2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 15
Вып. 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
УДК 94(479.24) Э. Р. Вагабова
О ВВЕДЕНИИ ПРЕДМЕТА «РИСОВАНИЕ» В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СЕВЕРНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА (II ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX вв.)
Институт истории им. А. А. Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, Азербайджанская Республика, AZ1143, Баку, пр. Г. Джавида, 31
На основе разнообразных архивных источников автор статьи анализирует особенности развития художественного образования в России. Отмечается, что данный вопрос имел не только педагогическую значимость, но и историко-познавательную. Кроме того, подчеркивается значение художественного образования как одной из составляющих культурного развития общества. В предлагаемой статье впервые в азербайджанской историографии рассматривается вопрос введения предмета рисования в учебные заведения Северного Азербайджана. В статье приводятся указы, распоряжения, положения Министерства народного просвещения царского правительства, методические пособия и руководства по рисованию, Труды съездов Бакинских нефтепромышленников. Отмечено участие учащихся средних учебных заведений Северного Азербайджана на сводных выставках работ по рисованию и конкурсах, проводившихся Российской Академией Художеств. Подытоживая исследование, автор подчеркивает значение рисования в развитии художественного вкуса у учащихся, в подготовке специалистов для художественной промышленности и для образования в целом. Библиогр. 21 назв.
Ключевые слова: Северный Азербайджан, рисование, учебные пособия, методика преподавания, художественно-промышленные заведения, съезды, выставки.
ON THE INTRODUCTION OF DRAWING IN SCHOOLS OF NORTHERN AZERBAIJAN (SECOND HALF OF 19th-EARLY 20th CENTURY)
E. R. Vagabova
Institute of History named after A. A. Bakikhanov Azerbaijan National Academy of Sciences, 31, pr. G. Javid, Baku, AZ1143, Azerbaijan
Based on a variety of archival sources, first introduced to researchers the author focuses on the development of the idea of art education in Russia itself. This was caused by the development and the rise of industry and trade, for which the use of paint to improve the quality of the goods are of great importance. It is noted that the issue is not only important for teaching, but it also has historical and informative value. In addition, the importance of art education as a component of cultural development of society is emphasized. In this paper the introduction of the subject of drawing in schools of northern Azerbaijan is examined for the first time in Azerbaijani historiography. The article presents the decrees, orders, regulations of the Ministry of Education of the tsarist government, manuals and guides for drawing, Proceedings of the Congresses of the Baku petroleum producers, the participation of students in secondary schools of northern Azerbaijan on summary exhibitions of works in painting and competitions conducted by the Russian Academy of Arts. Summarizing the research, the author stresses the importance of drawing in the development of artistic taste in students, in training for the art industry and for education in general. Refs 21.
Keywords: Northern Azerbaijan, drawing, tutorials, teaching methods, artistic and industrial establishments, conventions, exhibitions.
Особенности становления и развития художественного образования, система обучения изобразительному искусству в учебных заведениях дореволюционного Северного Азербайджана — это малоизученный пласт в истории образования. Поэтому рассматриваемая проблема имеет не только педагогическую значимость, но и историко-познавательную. Кроме того, художественное образование является одной из составляющих культурного развития общества.
Сегодня обсуждение идеи художественного образования, выдвинутой педагогами еще во второй половине XIX — начале XX вв.1, представляется достаточно актуальным, поскольку позволяет использовать теоретические концепции, богатый опыт художественного образования и воспитания, имеющийся в наследии преподавателей, в современных условиях для повышения эффективности процесса.
Еще в античные времена обычными предметами обучения являлись грамматика, гимнастика, музыка и рисование. Из них рисование изучали «как предмет, полезный в житейском обиходе и часто имеющий практическое применение» [1, с. 186]. Рисование изучали еще и потому, что оно «приносило пользу при лучшей критической оценке художественного произведения, оно развивало глаз при определении физической красоты» [1, с. 187].
В азербайджанской историографии второй половины XIX — начала XX вв. вопрос художественного образования в учебных заведениях Северного Азербайджана, к сожалению, не нашел должного освещения, в связи с чем и была предпринята попытка рассмотреть и попытаться исправить сложившуюся ситуацию.
Система художественного образования до 1917 г. находилась в ведении Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Министерства Императорского двора и отражала политику государства в области культуры и искусства.
В начале XIX века в России на рисование смотрели как на развлечение, приятное времяпровождение, иными словами, досуг. Об этом свидетельствовали «Правила», изданные в 1810 г. В них, наряду с чистописанием и гимнастикой, относительно рисования указывалось, что «...часть сия ни в каком случае не должны иметь другого вида кроме забавы и отдыха» [2, с. 120]. Изданный в 1828 году «Устав гимназий, уездных и приходских училищ» не внес никаких улучшений ни по отношению к самому предмету рисования, ни в служебное положение педагогов. Было отмечено лишь то, что преподаватели рисования не участвуют в педагогическом совете училищ. Только в 1832 году, когда высшее учебное начальство наконец-то обратило внимание на обучение рисованию, было издано «Положение об учителях рисования и черчения». В нем отмечалось, что «рисование более или менее, полезно, для всех состояний и сословий, потому что способствует развитию понятия об изящном искусстве, образованию вкуса и усовершенствованию искусств.» [2, с. 121]. А в «Правилах испытания на звание учителей рисования» говорилось: «Первое и главное условие успешного преподавания в училищах рисования и черчения состоит в том, чтобы иметь для сих искусств, способных и опытных учителей» [2, с. 121].
