Научная статья на тему 'Психологический подход к формированию групповой сплоченности команды баскетболистов с учетом их индивидуальных характеристик'

Психологический подход к формированию групповой сплоченности команды баскетболистов с учетом их индивидуальных характеристик Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
398
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМАНДА / ШКОЛЬНИКИ / БАСКЕТБОЛ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / TEAM / SCHOOLCHILDREN / BASKETBALL / GROUP COHESION / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / TRAINING PROCESS / MORAL AND ETHICAL EDUCATION / STRONG-WILLED TRAINING / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лозовой Александр Александрович

В статье представлено исследование изменения в состоянии групповой сплоченности двух команд (экспериментальной и контрольной) баскетболистов старших классов средней общеобразовательной школы в результате применения разработанной методики, которая была подобрана с учетом психологических характеристик игроков. Для формирования групповой сплоченности баскетбольной команды были подобраны следующие средства и методы: аутогенная тренировка, использование приемов логики, самоприказов и образов, целенаправленное представление ситуации, способы отвлечения, сознательное управление мышечным тонусом, контроль состояния голоса, дыхание как средство саморегуляции, использование физических упражнений для управления психическим состоянием. Применение разработанной методики показало, что итоговый показатель по методике Сишора в обеих командах достиг высокой оценки. Но в экспериментальной команде разность баллов составила 2,8, а в контрольной 0,9 балла. Средний прирост показателей в экспериментальной группе составил: оценка личностной информации -29,7%; оценка коммуникативной информации -16,1%; оценка групповой информации -18,8%; индекс групповой сплоченности -13,1%. Коэффициент сплоченности увеличился на 18,6%. В контрольной группе средний прирост составил: оценка личностной информации 12,3%; оценка групповой информации -7,7%; оценка коммуникативной информации 7,7%; коэффициент сплоченности 2,4%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лозовой Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL APPROACH TO GROUP COHESION ORGANIZATION OF BASKETBALLERS TEAM CONSIDERING INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

This paper presents a study of changes in the state of group cohesion high school basketball team of high school education as a result of application of the developed technique. The developed technique was selected taking into account the psychological characteristics of the players. For the group cohesion school basketball team formation we selected following tools and methods: autogenous training, the use of logic methods, self-commands and images, goal-oriented situation visualization, distraction techniques, deliberate muscle tone management, voice state, breathing as self-regulation, the use of exercise to control the mental state. Applying the developed method showed that the total score by Seashore method in both teams reached high rating. But in the experimental team the difference in points was 2.8 points, compared with the control which was 0.9 points. Average rates increase in the experimental group was: evaluation of personal information by 29.7%, evaluation of communicative information by 16.1%, evaluation of group information by 18.8%, the index of group cohesion -13.1%. The cohesion coefficient increased by 18.6%. In the control group, the average increase was: evaluation of personal information by 12.3%; evaluation of group information by 7.7%; evaluation of communicative information by 7.7%; cohesion coefficient by 2.4%.

Текст научной работы на тему «Психологический подход к формированию групповой сплоченности команды баскетболистов с учетом их индивидуальных характеристик»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КОМАНДЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

А.А. ЛОЗОВОЙ, СГУНТ им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия

Аннотация

В статье представлено исследование изменения в состоянии групповой сплоченности двух команд (экспериментальной и контрольной) баскетболистов старших классов средней общеобразовательной школы в результате применения разработанной методики, которая была подобрана с учетом психологических характеристик игроков. Для формирования групповой сплоченности баскетбольной команды были подобраны следующие средства и методы: аутогенная тренировка, использование приемов логики, самоприказов и образов, целенаправленное представление ситуации, способы отвлечения, сознательное управление мышечным тонусом, контроль состояния голоса, дыхание как средство саморегуляции, использование физических упражнений для управления психическим состоянием. Применение разработанной методики показало, что итоговый показатель по методике Сишора в обеих командах достиг высокой оценки. Но в экспериментальной команде разность баллов составила 2,8, а в контрольной - 0,9 балла. Средний прирост показателей в экспериментальной группе составил: оценка личностной информации -29,7%; оценка коммуникативной информации -16,1%; оценка групповой информации -18,8%; индекс групповой сплоченности -13,1%. Коэффициент сплоченности увеличился на 18,6%. В контрольной группе средний прирост составил: оценка личностной информации - 12,3%; оценка групповой информации -7,7%; оценка коммуникативной информации -

7,7%; коэффициент сплоченности - 2,4%.

Ключевые слова: команда, школьники, баскетбол, групповая сплоченность, психологические характеристики, тренировочный процесс, морально-этическое воспитание, волевая подготовка, саморегуляция.

