Научная статья на тему 'Русско-украинские связи в художественном образовании (юг российской империи)'

Русско-украинские связи в художественном образовании (юг российской империи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКО-УКРАИНСКИЕ СВЯЗИ / ЮГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Татьяна Юрьевна

Начиная с середины 1860-х годов на юге Российской империи по инициативе частных лиц и общественных организаций открываются первые художественные учебные заведения. В их деятельности проявляются русские и украинские влияния, характерные для художественной жизни этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русско-украинские связи в художественном образовании (юг российской империи)»

Теория и история культуры

Т. Ю. ФЕДИНА

РУССКО-УКРАИНСКИЕ СВЯЗИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

(юг российской империи)

Начиная с середины 1860-х годов на юге российской империи по инициативе частных лиц и общественных организаций открываются первые художественные учебные заведения. в их деятельности проявляются русские и украинские влияния, характерные для художественной жизни этого региона.

Ключевые слова: художественная жизнь, художественное образование, русско-украинские связи, Юг россии.

Известный исследователь русской культуры XIX - начала XX века Г. Ю. Стернин отмечает, что художественная жизнь эпохи внешне выражается в многообразных повседневных явлениях, которые и есть ее составляющие. С одной стороны, ее можно представить в виде развернутого комментария к истории искусства, помогающего понять историко-культурную ситуацию изучаемого периода и позволяющего ввести в оборот факты, обычно остающиеся за пределами традиционных искусствоведческих работ. С другой стороны, художественная жизнь имеет собственное содержание, свои закономерности развития, благодаря которым она становится важным связующим звеном между творчеством и художественной культурой эпохи в целом, между искусством и обществом [1].

Нам представляется, что понятие «художественная жизнь» объединяет различные события, связанные с художественным творчеством, его пропагандой, художественным образованием, эстетическим воспитанием и т. д. Это - лекции об искусстве, встречи известных исполнителей со зрителями, публикации в печати, посвященные этим мероприятиям, отдельным событиям и явлениям в данной области, деятельность профессиональных и любительских объединений и др. Словом, это не только история искусства (всех его видов и жанров), но и история читателей, зрителей, слушателей со свойственным им восприятием и интерпретацией искусства.

В рамках данной статьи мы рассматриваем художественное творчество в узком смысле этого понятия - как изобразительное искусство и, соответственно, в этом же аспекте анализируем художественную жизнь. Создание и деятельность рисовальных школ, а позднее и художественных училищ является одним из направлений художественной жизни, в котором ярко проявилась инициатива частных лиц (художников, педагогов, меценатов) и общественных организаций. Развитию этой сферы на Юге России способствовало сотрудничество русских и украинских художников. Цель настоящей работы - выявить, в каких регионах Юга России и в каких направлениях и формах оно проявилось.

До середины 1860-х годов на Юге России, в том числе и в Украине, не было средних художественных учебных заведений.

В 1865 году при Обществе изящных искусств в Одессе открылась рисовальная школа, которая до 1885 года находилась в руках второстепенных художников, таких как Иорини, Бонни, Бауэр - воспитанников Миланской и Мюнхенской академий. И только благодаря инициативе, проявленной художником Г. А. Ладыженским, и вмешательству Императорской академии художеств в дела школы удалось кардинально изменить ее деятельность. Почти все преподаватели Одесской школы были уволены, а ведущими в ней стали Кириак Костанди и Геннадий Ладыженский. К этому времени Костанди был уже зрелым мастером, ярким представителем реалистического направления. Для своих учеников он являлся художественной совестью - символом честности и высокой требовательности к себе. В годы пребывания в Академии художеств Костанди учился у многих педагогов, но своим учителем считал П. П. Чистякова и последовательно воплощал его методы в Одесской рисовальной школе.

В разные годы здесь учились В. К. Розвадов-ский, С. И. Слободянюк-Подолян, П. А. Нилус, И. И. Мищенко, Ю. Р. Бершадский, В. И. Берин-гер, В. Г. Крихацкий, А. Г. Платонов, Р. Судков-ский, М. Б. Греков и др.

В 1869 году при первой прогимназии в Киеве рисовальную школу открыл художник Николай Иванович Мурашко. В первые годы своей педагогической деятельности он использовал метод копирования с оригиналов. Под влиянием И. Н. Крамского и П. П. Чистякова, советы которых он высоко ценил, украинский педагог отказался от устаревшего способа обучения и в дальнейшем строил обучение на рисовании с натуры. Кроме того, учащиеся делали зарисовки по памяти и эскизы композиции.

