизации общества в целом. В таком случае как измерить общий уровень информатизации общества, а также развитие самостоятельных направлений использования ИКТ? Это представляет собой отдельную задачу в региональном, национальном и планетарном масштабах. Данная задача актуальна для всех стран, в частности для России.
Информатизацию общества измеряют посредством различных композитных индексов, на основе значений которых формируют рейтинги для стран и регионов. Поскольку ИКТ проникают во все области жизни, то естественным образом формируются направления внедрения и последующего развития ИКТ. За каждое направление отвечает свой индекс, значение которого показывает уровень развития страны (географического региона) по данному направлению.
К индексам, которые характеризуют развитие информационного общества, относят-
ся следующие, общеизвестные: a) Индекс развития информационно-коммуникационных технологий, или Индекс развития ИКТ (ICT Development Index / IDI); b) Индекс готовности к сетевому миру, или Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index / NRI); c) Индекс готовности стран к электронному правительству (E-Government development / E-Government Readiness Index / EGRI); d) Индекс цифровых возможностей (Digital Opportunity Index / DOI); e) Индекс электронной готовности (E-readiness). В статье рассматриваются индексы: a, b и c. Такой выбор обусловлен их всеобщей применимостью, а также тем, что именно эти три индекса находятся в фокусе внимания Минкомсвязи России как инструментарий по анализу развития информационного общества в нашей стране.
индекс развития информационно-коммуникационных технологий (индекс развития икт)
Данный индекс также называют Индексом развития ИКТ (ICT Development Index / IDI). Индекс рассчитывается ежегодно по методике Международного союза электросвязи (International Telecommunication
No. 6 (54) 2014
JOURNAL QF APPÜED INFORMATICS
Union / ITU, www.itu.int), специализированного подразделения ООН, определяющего мировые стандарты в области ИКТ [1]. В настоящее время в организацию входит 191 страна.
Данный индекс сводит 11 показателей (индикаторов, оснований) в единый критерий, который можно использовать в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Значения этих показателей информируют об уровне доступа к ИКТ (ИКТ-доступ), уровне использования ИКТ (ИКТ-использование), а также уровне практического владения ИКТ (ИКТ-способности) этими технологиями.
Число найденных ссылок на индекс в поисковой системе Google на запрос «ICT Development Index» составляет 4 040 000 (на момент 29.07.2012), что говорит о его высокой релевантности. В 2010 г., согласно данному индексу, Россия заняла 47-е место в рейтинге из 152 стран со значением индекса, равным 5,38.
Природа индекса развития ИКТ
На качественном уровне природа индекса развития ИКТ характеризуется согласно [2] трем стадиям (рис. 1), реализация которых приближает нас к информационному обществу. Видно, что индекс развития ИКТ строится на основе трех субиндек-
сов: доступа, использования и навыков.
В свою очередь, каждый из этих субиндексов объединяет свой набор показателей (индикаторов) в отдельную группу: Группа 1 — ИКТ-доступ (ICTAccess), Группа 2 — ИКТ-использование (ICT Use), Группа 3 — ИКТ-навыки (ICT Skills).
Названия показателей, входящих в эти группы, представлены в табл. 1. Группа 1 содержит пять показателей, группы 2 и 3 — по три показателя.
Расчетная схема для индекса развития ИКТ
При расчете данного индекса агрегирование показателей происходит с некоторыми весами. Конкретные значения весовых коэффициентов выбираются свои в каждый расчетный год, и следовательно, могут меняться. Согласно [2] для Группы 1 показатели агрегируются с весом 0,2 каждый. Для групп 2 и 3 показатели агрегируются с весом 0,33 каждый. Каждая из этих трех групп определяет свой субиндекс (subindex). Далее субиндексы агрегируются с весами 0,4, 0,4, 0,2 первый, второй и третий соответственно.
Следует отметить, что выбор весовых коэффициентов представляет собой отдельную задачу. При этом конкретные (частные) наборы значений этих коэффициентов при выборе могут быть неоднозначны и могут варьироваться в зависимости от года расчета индекса, от процедуры выбора коэф-
№ 6 (54) 2014
фициентов, от исследователя, рассчитывающего индекс.
