Научная статья на тему 'Вклад русских художниц рубежа XIX - ХХ веков в декоративно - прикладное искусство России (М. К. Тенишева, Е. Д. Поленова, М. В. Якунчикова)'

Вклад русских художниц рубежа XIX - ХХ веков в декоративно - прикладное искусство России (М. К. Тенишева, Е. Д. Поленова, М. В. Якунчикова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
686
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЖЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "НЕОРУССКИЙ" СТИЛЬ / ДИЗАЙН / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гладкова Е. В.

В статье рассматривается деятельность известных художниц искусства рубежа XIX-ХХ веков М.К. Тенишевой, Е.Д. Поленовой и М.В. Якунчиковой. Их наследие, работы в стиле народного декоративного искусства, а также эстетические взгляды не потеряли актуальность и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад русских художниц рубежа XIX - ХХ веков в декоративно - прикладное искусство России (М. К. Тенишева, Е. Д. Поленова, М. В. Якунчикова)»

Е.В. Гладкова,

Высшая школа народных искусств (институт)

Вклад русских художниц рубежа XIX - ХХ веков в декоративно - прикладное искусство России (М.К. Тенишева, Е.Д. Поленова, М.В. Якунчикова)

Изобразительное искусство России конца XIX - начала ХХ в. богато яркими именами художников, скульпторов, архитекторов. Интерес русских художников к национальным корням порождает «неорусский» стиль в искусстве. Немалую роль сыграет в эту эпоху деятельность меценатов и основанных ими школ, усадеб -центров художественного творчества, где народное искусство изучалось и развивалось. В данной работе мы остановимся на личностях русских художниц Серебряного века, благодаря которым национальное декоративно-прикладное искусство не только не было забыто, но и сохранялось, служило вдохновением для их собственных творческих поисков и для работ следующих поколений. В конце XIX века, мы знаем, возможность получать образование, в том числе художественное, для женщин была крайне ограничена. В их распоряжении было домашнее обучение, а в дальнейшем прохождение курса вольнослушателем в Академии художеств, в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в училище барона Штиглица в Петербурге или в рисовальных школах на родине и за рубежом. Позволить себе художественное образование могли немногие талантливые и - что немало важно - обеспеченные женщины. Надо отдать должное художественному вкусу, трудолюбию и таланту М.К. Тенишевой, Е.Д. Поленовой и М.В. Якунчиковой, получившим художественное образование и сказавшим свое веское слово в русском искусстве. Сфера интересов этих художниц индивидуальна: они проявили себя в графике, в живописи, в резьбе, в искусстве эмали, но всех их объединяет преклонение перед народным декоративным искусством. Свои лучшие работы они выполняли в народном стиле, хорошо освоив духовное национальное

наследие России.

Многосторонними дарованиями была отмечена личность Марии Клавдиевны Тенишевой (1858-1928). Меценат изобразительного искусства, художник-эмальер, ученый, она многое сделала в области изучения народно-декоративного искусства. Художественное образование Тенишева получила в Париже академии Жюлиан, позже серьёзно занималась живописью, керамикой, эмалевым искусством, коллекционировала работы русских художников.

В 1911 г. Тенишева передала в дар Смоленску созданный ею музей «Русская старина» с этнографическими экспонатами и образцами русского декоративного искусства, собрала богатую коллекцию эмалей. А ее имение Талашкино стало центром развития народных ремесел.

М.К. Тенишева была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, Риме, Лондоне, Брюсселе, Праге. В 1916 г. Тенишева защитила диссертацию «Эмаль и инкрустация». Как художник, собиратель и исследователь искусства, она была избрана членом нескольких европейских академий.

Тенишева познакомила западную общественность с русским декоративным

искусством и даже ввела моду на русский стиль в покрое костюма, выборе ткани,

вышивке, ювелирном искусстве. «На следующий год я надумала показать Парижу

талашкинские произведения и познакомить его с кустарными работами наших

крестьянок. Я выписала все оставшиеся у меня на руках после закрытия «Родника»

и мастерских вышивки и деревянные изделия, наняла залу на «рю Комартен» <.. .>

и устроила выставку, носящую национальный характер. Кроме того, я пригласила

участвовать Рериха, который выставил несколько картин, Билибина, приславшего

несколько акварелей, Щусева и Покровского, давших талантливые эскизы

церквей.<...>Успех выставка имела с первого дня, вещи понравились,

заинтересовали и художников, и профанов, раскупались очень бойко <...>. Вся

пресса единодушно заговорила о нашей выставке в самых лестных выражениях»

[4, 360-361]. Подобная выставка была устроена в Праге, и вскоре было заметно

23

влияние на моду: «Год спустя я заметила на дамских туалетах явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов, появилось даже название «блуз рюсс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что только порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты. Было ясно, что все виденное произвело сильное впечатление на французских художников и портных» [4, 362-363].