В 1875 году рисовальная школа при гимназии была реорганизована в самостоятельное учебное заведение. Мурашко продолжал развивать новую методику, и в этом ему помогали многие русские художники. Помимо Чистякова и Крамского он находился под влиянием И. Е. Репина, Н. Н. Ге, В. Е. Савинского. Вместе со своими учениками педагог посещал выставки передвижников и требовал, чтобы учащиеся не просто знакомились с картинами мастеров, а изучали их. Особенностью

школы Мурашко было и то, что здесь применялось не только рисование с натуры, но и с подвижных моделей, причем особое внимание уделялось изучению мимики.

Педагогическая деятельность Н. И. Мурашко, его бескорыстное служение искусству снискали ему уважение в художественной среде. В частности, В. Д. Поленов в письме Н. Н. Климентьевой (от 8 декабря 1881 г.) писал о подвижнической деятельности основателя Киевской рисовальной школы следующее: «Не обладая ни талантом, а еще меньше деньгами и имея при себе только терпение и страстную любовь к делу, Мурашко основал школу <...> и до сих пор ведет ее и преподает один-одинешенек. Нынешней весной двое его учеников получили в Академии большие золотые медали <...> Самое отрадное впечатление» [2]. Высоко ценил Н. И. Мурашко как педагога И. Е. Репин. Именно его он порекомендовал в качестве учителя для юного Валентина Серова.

Художественное образование в школе Мурашко получили украинские художники И. С. Ижакевич, Ф. С. Красицкий, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкий, А. Г. Лазарчук, Н. К. Пимонен-ко, А. А. Куренной, Ф. З. Коновалюк, И. Г. Яременко, Г. Г. Павлович, Ф. И. Данилов, Х. П. Платонов, В. Л. Масляников и др.

В Харькове первая рисовальная школа была открыта в 1869 году на средства М. Д. Раевской-Ивановой. Через несколько лет, в 1875-м, художник Е. Е. Шредер создал в этом городе студию. Отметим, что в этих учебных заведениях прошли подготовку к академии известные украинские художники С. И. Васильковский и П. А. Левченко.

В школе Раевской-Ивановой, как и в других художественных учебных заведениях того времени, учеников готовили для сдачи вступительного экзамена в Академию художеств, т. е. для дальнейшей профессиональной деятельности. Но основательница школы не считала эту задачу главной. Гораздо важнее, по ее мнению, было подготовить для художественной промышленности рисовальщиков, воспитанных на традициях украинского народного искусства. Очевидно, направленностью этого заведения объясняется тот факт, что из его стен вышло меньше живописцев, чем из школы Н. И. Мурашко.

М. Д. Раевская-Иванова в своем начинании пользовалась поддержкой известных русских художников Г. Г. Мясоедова, И. Н. Крамского, ее главным консультантом был секретарь Общества поощрения художеств Д. В. Григорович.

Создательница харьковской рисовальной школы была ограничена в средствах, и поэтому не все ее начинания воплотились в жизнь. Например, она открыла в своей школе класс декорационной живописи, но из-за отсутствия необходимых средств не смогла построить работу так, как было задумано.

О художественной школе в Миргороде (так называемом Гоголевском училище) М. М. Коцюбинский писал как о светлом явлении русской жизни, которое непосредственно связано с именем великого писателя. Здесь главными предме-

тами были живопись, ваяние, скульптура, гончарное искусство, резьба по дереву. Учащимся, не имевшим аттестатов об окончании уездных училищ, преподавались также общеобразовательные дисциплины. Это обстоятельство позволяет рассматривать Гоголевское училище как среднее художественное учебное заведение.

Администрация Гоголевского училища периодически устраивала выставки ученических работ и присуждала за лучшие из них денежные награды. Другой наградой, не менее важной, было признание у населения: работы учащихся украшали дома многих миргородцев. Училище располагалось в прекрасном двухэтажном здании, в нише которого был установлен «отлично исполненный бюст Гоголя», служивший главной достопримечательностью города. Классы и мастерские были светлыми, высокими, отвечающими всем правилам гигиены.

В Гоголевском училище на 1 января 1898 года состояло 150 учащихся, из них 3 стипендиата, остальные обучались за счет собственных средств. Только 8 учеников окончили уездное училище, остальные - сельские или церковно-приходские школы. Социальный состав обучаемых был неоднородным: преобладали дети казаков и крестьян, вместе с ними обучались дети дворян, духовенства, мещан и т. д. [3]. Таким образом, художественное училище в Миргороде и по своей численности, и по социальному составу, и по набору изучаемых дисциплин представляло собой редкое для провинции явление. К тому же оно было создано в память о великом русском писателе, творчество которого питалось из двух источников -русской и украинской культуры.

