Научная статья на тему 'Уровень развития информационного общества в России по показателям международных рейтингов'

Уровень развития информационного общества в России по показателям международных рейтингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2306
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИКТ-ИНФРАСТРУКТУРА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Ольга Игоревна, Горбунева Анна Владимировна

В данной работе рассмотрена динамика изменения показателей международных рейтингов, характеризующих уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сервисов электронного правительства. Определены основные направления, на которые необходимо обратить внимание для обеспечения роста показателей России в рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень развития информационного общества в России по показателям международных рейтингов»

О.И.ОВЧАРЕНКО, А.В. ГОРБУНЕВА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МЕЖДУНАРОДНЫХ

РЕЙТИНГОВ

В данной работе рассмотрена динамика изменения показателей международных рейтингов, характеризующих уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и серви-

сов электронного правительства. Определены основные направления, на которые необходимо обратить внимание для обеспечения роста показателей России в рейтингах.

Информационное общество, ИКТ-инфраструктура, электронное правительство.

Одним из основных направлений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации является формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. В качестве одного из показателей успешной работы в данном направлении эксперты рассматривают положение страны в различных международных рейтингах [1], которые характеризуют уровень готовности стран мира к использованию электронного правительства и развития информационно -коммуникационных технологий (табл.1).

Индекс готовности к электронному правительству (E-Government Readiness Index)

Наиболее распространённым является рейтинг развития электронного правительства, публикуемый ООН один раз в два года. Электронное правительство - это использование ИКТ для предоставления государственных услуг населению. В 2014 г. Россия занимала 27-е место, переместившись за два года на 32 позиции. В 2016 г. Россия потеряла в рейтинге

восемь позиций по отношению к 2014 г. и теперь занимает 35-е место.

Оценка готовности страны к электронному правительству складывается из нескольких базовых индексов, характеризующих уровень развития ИКТ-инфра-структуры, сервисов электронного правительства, а также степень развития человеческого потенциала. В табл. 2 представлены данные по указанным индексам за последние шесть лет [2].

Анализ данных показывает, что в течение последних шести лет рост продемонстрировал только один индекс из трех, влияющий на итоговую оценку. Так, положительную динамику показал индекс уровня развития электронных услуг, увеличившись с 0,6 до 0,7 в 2014 г., но в 2016 г. прирост оказался только на 0,02. При формировании данного индекса анализируются правительственные сайты и сайты пяти министерств (финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения). На сайтах в первую очередь оценивается возможность оказания услуг в электронной форме, а также наличие функционала для вовлечения граждан в деятельность государственных органов и принятие решений.

Таблица 1

Международные рейтинги, характеризующие уровень информатизации общества

Индекс/показатель Организация/орган, публикующая результаты рейтинга Место России в рейтинге в 2016 г.

Индекс готовности к электронному правительству (E-Government Readiness Index) Организация Объединенных Наций (ООН) Сайт: http://www.unpan.org/ 35

Индекс электронного участия (E-participation index) Организация Объединенных Наций (ООН) Сайт: http://www.unpan.org/ 32

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) Международный союз электросвязи Сайт: http://www.itu.int/ 43

Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index) Всемирный экономический форум Сайт: http://reports.weforum.org/ 41

Таблица 2

Основные индексы, входящие в рейтинг электронного правительства

Индексы 2012 2014 2016

Электронные услуги (Online Service Index) 0,6601 0,7087 0,7319

ИКТ-инфраструктура (Telecommunication Infrastructure Index) 0,6583 0,6413 0,6091

Развитие человеческого потенциала (Human Capital Index) 0,8850 0,8388 0,8234

Индекс, демонстрирующий уровень развития ИКТ-инфраструктуры, в 2014 г. снизился с 0,65 до 0,64, в 2016 г. он упал до цифры 0,60. При расчете данного индекса определяется среднее значение по пяти компонентам: число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек населения; число абонентов беспроводного широкополосного доступа к Интернету на 100 чел.; число активных абонентов мобильной телефонной связи на 100 чел.; число телефонных аппаратов на 100 человек населения; удельный вес населения, использующего Интернет (рис. 1).

Падение данного индекса обусловлено, прежде всего, недостаточно высокими темпами развития фиксированного широкополосного доступа (ШПД) к Интернету и уменьшением плотности фиксированной телефонной связи [3].