PSYCHOLOGICAL APPROACH TO GROUP COHESION ORGANIZATION OF BASKETBALLERS TEAM CONSIDERING INDIVIDUAL CHARACTERISTICS

A.A. LOZOVOY,

SSUST named after Academician M.F. Reshetnev,

Krasnoyarsk, Russia

Abstract

This paper presents a study of changes in the state of group cohesion high school basketball team of high school education as a result of application of the developed technique. The developed technique was selected taking into account the psychological characteristics of the players. For the group cohesion school basketball team formation we selected following tools and methods: autogenous training, the use of logic methods, self-commands and images, goal-oriented situation visualization, distraction techniques, deliberate muscle tone management, voice state, breathing as self-regulation, the use of exercise to control the mental state. Applying the developed method showed that the total score by Seashore method in both teams reached high rating. But in the experimental team the difference in points was 2.8 points, compared with the control which was 0.9 points. Average rates increase in the experimental group was: evaluation of personal information - by 29.7%, evaluation of communicative information - by 16.1%, evaluation of group information - by 18.8%, the index of group cohesion -13.1%. The cohesion coefficient increased by 18.6%. In the control group, the average increase was: evaluation of personal information - by 12.3%; evaluation of group information - by 7.7%; evaluation of communicative information - by 7.7%;

cohesion coefficient - by 2.4%.

Keywords: team, schoolchildren, basketball, group cohesion, psychological characteristics, training process, moral and

ethical education, strong-willed training, self-regulation.

Введение

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Занятия спортом развертываются на фоне общения в коллективе под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся. С самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориен-тационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу [4]. О формировании групповой сплоченности тренер должен заботиться в течение всего спортивного пути своих воспитанников и помнить, что укрепление воли, повышение моральных качеств не имеют предела. Находить всё новые приемы формирования групповой сплоченности игроков и умело применять их - одна из важных обязанностей тренера [1, 2, 3].

Проблеме групповой сплоченности и индивидуальным психологическим характеристикам игроков в спортивных играх в научной литературе уделено большое внимание [1, 3, 5, 7].

Предположив, что использование в тренировочном процессе раработанной методики позволит более эффективно развить сплоченность команды, целью работы стало исследование изменения в состоянии групповой сплоченности команды в результате применения этой методики.

Организация исследования

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Методы теоретического анализа и обобщения.

2. Тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

Эксперимент проводился в течение одного учебного

года с баскетболистами старших классов в двух средних общеобразовательных школах: в одной школе была создана экспериментальная группа (ЭГ); в другой - контрольная (КГ). В эксперименте приняли участие 20 игроков.

На основе анализа конкретных задач и достигнутых результатов условно выделено три этапа исследования:

- на первом был проведен анализ научно-методической литературы и разработана методика исследования;

- на втором проводился педагогический параллельный эксперимент;

- на третьем происходили обобщение и систематизация результатов эксперимента.

При планировании учебно-тренировочного процесса в основу был положен примерный тематический план занятий для команды. Занятия с игроками проводились с учетом их личных физиологических способностей.

Для проверки групповой сплоченности в ЭГ и КГ применялись следующие методики:

• Методика Н.В. Бахаревой.

• Методика по проверке исходной информации в процессе управления спортсменом.

• Методика Сишора.

Анализ научной литературы показал, что для формирования групповой сплоченности баскетбольной команды из старших школьников необходима методика, обусловленная психологическими характеристиками игроков.

Для формирования групповой сплоченности команды были подобранны следующие средства и методы:

1. Аутогенная тренировка. В. Параносич, Л. Лазаревич [6] предлагают в тренировочном процессе применять упражнения на расслабление, содержащие элементы активного самовнушения. После трудного упражнения или интенсивной работы необходимо расслабиться и глубоко дышать, что помогает быстрее восстановиться после экстремального напряжения, достичь заметных сдвигов в уровне бодрствования и мобилизованности. Однако, это не быстрый процесс, нужна длительная работа над собой для подбора оптимального метода саморегуляции.

2. Индивидуальные и групповые беседы. Важное место занимают беседы как с отдельными спортсменами, так и со всей командой. Эти беседы в некотором смысле можно сравнить с методами интервью и рациональной психотерапией. Интервью представляет собой профессионально построенную беседу, опрос с целью получения определенной информации, которая может быть использована для последующего совета. Применяемые виды интервью: индивидуальные, групповые, директивные, стандартизированные и не стандартизированные.

Беседа организуется и проводится так, что своими вопросами, комментариями, ответами, отношением необходимо добиться требуемого влияния на состояние и поведение.

3. Использование самоприказов. Задача состоит в том, чтобы соединить свои желания с необходимыми и полезными действиями. Систематические занятия самовнушением с применением фраз: «Надо!», «Иди!», «Смелее!», «Терпи!», «Работай!», «Играй!» позволят спортсмену быть более дисциплинированным и обрести дополнительные физические ресурсы.

4. Использование образов. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы воображения открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

5. Целенаправленное представление ситуации. Использование воображения положительно влияет на снятие стресса и нервного напряжения. Необходимо воспроизвести в памяти события, ситуации, случаи, в которых человек находился в состоянии душевного и эмоционального покоя. Следует сконцентрироваться именно на том моменте, который вызовет максимальный эмоциональный настрой.

