Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Мананников Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД
России, г. Барнаул, Россия
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ Аннотация: в статье рассматриваются активные методы обучения через формирование специальных знаний, умений, навыков, а также слаженности на учебных занятиях по физической культуре, в частности лыжной подготовки.
Ключевые слова: сотрудников органов внутренних дел, лыжная подготовка, профессиональная подготовка, развитие физических качеств, формирование морально-волевых качеств.
Современный этап развития общества и МВД России выдвигают новые задачи перед системой подготовки сотрудников органов внутренних дел. Их суть сводится повышению эффективности профессиональной подготовленности воспитанности сотрудников, способных и готовых работать в новых условиях правоохранительной деятельности. Сотрудники полиции, приступая к активной практической работе, должны в совершенстве владеть достаточным объемом умений и навыков, необходимых им для успешного решения оперативно-служебных задач по силовому пресечению противоправных действий.
Криминогенная ситуация в стране и современные условия деятельности выдвигают требования высокой теоретической и практической готовности сотрудников ОВД к выполнению поставленных перед ними служебно -оперативных задач. В связи с этим одной из задач образовательных учреждений МВД является развитие у курсантов и слушателей способностей к активной правоохранительной деятельности, в том числе через формирование специальных знаний, умений, навыков, а также слаженности на учебных занятиях по физической культуре, в частности лыжной подготовки. Одной из важных задач преподавателя кафедры физической подготовки, является формирование высоких морально-волевых качеств, которые помогают в повседневной жизни и профессиональной деятельности сотрудникам ОВД переносить тяготы и лишения службы. При проведении занятий по лыжной подготовке личность курсанта всесторонне развивается, как физически, так и духовно, что, несомненно, влияет на общий уровень качества профессиональной подготовки будущего офицера ОВД.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Целью лыжной подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [1]. Успешное решение задач по лыжной подготовке возможно на основе оптимального подбора средств, методов и форм обучения, высокого уровня практической и методической подготовленности преподавателей и качества проведения учебных занятий, воспроизведения на занятиях по лыжной подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным. Такая организация занятий, предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности.
В ходе занятий по лыжной подготовке осуществляется всестороннее развитие слушателей и курсантов, освоение ими достижений в области физической подготовки и спорта. Всестороннее развитие личности слушателя, курсанта образовательных учреждений МВД России, предполагает глубокое овладение программой обучения. Ее результатом будет укрепление здоровья, достижение оптимального уровня двигательных способностей, приобретение специальных знаний в области физической готовности к выполнению оперативно-служебной деятельности [2].
Решение перечисленных задач требует от слушателей, курсантов не только специальных, профессиональных знаний, умений и навыков, но также высокой морально-психологической и физической подготовленности, умения смело и решительно действовать в экстремальных ситуациях. Успех в решении разнообразных задач по лыжной подготовке зависит от многих условий, и прежде всего, от надежного и оперативного управления физическим совершенствованием, правильного понимания роли физических упражнений в повышении психологической устойчивости, укрепления здоровья, профессионального мастерства. К сожалению, сегодня в учебном процессе вуза МВД к занятиям по лыжной подготовке сложилось такое отношение, что кроме физических данных, каких-либо результатов она больше ничего не дает, но при этом остаются не замеченными те внутренние процессы, происходящие в личности курсанта, которые непосредственно формируют такие качества как: морально-психологическая устойчивость к трудностям; целеустремленность; упорство; смелость и решительность; выдержка и
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
самообладание, как составляющая качества коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.
При качественно организованной педагогической деятельности по лыжной подготовке вышеуказанные качества в совокупности формируют личность курсанта способной противостоять и сдерживать рост преступности. Например, выносливость - это своего рода базис, на котором надстраиваются все другие физические качества и двигательные умения, а при равных условиях выигрывает тот, который более устойчив к длительным физическим нагрузкам, с чем и сталкиваются сотрудники ОВД в практической деятельности. Очень часто курсанты, обладающие хорошей технической подготовкой, проигрывают в силовом поединке из-за отсутствия достаточного уровня развития выносливости [3]. Лыжная подготовка курсантов образовательных учреждений МВД является таким процессом, который направлен на формирование личности в целом и способен приобретенные специальные навыки, знания и умения реализовать в практической деятельности сотрудника ОВД. На занятиях по лыжной подготовке курсанты овладевают всем многообразием техники способов передвижения на лыжах, изучают тактику лыжных гонок, приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта, гигиены, здорового образа жизни и самоконтроля. В ходе занятий по лыжной подготовке повышается уровень развития основных физических качеств и профессиональной подготовленности курсантов. В процессе систематической и целенаправленной работы решаются самые разнообразные задачи, где можно выявить приоритетные направления:
1. воспитание патриотических и волевых качеств;
2. обеспечение высокого уровня здоровья и физического совершенства;
3. овладение техникой всех способов передвижения на лыжах, которые как показывает практика, эффективно развивает оперативное мышление будущего сотрудника;
4. изучение и овладение тактикой лыжных гонок и достижение высокого уровня развития специальных физических навыков. Основными педагогическими подходами обучения по лыжной подготовке являются: квазипрофессиональный; проблемно-ситуационный; ролевой; двусторонний; двухстепенный, а к методам можно отнести: наглядные, словесные и практические в разнообразных их вариантах, которые включают в себя такие воздействия как: убеждения, разъяснения, поощрения, наказания и др.
Таким образом, подводя итог можно сказать что, на занятиях по лыжной подготовке реализуются дополнительные возможности для воспитания и
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
самовоспитания у курсантов чувства коллективизма, слаженности, товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки. При совершении длительных лыжных походов в составе подразделения курсанты выступают как единый коллектив, в котором интересы каждого подчинены интересам всего подразделения. В этих условиях коллективные действия и товарищеская взаимопомощь позволяют сформировать необходимый набор качеств, которые помогут будущему офицеру ОВД стать настоящим профессионалом и стражем правопорядка.
Библиографический список
1. Миронов, В. В. Теория и организация физической подготовки войск : учебник для курсантов и слушателей ин-та [Текст] / под ред. В. В. Миронова. - СПб. : ВИФК, 2005. - 145 с.
2. Бирюков, В. П. Физическая подготовка [Текст] / В. П. Бирюков, В. С. Кшевин, В. В. Мороз и др. - М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. -288 с.
3. Физическая культура [Текст] / под ред. В. А. Коваленко. - М. : АСВ, 2000. - 432 с.