По итогам исследования, проведенного компанией J'son&Partners Consulting, российский рынок по числу фиксированных пользователей ШПД к Интернету занимает 1-е место в Европе и 4-е место в мире и в настоящее время находится в стадии насыщения. Темпы роста рынка продолжают снижаться, и в ближайшей перспективе они не будут превышать 1-2%. По мнению представителей отрасли, замедление темпов роста рынка связано с непростой экономической ситуацией в стране, падением уровня доходов населения, отсутствием импортозамещения интернет-

оборудования, отсутствием или сокращением инвестиций в строительство новых сетей и увеличением себестоимости услуги ШПД. В то же время эксперты отмечают рекордные темпы строительства оптических сетей доступа, что способствует вытеснению с рынка ШПД устаревающей технологии ADSL. Планшеты и смартфоны становятся все более доступными для пользователей с любым уровнем дохода в связи со снижением розничных цен на них. Поскольку задача привлечения и удержания абонентов в последние несколько лет вышла на первый план, то все силы операторов направлены на сохранение действующей абонентской базы: компании наращивают скорости, снижают тарифы, улучшают пакетные предложения, развивают дополнительные сервисы [4].

Отрицательную динамику также продемонстрировал индекс развития человеческого капитала - в 2014 г. он снизился с 0,88 до 0,83, а в 2016-м опустился до 0,82. Падение данного индекса за шесть лет превысило 11%. Основными компонентами данного индекса являются:

- уровень грамотности среди взрослого населения;

- валовой коэффициент охвата начальным, средним и третичным образованием;

- ожидаемая продолжительность образования;

- фактическая продолжительность образования (рис. 2).

Рис. 1. Компоненты индекса телекоммуникационной инфраструктуры

Рис. 2. Компоненты, входящие в индекс человеческого капитала

Индекс человеческого капитала рассчитывается по формуле:

ИНД ч к =1/3 Индексуровня грамотности + +2/9 Валовой коэф. охвата + 2/9 Ожидаемая продолж. обр.+ +2/9 Фактическая продолж. обр.

По данным экспертов в ближайшее время не стоит ожидать существенного роста данного индекса, поскольку уровень грамотности взрослого населения и охват различными видами образования в России приблизился к максимально возможному значению. Важнейшей задачей в сложившихся условиях становится задача подготовки специалистов в сфере информационных технологий, способных участвовать в реализации проектов электронного правительства на всех уровнях управления [5].

Индекс электронного участия (E-participation index (EPI))

Индекс электронного участия - это показатель развития сервисов активного взаимодействия между гражданами и государством или индекс Gov 2.0, который выводится в качестве дополнительного индекса к Индексу электронного правительства ООН. Данный индекс характеризует степень использования гражданами онлайновых услуг, а также доступность и полноту информации на правительственных сайтах и включает следующие уровни:

- электронная информация: обеспечение участия путем предоставления гражданам доступа к информации (в т.ч. по требованию);

- электронные консультации: привлечение граждан к участию и обсуждению вопросов государственной политики;

- принятие решений на основе электронных технологий: расширение прав и возможностей граждан путем совместного обсуждения вопросов на

правительственных сайтах и сайтах министерств с использованием различных онлайн-инструментов. Цель данного индекса заключается в отражении механизмов электронного участия граждан на правительственных веб-сайтах, которые внедряются правительством для обеспечения взаимодействия с гражданами.

По результатам рейтинга 2016 г. индекс EPI России составил 0,7458 по сравнению с 0,6863 в 2014г., а по сравнению с 2012 г. (0,6579) вырос на 10,7%. Однако несмотря на рост индекса Россия переместилась в 2014 г. с 8-го места на 30-е ив 2016 г. -на 32-е место [2].

В рейтинге 2016 г. вопросы электронного участия были существенно расширены с целью отражения современных тенденций и условий, в которых правительства привлекают своих граждан к разработке и осуществлению государственной политики и оценке своей деятельности. В качестве новых направлений анализа правительственных сайтов были добавлены публикация и обмен данными между правительственными учреждениями; наличие информации о правах граждан на доступ к правительственной информации, отзывы граждан о совершенствовании онлайновых общественных услуг ; инструменты для сбора общественного мнения по различным вопросам; обсуждение через социальные сети, онлайн-опросы и онлайн-форумы для обсуждения. Самым используемым каналом электронных консультаций и обратной связи в последние годы стали правительственные аккаунты в социальных сервисах.

