Научная статья на тему 'Промышленное развитие и художественно-промышленное образование в России в XIX - начале ХХ в'

Промышленное развитие и художественно-промышленное образование в России в XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1130
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕНЫЕ РИСОВАЛЬЩИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковешникова Наталья Алексеевна

В статье рассмотрена специфика формирования системы отечественного художественно-промышленного образования. Показано, что потребность в «ученых рисовальщиках» стимулировалась в начале XIX в. развитием промышленности и жесткой конкуренцией с иностранными производителями, но осложнялась существованием в России к репостного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленное развитие и художественно-промышленное образование в России в XIX - начале ХХ в»

9. Сутерланд, А. Происхождение и развитие нравственного инстинкта [Текст] / А. Сутерланд; пер. с англ. Н. Кончевской. - СПб.: Изд-е Ф. Павленкова, 1900.

10. Симонович, А. С. Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей [Текст]. Т. 1. / А. С. Симонович, Я. М. Симонович. - Изд-е 2-е - СПб.: Изд-е Е. Н. Бороздиной, 1884.

11. Шмидт, К. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурною жизнью народов [Текст]. Т. 2. История педагогики от И. Христа до Реформации / К. Шмидт ; пер. Э. Циммермана. - Изд-е 3-е, доп. и испр. - М.: Изд-е К. Т. Солдатенкова, 1879.

УДК 377(47+57) «18/19»(091)

Ковешникова Наталья Алексеевна

Кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн» Орловского государственного технического университета, rodoris@yandex.ru, Орел

ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Koveshnikova Natalia Alekseevna

The candidate of cultural science, the senior lecturer of chair «Design» of the Orel State Technical University, rodoris@yandex.ru, Orel

INDUSTRIAL DEVELOPMENT AND ARTISTIC INDUSTRIAL EDUCATION IN RUSSIA OF XIX-TH -BEGINNING OF XX-TH CENTURY

Переход от мануфактурного к промышленному производству происходил в России очень медленно. Причиной тому было крепостное право. Во всех отраслях производства использовался труд крепостных крестьян. Начиная с эпохи Петра I, государственных крестьян приписывали к заводам и фабрикам. Промышленники получили право покупать крестьян к мануфактурам. Естественно, что мануфактуры, принадлежащие дворянам, вовсе не нуждались в наемной рабочей силе. Капиталистические мануфактуры появляются в России на рубеже ХУП-ХУШ вв. Начиная с 60-х гг. XVIII в. этот процесс заметно активизируется. Появление крупных предприятий капиталистического типа наблюдается в первую очередь в текстильном производстве (1740-е гг.). Постепенно крупные предприятия возникают и в других отраслях: металлургической, металлообрабатывающей, кожевенной и т. д. Общее число предприятий во второй половине XVIII в. возросло более чем в три раза. Быстрыми темпами развивались те отрасли производства, в про-

дукции которых было заинтересовано государство: металлургия, суконное и парусно-полотняное производство. По выплавке чугуна Россия прочно занимала первое место в мире. Русское железо было более высокого качества, чем заграничное, и пользовалось устойчивым спросом в Европе. Высок был спрос и на русскую парусину. Ее скупали многие страны, в первую очередь Англия.

Как уже было сказано, русская мануфактура, основанная на крепостном труде, не испытывала недостатка в дешевой рабочей силе. Это тормозило внедрение в производство различных технических новшеств. Первая механическая хлопчатобумажная прядильная фабрика появилась в России в 1798 г. В местечке Александровская под Петербургом. Она принадлежала иностранцу Оссовскому. В 1808 г. на ней начал работать первый механический станок. В 1821 г. здесь впервые развернулось машинное льнопрядение. К концу 1820-х гг. Александровская мануфактура представляла собой крупную механизированную фабрику с несколькими корпусами. Здесь действовала система машин, оснащенная тремя паровыми двигателями общей мощностью в 89 лошадиных сил. За 1810-1828 гг. производительность прядильного производства на этой фабрике в ходе технического прогресса возросла в 2,3 раза. Александровская мануфактура в эти годы производила свыше 55% всей отечественной пряжи. Однако в ткачестве и набивке ткани преобразования шли значительно медленнее. Механическое ткачество начало развиваться в России только в конце 1840-х гг., но даже в таком крупном центре отечественного текстильного производства, как Владимирская губерния, и в 1850-х гг. работало до 80 тыс. ручных ткацких станков, а ручная набивка ткани сохранялась на некоторых фабриках вплоть до 20-х гг. XX в.