Корзина цен на услуги ИКТ
Значение индекса развития ИКТ зависит от компоненты «корзина цен» (ICT Price Basket / IPB). Стоимость услуг ИКТ влияет как на внедрение ИКТ, так и на их использование. Корзина цен на услуги ИКТ, которой измеряется доступность в ценовом отношении фиксированной и подвижной телефонной связи и услуг фиксированного широкополосного Интернета и индекс развития ИКТ, тесно связаны между собой: высокие значения индекса связаны с относительно низкими ценами на ИКТ, и наоборот. Более низкие цены могут привести к расширению доступа и использования ИКТ, а более масштабное внедрение ИКТ может привести к снижению цен, при этом операторы будут получать преимущества экономии за счет масштабов. Большая либерализация рынка и рост конкуренции также, как правило, приводят к снижению цен, что, в свою очередь, приводит к более высоким уровням внедрения ИКТ.
Корзина цен на услуги ИКТ дает возможность сравнивать стоимость услуг ИКТ по всем странам и регионам и искать способы снижения цен, например путем внедрения или усиления конкуренции, пересмотра политики установления специальных тарифов, а также оценки доходов и эффективности деятельности операторов. Приемлемость услуг в ценовом отношении имеет решающее значение для построения открытого для всех информационного общества.
Динамика показателей индекса развития ИКТ для России
Таблица 1 содержит значения показателей, входящих в структуру индекса развития ИКТ за 2008 и 2010 гг. для России [2].
Пять лучших и пять худших показателей в структуре индекса развития ИКТ
На основе данных табл. 1 приведем в табл. 2 пять лучших (отмечены «*» в табл. 1)
и пять худших (отмечены «**» в табл. 1) показателей для России в структуре индекса развития ИКТ на 2010 г., участвуют 152 страны [2].
Переходим к следующему индексу, связанному с оцениванием развития информационного общества.
индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index/NRI)
Этот индекс также называют Индексом готовности к сетевому миру (Networked Readiness Index / NRI).
Индекс рассчитывается ежегодно совместно Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum / WEF, www. weforum.org), Всемирным банком (World Bank / WB, www.worldbank.org), Международной школой бизнеса INSEAD (International School of Business INSEAD, www.insead.edu) c 2002 г. [3].
Индекс представляет собой оценку способности страны использовать возможности ИКТ. Такой индекс, во-первых, информирует бизнес, лидеров и политиков об основных факторах, влияющих на развитие ИКТ с целью учета в государственной политике этих факторов. Во-вторых, в долгосрочном плане такая информация способствует вовлечению в сетевое пространство большего числа людей, организаций и сообществ со всего мира. Индекс не только оценивает готовность той или иной страны к участию в информационном мире, но и показывает, что лежит в основе различий между странами.
Число найденных ссылок на индекс в поисковой системе Google на запрос «Networked Readiness Index» составляет 53 600 (на момент 31.07.2012). В 2012 г., согласно данному индексу, Россия заняла 56-е место в рейтинге из 142 стран со значением индекса, равным 4,02.
На рис. 2 представлена схема, отражающая структуру индекса NRI [4].
В свою очередь, индикаторы имеют структуру, представленную в табл. 4, в ви-
No. 6 (54) 2014
JOURNAL oF APPUED INFORMATICS
Таблица 1
Отруктура индекса развития ИКТ для России (для 2008 и 2010 гг.)
№ Название показателя 2008 г. 2010 г.