Надо отметить, что, исповедуя исторические, консервативные взгляды на современное искусство, во многом критикуя новые веяния, не принимая модернизм, в своем художественном творчестве Тенишева все время ищет новые формы, новые материалы и краски, развивая эмалевое дело. Знание народных традиций не сковывает творческий поиск, а наоборот, позволяет сказать новое слово в русле национального.

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898), сестра знаменитого художника В.Д. Поленова, получила домашнее образование, а потом продолжала занятия рисунком и живописью в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее наставником был И.Н. Крамской. Но своим главным учителем Поленова всю жизнь называла П.П. Чистякова, который давал ей первые уроки рисования. Во Франции Поленова посещала парижскую частную школу-студию Шарля Шаплена. В семье Поленовых были собиратели фольклора, академики, историки, писатели и художники. Детям прививалось с ранних лет любовь к истории Отечества, стремление изучать памятники древнерусской культуры.

Известно, что знакомство с меценатами Мамонтовыми сыграло большую роль в жизни и творчестве художницы. Е.Г. Мамонтова покровительствовала художникам, в ее имении Абрамцево процветал культ народного искусства. Вместе с Поленовой Мамонтова совершала экспедиции по окрестностям и другим губерниям в поисках старинных образцов декоративного искусства. Их стараниями в Абрамцево был создан музей уникальных образцов народного искусства. Именно в этом имении и развернулся педагогический и художественный талант Е.Д.

24

Поленовой. Под ее руководством работала столярно-резчицкой мастерской в Абрамцево. «Цель наша - подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться», - писала она П.Д. Антиповой [1, 24]. Обучение крестьян было разносторонним и совершенно бесплатным. В мастерской крестьяне учились столярному ремеслу, приемам художественной резьбы. Они изготавливали предметы утвари и мебели по рисункам Е.Д. Поленовой и других художников. С 1885 по 1893 год Елена Дмитриевна разработала свыше 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства (расписные фарфоровые блюда, пр.). На основе народных мотивов Поленова создавала и эскизы для вышивок, обоев, пр. Ее рисункам присуща несколько плоскостная декоративность, ставшая основой русского национального варианта стиля модерн.

Все изделия в абрамцевских мастерских изготовлялись вручную. Мастерская выпускала целую палитру изделий: от отдельных предметов (шкафы, полки, аптечки, лавки, столы, кресла, табуретки, пр.) до целых гарнитуров. На протяжении всего процесса создания мебели каждый момент обладал особой значимостью: размер, форма, материал, цвет, орнамент. Художницей продумывалась самая малая деталь - гвоздики или задвижки для подвесных шкафчиков и т.д.

Е.Д. Поленова создавала рисунки для раскраски или резьбы, она же взяла на себя руководство над исполнением. «Умение отгадать, что ближе мастеру, установило нужный контакт между исполнителем и художницей, и резьба с росписью скоро нашла преданных приверженцев среди учеников столярной абрамцевской мастерской и даже среди взрослого населения окрестных деревень» [2, 92]. После завершения трехлетнего курса обучения выпускники отправлялись обратно в свои деревни, причем их снабжали набором инструментов, чтобы они могли продолжать там трудиться самостоятельно. Мастерские в Абрамцеве послужили примером для других владельцев поместий, стремившихся помочь сельским общинам. По образцу Мамонтовой и Поленовой, многочисленные помещицы организовывали свои сельские мастерские, и к концу XIX столетия

около 7,5 миллионов крестьян занимались кустарным творчеством. Эта деятельность приносила освобожденным крестьянам надежный доход, что было очень важно в эпоху социальных потрясений.