Между тем, в XVIII в. в России было сделано несколько важных технических изобретений. Достаточно вспомнить, что автором первого универсального двигателя был русский изобретатель Иван Иванович Ползунов (17281760). Он окончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге, затем работал на уральских заводах. В 1762 г. он был назначен на Барнаульский завод. Здесь Ползунов задался целью создать совершенный паровой двигатель. В 1763 г. Ползуновым были представлены записка, расчеты и проект первой в мире универсальной паровой машины мощностью 1,8 л. с. Этот проект реализован не был. В 1764 г. Ползунов начал работу по созданию силовой установки, предназначенной для подачи воздуха в металлургические печи. Она была сооружена на Барнаульском заводе в 1765 г., было проведено успешное испытание, показавшее ее работоспособность, но после смерти Ползунова доводкой установки более не занимались.

В целом, фабричное производство в России появляется со значительным опозданием по сравнению со странами Западной Европы. Важную роль в техническом перевооружении промышленности играл ввоз машин из-за границы. Машинное оборудование ввозилось сначала из Бельгии, затем из Англии, которая производила более совершенные механизмы. К 1857 г. только в московской промышленности использовались 152 паровые машины.

Для производства различных механизмов строились и отечественные машиностроительные заводы, в основном в Петербурге. В 1849 г. для постройки пароходов был построен Сормовский завод около Нижнего Новгорода. Хотя количество этих предприятий было небольшим, но это было новое явление в российской промышленности, ознаменовавшее начало промышленного переворота в нашей стране.

Несмотря на технические нововведения, продукция российских мануфактур и фабрик не могла конкурировать с западноевропейской по своему качеству и стоимости. В целом количество мануфактур, особенно в сфере, причисляемой к художественной промышленности, в России с середине XVIII в. неуклонно возрастало. В «Очерке истории мануфактур в России» 1833 г. приводятся следующие сведения. В середине XVIII в. В России насчитывалось 984 мануфактуры На рубеже XVIII-XIX в. В стране действовали следующие мануфактуры: алмазных и золотых - 7, бронзовых - 5, бумажных материй - 55, набойчатых - 50, ситцевых - 52, коверных - 5, фарфоровых и фаянсовых - 20, хрустальных - 8, шелковых - 339, лаковых - 2, обойных - 3 и другие мелкие. Кроме того, числилось: полотняных - 374, кожевенных - 848, суконных - 151, железных - 20, медных - 43. Всего же - 2440 [Цит. по: 5, с. 22]. Правительство старалось покровительствовать развитию отечественной промышленности. Таможенные тарифы 1766, 1782 и 1796 гг. устанавливали высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввоз в Россию чугуна, изделий из железа, полотен и некоторых других видов товаров. Однако иностранные предприниматели, принимая русское подданство, заводили здесь собственные предприятия и, с целью сохранения секретов своего производства, ввозили рабочих-иностранцев.

В 1822 г. был введен новый таможенный тариф, согласно которому в Россию беспошлинно ввозились лишь те товары, в которых нуждались отечественная промышленность. Высокой пошлиной облагались импортные предметы роскоши и запрещались к ввозу товары, производимые в самой России «в достаточном количестве и хорошего качества». В 1829 г. состоялась 1-я Всероссийская мануфактурная выставка. Вероятно, она должна была подтвердить эффективность политики протекционизма и продемонстрировать широкой публике достижения российской промышленности. «Описание первой Публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 года» содержит много интересных сведений. На выставке была показана продукция Адмиралтейских Ижорс-ких заводов, Императорской Александровской мануфактуры, Санкт-Петербургского и Александровского чугунных заводов. Из технических новшеств были показаны: паровая машина в 2 лошадиные силы, гидравлический пресс, сверлильный и токарные станки, инструменты, корабельные приборы, прядильные машины, хирургические инструменты. На выставке было представлено и значительное количество изделий художественной промышленности. Экспонировались ковры, клеенки, люстры из папье-маше, чугун-

ное художественное литье, фарфоровые изделия, предметы из уральских самоцветов, лакированные подносы и табакерки, бронза, мебель, оружие и много текстиля.

