Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ТРЕНИНГ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Г.А.

В статье приводится подробное описание тренинга, направленного на развитие групповой сплочен- ности в медицинском коллективе. Оценка эффективности тренинга осуществлена с помощью мето- дики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». Уровень групповой сплоченности после тренинга значительно выше, чем до участия в тренинге (t-Стьюдента = 7,1, p<0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITY OF THE ADMINISTRATIVE BOARD OF A CITY AS THE AUTHORITY OF THE MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT ACCORDING THE CITY CHARTER OF JUNE 16TH OF 1870 YEAR, AS IN THE CASE OF THE CITY OF MOSCOW

The article is given a detailed description of the training, aimed at developing of group cohesion in medical team. Using method by Seashores determination of index of group cohesion, the evaluation of effectiveness of training is carried out. After training the level of group cohesion is reliably higher than before participation in the training (Student-t=7,1, p<0,01).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 316.6

Ткаченко Г.А.,

кандидат психологических наук, психолог Российского онкологического центра им. Блохина

РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В статье приводится подробное описание тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности в медицинском коллективе. Оценка эффективности тренинга осуществлена с помощью методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора». Уровень групповой сплоченности после тренинга значительно выше, чем до участия в тренинге (t-Стьюдента = 7,1, p<0,01). Ключевые слова: групповая сплоченность, тренинг, медицинский коллектив

Tkachenko G.,

PhD in Psychology, Psychologist of the Russian Cancer Center named after Blokhin

THE DEVELOPMENT OF GROUP COHESION IN MEDICAL TEAM

The article is given a detailed description of the training, aimed at developing of group cohesion in medical team. Using method by "Seashore's determination of index of group cohesion", the evaluation of effectiveness of training is carried out. After training the level of group cohesion is reliably higher than before participation in the training (Student-t=7,1, p<0,01).

Keywords: group cohesion, training, medical team

В любом коллективе возникает вопрос о групповой сплоченности сотрудников. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Если мы имеем дело с медицинским коллективом, то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто коллектив является сплоченным, но не для реализации профессиональных целей, а для удовлетворения самых разных личностных потребностей.

В условиях профессиональной медицинской деятельности происходит столкновение двух видов интересов - профессионального и личностного. При удовлетворении личностных потребностей (социальные гарантии, достойная заработная плата, уважение коллег и т.д.) у медработника появляется необходимость в повышении профессиональных качеств (в определенном смысле - мотивация), что положительно сказывается на пациентах.

Известно, что психологическая сплоченность связана с групповой динамикой. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе [2].

Признаками сплоченности выступают следующие характеристики коллектива: • развитость неформальных отношений внутри группы: включенность членов коллектива в общение, лидерство в группе (определяются при помощи метода социометрии);

Ш0]

• принятие групповых решений, сотрудничество в группе, автономность группы при решении общегрупповых задач (диагностируется в ходе тренинга во время выполнения упражнений, направленных на взаимодействие группы, принятие группового решения);

• чувство «мы», целостность группы, социально-психологический климат в группе (измеряется при помощи семантического дифференциала и ассоциативного вопроса).

Вачков И.В., обобщая исследования в данной области, показал, что существуют факторы, которые способствуют групповой сплоченности [2]. К ним относятся:

• совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

• достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю - нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

• атмосфера психологической безопасности,доброжелательности, принятия;

• активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

• привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

• квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

• наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.

В то же время причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

• знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы - это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга;

• возникновение в группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек;

• отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности.

В некоторых случаях высокой степени групповой сплоченности можно достичь только с помощью психологического тренинга. Тренинги сплоченности, создания команды проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности медицинского коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности», - эту метафору К. Левина можно положить в основу организации групповых тренингов, направленных на развитие групповой сплоченности коллектива.

Цель работы - создание тренинга, направленного на развитие групповой сплоченности и группового взаимодействия в медицинском коллективе и оценка его эффективности.

Тренинг «Развитие сплоченности медицинского коллектива»

В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности медицинского коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны человеку: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе раз-

ЩЩ

говора. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

При работе тренинговой группы ведущим (психологом или специально обученным психологом членом коллектива, например, старшей медицинской сестрой) устанавливаются определенные правила, которые необходимы и достаточны для тренинга сплоченности. Они довольно подробно описаны в литературе, посвященной коммуникативному тренингу, мы ограничимся их простым перечислением [4, 6]:

• принцип активности;

• принцип исследовательской (творческой) позиции;

• принцип объективации (осознания)поведения;

• принцип партнерского субъект-субъектного общения.