Рейтинг составлен из 152 стран
ИКТ-доступ Значение индикатора Место РФ Значение индикатора Место РФ
1* Число линий стационарной телефонной связи на 100 жителей (Fixed-telephone lines per 100 inhabitants) 31,8 37 31,4 37
2* Число контрактов на мобильную связь на 100 жителей (Mobile-cellular telephone subscriptions per 100 inhabitants) 139,4 9 166,3 8
3* Ширина полосы пропускания международного трафика Интернета (бит/c) на одного интернет-пользователя (International Internet bandwidth (bit/s) per Internet user) 5207 71 30776 38
4** Процент домашних хозяйств с компьютером, (Percentage of households with a computer) 43 47 50 51
5** Процент домашних хозяйств с доступом в Интернет (Percentage of households with Internet access) 29 48 42,1 46
ИКТ-использование Значение индикатора Место РФ Значение индикатора Место РФ
6** Процент индивидов, использующих Интернет (Percentage of individuals using the Internet) 26,8 62 43 53
7 Число контрактов на стационарный (проводной) широкополосный Интернет на 100 жителей (Fixed (wired) — broadband Internet subscriptions per 100 inhabitants) 6,5 51 11 44
8** Число контрактов на мобильный широкополосный Интернет на 100 жителей (Active mobile-broadband subscriptions per 100 inhabitants) 0,6 68 17,4 50
ИКТ-навыки Значение индикатора Место РФ Значение индикатора Место РФ
9** Количество зачисленных в учебные заведения среднего профессионального образования (Secondary gross enrolment ratio) 84,8 75 84,3 63
10* Количество зачисленных в учебные заведения высшего профессионального образования (Tertiary gross enrolment ratio) 77,2 12 82,5 10
11* Уровень грамотности взрослого населения (Adult literacy rate) 99,6 3 99,6 3
120 j
№ 6 (54) 2014
Таблица 2
Пять лучших и пять худших показателей в структуре индекса развития ИКТ
(2010 г., 152 страны)
№ Лучшие композитные показатели Значение Место РФ Худшие композитные показатели Значение Место РФ
1 Уровень грамотности взрослого населения 99,6 3 Количество зачисленных в учебные заведения среднего профессионального образования 84,3 63
2 Число контрактов на мобильную связь на 100 жителей 166,3 8 Процент индивидов, использующих Интернет 43,0 53
3 Количество зачисленных в учебные заведения высшего профессионального образования 82,5 10 Процент домашних хозяйств с компьютером 50,0 51
4 Число линий стационарной телефонной связи на 100 жителей 31,4 37 Число контрактов на мобильный широкополосный Интернет на 100 жителей 17,4 50
5 Ширина полосы пропускания международного трафика Интернета (бит/^ на одного интернет-пользователя 30 776,0 38 Процент домашних хозяйств с доступом в Интернет 42,1 46
де показателей, т. е. зависят от самых первичных показателей согласно [4].
Схема расчета индекса NRI
Индекс NRI схематично рассчитывается следующим образом:
Networked Readiness Index = (1/4) • Environment subindex + + (1/4) • Readiness subindex + (1/4) • Usage subindex + (1/4) • Impact subindex. Субиндексы имеют следующие расчетные формулы:
Environment subindex = (1/2) • Political and
regulatory environment + + (1/2) Business and innovation environment; Readiness subindex = (1/3)-Infrastructure and digital content + + (1/3)-Affordability + (1/3)- Skills; Usage subindex = (1/3)- Individual usage + + (1/3)- Business usage + (1/3)- Government usage,
Impact subindex = (1/2)- Economic impacts + + (1/2)- Social impacts.
Рейтинг России на основе индекса NRI
В табл. 3 представлен индекс NRI на уровне субиндексов — рейтинг для России на 2012 г., участвуют 142 страны согласно официальному отчету [4].
Детальный рейтинг на основе России на основе индекса мы здесь опускаем.
Пять лучших и семь худших показателей в структуре индекса NRI
Приведем в табл. 4 пять лучших и семь худших для России показателей в структуре индекса NRI на 2012 г., участвуют 142 страны [4].
Отмеченные в табл. 4 семь худших показателей и их значения отражают такое положение дел, которое не противоречит наблюдаемой действительности в РФ.
NO. 6 (54) 2014
journal of applied informatics
Субиндексы
Индикаторы
Рис. 2. Качественная структура индекса NRI
122
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА /-
' № 6 (54) 2014
Таблица 3
Рейтинг России, индекс NRI (2012 г., 142 страны)
Субиндексы Значение Место РФ
Индекс NRI-2012 4,0 56
A. Окружение 3,5 100
A. 1. Политическое и административное окружение (Political and regulatory environment) 3,2 102
A. 2. Бизнес и инновационное окружение (Business and innovation environment) 3,8 83
B. Готовность 5,4 32
B. 1. Инфраструктура и цифровой контент (Infrastructure and digital content) 4,8 40
B. 2. Доступность по цене (Affordability) 6,2 17
B. 3. Навыки (Skills) 5,2 53
С.Использование 3,7 60
C. 1. Индивидуальное использование (Individual usage) 3,9 52
C. 2. Использование в бизнесе (Business usage) 3,4 83
C. 3. Правительственное использование (Government usage) 3,7 71
D. Влияние 3,4 73
D. 1. Влияние на экономику (Economic impacts) 3,4 53
D. 2. Влияние на социум (Social impacts) 3,4 89
Переходим к третьему индексу, который описывает развитие информационного общества.