Возрождение традиционных ремесел придало отечественному интерьерному дизайну яркий национальный оттенок. Мебель, выполненная по эскизам Елены Дмитриевны, создавала атмосферу праздника и имела большой успех. В одном из писем Поленова писала, что вещи мастерской хорошо востребованы на рынке благодаря новизне, оригинальности и стильности модели. Успех абрамцевских мастеров, трудившихся под руководством Е.Д. Поленовой, был подтвержден тем фактом, что в 1900 году, уже после смерти Поленовой, ее проекты заняли видное место в разделе ремесел российского павильона на Парижской Всемирной выставке. Так работы Е.Д. Поленовой, связанные с мастерскими, завоевали международное признание.

Е.Д. Поленова первая в отечественной живописи создала целый ряд цветных иллюстраций к русским народным сказкам. Осуществлению этого замысла она посвятила двенадцать лет жизни.

Современные исследователи считают, что участие Е.Д. Поленовой в формировании «неорусского стиля» в архитектуре неоспоримо. Причем оно было дополнено достижениями ее друзей и младших товарищей по творчеству - М.В. Якунчиковой, К.А. Коровиным, А. Я. Головиным, каждый из которых в той или иной степени испытал на себе влияние Поленовой.

Талант Марии Васильевны Якунчиковой (1870-1902), несомненно, развивался под благотворным влиянием старшей подруги и единомышленницы Е.Д. Поленовой. О творческой дружбе русских художниц — Елены Дмитриевны Поленовой и Марии Васильевны Якунчиковой писала В.Л. Кошелева. В 1882 году дворянский род Поленовых породнился с купеческим родом Якунчиковых: её сестра Наталья вышла замуж за художника В.Д. Поленова, с этого времени завязалась крепкая дружба Марии с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной.

В 1885 году Мария поступает вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре тесно сближается с семьей Поленовых и становится неизменной участницей поленовских рисовальных вечеров, где работает вместе с В.А. Серовым, И.И. Левитаном, И.С. Остроуховым, М.А. Врубелем, братьями В.М. и А.М. Васнецовыми и К.А. и С.А. Коровиными. «Вторая половина 1880-х годов (время наиболее насыщенных отношений между Поленовой и Якунчиковой) оказалась чрезвычайно плодотворной в творчестве Елены Дмитриевны. Тогда ею было создано более ста акварельных пейзажей, с неизменным успехом экспонировавшихся на выставках в Петербурге и Москве и высоко оцененных И.Е. Репиным, П.П. Чистяковым, П.М. Третьяковым -последний приобретал их для своей галереи. Якунчикова, восхищенная пейзажами Поленовой, самозабвенно работает вместе с ней на пленэре в Абрамцеве и Жуковке, на даче у Поленовых близ Мытищ, где проводит лето 1887 и 1888 годов. Дружескую неразлучность Елены и Марии в это время запечатлел Константин Коровин на полотне «За чайным столом» (1888)», - пишет исследовательница [3].

В начальный период творчества Якунчикову больше привлекали пейзажи с широким охватом натуры, затем появились картины-панно, выполненные маслом с выжиганием рисунка иглой по дереву.

Осенью 1889 Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырёх лет. В России Мария Васильевна работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода. В Абрамцево Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской; её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.

В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работала, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву: она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и её ближайшая подруга Е.Д. Поленова,

27

Якунчикова восхищалась народным искусством, собирала его образцы. Примером «неорусских» мотивов в ее творчестве можно назвать панно «Городок» (1896). Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, оказали влияние на творчество А.П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале.

М.В. Якунчикова приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировались панно Якунчиковой «Девочка и леший», выполненное в технике вышивки и аппликации; панно «Иванушка-дурачок и Жар-птица» (по замыслу Е.Д. Поленовой); серебряной медали выставки была удостоена полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная в мастерских Абрамцево по проекту Якунчиковой.

М.К. Тенишева, Е.Д. Поленова и М.В. Якунчикова - яркие личности, внесшие огромный вклад в русское декоративно-прикладное искусство, многое сделавшие для развития и популяризации русского искусства как в России, так и за рубежом.

Список литературы:

1. Е.Д. Поленова - П.Д. Антиповой. Москва, 9 ноября 1885 г. // Сахарова, Е.В. В.Д. Поленов и Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. Письма. - М., 1964. - С.562.

2. Киселева, Е. Московский художественный кружок. - Л., 1979.

3. Кошелева В.Л. Елена и Мария // Московский журнал, №3, март, 2010 // http://www.mosjour.ru/?id=470

4. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 450 с. (Библиотека мемуаров): Близкое прошлое; Вып.17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.