1 Бенуа А. Н., Буяльский И. В., Венецианов А. Г., Войцехович А., Гиппиус Г. А., Зарянко С. К., Зарянко Н. К., Егоров А. Е., Иванов А. И., Куинджи А. И., Оленин А. Н., Прейслер И. Д., Рерих Н. К., Сапожников А. П., Собко Н. П., Строганов С. Г., Угрюмов Г. И., Чистяков П. П., Шебуев В. К., Штиглиц А. Л. и др.
Большим тормозом для развития художественно-промышленного образования являлась не только неграмотность части народа, но и отсутствие предмета рисования и черчения в учебных планах низших типов общеобразовательных школ. Это, конечно, сказывалось на художественной и графической культуре. И основное затруднение выражалось в остром недостатке преподавательских и инструкторских кадров в учебных заведениях. По существу лишь в начале XX века предпринимаются попытки организовать их подготовку. Не было достаточного количества учебников и учебно-наглядных пособий.
Первое методическое пособие, в котором впервые было отмечено образовательное значение рисования, было издано в 1834 году. Это был «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником-любителем А. П. Сапож-никовым2. В нем указывались новые направления в преподавании рисования, а само рисование рассматривалось не только как специальный учебный предмет, но и как общеобразовательный [3]. Цель, которая при этом ставилась, заключалась в том, чтобы во время работы ученики не просто копировали, а размышляли, рассуждали и анализировали. При этом автор главное внимание обращал на рисование с натуры, давал рекомендации учителю, который «не только должен выправлять рисунок, но и словесно объяснять ошибки., чтобы дети могли правильно рисовать каждый новый объект»[3, с. 5].
В предисловии к изданию 1879 года автор писал: «цель, с которой учреждены рисовальные классы в учебных заведениях, состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно» [5, с. III].
В связи с интенсивным развитием промышленности в 1836 году последовал Указ «Об учреждении при гимназиях и уездных училищах реальных отделений», где рисованию уделялось больше времени. А с 1839 года оно вводилось в учебные заведения «по усмотрению местного начальства».
В 1864 году издается новый Устав для средних учебных заведений, согласно которому рисование исключалось из числа обязательных предметов гимназического курса и оставалось только для желающих, что было связано с недостатком подготовленных учителей. Поэтому в 1865 году Министерство народного просвещения объявило конкурс на составление руководств по обучению рисованию и черчению. Однако из этой затеи ничего не вышло, поскольку ни одно из этих руководств не было признано удовлетворительным. Только в 1868 году по методике рисования появляется серьезный труд Е. Волкова «Опыт программы уроков рисования», напечатанный в журнале «Учитель»3. Как и «Курс рисования» А. П. Сапожникова, эта работа также преследовала общеобразовательные цели. В результате происходит
2 За свои заслуги по искусству и за постоянно оказываемое им покровительство молодой художник А. П. Сапожников от Императорской Академии Художеств был удостоен звания «почетного вольного общника» [4].
3 «Учитель» — журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей, выходил в Петербурге в 1861-1870, по 24 книги в год, в 1867-1868 — по 12 книг в год. Его издателями — редакторами (в разное время) были И. И. Паульсон, Н. Х. Вессель и Д. Е. Ко-жанчиков. Педагогический журнал буржуазно-либерального направления посвящён, главным образом, вопросам первоначального обучения. Публиковал для народных учителей систематические руководства по начальному образованию, знакомил их с методикой преподавания отдельных предметов, с основами детской психологии и т. д.
определенный положительный сдвиг в отношении уроков рисования и черчения в специальных классах городских реальных училищ, открытых в 1872 году. В общей сетке расписания занятий им было выделено от 10 до 24 уроков, а вместе с низшими классами — от 18 до 32, причем уроки рисования длились по полтора часа [2, с. 123].
Для контроля над преподаванием рисования в 1871 году была организована при Академии художеств первая конкурсная выставка работ учащихся в гимназиях и других учебных заведениях, для чего была создана особая комиссия из ректора Академии и нескольких профессоров. Эта комиссия выработала программу преподавания, рекомендованную учебным начальством преподавателям и помещенную в журнале Министерства народного просвещения (МНП) за 1872 год. Также было признана необходимой организация педагогических курсов при Академии художеств.
Во второй половине XIX века рисование было введено в программу народного образования и ряда европейских стран (например, Австрия, Англия, Пруссия и т. д.), что привело к основанию в Европе, главным образом в Англии, большого числа рисовальных школ. Пример Англии оказался заразительным, и за относительно короткий срок во многих странах Европы стали создаваться промышленные школы с музеями, для экспозиций которых собирались художественные произведения «всех времен и народов».
Со второй половины 80-х гг. XIX века в связи с развитием промышленности и техники особое внимание было обращено на воспитательное и практическое значение рисования [2, с. 78-79].