индекс готовности стран к электронному правительству (E-Government Readiness Index / EGRI)
Еще одно название этого индекса на английском — E-Government development. Данный индекс рассчитывается ежегодно в рамках деятельности Департамента экономического и социального развития ООН (United Nations Department of Economic and Social Affairs / UNDESA, www.un.org) [1, 4].
Число найденных ссылок на индекс в поисковой системе Google на запрос «E-Government Readiness Index» составляет
1 500 000 (на момент 05.08.2012). В 2012 г., согласно данному индексу, Россия заняла 27-е место в рейтинге из 190 стран со значением индекса, равным 0,7345.
Структура индекса ЕЭМ
Индекс электронного правительства — это композитный индикатор, измеряющий готовность и возможность национальных органов управления(администраций) использовать информационные и коммуникационные технологии для организации и реализации общественных услуг. Он базируется на непрерывном и всестороннем наблюдении за всеми 193 государствами-членами, оценивающем технические особенности и черты национальных web-сайтов так же хорошо, как и используемые в целом пра-
-n journal of applied informatics
No. 6 (54) 2014 ' -
Таблица 4
Пять лучших и семь худших показателей в структуре индекса NRI (2012 г., 142 страны)
Лучшие композитные показатели Значение Место РФ Худшие композитные показатели Значение Место РФ
6 . 1. Количество контрактов мобильной связи на 100 человек 166,3 7 7 . 1. Уровень устойчивости «впитывания» технологий 3,8 130
5 . 4 . Грамотность взрослого населения, % 99,6 9 1. 6 . Защита интеллектуальной собственности 2,5 126
1. 9 . Время, чтобы подписать контракт, дни 281 11 2 . 6 . Интенсивность местных соревнований / Локальная конкуренция 4,0 124
2 . 7 . Количество зачисленных в учебные заведения высшего профессионального образования,% 75,9 13 1. 3 . Независимость суда 2,6 123
1. 4 . Эффективность правовой системы в урегулировании споров 2,8 123
1. 5 . Эффективность правовой системы в сложном регулировании 2,7 123
4 . 2 . Тарифы на стационарный широкополосный интернет, $/месяц 18,71 17 2 . 1. Наличие и работоспособность новейших технологий 4,1 121
вительственные стратегии по реализации концепции электронного правительства и специфических направлений поставки основных сервисов.
Оценка, проводимая UNDESA, ранжирует страны относительно друг друга по критерию электронного правительства.
Выделяются два аспекта, влияющие на развитие электронного правительства: 1) потенциал, или способность, государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество услуг населению и бизнесу, т. е. готовность страны к созданию электронного правительства; 2) готовность, означающая наличие действий со стороны правительства, направленных на обеспечение информацией и знаниями для повышения «вооруженности» (или степени удовлетворенности) населения.
Индекс готовности электронного правительства отражает характеристики досту-
па к электронному правительству, главным образом технологическую инфраструктуру и образовательный уровень, чтобы представить, как страна использует возможности ИКТ для национального, экономического, социального и культурного развития. Этот индекс позволяет сравнивать состояние и анализировать тенденции, существующие в пределах стран и регионов, а также между ними. Индекс особенно интересен для глав правительств, политиков, специалистов, а также для представителей гражданского общества и частного сектора, поскольку позволяет проводить анализ состояния и позицию стран в мировом сообществе в области готовности к развитию и использованию электронного правительства.
Схема расчета индекса ЕЭМ
Математически индекс EGRI есть взвешенное среднее трех нормализованных субиндексов для наиболее важных направле-
№ 6 (54) 2014
ний электронного правительства, именно: Возможность и качество online-сервисов (Online service subindex), Развитость телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication subindex) и Человеческий капитал (Human capital subindex) [4]. Каждый из субиндексов является, в свою очередь, композитной мерой, которая может быть извлечена и проанализирована отдельно.
Формула расчета индекса EGRI на основе его субиндексов имеет вид
E-Government Readiness Index =
= (1/3) • Online service subindex +
+ (1/3) • Telecommunication subindex + + (1/3) • Human capital subindex.
В свою очередь, субиндексы строятся следующим образом.
Субиндекс «Online service subindex» строится на основе следующих индикаторов: Развивающиеся информационные сервисы (Emerging Information Services); Улучшенные информационные сервисы (Enhanced Information Services); Сервисы для бизнеса (Transactional Services); Сервисы с обратной связью (Connected Services).