Выставка отчетливо продемонстрировала не только достижения, но и недостатки отечественной промышленности. В том же «Описании» говорилось, в частности, что без механизации невозможно успешное развитие мануфактур. Отмечалось неудовлетворительное, по сравнению с иностранными, качество российских товаров. Особенно заметно было, насколько уступают они заграничным по художественным своим параметрам. По свидетельству современников, московские и петербургские мануфактуристы часто пользовались услугами иностранных, главным образом французских, рисовальщиков или копировали готовые зарубежные образцы. Провинциальные текстильные предприятия заимствовали рисунки со столичных изделий. Этот факт подтверждает и «Описание»: «Орнаментальных живописцев у нас нет, и мы вынуждены перенимать узоры иностранные», - говорилось в нем [2, с. 136]. Приведенные мнения говорят о том, что проблема художественно-промышленного образования в России в начале XIX в. была довольно актуальной. Нельзя сказать, что до этого времени в стране вообще не существовало школы декоративно-прикладного искусства. Скорее следует говорить о том, что сложившаяся система подготовки специалистов для работы в художественной промышленности должна была быть реформирована с учетом требований, предъявляемых новым уровнем развития производства.

Вплоть до XVIII столетия в системе подготовки мастеров декоративного искусства на Руси не существовало разделения между декор ативно-при-кладным, монументальным и другими видами искусства. Производственные центры обучения складывались при мастерских ремесленников, при княжеском, а затем царском дворе, при монастырях. К XVIII в. они стали возникать при первых частных и государственных фабриках и мануфактурах. Обучение осуществлялось здесь непосредственно в процессе работы и, как правило, сводилось к практическому овладению технологией мастерства. Оно включало наглядный показ отдельных процессов и объяснение, как пользоваться инструментами. Никаких теоретических знаний не преподавалось.

С началом петровских преобразований в России встал вопрос о систематической подготовке хорошо обученных специалистов, причем требовались они в гораздо большем количестве, чем раньше. Наиболее крупным учебным центром в области декоративного искусства в первой половине XVIII в. М. А. Алексеева называет Канцелярию от строений [1, с. 54]. В ведении этой организации находились работы по застройке Петербурга, а также крепостей Кронштадта и Шлиссельбурга. Огромный объем работ требовал беспрерывно и в довольно быстрые сроки готовить новых мастеров. Наряду со строителями здесь получали образование и художники-прикладники, деятельность которых была тесно связана со строительством: столяры, плот-

ники, резчики по дереву, чеканщики и т. д. Поступавшие в Канцелярию от строений ученики, получив самые необходимые начальные сведения по русскому языку, арифметике и рисованию, распределялись в команды мастеров. Методы преподавания пока мало изменились по сравнению с предыдущим периодом, лишь религиозное содержание в обучении уступило место «реальному» (практическому). Наглядный способ обучения все еще оставался определяющим. Ученики получали профессиональные навыки в процессе работы. Такая система, несомненно, позволяла быстро готовить нужные кадры исполнителей, способных реализовать чужой замысел. Но она мало, если не сказать вообще не была рассчитана на выпуск мастеров, подготовленных к самостоятельной творческой работе. Впрочем, будучи, прежде всего, производственной, а не учебной организацией, Канцелярия от строений и не ставила перед собой такой цели. Ее задачей была скорейшая подготовка мастеров только для работ в своем ведомстве.

Еще одним специальным учебным заведением, готовившем в России художников-прикладников, была Рисовальная палата, открытая в 1738 г. при Академии наук. Здесь «художества» появились первоначально с узкоутилитарной целью обслуживать нужды различных академических департаментов. Довольно рано появилась переплетная мастерская. Кроме того, в Академию наук принимались по контракту мастера-медальеры, механики, токари и др. Утвердившаяся в Рисовальной палате методика обучения рисунку давала необходимые профессиональные навыки прикладникам. Среди гравированных оригиналов, с которых начинали рисовать учащиеся, было немало декоративных листов, всевозможных узоров и виньеток. Их копирование позволяло усваивать определенные законы декоративного построения формы и композиции. Среди оригиналов-гипсов попадалась мелкая пластика, копирование которой также помогало осваивать специфические принципы декоративного искусства.