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index (IDI))

Индекс развития ИКТ является комплексным показателем, используемым для оценки уровня развития ИКТ в разных странах, и публикуется ежегодно Международным союзом электросвязи (МСЭ).

Место России в рейтинге стран по этому индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Основная задача индекса развития ИКТ состоит в возможности определения тех показателей, значения которых необходимо улучшить для сокращения «цифрового разрыва» с наиболее развитыми странами [1].

Основными компонентами данного индекса являются:

- доступ к ИКТ;

- использование ИКТ;

- навыкииспользования ИКТ (рис.3).

Индекс доступа отражает готовность к ИКТ и включает в себя пять показателей инфраструктуры и доступа: количество фиксированных телефонных линий (на 100 чел.); количество абонентов мобильной телефонной связи (на 100 чел.); пропускная способность международного интернет-канала для одного пользователя Интернета (бит/сек); удельный вес домашних хозяйств, имеющих компьютер, в общем числе домохозяйств (в %); удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домохозяйств (в %).

Индекс готовности к ИКТ отражает интенсивность использования ИКТ и включает в себя три показателя: удельный вес населения, использующего Интернет, к общей численности населения (в %); число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету (на 100 чел.); число абонентов мобильного широкополосного доступа к Интернету (на 100 чел.).

Индекс навыков использования ИКТ охватывает возможности или навыки, которые важны при работе с ИКТ, и включает три показателя: средняя продолжительность обучения в школе, охват населения средним образованием (в %) и общее количество учащихся в высших учебных заведениях (в %).

На рис. 4 представлена диаграмма изменения компонентов, входящих в состав индекса развития ИКТ за последние несколько лет.

Анализ данных показал, что два компонента продемонстрировали рост: индекс использования ИКТ вырос на 0,35; индекс доступа к ИКТ увеличился на 0,04, и только значение индекса навыков использования ИКТ осталось без изменения. Несмотря на то, что индекс развития ИКТ в целом увеличился на 0,16 в 2016 г. и составил 6,95, Россия потеряла одну позицию в рейтинге и переместилась с 42-го на 43-е место [6].

Навыки использования ИКТ (ICT Skills Sub-Index) 20%

Доступ к ИКТ (ICT Access SubIndex) 40%

Использование ИКТ (ICT Use Sub-Index) 40%

Рис. 3. Компоненты, входящие в индекс развития IIKT

12015

2016

Доступ к ИКТ (ICT Использование ИКТ Навыкииспользования AccessSub-lndex) (ICT UseSub-lndex) ИКТ (ICT Skills SubIndex)

Рис. 4. Динамика изменения компонентов, входящих в индекс развития IIKT

Результаты анализа данных рейтинга, проведенного в работе [7], показали, что практически все 175 стран, принявших участие в рейтинге, улучшили значение индекса, но при этом больше половины потеряли свои позиции в рейтинге.

Согласно представленным в [6] данным, в России 73% населения пользуется Интернетом; количество абонентов мобильного ШПД к Интернету в 3,7 раз превосходит количество абонентов фиксированного ШПД к Интернету; охват населения средним образованием составляет 98,8%, а доля учащихся в высших учебных заведениях составила 78%; число подписок на мобильную связь составляет около 160 на каждые 100 человек.

Индекс готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index (NRI))

Индекс готовности к сетевому обществу ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и Международной школой бизнеса INSEAD (http://www.insead.edu/). Индекс отражает уровень

готовности стран к повсеместному использованию ИКТ для целей социально-экономического развития. При этом часть показателей основана на международной статистике, которая предоставляется международными организациями, к числу которых относятся МСЭ, ЮНЕСКО, ООН, Всемирный банк, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров компаний в оцениваемых странах [1].

NRI является комплексным показателем развития ИКТ и состоит из четырёх индексов, представленных нарис. 5:

- индекс среды (Environment subindex);

- индекс готовности (Readiness subindex);

- индекс использования (Usage subindex);

- индекс воздействия (Impact subindex).

В свою очередь, каждый индекс состоит из компонентов, которые имеют наборы показателей. Таким образом, 4 индекса имеют 10 категорий и 53 показателя (рис. 6).