Обучение рисованию в школе преследовало общие цели — пробуждать и развивать в ребенке способность видеть и различать формы, понимать их и в некоторой степени воспроизводить; рисование давало возможность выражать свои мысли не только письменно, но и посредством рисунка. Несомненно, что успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства, изучение подлинных народных образцов, обладающих образной художественной выразительностью и воспитывающих уважение к культуре своей страны. Поэтому главная задача заключалась в подъеме художественного воспитания подрастающего поколения, в частности в улучшении методов обучения графическим искусствам [2, с. 81]. 15 мая 1872 г. было издано «Положение о городских и учительских институтах». На основании этого Положения и рисование, и черчение были введены в курс как первых, так и вторых учебных заведений. С 1879 года появляются различные методические пособия и статьи по рисованию4, среди которых можно отметить труды В. П. Шемиота «Рисование», «Методика рисования» [6].
В 1889-1890 гг. состоялся I съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. В принятом постановлении съезд ходатайствовал перед правительством о необходимости:
— введения рисования в качестве обязательного предмета во все учебные заведения империи;
— об уравнении служебных прав учителей рисования с правами преподавателей других предметов и о принятии соответствующих мер для обеспечения
4 См. «Систематический обзор русской народно-учебной литературы». 1878 г. и «Программа элементарного курса рисования и лепки для рисовальных школ». 1888 г.
всех учебных заведений хорошо подготовленными учителями рисования [2, с. 127].
В 1890 году последовало распоряжение Министерства народного просвещения о введении рисования в качестве обязательного предмета в гимназии до 3-го класса включительно. В представлении министра народного просвещения в Государственный совет отмечалось: «Обязательное введение уроков рисования вполне оправдывается, с одной стороны образовательным значением этого искусства, развивающего наблюдательность, а с другой — необходимостью вооружить учащихся таким практическим умением, которое весьма важно для них, как при прохождении гимназического курса, так и при дальнейших занятиях в высших учебных заведениях» [2, с. 128].
В 1895-1896 гг. проходит II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию [7], указавший на желательность введения в курс рисования упражнений кистью и красками. В этот период в Северном Азербайджане, точнее, в Баку, начали открываться школы и курсы рисования.
Так, например, 6 октября 1897 г. в Баку при городской Тургеневской школе временно была открыта школа рисования и живописи О. П. Шильцовой. Весь курс рисования распространялся на 4 класса (отделения), а в дополнительном 5-м отделении кроме рисования преподавалась и скульптура (лепка из гипса). Занятия были платными (5 рублей в месяц), проводились (до перехода в специальное здание) в вечернее время с 4-6 часов по понедельникам, средам и пятницам [8, с. 56].
Совместные уроки живописи по фарфору, фаянсу, шелку, атласу (два раза в неделю) на Николаевской улице в доме братьев Мирзоевых вела А. Н. Ермолаева. Уроки были платными и стоили 8 рублей в месяц.
Курсы технического рисования и черчения при Техническом и Реальном училищах, проводившиеся по воскресным дням (с 11 до 13 часов), пользовались особым успехом.
В 1897 г. на курсах Технического училища обучалось 20 человек, а в Реальном училище для желающих были открыты дополнительные курсы художественного рисования и живописи (6 рублей в месяц). Охотно посещались и открытые с 1 октября 1895 года вечерние занятия по техническому рисованию и черчению при нобелевском училище в Черном городе (50 человек, преподаватель Н. И. Козловский) [8, с. 57].
Курсы рисования и черчения были открыты и в школах товарищества братьев Нобель (обучалось 38 человек, на содержание было выделено 700 рублей), в школах торгового дома Бенкендорф и Ко (17 человек, расходы — 700 рублей), школах правления Бакинского Отделения Императорского Русского Технического общества (61 человек, расходы — 2206 рублей).
На XXIII съезде Бакинских нефтепромышленников, проходившем 27 ноября — 16 декабря 1906 года, решено было ввести по одному уроку рисования в Са-бунчинской и Баиловской школах [9, с. 28-34, 542]. А XXV съезд Бакинских нефтепромышленников (15 января — 8 февраля 1908 г.) прямо указал, что «Совет съезда считает рисование полезным и намерен постепенно вводить его во всех школах» [10, с. 32-35].
Все эти курсы имели целью дать возможность ремесленникам и заводским рабочим города Баку усвоить элементарные приемы черчения и рисования, а также
научить чтению и пониманию этих чертежей и рисунков, с которыми они по роду своих занятий имели дело. Обучение на курсах было бесплатным, с бесплатной выдачей необходимых учебных пособий и принадлежностей [8, с. 59].
В начале XX века на страницах печати, как столичной, так и азербайджанской, шел разговор об открытии художественно-промышленного училища на Кавказе. Отмечалось, что многие кустарные производства значительно выиграли и увеличили свой сбыт только благодаря тому, что земства, частные общества и лица стали снабжать кустарей лучшими моделями, образцами и рисунками. Одновременно указывалось на то, что выписка моделей и рисунков имела и негативную сторону, поскольку убивала местный национальный стиль и оригинальность, что сильно отражалось на сбыте товаров. Подчеркивалась необходимость рисования и черчения в промышленности, так как важно было понимать рисунок и чертеж, умение изобразить ту или иную деталь на бумаге. А поскольку кустари сами осознали необходимость и значение рисования, то они, как пишет «Каспий», сами и возбуждали ходатайства об учреждении рисовальных классов.