Академия художеств XVIII в. - новый этап в развитии отечественной художественной школы. Специальные классы «мастерств и ремесел» в Академии художеств существовали с 1764 г. Здесь обучались ученики, не проявившие больших способностей, но уже получивших общее образование. Многие из выпускников «вспомогательных» классов впоследствии направлялись на фарфоровые заводы, на камнерезные фабрики, переходили в распоряжение Канцелярии от строений и т. п. Академия художеств стала, таким образом, одним из основных центров подготовки специалистов для художественной промышленности. В Академии в разное время действовало несколько классов, где велась подготовка мастеров декоративно-прикладного искусства. Первым из них был класс орнаментной скульптуры, затем он разделился на классы резьбы по дереву, медный, чеканный, литейный, а также класс золотых дел мастерства. Также были классы миниатюрной живописи, живописи на финифти, часового мастерства и инструментальный. Прикладники получали в Академии единую с остальными художниками общеобразовательную и начальную художественно-теоретичес-

кую подготовку. Однако специальный курс обучения прикладников носил гораздо более практический характер, чем у художников других профилей, поскольку академические классы ремесел во многом еще сохраняли характер мастерской, где помимо учебных работ каждый ученик обязательно выполнял и практические заказы [3].

Курс специального образования для прикладников, как, впрочем, и для всех остальных учеников Академии, начинался с «рисовальной науки». В то время именно рисунок считался основой всех искусств и художественных ремесел. Овладев в совершенстве техникой рисунка, ученики приступали к копированию. Подражали, в первую очередь, классическим образцам прошлого. Далее виртуозного копирования обучение не шло, поскольку от выпускников требовалось лишь хорошее умение воплотить в материале чужой замысел. В роли проектировщиков выступали пока архитекторы и профессиональные художники. Достаточно вспомнить интерьеры Павловского дворца, выполненные по рисункам А. Н. Воронихина и К. И. Росси, залы Зимнего дворца, созданные по рисункам Д. Кваренги, И. Е. Старова и Ю. М. Фельтена, интерьеры Михайловского замка В. Ф. Бренны. Но проектированием занимались не только архитекторы. Так, медальер, скульптор и живописец И. И. Реймерс проектировал настольные украшения и столовые сервизы, живописец П. П. Свиньин делал проекты церковных сосудов, а архитектор А. П. Брюллов - проекты ваз, шкафов, этажерок и рисунки пьедесталов для часов. Многие художники, работавшие непосредственно в отечественной художественной промышленности в XIX в., также были выпускниками основных классов Академии. Специальные же классы никогда не были многочисленны. В них набиралось в год не более 10-15 учеников.

Таким образом, рассмотрев систему профессиональной подготовки, сложившуюся в ряде специальных художественных учебных заведениях в России в XVIII в., можно сделать следующие выводы. Все художественные школы того времени, готовящие мастеров декоративного искусства, большое внимание уделяли обучению рисунку. В основе метода обучения лежало копирование. Систематических теоретических знаний не преподавалось. Художественного проектирования как особой дисциплины в рассматриваемый период еще не существовало. Выпускники школ становились высококвалифицированными мастерами, способными качественно воплощать проекты профессиональных художников и архитекторов.

Как уже было сказано, объективные предпосылки для следующего -индустриального - этапа развития прикладного искусства появляются в России, как и в европейских странах, лишь с появлением промышленного производства, т. е. в начале XIX столетия. Именно тогда и появляются учебные заведения нового типа, дающие принципиально новое - художественно-промышленное - образование. В российской промышленности того времени явно ощущалась нехватка специалистов художественного профиля. Теперь необходимо было приспособить художественное образование к запросам быстро развивающейся отечественной промышленности. По словам И. А. Прониной, потребовалась максимально «приближенная к производству» система образования, которая смогла бы обеспечить достаточное коли-

чество профессионально грамотных кадров. На первый план выступает проблема организации системы школ, дающих средний уровень специального образования. Однако сохранившиеся от XVIII в. специальные школы были весьма немногочисленны и не могли полностью удовлетворить растущую потребность промышленности в мастерских декоративного профиля. Эти учебные заведения делились на государственные и частные, причем частные значительно преобладали. Создавали их, как правило, сами владельцы фабрик и мануфактур.