Субиндекс «Telecommunication subindex» строится на основе индикаторов: Число интернет-пользователей на 100 жителей (Internet users per 100 inhabitants); Число стационарных телефонных линий на 100 жителей (Fixed phone lines per 100 inhabitants); Число контрактов мобильной связи на 100 жителей (Mobile subscribers per 100 inhabitants); Число контрактов на стационарный Интернет на 100 жителей (Fixed Internet subscriptions per 100 inhabitants); Число стационарных линий широкополосной связи на 100 жителей (Fixed broadband per 100 inhabitants).
Субиндекс «Human capital subindex» строится на основе индикаторов: Грамотность взрослого населения (Adult Literacy) и Число зачисленных в учебные заведения начального, среднего профессионального образования и в вузы (Primary, Secondary and Tertiary Gross Enrolment Ratio).
Таким образом, индекс готовности к электронному правительству строится на основе трех исходных субиндексов:
• развития правительственных web-сайтов;
• телекоммуникационной инфраструктуры;
• человеческого капитала.
Рейтинг России на основе индекса EGRI
В табл. 5 представлен индекс EGRI в деталях на уровне субиндексов — рейтинг для России, 2012 г.
Примечание. При составлении рейтинга по субиндексам «Online service subindex», «Telecommunication infrastructure subindex», «Human capital subindex» и показателям
A. 1 - A. 4 (табл. 5) участвовало 190 стран, при составлении рейтинга по показателям
B. 1 - B. 5 и C. 1, C. 2 (см. табл. 5) участвовало 193 страны согласно официальному отчету [4].
Теперь можно на основе табл. 5 выбрать пять лучших и пять худших показателей для России в рамках индекса EGRI.
Пять лучших и пять худших показателей в структуре индекса EGRI
На основе данных табл. 5 приведем в табл. 6 пять лучших и пять худших для России показателей в структуре индекса EGRI для 2012 г. В табл. 5 наиболее хорошие отмечены «*», наиболее плохие отмечены «**».
связь индексов развития информационного общества с целевыми индикаторами инновационного развития России
Рассмотренные выше индексы связаны через свои показатели с целевыми индикаторами стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее просто Стратегия-2020). В данной стратегии определено 45 таких показателей [5]. Отметим эту взаимосвязь в табл. 7. Отметим, что совпадение показа-
No. 6 (54) 2014
journal of appued informatics
Таблица 5
Рейтинг России согласно индексу EGRI (2012 г.)
Название Значение Место РФ
Индекс EGRI — 2012 0,7345 27
A. Субиндекс «Online service subindex» 0,6601 24
*A. 1. Развивающиеся информационные сервисы (Emerging Information Services), % 100 1
*A. 2. Улучшенные информационные сервисы (Enhanced Information Services), % 67 11
**A. 3. Сервисы для бизнеса (Transactional Services), % 35 27
A. 4. Сервисы с обратной связью (Connected Services), % 62 13
B. Субиндекс «Telecommunication infrastructure subindex» 0,6583 29
**B. 1. Число интернет-пользователей на 100 жителей (Internet users per 100 inhabitants) 43 54
**B. 2. Число стационарных телефонных линий на 100 жителей (Fixed phone lines per 100 inhabitants) 31,45 45
*B. 3. Число контрактов мобильной связи на 100 жителей (Mobile Subscribers per 100 inhabitants) 166,26 7
*B. 4. Число контрактов на стационарный интернет на 100 жителей (Fixed Internet Subscriptions per 100 inhabitants) 41,73 2
**B. 5. Число стационарных линий широкополосной связи на 100 жителей (Fixed broadband per 100 inhabitants) 10,98 52
C. Субиндекс «Human capital subindex» 0,8850 43
*C. 1. Грамотность взрослого населения (Adult Literacy), % 99,56 10
**C. 2. Число зачисленных в учебные заведения начального, среднего профессионального образования и в вузы (Primary, Secondary and Tertiary Gross Enrolment Ratio) 84,27 53
телей рассмотренных индексов и индикаторов Стратегии-2020 подразумевает полную эквивалентность природы целевого индикатора Стратегии-2020 и природы показателя международного индекса (или всего индекса в целом).