Также говорилось о необходимости открытия художественно-ремесленных учебных мастерских, предлагалось открыть школу рисования, по примеру «Кавказского общества поощрения изящных искусств», которое открыло такую школу в Тифлисе в 1873 году [11].
В 1901 г. под председательством графа И. И. Толстого была учреждена «Комиссия по выработке новых правил испытаний на звание учителей и учительниц рисования и черчения». Комиссия признала необходимым повысить требования к лицам, желающим получить свидетельство на право преподавания рисования путем особо установленного экзамена. А поскольку в средних и низших учебных заведениях принятые программы по рисованию не отвечали необходимым требованиям, этой комиссией разрабатывались и программы, которые, однако, не были утверждены [2, с. 129]. Данные правила были утверждены 18 июля 1903 года.
В 1901 г. в Санкт-Петербурге выходит первый в России печатный орган «Вестник учителей рисования», посвященный вопросам введения и преподавания рисования в начальных городских и сельских школах.
По инициативе известного педагога, общественного деятеля и известного организатора профессионального образования в России И. А. Анопова (1846-1907) 18 марта 1902 года было принято новое «Положение о художественно-промышленном образовании», в котором была пересмотрена организационная структура и содержание обучения в сторону усиления технической, прикладной подготовки.
Согласно этому положению, в России должны были открываться 4 типа художественно-промышленных учебных заведений:
— художественно-промышленные училища для подготовки художников -рисовальщиков, художников-мастеров. При художественно-промышленных училищах могли учреждаться педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов;
— художественно-промышленные школы для подготовки рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей;
— художественно-ремесленные мастерские, на которые возлагалась обязанность подготовки квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства;
— рисовальные классы для повышения художественной подготовки ремесленников и кустарей.
Заметим, что до 1917 года никаких законодательных актов по этому вопросу не принималось, и все художественно-промышленные учебные заведения открывались на основании «Положения 1902 года».
На III съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в 1903-1904 гг. в Санкт-Петербурге уже обсуждались методы преподавания рисования и поиска новых путей для его улучшения. Так, предлагалось ввести «скорое рисование» в общеобразовательных учебных заведениях, т. е. исполнение учащимися набросков в указанный срок [12, с. 53], а также с целью эстетического развития обучающихся предлагалось организовывать и художественные экскурсии для учащихся [13, с. 73-75].
В рамках работы съезда признавалось необходимым введение рисования как обязательного общеобразовательного предмета в семинариях (к этому времени в России насчитывалось 70 семинарий). Также предлагалось увеличить на один час урок рисования для изучения методики преподавания рисования, которого в существовавших на тот момент программах не было [13, с. 99]. Был рассмотрен вопрос о введении в школьную программу уроков рисования красками, решение которого задерживалось в значительной степени из-за дороговизны принадлежностей для рисования. В этой связи редакция журнала «Вестник учителей рисования» обратилась к фабрикантам, изготавливающим палитры, краски и кисти, с предложением продавать их для учебных заведений по более низким ценам [15, с. 22]. На съезде говорилось о том, что на успехах учащихся сказывалось влияние классной обстановки. Поэтому признавалось необходимым для каждого благоустроенного учебного заведения наличие рисовального класса и чертежного зала, как физического кабинета для физика или лаборатории для химика [16, с. 148].
Необходимо отметить, что эти съезды оказали большое влияние на развитие преподавания рисования, а вопрос методики преподавания рисования, как в центре России, так и на национальных окраинах, стал признаваться чрезвычайно важным. При этом одной из главных трудностей являлось правильное позиционирование рисования, не как обособленного предмета, каковым он являлся в предыдущие годы, а как дисциплины, равноценной среди других предметов школьного курса. Исходя из этого представлялось желательным включить рисование в круг общеобразовательных предметов, чтобы оно могло содействовать всестороннему гармоничному развитию учащегося [17, с. 122].
Чтобы улучшить постановку учебного дела в Кавказском регионе, Кавказский Учебный Округ предпринимает ряд мероприятий. В частности, в 1907 и 1908 годах в Тифлисе была организована особая комиссия из преподавателей рисования в средних учебных заведениях по рисованию5. Данная комиссия большое внимание уделяла анализу целесообразности наличия этого предмета в образовательных программах учебных заведений Кавказа и значению рисования в общем развитии интеллекта учеников [17, с. 122].
5 По положению 1872 г. программа по рисованию для городских училищ Кавказского Учебного Округа составлена преподавателем рисования Тифлисского Александровского учительского института А. В. Захаровым и рассмотрена Педагогическим советом института.
Итоги работы этой комиссии (закончен в 1909 г.) были изданы Управлением округа и позже послужили материалами для работы I съезда преподавателей рисования мужских учебных заведений Округа в 1911 году [18, с. 16]. Для улучшения постановки преподавания рисования Попечителем Кавказского Учебного Округа (КУО) на основании Циркуляра Министерства Народного Просвещения в 1908 году учебным заведениям было предложено «устраивать выставки ученических работ, поскольку учебные заведения Министерства уклонялись от направления рисунков учащихся на конкурс в Императорскую Академию художеств» [18, с. 23].