Одним из первых учебных учреждений для прикладников, открывшихся в XIX в., было Выйское заводское училище по росписи железных изделий, основанное в 1806 г. при металлургическом заводе Демидовых в Нижнем Тагиле. В 1815 г. открылся специальный рисовальный класс при народном училище на Чермозском чугуноплавильном и железоделательном заводе Лазаревых. И ученики, и преподаватели этого училища были крепостными. Окончившие училище оставались работать на заводе, наиболее же одаренных направляли за счет завода продолжать образование в Петербург или Москву. Помимо уральских, такими учебными заведениями были петербургские училища Демидовых и Строгановых, школа в Архангельском, открытая

Н. Б. Юсуповым, и первая в России школа мастеров мебельного искусства, основанная Строгановыми в 1825 г. в селе Марьино. Выпускники этих школ оставались крепостными и работали на помещичьих фабриках и заводах. Как правило, они делали не массовые, а подарочные вещи. Так, выпускники юсуповской школы расписывали готовый присланный фарфор. Архангельский завод получал посуду русских фарфоровых заводов Гарднера, Попова, Долгорукого, а также предприятий Франции и Германии [4, с. 203].

В то же время в России появляются и фабрично-ремесленные центры при капиталистических предприятиях. Таковыми были «Приготовительная к мастерствам школа» П. В. Прохорова, открытая в 1816 г. при Трехгорной мануфактуре в Москве; школа при Златоустовском оружейном заводе, школа рисования при Лукутинской фабрике лаковых изделий в Федоскино. Впрочем, ремесленные школы и училища также работали «на себя», готовя кадры для местной промышленности. Воскресные и вечерние классы черчения и рисования были ориентированы главным образом на повышение художественной подготовки уже работающих взрослых - рисовальщиков, десинато-ров, резчиков, ювелиров, печатников, десятников на строительстве. Между тем, для художественного оформления промышленной продукции требовались специалисты, получившие систематическую подготовку. Нехватка профессионально подготовленных кадров сильнее ощущалась в обеих столицах, где были сосредоточены самые разнообразные предприятия, создающие предметы декоративного убранства: мебель, светильники, зеркала, драпировочные и обивочные ткани, обои, изделия из фарфора и стекла, художественные изделия из металла.

Библиографический список

1. Пронина, И. А. О преподавании декоративно-прикладного искусства в XVIII в. [Текст] / И. А. Пронина // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. - М.: Наука, 1973. - С. 76-89.

2. Описание первой Публичной выставки Российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 года - СПб, 1829.

3. Пронина, И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века [Текст] / И. А. Пронина. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 312 с., ил.

4. Пронина, И. А. Художественно-промышленные школы России в первой половине XIX века [Текст] / И. А. Пронина // Труды Академии художеств СССР. Вып. 3: Сб. статей. - М.: Изобраз. искусство, 1985. - С. 200-211.

5. Шульгина, Е. Н., История Строгановского училища. 1825 - 1918 [Текст] / Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 336 с.

УДК 371.315

Ананьина Елена Вениаминовна

Старший преподаватель кафедры высшей математики Озёрского технологического института (филиала) ГОУ ВПО МИФИ (ГУ), учитель математики высшей категории МОУ «Лицей № 39», vitaminka_ozersk@mail.ru, Озёрск

СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Ananina Elena Veniaminovna

A senior teacher of the chair of higher mathematics of Ozersk Technological Institute a branch of MEPhI (SU), a teacher of mathematics of higher category of lyceum № 39, vitaminka_ozersk@ mail.ru, Ozersk

TO THE PROBLEM OF THE MODEL OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO SENIOR PUPILS BECOMING PREPARED FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров ещё в большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессионального самоопределения молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.