Индекс воздействия (Impact subindex); 25%

Индекс использования

[Usage subindex); 25%

Индекс среды (Environment subindex); 25%

Индекс готовности (Readiness subindex); 25%

Рис. 5. Составляющие индекса готовности к сетевому обществу

50%

50%

] Политическая и нормативная среда (Э показателей)

Деловая и инновационная среда (9 показателей)

Индекс среды

33,3%

33,3%

33,3%

□ Использование населением (7 показателей)

□ Использование бизнесом (6 показателей)

□ Использование правительством (3 показателя)

33,3%

33,3%

I Инфраструктура (4 показателя)

Доступность (3 показателя)

Навыки (4 показателя)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33,3%

Индекс готовности

I Экономическое воздействие (4 показателя)

Социальное воздействие (4 показателя)

50%

Индекс использования Индекс воздействия

Рис. 6. Компоненты индексов, входящих в ЫЯ!

Индекс среды фактически характеризует наличие условий для развития ИКТ, а также оценивает степень, в которой рыночные условия и нормативная база страны поддерживают развитие предпринимательства, инноваций и ИКТ.

Показатель «Политическая и нормативная среда» оценивает степень, в которой политические условия и законы в стране способствуют проникновению ИКТ и развитию предпринимательской деятельности. В основные показатели входят: защита интеллектуальной собственности, уровень распространенности пиратства в области программного обеспечения, эффективность и независимость судебной власти.

Показатель «Деловая и инновационная среда» определяет степень поддержки предпринимательства, учитывая сроки и процедуры открытия нового бизнеса. Он также оценивает условия, которые позволяют инновациям развиваться, включая показатели об общей доступности технологий, интенсивность конкуренции, условия спроса на инновационные продукты (по мере развития государственных закупок высокотехнологичной продукции).

Индекс готовности оценивает характеристики инфраструктуры страны и факторы для поддержки использования ИКТ.

Показатель «Инфраструктура» отражает факторы, которые имеют значение для развития ИКТ: количество мобильных сетей, пропускная способность международных каналов доступа к Интернету, а также доля безопасных интернет-серверов.

Показатель «Доступность» оценивает доступность ИКТ в стране посредством измерения затрат на использование мобильной телефонии и расходов на подписку на широко по лосный доступ в Интернет, а также показателя, характеризующего конкуренцию в данном секторе услуг.

Показатель «Навыки» оценивает способность населения эффективно использовать ИКТ, учитывая следующие основные показатели: степень охвата средним образованием, уровень грамотности взрослого населения и качество образования, в частности, математического и естественно-научного.

Индекс использования характеризует готовность и возможность граждан, представителей бизнеса и государственных органов к использованию ИКТ.

Показатель «Использование населением» оценивает уровень распространения ИКТ среди населения страны. Основными характеристиками при этом являются распространение мобильной телефонии, использование Интернета (в т.ч. с широкополосным доступом), наличие персональных компьютеров и использование социальных сетей.

Показатель «Использование бизнесом» отражает степень использования Интернета предприятиями для проведения операций. Он также оценивает способность компаний разрабатывать новые технологии путем учета количества заявок на патенты и

степень подготовленности персонала к использованию инноваций.

Показатель «Использование правительством» оценивает достижения правительства в разработке и реализации стратегий развития ИКТ и качество государственных онлайн-услуг.

Индекс воздействия оценивает экономические и социальные последствия, возникающие в результате использования ИКТ.

Показатель «Экономическое воздействие» оценивает число патентных заявок, а также роль ИКТ в разработке новых продуктов, процессов и организационных моделей.

Показатель «Социальные последствия» оценивает социальный прогресс страны, вызванный или усиленный использованием ИКТ: использование Интернета в школе; использование ИКТ и онлайновых услуг для вовлечения граждан в процесс разработки государственной политики.

По результатам рейтинга, опубликованным в [8], индекс МЯ1 в 2016 г. увеличился на 0,4 по сравнению с 2013 г. и Россия переместилась с 54-го на 41-е место. На рис. 7 представлены значения основных индексов, входящих в КШ.

Рис. 7. Значения индексов, входящих в ЫЯ1, по результатам рейтинга 2016г.

В табл. 3 представлены значения всех 10 показателей для России в 2016 г., характеризующих индекс готовности к сетевому обществу, опубликованным в [8].