Указав на значимость рисования как учебного предмета в мужских и женских гимназиях и реальных училищах, попечитель Кавказского Учебного Округа обратил внимание на то, чтобы и преподаватели начальных школ умели рисовать, а для этого «необходимо уделять особое внимание обучению рисованию в учительских институтах и семинариях» [18, с. 11].
В течение 30 лет Академия художеств систематически приглашала учебные заведения принять участие в ежегодно устраиваемых ею конкурсах6. В частности, в отчете о XXIII конкурсе работ по рисованию, черчению и моделированию (1904 г.), присланных в Академию художеств7, говорилось о Закатальской низшей ремесленной школе, открытой в 1882 году [14, с. 81]. Преподавателями рисования в ней работали мастера техники. В 1902-1903 учебном году обучал детей рисованию заведующий школой Д. М. Чубарь, получивший образование в Александровском учительском институте, а в 1903-1904 гг. мастер-техник В. Н. Никулин, окончивший Брянское механико-техническое училище [14, с. 81].
Однако со временем число учебных заведений, участвующих в конкурсах Академии, значительно сократилось, и с каждым годом стали поступать тревожные сигналы Академии о постановке преподавания рисования в школах. Поэтому Министерство Народного Просвещения пожелало «выяснить дефекты постановки рисования в школах и те меры, какие надлежит принять для того, чтобы дело художественного образования в России не только не падало, но развивалось, и было поставлено на должную высоту» [18, с. 10].
На I съезде преподавателей рисования была организована и первая сводная выставка работ по рисованию учащихся средних учебных заведений Кавказского учебного округа. Материалы работы съезда были напечатаны [18, с. 157]. В первой сводной выставке мужских учебных заведений Кавказского Учебного Округа приняли участие 72 учебных заведения. Из них: Бакинская гимназия 1-я, 2-я, 3-я, Ели-саветпольская и Иреванская; Лянкяранская прогимназия; Бакинское, Шемахинское и Шушинское реальные училища; Горийская, Иреванская учительская семинария; городское по Положению 1872 г. Елисаветпольское училище [18, с. 21-22].
После знакомства с работами указанных учебных заведений Северного Азербайджана, которые приняли участие в выставке, у всех были отмечены какие-либо
6 Распоряжение МНП от 15 июня 1905 года № 3737 по вопросу о преподавании черчения и рисования и об участии промышленных училищ в конкурсах, устраиваемых при Академии Художеств (п. 445, с. 1060).
7 В состав комиссии, избранной Императорской Академией Художеств, вошли: М. П. Боткин (председатель), П. А. Брюллов, К. В. Лемоха, В. Е. и К. Е. Маковские, М. А. Чижов, П. П. Чистяков. Для участия были приглашены инспектора отдела промышленных училищ: Л. И. Москалев, Б. П. Овсянников, Н. О. Рудольф // Вестник учителей рисования. 1905. № 6. С. 66.
недостатки, кроме работ учащихся Елисаветпольской гимназии. Именно эти работы решено было послать на конкурс в Академию художеств — 93 рисунка [18, с. 23].
На заседании 17 июня 1911 г. были рассмотрены работы воспитанников учительских семинарий для отправления на конкурс в Академию художеств. В частности, работы Иреванской учительской семинарии. На заседании Иреванской учительской семинарии преподаватель А. Т. Колц отметил, что семинария (1912 г.) в первый раз принимает участие в выставке работ и не знакома с требованиями, предъявляемыми Академией к рисункам, участвующим в конкурсе. В результате этого незнания «многие рисунки оказались слишком малы, отсутствовала совершенно стилизация, отсутствие работы с красками, что объяснялось недостатком средств и местными условиями» [18, с. 110]. Поэтому, по инициативе семинарии, решено было не представлять эти рисунки на конкурс 1912 г. в Академии художеств. Однако было указано, чтобы семинария учла все недостатки работ.
Рассмотрев на этом же заседании работы Горийской учительской семинарии (преподаватель А. Лютостанский), жюри осталось довольно представленными работами, хотя и пожелало, чтобы «работы в дальнейшем больше выполнялись акварелью, пастелью, карандашами с тушевкой и масляными красками. Жюри постановило представить работы семинарии на конкурс в Академию» [18, с. 113].
Были также рассмотрены работы Елисаветпольского 6-классного городского училища. Преподаватель училища Я. Ф. Штокалов отметил, что работы учеников «не смогут участвовать в выставке, поскольку тяжелое материальное состояние учащихся не позволяет им выполнить требования конкурсной комиссии». Было обращено внимание также и на то, что рисунки выполнены на оберточной бумаге, углем и мелом. И хотя данный вид работ также возможен и даже желателен, тем не менее, рисунки выглядели очень однообразно. В этой связи жюри дало указание преподавателю устранить на будущее это «серое однообразие», оживить работы цветным мелом, цветными карандашами и ввести по возможности расцвечивание красками. Поэтому эти работы на конкурс в Академию художеств отправлены не будут [18, с. 125].
