О.В. Емельянова, ассистент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета.
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ОРЛОВСКОМ КРАЕ
В данной статье идет речь о возникновении и развитии художественного образования в России и Орловском крае.
Ключевые слова: художественное образование, дополнительное образование, художественная школа, изобразительное искусство, прикладное искусство, традиционная культура.
Первоначально на Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи, резчиков, мастеров керамики, кружевоплетения и др., непосредственно в мастерских.
В 17в. центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата в Москве. В 18в. положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711г. "Рисовальная школа" при Петербургской типографии. Крупной художественной школой в 1й половине 18в. стала т. н. живописная команда "Канцелярия от строении". В середине 18 в. возникла Рисовальная палата при Академии наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Московского университета. В 1757в. в Петербурге была создана Академия художеств, сыгравшая в 18 - 1-й половине 19вв. прогрессивную роль в развитии русского искусства.
В 19в. в России появились средние художественные школы. В 1809г. А. В. Ступин организовал школу в Арзамасе. Крупную роль в развитии художественного образования сыграла школа, созданная в 20-е гг. 19 в. А. Г. Венециановым в деревне Сафонково Тверской губернии. В 1832г. в Москве открылась русская художественная школа - Художественный класс (в 1843г. преобразован в училище живописи и ваяния, в 1865г, после открытия при нём архитектурного отделения, - в училище живописи, ваяния и зодчества). Среди учеников московской школы были выходцы из народа (часто из крепостных).
Во 2-й половине 19 - начале 20вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани, художественно-промышленная школа в Екатеринбурге, рисовально-технические классы в Пскове, художе-
ственные училища в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.
В 19в. получила развитие подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. В 1825г. в Москве С. Г. Строганов основал "Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам" (теперь Московское высшее художественно-промышленное училище), где готовились специалисты декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т.д. училище объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы в промышленность. Близким по профилю к школе Строганова было училище технического рисования, основанное А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876г.
Также создавались частные учебные мастерские, где обучали наиболее талантливых детей. В 1890 - 1910гг. на многих промыслах по инициативе земских деятелей создавались школы - училища для детей кустарей. В таких школах обучались, дети с 7 - 11 лет, их учили грамоте, основам ремесла, а также приемам академического рисунка, знакомили с историей декоративного искусства.
В 1917г., после Октябрьской революции во всех союзных Республиках создавались художественные вузы, училища и школы. В основу развития советского искусства и художественного образования был положен метод реализма. Обучение рассматривалось как единый процесс формирования образного мышления и овладения профессиональным реалистическим мастерством путём глубокого изучения натуры.
Учащиеся, окончившие 4 класса общеобразовательной школы и проявившие способности к изобразительному искусству, принимаются в детские художественные школы (в 1977г. - около 680). Продолжая учиться в общеобразовательной школе, дети получают здесь в продолжение 4 лет об-
щее эстетическое воспитание и начальное художественное образование.
В 1919 г по всей России возникли художественные школы, где особое внимание уделяли предмету декоративно - прикладное искусство. Декоративным искусством занимались не только дети младшего возраста, но и школьники 15 - 17 лет.
Первым художественным учебным заведением в городе Орле является "Рисовальная школа Петра Ивановича Сычева", открытая в 1889 году. Занятия проводились по разработанной Академией художеств программе. Школа просуществовала 15 лет.
В 1898 году появилась частная школа рисования Петра Андреевича Алпатова. Школа работала по "курсу нормальных школ рисования и лепки, выработанному Императорской академией". Поддерживая школу на личные средства в течение двух лет и не получив субсидии от Академии художеств 1991 году, Алпатов, видимо, вынужден был школу закрыть.
По инициативе преподавателя рисования Петра Николаевича Погосского в 1910 году был основан орловский художественный кружок, который объединил в основном художников-любите-лей и учителей рисования
В 1911 году при обществе организовались бесплатные классы рисования и черчения. Имелись отделы прикладного искусства, фотографии и школьного рисования. Но с наступлением войны в 1915 году классы закрылись.
Орловская губернская художественная школа была основана в феврале 1918 года. Находилась в Георгиевском переулке, доме № 3. Рассчитана была на обучение 300 учащихся продолжительностью 5 лет. В 1921 году в ней обучалось 126 учащихся, другой источник называет 189 учащихся.
