Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности'

Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1622
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прилепин Е.П.

В статье рассматриваются современные проблемы, связанные с применением физической силы и способы формирования физической и психологической подготовки с помощью физической культуры и спорта, для повышения эффективности выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прилепин Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

адекватного отношения к заболеванию и к риску возможных осложнений. Исходя из этого можем утверждать, что профессиональная компетентность среднего медицинского работника - это не только знание и умение оказать лечебно-профилактическую помощь, но и умение грамотно взаимодействовать с пациентами с целью выяснения субъективных и объективных причин заболевания.

Если говорить о системе среднего профессионального образования в понимании компетентностного подхода, необходимо осознавать, что именно здесь закладывается фундамент будущего специалиста и дальнейший успех в его профессиональной деятельности будет определяться тем, как он сумеет реализовать свой потенциал в реальной практической трудовой деятельности.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что компетентность - это индивидуальный опыт в виде комплекса знаний, умений, навыков, мышления, способов восприятия, ценностей, переживаний, действий, целей, а также критериев и способов оценки, принявший вид модели действий при любой ситуации в трудовой деятельности. Вместе с тем сама компетентность рассматривается как наивысшая степень развития профессиональной деятельности, транслятором которой выступает образование, а носителями являются общество и отдельно взятый индивид [3,19-20].

Из этого следует, что основным фактором среднего профессионального образования является развитие личных качеств специалиста, а целью образования становится формирование профессиональной компетентности. Развитию профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования в процессе обучения способствует развитие и осознание основных качеств личности, которыми должен обладать каждый медицинский работник, при этом огромное значение в его практической трудовой деятельности имеет ориентация на другого человека как равноправного участника лечебно-профилактического процесса.

Следовательно, для развития профессиональной компетентности обучающегося - будущего медицинского работника необходимы: сочетание личностных позиций и профессиональных качеств, владение компонентами взаимного сотрудничества, стремление к саморазвитию и самореализации в своей будущей профессиональной деятельности [2, 46-48]. Жажда знаний, творческий настрой и регулярный поиск способствуют формированию профессиональной компетентности студента. Это пробуждает у него творческую активность, стремление к самореализации и саморазвитию, именно эти качества необходимы современному специалисту среднего звена системы здравоохранения современной России.

Список использованной литературы:

1. Абакумова Н. Н. Принципы организации педагогического мониторинга инноваций // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12

2. Белан И. А., Бабичева О. В., Барбухатти К. О. Оптимизация обучения в послевузовской системе образования врачей // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 4

3. Васильева Л.А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена. Вестник ОГУ №5. 2011

4. Овсяницкая Л. Ю. Теоретико-методологические основы формирования информационной компетентности специалистов системы здравоохранения: моногр. - М.: Издательство «Перо», 2015

© Помазанова Е.В., 2016

УДК37

Е.П. Прилепин

ВА МВД России г. Волгоград, Российская Федерация

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы, связанные с применением физической силы и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

способы формирования физической и психологической подготовки с помощью физической культуры и спорта, для повышения эффективности выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками ОВД.

Ключевые слова

Физическая культура, спорт, физическая подготовка, физическая сила, боевые приёмы борьбы

Физическая культура и спорт для сотрудников органов внутренних дел, несомненно, важны для эффективного решения оперативно - служебных задач, развития физических качеств личности, обеспечивающих успешное овладение основами выполнения боевых приемов борьбы и укрепление здоровья.

Совершенствование уровня физической подготовки сотрудников ОВД необходимо для решения определенных задач: формирование и развитие двигательных качеств и навыков, которые необходимы для сотрудника в повседневной служебной деятельности и в экстремальных ситуациях, изучение и отработка боевых приемов борьбы, в том числе соблюдение навыков личной безопасности сотрудника на фоне физических и психических нагрузок, в условиях максимально приближенных к реальным ситуациям силового противостояния с активно сопротивляющимися правонарушителями [1].