Состоявшийся I съезд показал чрезвычайную важность для правильной постановки преподавания рисования подобного рода выставок и съездов. Также от правильной постановки обучения рисования в начальных школах, чему, естественно, придавалось большое значение, зависело и воспитание эстетического вкуса у учащихся. На съезде говорилось о необходимости «проведения испытаний по рисованию для поступающих не только в педагогические учебные заведения, но и во все учебные заведения, а потому конкурсный экзамен по рисованию для поступающих в институт, безусловно, должен быть обязательным» [18, с. 2]. Это постановление было принято единогласно. Кроме того, было предложено открыть временные педагогические курсы по рисованию при институтах.
Также комиссией были разработаны две программы по рисованию: одну для двухклассного начального училища с 5-летним курсом и другую для учительских семинарий с 4-летним курсом. Обе эти программы на предварительном совещании комиссии были одобрены, приняты [18, с. 75] и напечатаны в «Материалах по вопросам, касающимся постановки преподавания рисования. Часть 1. Издание Кавказского Учебного Округа». Относительно должной постановки преподавания рисования в городских училищах по Положению 1872 г. было принято следующее заключение:
— рисование в городских училищах как учебный предмет должно стать обязательным, и оценки по нему должны иметь такое же решающее значение, как и оценки по другим общеобразовательным предметам;
— преподавание рисования в городском училище должно начинаться с первого года обучения и на него должно быть отведено по два урока в неделю в каждом классе;
— рисование должно вестись по новому, так называемому «натуральному методу», согласно которому должна быть составлена программа для городских училищ, применительно к потребностям жизни и местным условиям [17, с. 101];
— при каждом городском училище должна быть особая, приспособленная к ведению уроков рисования, классная комната, оборудованная соответственной мебелью, учебными пособиями, библиотекой и линолеумовыми стенами [18, с. 101].
Кроме этого, признавались необходимыми осмотр учащимися музеев, картинных галерей, памятников старины, экскурсии по прилегающей местности, отличающейся своей особенной красотой. Указывалось, чтобы уроки рисования в городском училище проводили лица, получившие специальное, художественное образование, чтобы они пользовались всеми правами и преимуществами, предоставленными штатным учителям городских училищ с назначением платы по 60 рублей за годовой час, а для учителей графических искусств установить временные дополнительные курсы. Предлагалось через каждые три года устраивать в Тифлисе выставки ученических работ по рисованию, а также съезды учителей графических искусств [18, с. 102].
На заседании 19 июня 1911 г. говорилось о необходимости организации повторных курсов для преподавателей с целью расширить их технические знания, научить пользоваться красками, цветными карандашами и другими способами передачи рисунков [18, с. 131].
Комиссия высказалась за скорейшее открытие временных курсов двух типов для усовершенствования учителей графических искусств:
— курсы для оканчивающих учительский институт, семинарии, педагогические классы и для тех учителей предметов начальных и городских училищ, которые пожелали бы специализироваться и подготовить себя к занятиям по рисованию;
— курсы для учителей рисования в целях ознакомления с новыми методами, обновления и углубления их специальных знаний [18, с. 132].
По словам попечителя Кавказского Учебного Округа, эти курсы (6 недель) будут способствовать увеличению значительного числа кадров преподавателей графических искусств, достаточно подготовленных и ознакомленных с новыми течениями и методами преподавания рисования.
На съезде преподавателей графических искусств, который проходил 14-20 июня 1911 года в Тифлисе, был подготовлен проект программы по рисованию для начальных училищ [18, с. 132]. В проекте подчеркивалось, что основная задача рисования как учебного предмета в общеобразовательной школе заключается «в развитии способности сознательного восприятия зрительных впечатлений, наблюдательности и способности воспроизведения увиденных образов» [18, с. 105-108].
Другой задачей рисования, которая также была обозначена в проекте программы, являлось развитие навыков к графическому изображению зрительных впечатлений, развитие эстетического чувства, путем подбора материала для уроков рисования и рассмотрения под руководством преподавателя произведений искусства или их художественных репродукций [18, с. 103-105].
В 1912 года состоялся съезд преподавателей графических искусств женских учебных заведений Кавказского учебного округа и вторая сводная выставка рисунков в гимназиях, прогимназиях и профессиональных школах. Перед проведением II съезда были также созданы особые комиссии из преподавателей рисования в Баку и Тифлисе. Труды этих комиссий и докладные записки преподавателей рисования учебных заведений других городов послужили поводом для определения основного круга вопросов при составлении плана работы II съезда.
А поскольку вопросы о постановке преподавания рисования в женских, профессиональных учебных заведениях, которые должны были обсуждаться на II съезде, не были разработаны, то попечитель Кавказского Учебного Округа Н. Ф. Рудольф обратился с просьбой к заведующим профессиональными училищами других учебных округов прислать на выставку рисунки учащихся, а также обучающие программы по рисованию и черчению. Материалы II съезда были изданы за счет средств Кавказского округа [10, с. 123; 16, с. 182; 19].
В 1913 году был организован III съезд учителей рисования в технических и промышленных учебных заведениях Кавказского учебного округа и третья сводная выставка ученических работ по рисованию в этих училищах. На первых двух выставках экспонировались также и работы учащихся по прикладному искусству.