В 1920-21 годы в Орле существовала "студия изобразительных искусств
и курсы при Центроклубе имени Крупской-Ульяновой (Орел, Ленинская, 24)", в которой обучалось 34 учащихся. Руководил студией Август Яковлевич Иване, выпускник Пензенского художественного училища.
1964 году была основана Орловская детская школа №1, на базе художественно-графического факультета Орловского государственного университета.
Первое время учащиеся школы обучались в стенах института в двух небольших мастерских. Затем художественная школа получила самостоятельное здание. Педагогами "первого состава" являются Н.В. Голобоков, Н.Ю. .Михалева, В.В. Юдилевич, В.Г. Колодко, М.М, Галактионова и Э.И. Галактионов.
Благодаря тому, что в 1994г году школу реорганизовали в Школу изобразительных искусств и народных ремесел, учащиеся получили уникальную возможность одновременно получать не только художественное начальное образование (рисунок,
живопись, композиция, история искусств), но и серьезные навыки владения художественным ремеслом по профилю выбранном ими мастерской: кру-жевоплетение, ткачества, вышивки, резьбы и росписи по дереву, лозоплетения, гончарного дела.
Детская школа изобразительных искусств и народных ремесел работала и работает по сей день в режиме постоянного развития, соединения в стенах школы устоявшихся традиций качества художественного обучения и воспитания, высокого профессионализма и огромного чувства ответственности к молодым талантам новых поколений.
В школе делают серьезный акцент на приобщение детей к традиционной культуре, этому способствуют организованные классы вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, художественной резьбы и росписи по дереву. Большое внимание уделяется преподаванию музыкального фольклора. На уроках народной культуры осуществляется углубленное познание духовных, нравственных основ, заложенных в народных обычаях, обрядах, празднествах и их атрибутике.
В 1989 в городе Орле была основана детская художественная школа № 2. Первыми преподавателями школы стали - Сафронова И.Д. (она же и.о. директора)и Ципурия О.А.
Педагогический коллектив Детской художественной школы №2 г. Орла руководствуется традициями русской академической школы преподавания изобразительного искусства и развивает направление станкового искусства.
В школе преподаются учащимся следующие предметы: академический рисунок, живопись, станковая композиция, скульптура, декоративноприкладное искусство, история искусства. По всем предметам учебной программы преподавателями разработаны и применяются в обучении учащихся комплексные и индивидуальные календарно-тематические планы и программы.
Учащиеся овладевают приемами работы в керамике, восковке, ковроткачестве, резьбе по дереву, маркетри, в работе по глазурованной плитке цветным стеклом и т.д.
Орловские школы работают над возрождением, сохранением и развитием народных ремесел своего края. Традиционная культура почти до середины XX столетия в какой-то мере влияла на образ жизни русского человека. Теперь же она чуть ли не полностью утрачена. Промыслы, ранее устраивавшие быт, особенно деревенский, уходят из нашей жизни. Именно обращение к изучению народных традиций способно заполнить идеологический вакуум и по-новому решить воспитательные задачи в школах. Здесь стоит особо подчеркнуть разнообразие форм и методов проводимых в школах воспительной работы: массовые праздники и практические занятия, тематические выставки и ремесленные ярмарки, выездные пленэры и экспедиции, встречи с известными народными мастерами, художниками и многое другое.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабанский Ю. К. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации. - М.: Педагогика, 1988.
2. Вахтеров В.П. "Избранные педагогические сочинения" - М.: Педагогика. 1987 г.
3. Змеёв С.И. "Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов", М.: Флинта: Наука,1999 г
4. Каптерев П.Ф., "Антология гуманной педагогики. Каптерев", Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
5. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М., 1993. - 46 с.
6. Медынский Е.Н. "История педагогики" Учеб. для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение 1982 г.
7. А. Митина, "Дополнительное образование в России" (Исторический аспект).,"Новые знания" №2 2000 г.
8. Чарнолуский В. И. "Спутник народного учителя и деятеля народного образования", СПб., 1903 г.
Emelinova Olga Vladimirovna
THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND ORYOL REGION
The given article gives information about the origin and development of the system of additional education in Russia and Oryol region.