Физическая культура - составная часть общечеловеческой культуры, которая выражается в социальной деятельности для развития физических способностей и оздоровления организма человека в целом.

Физическая культура в государстве и обществе проявляется в двух аспектах ценностей: материальном и духовном. К материальным ценностям принято относить конкретные предметы: стадионы, бассейны, учебные заведения физкультурной направленности, а к духовным: наука о спорте, искусство, посвященное физической культуре и другое.

Спорт - это соревновательная деятельность, которая проявляется в конкретных состязаниях, где сравниваются, сопоставляются и проявляются человеческие возможности на основе четко установленных правил выполнения заданий и условий.

В настоящее время зачастую складываются ситуации, которые показывают, что физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел уступает уровню физической подготовки правонарушителей [2, с 13]. Это происходит из-за того, что сотрудники не овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками и, что более важно, не поддерживают их на должном уровне и не стремятся к достижению профессионального мастерства.

Применение физической силы в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел стало обычным занятием. Зачастую приходится сталкиваться с невыполнением законных требований сотрудника или немотивированной агрессией граждан, что вынуждает полицейского применять физическую силу. Такое применение силы непосредственно связано с риском причинения тяжёлых травм и увечий людям, а в некоторых случаях и ставит под угрозу здоровье и даже жизнь человека. Следовательно, можно сказать, что особое значение имеет проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел. Для того, чтобы эффективно выполнять свои служебные обязанности и другие оперативно-служебные задачи, действовать грамотно, решительно, профессионально и успешно при защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, общества в целом и государства от преступных посягательств, сотрудники ОВД обязаны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, изучать нормативно-правовые акты и иную документацию, связанную с применением физической силы.

Выполнение своих служебных обязанностей и пресечение противоправных действий сотрудниками ОВД, как уже было сказано, связано с применением физической силы, которое регламентировано статьей 20 Федерального Закона «О Полиции» N° З-ФЗ от 07.02.2011 года. На основании этой статьи сотрудник полиции имеет право применять не только физическую силу, но и конкретные боевые приемы борьбы в случаях, когда не силовые способы не обеспечивают возложенных на полицию обязанностей [3].

Эффективное использование физической силы при пресечении преступления или административного правонарушения зависит от двух основных условий: во-первых, точного правового регулирования применения физической силы, во-вторых, уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

органов внутренних дел, направленных на выработку психологической устойчивости, а также стойких физических навыков владения боевыми приемами борьбы [5].

Выполнение первого условия использования физической силы также затруднено, пробелы в праве не дают даже четкую формулировку тех или иных понятий. Так и недостатки Закона «О Полиции» проявляются в повседневной жизни в полной мере. В частности, как и в предшествующем законе «О Милиции», здесь, по-прежнему, законодатель не раскрывает понятие «физическая сила», а лишь указывается на «боевые приёмы борьбы», как на разновидность физической силы. Отсюда получается, что под физической силой можно понимать абсолютно любые физические действия полицейского, которые не сопровождаются применением специальных средств и огнестрельного оружия, направленные при этом против граждан, их имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их передвижения, действий или распоряжение какими-либо предметами. Так, например, принудительно физическое извлечение из салона транспортного средства водителя с признаками алкогольного или наркотического опьянения, который не покидает свое транспортное средство и в то же время извлечение ключа из замка зажигания его автомобиля являются применением физической силы. Применение физической силы можно расценить и сопровождение в патрульный автомобиль задерживаемого лица, который, допустим, демонстративно лег на асфальт и отказывается туда проследовать самостоятельно. И даже применение физических усилий, сдерживающих толпу в ходе поддержания правопорядка на шествиях, митингах и демонстрациях, также можно расценить как применение физической силы. Отсутствие четкого определения порождают спорные ситуации, из-за которых страдают либо граждане, либо сами сотрудники ОВД [6,7].