По инициативе Кавказского Учебного Округа в помещении Бакинского технического училища с 16 по 30 июня 1913 года была организована выставка работ по рисованию, черчению и моделированию (лепка из глины) учащихся в технических и других промышленных заведениях округа. На выставку поступили экспонаты из низшего технического училища в Майкопе, от ремесленных училищ — Елиса-ветполя, Батума, Владикавказа, Ейска, Хони, Боржома, от низших ремесленных школ — Брюховецкой, Воронцово-Александровской, Грозненской, Екатеринодар-ской, Закатальской, Карской, Майкопской, Новороссийской, Потийской, Пятигорской и др. [18, с. 53].
В выставке участвовало и местное среднее техническое училище с низшей ремесленной школой и скульптурно-камнетесной учебной мастерской. Первое место заняло Бакинское техническое училище, как по количеству, так и по качеству экспонатов [20]. Сама же выставка графических искусств явилась культурным событием в жизни города Баку.
Если в 1910 году в Баку и других городах Северного Азербайджана рисовальные классы были открыты во втором и третьем отделениях, то с 1914 года рисование начало преподаваться и в первых отделениях, куда принимались все, без определенной подготовки, возраста, пола, вероисповедания [21].
Позже как главный предмет во все художественно-промышленные учебные заведения было введено рисование, а также черчение, лепка и другие художественные занятия.
Для подготовки специалистов по малярно-декоративному, гончарному, резному, столярному, чеканному, граверному, кружевному, ковровому делу предполага-
лось открытие художественно-ремесленных учебных мастерских с введением в них предмета рисования.
Как и в рисовальные классы, в художественно-ремесленные учебные мастерские принимались лица обоего пола с 11 лет, всех сословий, вероисповеданий, имеющих познания в объеме начальных училищ. Мастерские устраивались для обучения одному или нескольким ремеслам; кроме занятий практическими работами по изучаемому мастерству вводилось обязательное преподавание рисования, лепки, черчения, съемки с натуры. А с разрешения министра финансов могли вводиться и другие художественные и общеобразовательные предметы в зависимости от изучаемого мастерства.
Главная цель художественно-промышленных школ заключалась в подготовке специалистов для выполнения художественных работ в области прикладного искусства, чтобы впоследствии они могли бы занимать места мастеров. Срок обучения в этих школах — 5 лет, курс состоял из предметов общеобразовательных и художественных — закон божий, русский язык, история, арифметика, геометрия, география и естествознание с основными понятиями по физике и химии, чистописание и геометрическое черчение.
Перечисленные общеобразовательные предметы не были обязательны, школы могли обходиться и без них, но в таких школах оставалось преподавание геометрии (общей и начертательной), перспективы, теории теней и истории искусств. Из художественных предметов — рисование, лепка, черчение, техническое и архитектурное, изучение стилей, стилизация цветов и задачи по прикладным искусствам [17]. Для учеников этих школ необходимым было знание техники дела, умение работать и изготовлять предметы, т. е. признавалось обязательным наличие практических занятий. В художественные школы принимались лица не моложе 12 лет всех сословий и вероисповеданий, имеющие познания в объеме начальных городских училищ и выдержавшие экзамен по рисованию. По окончании курса и сдаче успешно экзаменов присваивалось звание ученого-рисовальщика, льгота II разряда по отбыванию воинской повинности, звание личного почетного гражданина, если окончивший курс в течение трех лет проработает на фабрике или в мастерских.
Основная цель художественно-промышленных училищ — подготовка учащихся к работе в качестве художников-рисовальщиков в различных отраслях художественного производства. Здесь приоритетным было художественное образование, как в сфере чистого искусства, так и в применении к промышленным целям. Кроме того, учащиеся должны были ознакомиться с качествами материала, техникой и условиями производства в той степени, в какой ему необходимо для исполнения тех или иных образцов и композиций. Главная задача обучения — художественное развитие учащихся и получение профессиональных навыков в создании композиции рисунка для художественных работ. Курс обучения был рассчитан на 3 года, программа составлена для лиц, уже вполне подготовленных и имеющих способности к данному виду деятельности. Поэтому в это училище принимались молодые люди не моложе 16 лет, уже окончившие художественно-промышленную школу и наиболее ярко заявившие себя в искусстве. Принимались и другие молодые лица, получившие общее образование по положению 1872 г., выдержавшие испытание по программе художественно-промышленных школ. Ученикам, окончившим курс в художественно-промышленных училищах, предоставлялось право на льготу I разряда
по отбыванию воинской повинности, присваивалось звание почетного гражданина. Выпускники, показавшие выдающиеся успехи, награждались золотыми и серебряными медалями.
Следует отметить одно из существенных отличий художественно-промышленных училищ — это срок прохождения учениками отдельных предметов вне зависимости один от другого, т. е. если по одному предмету он достиг каких-то успехов, а по-другому — нет, это не мешало ему идти в усвоенных предметах дальше. Кроме того, учебно-промышленным училищам при более благоприятных условиях предоставлялось право открывать художественно-промышленные учебные заведения низшего разряда и в других местностях, что, в свою очередь, способствовало подъему в развитии художественно-промышленного образования [17].