Анализ данных позволяет выявить сильные стороны, к которым, в первую очередь, относится высокий образовательный и научно-исследовательский потенциал: по проценту грамотности взрослого населения Россия на 11-м месте; по количеству граждан с высшим образованием - на 19-м месте; по охвату средним образованием - на 53-м; по качеству математического и естественно-научно го образования - на 58-м месте. Также к высоким показателям следует отнести использование ИКТ населением и развитие инфраструктуры: по количеству подписок на мобильную связь - на 16-м месте; по количеству граждан, пользующихся Интернетом, - на 40-м месте; по использованию мобильного широкополосного доступа к Интернету - на 38-м месте; по количеству патентных заявок - на 41-м месте.

Таблица 3

Значение показателей, входящих в NRI, в 2016 г.

№ Показатель Значение показателя Место в рейтинге по данному показателю в 2016г.

1 ИНДЕКС СРЕДЫ 4.0 67

1.1 Политическая и нормативная среда 3.6 88

1.2 Бизнес и инновационная среда 4.5 57

2 ИНДЕКС ГОТОВНОСТИ 5.5 32

2.1 Инфраструктура 4.7 52

2.2 Доступность 6.6 10

2.3 Навыки 5.4 48

3 ИНДЕКС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 4.5 40

3.1 Использование населением 5.3 40

3.2 Использование бизнесом 3.6 67

3.3 Использование правительством 4.4 44

4 ИНДЕКС ВОЗДЕИСТВИЯ/ВЛИЯНИЯ 4.1 41

4.1 Экономические воздействия 3.7 38

4.2 Социальные воздействия 4.6 45

Однако по развитию правовых основ инновационной деятельности и готовности компаний и государственных структур к внедрению ИКТ Россия существенно отстает в рейтинге от других стран (защита интеллектуальной собственности - 123-е место; эффективность правотворческих органов - 81-е место).

Поскольку достижение высоких мест в международных рейтингах является одной из задач Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», то в заключение хотелось бы отметить основные направления, на которые необходимо обратить внимание для обеспечения роста показателей России в рейтингах:

- необходимо доработать правительственные сайты и сайты министерств таким образом, чтобы ничто не препятствовало учету необходимых показателей;

- развивать и совершенствовать на правительственных сайтах средства обратной связи для привлечения граждан к принятию решений;

- создать условия для эффективного взаимодействия между гражданами и государством, внедряя онлайн-сервисы для прямого общения граждан и высших чиновников;

- обеспечить динамичное распространение фиксированного широкополосного доступа к Интернету (до настоящего времени он развивался значительно слабее, чем мобильный) [3];

- расширять и развивать дополнительные сервисы на базе привычных услуг (доступа в Интернет, платного ТВ и телефонии) с целью дальнейшего распространения фиксированного ШПД к Интернету [4];

- обеспечить необходимый уровень популяризации электронных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экспертный центр электронного государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d-russia.ru/ratings, свободный (дата обращения: 5.05.17).

2. United Nations e-Government Survey 2016. E-Go-vernment for the People / Department of Economic

and Social Affairs. Division for Public Administration and Development Management. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://workspace. unpan.org/sites/Internet/Documents/UNPAN96407.p df, свободный (датаобращения: 7.05.17).

3. Абдрахманова Г.И. Россия в рейтинге развития электронного правительства: информационный бюллетень / Г.И. Абдрахманова //ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. 2016. №5(10).

4. Основные показатели рынка фиксированного ШПД в России. Прогноз развития до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/osnovnye-pokazateli-rynka-fiksirovannogo-shpd-v-rossii-

pro gno z-razvitiya-do -2025-goda-20160203113313, свободный (датаобращения: 5.05.17).

5. Овчаренко О.И. Формирование профессиональных компетенций с использованием информационных технологий / О.И. Овчаренко //Современные тенденции в науке, технике, образовании: материалы междунар. науч. конф. 31 янв. 2016 г.: в 3-х ч. Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2016. 4.2.

6. ITU Measuring the Information Society Report, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages /publications/mis2016.aspx, свободный (дата обращения: 5.05.17).

7. Абдрахманова Г.И., Коцемир М.Н. Россия в рейтинге развития ИКТ: 2016 // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://issek.hse.ru/data/2016/11/30/1112652859/ NTI_N_30_30112016.pdf, свободный (дата обращения: 5.05.17).

8. The Global Information Technology Report 2016: Innovating in the Digital Economy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.weforum.org /docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf, свободный (датаобращения: 5.05.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.