Другим интересным примером (но уже не общественной инициативы, а частной) служит единственная в дореволюционной России рисовальная школа для крестьянских детей, основанная в 1905 году в г. Каменец-Подольский В. К. Розвадовским, выпускником Академии художеств, организатором передвижных народных выставок в Украине. Учащиеся этой школы содержались на полном пансионе. Вячеслав Константинович, как и М. Д. Раевская-Иванова, стремился приблизить обучение к традициям народного творчества, открыв при школе керамическое отделение. Педагогическая деятельность Розвадовского принесла первые плоды: 8 картин его учеников демонстрировались в Академии художеств. Однако в 1909 году он был отстранен от заведования школой как политически неблагонадежный.

Мы рассмотрели наиболее яркие примеры деятельности рисовальных школ в Украине, созданных по инициативе «снизу», а не «сверху», т. е. усилиями общественных организаций и частных лиц, а не государства. Н. Яворская отмечает, что после того, как в результате реформы Академии художеств (1893) в нее вошли художники-передвижники, «частные школы постепенно начинают преобразовываться в казенные художественные училища» [4]. Добавим, что этот позитивный процесс развивался медленно, как и все начинания в Российской империи. Академия принима-

ла под свою опеку в основном частные школы, выделяя им ежегодно определенные средства на необходимый инвентарь и материалы. Лишь в отдельных случаях организационные вопросы решались оперативно. В частности, художники Н. К. Пимоненко, В. Д. Орловский, В. К. Менк, О. И. Троицкая-Гусева и другие при поддержке Г. Г. Мясоедова достаточно быстро добились в Академии разрешения на открытие Киевского художественного училища.

Через 8 лет, в 1909 году, в Киевское художественное училище обратился за методической помощью кубанец Ф. А. Коваленко, организовавший при Екатеринодарской картинной галерее новое общественное объединение - художественный кружок и вдохновивший его участников на открытие рисовальной школы. Для разработки устава правлению был интересен опыт учебных заведений, находившихся в ведении Академии художеств. Поскольку Коваленко как организатор периодических выставок сотрудничал со многими украинскими художниками, он обратился именно в Киев. В своем письме от 16 сентября 1909 года Федор Акимович попросил прислать устав и смету на содержание учебного заведения, о чем известно из ответного письма училища [5]. Интересно, что в Киеве без промедления отозвались на просьбу екатерино-дарцев, и уже 24 сентября того же года на имя председателя правления Екатеринодарского художественного кружка Ф. А. Коваленко был выслан печатный экземпляр просимого устава, а по поводу сметы в письме было сказано, что «таковая составляется ежегодно по мере действительной надобности» [6].

Решая вопрос об открытии художественного училища в Екатеринодаре, правление художественного кружка должно было учесть неудачный опыт местного художника-любителя Е. И. Посполитаки, который ходатайствовал перед Министерством народного просвещения о назначении ежегодной субсидии в сумме 2000 руб. для учрежденной им школы рисования, являвшейся первым заведением такого рода на Кубани. В 1904 году Отделение по техническому и профессиональному образованию Академии признало его ходатайство «не подлежащим удовлетворению <...> вследствие отсутствия определенной программы, совершенно неустановившегося типа названной школы, тем более, что по соседству, в г. Ростове-на-Дону, уже имеется рисовальная школа, субсидируемая Академией художеств» [7].

Школа, о которой идет речь в ответе Академии, имеет свою историю. Это было первое общедоступное художественное заведение в Донской области, учрежденное по предложению ростовского головы А. М. Байкова, который мечтал создать художественный музей, но понимал, что для этого сначала нужно подготовить необходимую среду. В 1886 году городская дума постановила открыть в Ростове-на-Дону «рисовальные классы», а попечителем единогласно избрали Владимира Ивановича Асмолова. На

их содержание в год открытия местной властью было ассигновано 500 руб. [8]. Школа размещалась в Думском проезде, в одном здании с Артистическим обществом (на втором этаже). Художник и педагог А. С. Чиненов, выпускник Академии художеств, бессменно возглавлявший рисовальные классы, в 1900 году представил на Всемирной выставке в Париже собственный метод преподавания и коллекцию созданных им учебных пособий. И то, и другое было удостоено «бронзовой именной медали и почетного диплома, а министерство просвещения Франции закупило с выставки образцы экспонируемых пособий» [9]. В 1908 году рисовальные классы были переданы в ведение Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств, которое поддержало их, добившись продления ежегодных субсидий от Академии художеств и городского управления. На основе рисовальных классов впоследствии было организовано Ростовское-на-Дону художественное училище.

В 1900-е годы на Дону открылись и другие художественные школы, например, Ростовские художественные классы И. С. Богатырева. Учреждению Новочеркасской рисовальной школы способствовал художник Иван Иванович Крылов (1902). Это учебное заведение субсидировалось и контролировалось Академией художеств [10]. В 1910 году в Таганрог из Петербурга переехали художники Серафима Иасоновна Блонская (уроженка этого города) и Александр Михайлович Леонтовский, которые поставили своей целью открыть здесь частную школу живописи. Им это удалось, и художественная школа просуществовала около 20 лет [11].