Таким образом, введение предмета рисования в учебные заведения Северного Азербайджана имело важное значение. Оно решало главную задачу — подготовку специалистов для художественной промышленности, способствовало развитию у учащихся художественного вкуса и конкретных прикладных знаний и умений, так необходимых как для эстетического оформления промышленной продукции, так и воспитания эстетических чувств, пробуждающих нравственные и интеллектуальные стремления в человеке.
Художественное образование второй половины XIX — начала XX вв. было объектом социальной политики. Однако только в начале ХХ века отношение к предметам эстетического цикла определялось осознанием их необходимости и, в целом, соответствовало общему состоянию развития педагогической мысли. В образовательные программы различных типов учебных заведений включили предмет «рисование», и занятия стали проводиться педагогами-профессионалами, систематически занимающимися повышением педагогической квалификации.
Следует отметить, что художественно-промышленное образование сыграло большую роль в развитии культуры, в сохранении и умножении народных традиций в прикладном искусстве, в подготовке кадров. Лучшие преподаватели, мастера-руководители художественно-промышленных учебных заведений своей практической деятельностью стремились воспитать учащихся в прогрессивном духе, привить им художественный вкус, поднять их культуру, пробудить и развить профессиональную гордость, в этой борьбе им помогали любители-меценаты, различные общества.
Художественные и специальные предметы служили главной задаче — подготовке специалистов для художественной промышленности, развитию у учащихся художественных умений и навыков, как в общем, так и в специальном рисовании применительно к промышленному производству.
Несмотря на несовершенство системы художественно-промышленного образования оно стало необходимым звеном в системе профессионально-технического и общего образования царской России, включая, конечно, и Северный Азербайджан. И в этом немалая заслуга как азербайджанских, так и российских, педагогов, публицистов и всей интеллигенции, оценивших художественное и техническое значение предмета «рисование» в учебных заведениях.
Литература
1. Античные мысли об искусстве / сост., ввод. ст., коммент. и общ. ред. В. Ф. Асмус. М.: Изогиз, 1937. 275 с.
2. Бейер В., Воскресенский А. Рисование в общеобразовательной школе. Исторический обзор, современная постановка преподавания и меры к улучшению ея // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Сенатская типография. 1906. Июнь. Ч. III. Отд. 3. Новая серия: Народное образование. С. 127.
3. Сапожников А. П. Курс рисования. СПб. 1834. 160 с.
4. Евсеев И. Пионер дела обучения рисования в России. Памяти А. П. Сапожникова // Вестник учителей рисования. 1905. № 8. С. 93-94.
5. Рисование человеческой фигуры и сочинение картин. Составил А. Сапожников / под редакцией С. Л. Сабанеева. СПб., 1889. 160 с.
6. Шемиот В. П. Методика рисования // Народная школа. 1876. № 3. С. 16-44.
7. Труды Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России: Труды. II отделение: Средние и низшие технические и ремесленные учебные заведения. 18891890 гг. СПб., 1890. 514 с.
8. Бакинский справочный календарь на 1898 г. / под ред. А. Г. Юзбашева. Баку, 1897. 294 с.
9. Совет Съезда Нефтепромышленников. Труды XXIII очередного съезда нефтепромышленников в гор. Баку с 27 ноября по 16 декабря 1906 г. Баку: [б. и.], 1907. Т. II.
10. Совет Съезда Нефтепромышленников. Труды XXV очередного съезда нефтепромышленников в гор. Баку с 15 января по 8 февраля 1908 г. Баку: [б. и.], 1908. Т. I.
11. Школа рисования в Баку // Каспий. 1906. 29 ноября. № 256.
12. Бейер В. И. Значение скорого рисования, т. е. исполнение учащимися набросков в указанный срок, для общего и художественного промышленного образования // Вестник учителей рисования. 1905. № 5.
13. Крестианополь П. И. О значении художественных экскурсий для учащихся и о рисовании (с натуры) на открытом воздухе // Вестник учителей рисования. 1905. № 7.
14. Мурзаев В. С. К вопросу о постановке рисования в начальных классах // Вестник учителей рисования. 1905. № 9.
15. Маковский Е. М. Современное состояние преподавателей искусств в учебных заведениях по отношению к общему развитию художественной промышленности // Вестник учителей рисования. 1905. № 2.
16. Смирнов А. Н. Влияние классной обстановки на успехи учащихся // Вестник учителей рисования. 1905. № 11-12.
17. Рудольф Н. Ф. Обзор о деятельности Кавказского учебного округа (1908-1912). Тифлис, 1914.
231 с.
18. Материалы по вопросам, касающимся преподавания рисования в средних и низших учебных заведениях Кавказского учебного округа. Тифлис, 1911. Ч. I и II.
19. Материалы по вопросам, касающимся постановки преподавания рисования в женских, профессиональных школах. Тифлис, 1912. Ч. III.
20. Выставка графических искусств // Кавказская копейка. 1913. 19 июня. № 166.
21. Рисование в городских школах // Баку. 1914. 25 мая. № 116.
Статья поступила в редакцию 21 ноября 2013 г.
Контактная информация
Вагабова Эсмира Рагим гызы — доктор философии по истории, старший научный сотрудник;
Vagabova Esmira Rahim g. — Ph.D. in History, Senior Researcher; [email protected]