Программа тренинга состоит из двух занятий, общим количеством 5 часов, и в зависимости от производственных условий может быть реализована в двух вариантах - в течение двух дней по 2-3 часа или в виде однодневного 5-часового занятия. Содержание тренинга при этом остается одинаковым. Второй вариант более эффективен, но его, как правило, трудно осуществить из-за высокой рабочей нагрузки.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Приветствие (разминка)

Время: 5-10 мин.

Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные группы: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?

«Пишущая машинка»

Время: 20 мин.

Задание.

Между участниками тренер распределяет буквы алфавита.

Тренер произносит слово, его необходимо «напечатать». Группа, изображающая пишущую машинку, пытается это сделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, которое участники «отхлопали», не нарушая очередности букв.

шл

Вопросы для обратной связи: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас?

Психологический смысл упражнения: развитие невербальных коммуникативных навыков [3].

«Одеяло»

Время: 30 мин.

Задание.

Тренер делит группу на подгруппы по четыре человека, располагая их в пространстве таким образом, чтобы у каждой из команд было приблизительно по четыре квадратных метра площади. Тренер предупреждает группы о том, что разговаривать нельзя и участники должны понимать друг друга без слов. Для того чтобы настроить участников на работу, тренер зачитывает следующую историю: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло, потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде все вместе вы должны сложить шерстяное одеяло». После этой истории все команды и все члены команд совместными усилиями должны сложить воображаемое шерстяное одеяло. На операцию по складыванию одеяла отводится две минуты.

Вопросы для обратной связи: Что помогает команде успешно справиться с заданием? Что затрудняет решение задачи? Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия?

Психологический смысл упражнения: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; развитие умения действовать согласованно [3].

«Прекрасный сад»

Задачи: самовыражение, создание атмосферы сотрудничества.

Время: 30 мин.

Описание.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза и представить себя цветком.

Каким ты был бы цветком? Какие листья, стебель, а может быть, шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того как все представили это, нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий кладет внутри круга ватман, который объявляется поляной сада, ее нужно засадить цветами. Все участники по очереди прикрепляют свой цветок.

Обсуждение.

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она зарядила своей положительной энергией. Необходимо обратить внимание, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

Важно увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее: у кого-то - цвет, у кого-то - размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

ош

Психологический смысл: упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира [5].

«Как мы похожи»

Задачи: выявление общих черт и различий участников.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.

Время: 20 мин.

Задание.

Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д.

Вопросы для обратной связи: Легко ли было выполнять данное упражнение? Что вызвало трудности? Что нового вы узнали друг о друге после выполнения этого задания?

Психологический смысл: с помощью этого упражнения участники должны почувствовать собственную значимость, ощутить чувство принадлежности к группе [3].

Завершающее упражнение «Аплодисменты по кругу»

Задачи: сплочение коллектива, завершение тренинга на позитиве, принятие своего места в коллективе.

Необходимые материалы: не требуются.

Время: 10 мин.

Тренер предлагает участникам группы стать в круг. Затем он говорит: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам похвалить аплодисментами друг друга, и особенно - своего соседа справа».

После этого каждый благодарит группу и говорит что-нибудь приятное своему соседу справа, например: «Спасибо всем, вы все лучшие, но без ... не было бы так весело».

Психологический смысл упражнения: развить умение участников делать комплименты, сплочение коллектива, дружеское завершение тренинга [1].

Завершающее упражнение «Спасибо!»

Время: 10 мин.

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии. Затем все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат: «ДА!» или «СПАСИБО!»

Психологический смысл упражнения: завершающий ритуал, который позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Ш4]

Последние два упражнения соответственно завершают каждый день тренинга (если тренинг проводится по второму варианту, рекомендуется упражнение «Спасибо!»).

Подведение итогов тренинга. Обсуждение результатов, ответы на вопросы, высказывания и пожелания всем членам группы.

Разработанный тренинг «Развитие сплоченности медицинского коллектива» был проведен в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина. В нем участвовали 18 операционных медицинских сестер операционного блока хирургического отдела.