Смысл установки связи между целевыми индикаторами Стратегии-2020 и показателями международных индексов заключается в следующем. Если какой-либо целевой индикатор Стратегии-2020 является по смыслу каким-либо показателем одного из выше-
рассмотренных международных индексов или самим индексом, то достигая наилучших значений этого индикатора, мы одновременно достигаем наилучших значений показателя (или всего индекса) («разгоняем» показатель/индекс) в международном рейтинге для России.
В Стратегии-2020 указаны желаемые годичные значения целевых индикаторов до 2020 г., т. е. такие значения, которых Россия должна достигнуть в 2020 г. Сделаем сопряжение этих желаемых значений индика-
№ 6 (54) 2014
Таблица 7
Таблица 6
Пять лучших и пять худших показателей в структуре индекса EGRI (2012 г.)
№ Лучшие композитные показатели Значение Место РФ Худшие композитные показатели Значение Место РФ
1 Развивающиеся информационные сервисы,% 100 1 Число интернет-пользователей на 100 жителей 43 54
2 Число контрактов на стационарный Интернет на 100 жителей 41,73 2 Число зачисленных в учебные заведения начального, среднего профессионального образования и в вузы, % 84,27 53
3 Число контрактов мобильной связи на 100 жителей 166,26 7 Число стационарных линий широкополосной связи на 100 жителей 10,98 52
4 Грамотность взрослого населения,% 99,56 10 Число стационарных телефонных линий на 100 жителей 31,45 45
5 Улучшенные информационные сервисы,% 67 11 Сервисы для бизнеса, % 35 27
Взаимосвязь индикаторов и индексов информационного развития
Номер целевого индикатора в Стратегии-2020 Целевой индикатор стратегии инновационного развития России до 2020 г. С чем совпадает индикатор
8 Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств С субиндексом «ИКТ-доступ» индекса развития ИКТ/ Р)
С показателем «Число домохозяйств с интернетом» субиндекса «Индивидуальное использование» для Индекса готовности к сетевому миру (Ш)
27 Место Российской Федерации в международном рейтинге по Индексу развития информационных технологий Индекс развития ИКТ Р) Примечание. Следовательно, все показатели ИКТ (в международной постановке) стратегия инновационного развития РФ отслеживает
торов № 8 и № 27 из табл. 7 с местом России в текущих рейтингах.
Сопряжение индикатора № 8 Страте-гии-2020:
— с показателем Индекса развития ИКТ (/О/): в Стратегии 2020 указано, что в 2020 г. этот целевой индикатор (доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств) должен иметь
желаемое значение 95%. Посмотрим, какое бы место занимала Россия на сегодняшний день с этим значением в рейтинге согласно индексу развития ИКТ. Для этого используем официальный отчет [2]. Ранжируем по показателю и получаем, что Россия занимала бы 2-е место сейчас (в данный момент) после Кореи, которая имеет значение показателя, равное 96,8%, на третьем месте идет Исландия со значением 92%;
No. 6 (54) 2014
JOURNAL OF APPLiED iNFQRMATiCS
— с показателем Индекса сетевой готовности (NRI): совершенно аналогичная ситуация, как и с индексом развития ИКТ, т. е. Россия занимала бы со значением 95% второе место (см. для подтверждения с. 363 в [The Global Information Technology Report 2012 // www.reports.weforum.org]).
Сопряжение индикатора № 27 Страте-гии-2020 с Индексом развития ИКТ: в Стратегии 2020 указано, что в 2020 г. целевой индикатор (Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий) должен выводить Россию в десятку ведущих стран мира. Если бы такая задача ставилась сейчас и мы хотели бы видеть Россию в десятке, то значение индекса развития ИКТ у нас должно было бы лежать в интервале от 7,6 до 8,4 (см. для подтверждения рейтинг в [Центр гуманитарных технологий // http:// gtmarket.ru/news/state/2011/09/21/3495]). В 2010 г. это значение было равно 5,38. Есть над чем работать!
Заключение
В работе сделан детальный обзор природы международных индексов развития информационного общества, на основе которых определяется место России в международных рейтингах. Выявлены наилучшие и наихудшие компоненты в структуре данных индексов применительно к России. Рассматривается сопряжение международных индексов развития информационного общества со Стратегией развития страны до 2020 г. в целях адекватного позиционирования России в международных рейтингах и корректировки Стратегии.
