Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
Малетин Станислав Вячеславович, преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России г.
Барнаул, Россия
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОРАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ
МВД РОССИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются направления профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России, в частности изучение роли занятий по физической подготовки в развитии и совершенствовании морально-психологической устойчивости в служебной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, сотрудник полиции, морально-психологические качества.
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов содержит в себе множество трудностей. В ходе выполнения служебных задач не редко возникают ситуации с реальной опасностью для жизни и здоровья, как самого сотрудника, так и окружающих его людей. В таких моментах на правильность и быстроту решения сотрудника полиции могут влиять такие психологические факторы как: внезапность, страх, растерянность, высокая опасность и неуверенность в своих силах. Поэтому в образовательных организациях системы МВД России, сегодня, актуальной является задача на развитие и совершенствование морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей как будущих сотрудников полиции. Выбирая метод развития необходимого набора моральных характеристик сотрудника органов внутренних дел, следует сформировать перечень профессиональных нравственных качеств как цель, которую мы достигаем в процессе подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России [1].
Данная проблематика рассматривается в области профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции в образовательном пространстве ВУЗа системы МВД России.
Профессиональная подготовка, как внутренний элемент составляющий направление образовательного пространства ВУЗа МВД России, координирует в себе области, способствующие формированию и развитию необходимы профессионально-важных качеств у курсантов и слушателей,
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
как будущих сотрудников правоохранительных органов. Основными направлениями профессиональной подготовки являются:
• формирование у курсантов понятия профессиональной ответственности и ее компонентов: высокой правовой культуры, понятия служебного долга, развития нравственности и гуманизма, необходимости учета общественного мнения, уважения к конституционным правам и свободам граждан, готовности к защите их жизни и здоровья, воспитание чувства собственного достоинства, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, повышение авторитета своей профессии в глазах граждан;
• формирование морально-психологической устойчивости и готовности нести ответственность за последствия своих действий и поступков в профессиональной деятельности;
• формирование высокого эрудированного уровня, достаточной теоретико-юридической базы точных научных знаний для выполнения задач повышенной сложности в местах несения службы;
• формирование основных навыков применения боевых приемов борьбы, в экстремальных и опасных ситуациях, при угрозе жизни и здоровью граждан и собственной личной безопасности;
• формирование основных физических качеств, уверенности в своих силах, объективности в своих действиях в дальнейшей оперативно-служебной деятельности.
Одним из составляющих элементов профессиональной подготовки является физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Целью физической подготовки является формирование готовности выпускника к эффективному решению оперативно-служебных задач, на основе развития психофизической подготовленности, формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• обучение основам теории и методики физического воспитания, спорта и здорового образа жизни;
• обучение боевым приемам борьбы и формирование профессионально-прикладных двигательных умений и навыков;
• развитие профессионально важных физических качеств обеспечивающих должный уровень физической подготовленности и высокую работоспособность;
• формирование системы практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное (правомерное) применение физической силы,
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
специальных средств для пресечения противоправных проявлений в типичных и экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;
• воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств личности [2].
В профессиональной деятельности курсантам как будущим сотрудникам правоохранительных органов потребуется большая умственная работоспособность, им необходимо научиться сосредотачивать на длительное время и быстро переключать внимание, развивать способность точно воспринимать и перерабатывать значительный объем информации, четко и правильно координировать свои движения при задержании и обезвреживании преступника.
В процессе занятий по физической подготовке курсанты и слушатели, приобретают не только боевые и физические навыки, но и совершенствуют такие морально-волевые качества характера как целеустремленность, терпение, упорство, самообладание, решительность, смелость, взаимовыручка и др.
Важным элементом направления физической подготовки является не только методы обучения курсантов и слушателей базовым боевым приемам борьбы, улучшения их общей физической подготовки, но и постановка задачи таким образом, чтобы каждый обучаемый справлялся с ней еще и психологически, тем самым повышая свой профессиональный уровень. Для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:
• постепенное усложнение учебных задач и повышения нормативов, которые должен решить или выполнить курсант при наличии базовой общей физической подготовки;
• приобретение опыта работы в состоянии морально-психологического напряжения с элементами оправданного риска в условиях учебного занятия;
• выполнение приемов рукопашного боя при воздействии факторов, приближенных к оперативно-служебной деятельности и действиям в экстремальных ситуациях.
• изменение условий, определяющих степень трудности упражнений (изменение дистанций, интервальное движение, пространственное положение, длительность, и другие.);
• вариативность задач поставленных на занятии, при выполнении опасных и сложно-координационных упражнений;
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
• изучение и анализ совместно с курсантами и слушателями технико-тактических боевых ситуаций в условиях проведения рукопашной схватки
[3].
Для воспитания и совершенствования морально-волевых качеств может иметь место использование специальных психолого-педагогических приемов или тестов. Так, например, можно после предварительного разъяснения задачи и обозначения цели, которые нужно достичь, дать курсанту самому найти способ правильно выполнить данную задачу, применяя навыки боевых приемов борьбы при ограниченном времени или на фоне физической усталости при анаэробной нагрузке. Особую роль для совершенствования морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России может занимать их практическое участие в служебно-прикладных видах спорта системы МВД России (бокс, борьба самбо и дзюдо, служебный биатлон и легкоатлетический кросс, преодоление полосы препятствий, спортивная стрельба и др.). Выступая на таких соревнованиях, будущие сотрудники правоохранительных органов оттачивают на практике не только свои специальные физические навыки, но и формируют свой внутренний психологический климат, который, безусловно, поможет, впоследствии, справится со многими задачами высокой психологической важности в своей служебной деятельности. Влияние занятий по физической подготовке могут существенным образом поспособствовать развитию морально-психологической устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Навыки, приобретенные в процессе обучения физической и боевой подготовкой, помогут будущим сотрудникам полиции, в своей дальнейшей служебной и профессиональной деятельности быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях и выбирать правильное решение при выполнении оперативных задач повышенной сложности.
Библиографический список
1. Эрдниев, А. С. Авторитарный и демократический стили управления курсантским коллективом как факторы организации воспитательной среды [Текст] / А. С. Эрдниев // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 8. - С. 242-246.
2. Баишев, И. И. Педагогическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов на занятиях физической подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. И. Баишев [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова]. - Якутск, 2009. - 134 с.
Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности
3. Шалин, В. В. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Шалин. - М., 1997. - 183 с.