В заключение можно сделать вывод о том, что в деятельности руководителей рисовальных школ Украины (К. К. Костанди, Н. И. Мурашко, М. Д. Раевская-Иванова) прослеживается влияние выдающихся русских художников и педагогов, их взаимный интерес к сотрудничеству. На Кубани русско-украинское сотрудничество проявляется в участии украинских художников в периодических выставках, а также при решении организационных вопросов по созданию городской школы живописи и рисования. На Дону такое сотрудничество, на первый взгляд, не отмечается, но не следует забывать о том, что Ростовско-Нахичеванское общество изящных искусств с 1911 года проводило весенние периодические выставки, на которые приглашались помимо петербургских и московских художников «видные художники из Киева, Одессы и Харькова» [12]. Учащиеся рисовальных классов посещали вместе с преподавателями все художественные выставки и имели возможность познакомиться с творчеством украинских художников.

Литература

1. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 1976. С. 6.

2. Цит. по: Серова В. С. Как рос мой сын. Л., 1968. С.215-216.

3. КоцюбинскийМ. М. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1965. С. 98-99.

4. Яворская Н. Академия художеств и художественное образование на Украине во второй половине XIX в. // Русско-украинские связи в изобразительном искусстве. Киев, 1956. С. 60-78.

5. Государственный архив Краснодарского края. Оп. 2. Д. 2. Л. 3.

6. Там же.

7. Летопись областной жизни // Кубанские областные ведомости. 1904. 30 июля. № 166.

8. Чалхутьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону // Донской временник. Ростов н/Д, 2002. С. 187.

9. Крымская Н. К 100-летию художественного образования на Дону. Чиненовы: портрет на фоне столетия // Молот. 1995. 2 дек. № 202-203.

10. Рудницкая Ю. Л. Художники Дона. Л., 1987. С. 10.

11. Художники земли донской. Ростов н/Д, 1980. С. 20.

12. Приазовский край. 1912. 26 марта.

T. YU. FEDINA. RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS IN ARTISTIC EDUCATION (SOUTH OF RUSSIAN EMPIRE)

At the beginning of the 1890-s the first artistic educational institutions were established in South of the Russian empire by the private person's and public organization's initiative. One can see Russian-Ukrainian relations in their activities which are characteristics of the artistic life of this region.

Key words: artistic life, artistic education, Russian-Ukrainian relations, South of Russia.

М. А. КИНДЗЕРСКАЯ

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ НОВАЦИЙ

Классовый подход к культуре в годы советской власти привел к утрате традиционных ценностей. Автор статьи анализирует ситуацию соотношения целей нового общества и проблем сохранения памятников искусства.

Ключевые слова: государственная политика, идеологическая борьба, культурное наследие, охрана памятников.

Охрана национальных культурных ценностей является одной из существенных задач историко-культурного процесса. Проблемы сохранения памятников старины в эпоху утверждения авторитарного режима управления в России пусть косвенно, но перекликаются с проблемами наших дней, поскольку сейчас вопрос о культурном наследии встает чрезвычайно остро. Вследствие распада СССР, демонтажа старой административно-управленческой системы, сведения к минимуму бюджетных ассигнований на культуру ухудшилось состояние культурно-исторического наследия. В интересах науки и народа требуется принятие конкретных мер, обоснованных беспристрастной всесторонней оценкой положительного и отрицательного опыта, накопленного в деле сохранения и использования памятников истории культуры.

Тотальная переоценка прошлого зачастую приводит к игнорированию или откровенному искажению исторических фактов. Долгое замалчивание серьезных просчетов и ошибок в работе по обеспечению охраны памятников старины привело к иной крайности: стремлению как можно быстрее заполнить образовавшийся информационный вакуум любой ценой. Стали повсеместно публиковаться работы по изучению случаев неоправданного сноса старинных особняков, уничтожения или продажи за границу уникальных образцов живописи, графики, прикладного искусства.

Не стоит забывать, что еще с первых дней советской власти правительство объявило охрану сокровищ культуры - памятников искусства и старины - важнейшей государственной задачей. В основу культурной политики советской России легли сформулированные В. И. Лениным принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности. Правительством был проведен ряд законодательных и организационных мер в области музейного строительства и охраны памятников [1], что послужило спасению уникальных художественных коллекций, созданию новых музеев и мемориальных комплексов.

Уже в ноябре 1917 года в опубликованном «Известиями ВЦИК» обращении Народного комиссариата просвещения «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России» говорилось, что трудящийся народ «кроме богатств естественных унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов редких и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности, и т. д. Все это теперь воистину принадлежит народу». Комиссариат призывал «бдительно беречь это достояние народа», потому что «все это поможет бедняку и его детям перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.