В целом можно отметить, что информатизация общества очень важна, поскольку ускоряет процессы обмена информацией в разных областях жизни, повышая качество последней. Правильное и востребованное внедрение информационных технологий позволяет перейти на новый этап функционирования и взаимодействия индивидов и общественных институтов между со-
бой. Тогда процессы в обществе и в государстве получают более высокую скорость и эффективность прохождения, повышают конкурентоспособность государства и регионов, избавляют от рудиментов и балласта в различных областях государственного управления. Информационные технологии в широком смысле позволяют реализовать сервисы на новом уровне в образовании, государственном управлении, сфере услуг, бизнесе, индустрии развлечений, медицине, в том числе и в реализации инновационной деятельности, и т. д. К таким сервисам можно отнести мобильную связь, Интернет, платежные терминалы, GPS-навигацию, телемедицину и т. д.
В рамках программ развития России анализируются проблемы и ставится ряд целей для страны, о чем говорят различные информационные источники. К таким целям причисляют, например, потребность в новом жилье, развитие инфраструктуры и материально-технической базы, изменение структуры экономики, разработку стратегии развития и т. д. Достижение этих целей избавит нас от существенных и характерных проблем. Очевидно, что без эффективного внедрения информационных технологий, без возможности адекватного измерения уровня такого внедрения на всех стадиях будет существенно труднее или вообще невозможно достичь поставленных целей. Поэтому индексы развития ИКТ представляют важность для анализа, который позволит выявить проблемные места ИКТ развития в России. Устранение проблем, в свою очередь, позволит Российской Федерации занимать все более высокие места в рейтингах по уровню развития ИКТ. А сопряженность развития ИКТ с другими областями жизни позволит занимать более высокие места и в других рейтингах, не связанных с развитием информационных технологий.
Литература
1. Вершинская О. Н., Алексеева О. А. Международные индексы готовности стран к информацион-
№ 6 (54) 2014
ному обществу // Труды ИСА РАН. Т. 61. 2/2011. С.19-25
2. Measuring of Information Society 2012 // www.itu.int.
3. The Global Information Technology Report 2013. URL: www.reports.weforum.org.
4. E-Government Survey 2013. URL: www.unpan.org/ e-government.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70006124.
6. Юбилей экономического факультета НГУ, анализ и перспективы развития экономической ситуации в России // Новосибирский государственный университет: Архив новостей. 012. 31 июля. —13 с. URL (01.10.12): www.nsu. ru/exp/2012/7/31/ekonomicheskaya_situaciya_v_ rossii_i_perspektivy.
References
1. Vershinskaja O. N., Alekseeva O. A. Mezhdunarod-nye indeksy gotovnosti stran k in-formacionnomu ob-shhestvu. Trudy ISA RAN, vol. 61, 2/2011, pp. 19-25.
2. Measuring of Information Society 2012. URL: www. itu.int.
3. The Global Information Technology Report 2013. URL: www.reports.weforum.org.
4. E-Government Survey 2013. URL: www.unpan. org/e-government.
5. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Fed-eracii na period do 2020 goda. URL: www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70006124.
6. Jubilej jekonomicheskogo fakul'teta NGU, analiz i perspektivy razvitija jekonomicheskoj situacii v Ros-sii [Jelektronnyj resurs]. ovosibirskij gosudarstven-nyj uni-versitet: Arhiv novostej, 2012, 31 ijulja. 13 p. URL: (01.10.12): www.nsu.ru/exp/2012/7/31/eko-nomicheskaya_situaciya_v_rossii_i_perspektivy.
A. Fedorov, PhD in Technique, Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of Russian Academy of Science (IEIE of SB of RAS), Novosibirsk, [email protected]
Russia on the way to the developed information society
In the article, alongside with the detailed review of the nature of the international indexes of development of an information society, the place of Russia in the international ratings is determined. The best and worst components in structure of indexes with reference to Russia come to light. Connection of the international indexes of development of an information society to strategy of development of Russia till 2020 is considered.
Firstly it is considered the ICT Development Index (IDI), next is Networked Readiness Index (NRI) and third considered index is E-Government development (E-Government Readiness Index / EGRI). You can find formulas of index calculation here.
The article will be useful for those, who want to investigate international dynamic of indexes and who want to construct modification of indexes for purpose of adaptation its to domestic regions or any country. For more sophisticated understanding of the nature of international indexes author refers to international documents about its.
Keywords: international rating, dynamics, strategy, ICT Development Index, Networked Readiness Index, E-Government Readiness Index, innovative development.
ч 129