Работа операционной медицинской сестры сопряжена с высоким стрессом и повышенным напряжением [7]. Необходимыми условиями для эффективной работы в таких условиях являются взаимопонимание и поддержка, что невозможно без тесного сотрудничества и доверительных отношений в коллективе между его членами. Поэтому групповая сплоченность является важным фактором, способствующим эффективности работы всей группы и каждого отдельного члена, а также психологическому комфорту в коллективе [9].

Оценка эффективности тренинга осуществлялась с помощью методики «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» [8].

Назначение и инструкция: групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее слияние в единое целое, ее можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

- Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

- Участвую в большинстве видов деятельности (4).

- Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

- Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

- Живу и существую отдельно от нее (1).

- Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

- Да, очень хотел бы перейти (1).

- Скорее перешел бы, чем остался (2).

- Не вижу никакой разницы (3).

- Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

- Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

- Не знаю, трудно сказать (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

- Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

- Не знаю, трудно сказать (1).

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

DU]

- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

- Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

- Не знаю (1).

5. Каково отношение к делу в вашем коллективе?

- Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

- Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

- Не знаю (1).

Обработка результатов и интерпретация.

Уровни групповой сплоченности:

15,1 баллов и выше - высокий;

11,6-15 балла - выше среднего;

7-11,5 - средний;

4-6,9 - ниже среднего.

Уровень групповой сплоченности после участия в тренинге достоверно выше, чем при первичной оценке: первоначально групповая сплоченность оценивалась выше среднего уровня, что, безусловно, является положительным фактом в работе коллектива. После тренинга сотрудники оценили уровень развития групповой сплоченности как высокий.

Анализируя более подробно ответы участников, можно сказать, что данные позитивные изменения произошли преимущественно за счет ответов на вопрос № 1: «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?» и на вопрос № 3: «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?» Именно по этим показателям большинство участников дали максимальную оценку. В таблице 1 представлены полученные результаты.

Таблица 1.

Уровень групповой сплоченности

Исходный уровень После тренинга ^Стьюдента P <

Показатель уровня групповой сплоченности 12,8 15,6 7,1 0,01

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что разработанный тренинг, направленный на развитие групповой сплоченности медицинского коллектива, является эффективным и может быть рекомендован для проведения в коллективе медицинских сестер.

Психологическая сплоченность коллектива определяет успех работы, потому что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии организации.

Список литературы

1. АвидонИ.А. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / И.А. Авидон, О.И. Гончукова. СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. М: Ось-89, 2000. - 224 с.

от

3. Грецов А.Г. Психологические игры для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов, Т.А. Бе-дарева. СПб.: Питер, 2008. - 190 с.

4. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. - 356 с.

5. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Знание, 2009. - 189 с.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

7. Ткаченко Г.А. Профессиональное выгорание у врачей онкологических клиник // Заместитель главного врача. 2014. № 12 (103). С. 88-91.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 339 с.

9. Шкурко Н.М. Феномен поликультурной коммуникативности в контексте профессиональной подготовки преподавателей вуза // Вестник Академии права и управления. 2014. № 34. С. 176-180.

Reference list

1. Avidon I. One hundred workouts which will compliment your training / I. Avidon, O. Gonchukova. SBR.: Rech', 2010. - 256 р.

2. Fetiskin N., KozlovV., ManuylovG. Socio-psychological diagnostics of development of the personality and small groups. М.: Publishing by Institute of Institute of Psychotherapy, 2002. - 339 р.

3. GretsovA. Psychological games for seniors and students / A. Gretsov, T. Bedareva. SBR.: Piter, 2008. - 190 р.

4. MarasanovG. Socio-psychological training. M.: Znanie, 2009. - 189 р.

5. Shkurko N. Phenomenon of the multicultural communicativeness in the context of training of the high school teaching staff // Bulletin of Academy of management and law. 2014. № 34. P. 176180.

6. Sidorenko E. Communicative competence training in business interaction. SBR.: Rech', 2008. -208 р.

7. Tkachenko G. Professional burnout at the doctors of oncologic clinics // Deputy Chief Physician. 2014. № 12 (103). P. 88-91.

8. Vachkov I. The basic technologies of group training. Psychotechnics: Textbook. M.: Os'-89, 2000. - 224 р.

9. Zhukov Yu. Training as a method of improving communicative competence: Thesis of Doctor of Psychology. М., 2003. - 356 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.