Выполнение второго условия применения физической силы возможно при высоком уровне психологической и стрессовой устойчивости, подготовленности к чрезвычайным обстоятельствам полицейского. При подготовке сотрудника ОВД в условиях спортивного зала в благоприятной обстановке, обучаемый не усваивает информацию в полной мере, а если и усвоил ее и по итогу показал отличный результат, в частности, точно и технично выполнил боевой прием, вероятность того, что так же он сработает в стрессовой ситуации (при задержании вооружённого преступника), как показывает практика - минимальна. Анализируя накопленный практический опыт, специальную методическую литературу, можно сделать вывод, что при обучении боевым приемам борьбы и приемам самозащиты, сотруднику, курсанту или слушателю необходимо смоделировать ситуацию, при которой он должен испытать шоковое состояние, такое же испытывает человек, когда на него нападают. Только в таких ситуациях сотрудники находят в себе силу воли для противодействия реальным правонарушителям [4, с. 56].

Недостаточность самообладания, пробелы в физической подготовке, неправильный анализ ситуации и неумение применения боевых приемов борьбы приводят к плачевным результатам. Состояние постоянной готовности - это первое правило и залог успеха при самозащите, без этого все физические навыки и умения абсолютно бесполезны. Психологическую, как и физическую готовность, нужно постоянно развивать и совершенствовать.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел предъявляет целый ряд требований к уровню развития определенных умений и навыков, специальных физических качеств, однако, настоящая система физической подготовки в территориальных подразделениях полиции не в полной мере отвечает поставленным задачам. Как уже было сказано, физическая подготовка является одним из необходимых факторов, который оказывает непосредственное влияние на эффективность выполнения сотрудниками служебно-оперативных задач. Поэтому необходимо постоянное совершенствование процесса физической и психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.

Список использованной литературы:

1. Приказ МВД России от 31.03.2015 года N° 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»

2. Михеев П.П. «Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручных средств». - Брянск. 1997 г.

3. Статья 20 Федерального Закона «О Полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 года.

4. О. Кифи П. «Уличный кикбоксинг. Реальная самозащита». - Ростов-на-Дону, 2000 год.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

5. Славко А.Л., Клименко Б.А., Лопатин И.И. Методико-теоретические основы многоуровневой боксерской подготовки курсантов вузов МВД России / Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2014. № 1. С. 38-41.

6. Овчинников В.А., Якимович В.С. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2 (25). С. 137-142.

7. Камнев Р.В., Плешивцев А.Ю. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 127-133.

© Прилепин Е.П., 2016

УДК37

Е.П. Прилепин

ВА МВД России Г. Волгоград, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -

ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные задачи подготовки сотрудников ОВД к реальному противодействию правонарушителям, а именно практическому применению общей и специальной физической подготовки, освоению и применению боевых приемов борьбы, в том числе с использованием табельного оружия.

Ключевые слова

Физическая подготовка, физические упражнения, профессиональная подготовка сотрудников ОВД, психологическая подготовка.

В настоящее время, когда действиям сотрудников органов внутренних дел уделяется особое внимание со стороны общественности, а также требования к профессиональной подготовке сотрудников полиции на сегодняшний день ужесточились, в сравнении с предыдущими годами - результатом деятельности сотрудников полиции являются такие навыки, как своевременное и правомерное принятие решений на поставленные задачи, высокое мастерство, целеустремленность и общая организованность.

Более того, предъявляются повышенные требования к самой подготовке сотрудников и применению профессиональных навыков, законному применению физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств, применение которых на практике требует глубокого усовершенствования.

Профессионально-прикладная физическая подготовка является основной составляющей частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [1, с. 57]. Её цель заключатся в развитии и формировании физической и психологической готовности сотрудников к умелому применению физической силы, успешному выполнению оперативно-служебных задач, применению боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

В условиях специализированной системы реализуются образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки, которые и предусматривают организацию занятий применительно к оперативно - служебной деятельности сотрудников полиции. Таким образом, на учебных занятиях формируются прикладные двигательные навыки и умения. Они предназначены развивать специфические физические способности, способствующие эффективному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.