6. Способы отвлечения. Целесообразнее всего заняться делами, связанными с выполнением учебных заданий, общественной работой. Полезно чтение увлекательной книги, изучение иностранных языков, работа на огороде и т.п. Отлично отвлекает мысли игра на музыкальных инструментах, фотография, рисование, рукоделие, выпиливание, ремонт спортивного инвентаря, подгонка формы, выполнение заданий, которые служат общим интересам команды. Выбирая кинофильм, спектакль, предпочтение следует отдавать комедийным сюжетам, а также тем, которые отображают сильных духом, волевых, самоотверженных и целеустремленных героев. Благотворное влияние оказывают прослушивание любимых мелодий, посещение выставок, картинных галерей, музеев.

7. Сознательное управление мышечным тонусом. Улучшить реализацию своих физических возможностей, находясь в состоянии стресса и мышечного напряжения поможет умение использовать различные упражнения для расслабления и снятия напряженности. Например, надуть щеки, затем, постепенно выпуская воздух через плотно сжатые губы; поочередно надувать то правую, то левую щеку, а затем обе щеки вместе; те же упражнения в сочетании с имитацией зевка.

8. Дыхание как средство саморегуляции. Важное значение для регуляции психического состояния имеет ритм дыхания. С помощью специально подобранных дыхательных упражнений спортсмен может существенно увеличить жизнеспособность своего организма, быстро и адекватно приспосабливаться к неблагоприятным факторам. Правильное дыхание стимулирует механизмы саморегуляции.

9. Использование физических упражнений для управления психическим состоянием. При выполнении физических упражнений для снятия психологического напряжения следует использовать принцип индивидуальности. Главным условием их выполнения является отсутствие негативного воздействия на организм человека, минимизация получения травмы, комфортные условия при их выполнении, удобная спортивная одежда. Важное значение имеет простота движений. Особо следует уделить внимание упражнениям на расслабление и растягивание мышц.

При применении методики необходимо руководствоваться особенностями психологического развития баскетболистов в различных возрастных периодах.

В план психологической подготовки к соревнованиям рекомендуется включать следующие элементы:

> морально-волевое воспитание включает в себя развитие у спортсменов дисциплинированности в учебном и тренировочном процессе, организованность, любознательность; способность выполнять совместную деятельность, управлять предстартовыми состояниями и поведением в условиях соревнований, а также воспитание волевых качеств;

> подготовку к преодолению неожиданно возникающих препятствий во время соревновательной борьбы, развивающую умение быстро овладевать собой, адекватно оценивать ситуацию, принимать и реализовывать решения;

> совершенствование индивидуальных физических, психических качеств и развитие мышления.

> повышение стрессоустойчивости в условиях соревновательной деятельности;

> привитие навыков идеомоторной тренировки, умения определять момент готовности к началу действий, определения и закрепления индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения;

> обучение умению оценки выполнения упражнения в предшествующей попытке и к планированию последующей;

> обучение навыкам саморегуляции различных внутренних состояний;

> обучение способам и приемам сохранения и восстановления нервно-психического состояния оптимальной готовности.

Результаты исследования и их обсуждение

По окончании эксперимента мы сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп.

Итоговый показатель по методике Сишора в ЭГ в начале эксперимента составил 19,2, в конце - 22,0 балла. Итоговый показатель в КГ - 19,1 и 20,0 баллов соответственно. В обеих командах получилась высокая оценка. Однако в ЭГ разность баллов составила 2,8, а в КГ -0,9 балла.

Таким образом, средний прирост показателей в ЭГ составил: оценка личностной информации - 29,7%; оценка коммуникативной информации - 16,1%; оценка групповой информации - 18,8%; индекс групповой сплоченности - 13,1%. Коэффициент сплоченности увеличился на 18,6%. В КГ средний прирост составил: оценка личностной информации - 12,3%; оценка групповой информации - 7,7%; оценка коммуникативной информации - 7,7%; коэффициент сплоченности - 2,4%. Достоверность информации подтверждается тестовыми показателями и результатами соревнований.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная методика эффективна.

Литература

1. Берестов, С.В. Формирование групповой сплоченности команды, обусловленное индивидуальными психологическими характеристиками игроков: методическая разработка / С.В. Берестов. - Константиновка, 2013. - 46 с.

2. Вавилов, АЛ. Влияние групповой сплоченности и индивидуальной подготовленности баскетболистов на результаты выступления команды / А.Л. Вавилов // Современные образовательные направления в физической культуре: сб. науч. тр. - СПб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2000. - С. 131-133.

3. Вавилов, А.Л. Анализ тестов для идентификации успешности действий игроков в студенческом баскетболе / А.Л. Вавилов // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -СПб, 2000. - Ч. 1. - С. 219-220.

4. Галкина, Т.Э. Управление формированием сплоченности юных спортсменов командных видов спорта / Т.Э. Галкина, Е.А, Урванцева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы VI междунар. науч.-практич. конф. - Пенза, 2017. - С. 85-87.

5. Морженков, М.В. Методика скоростно-силовой подготовки футболистов 15-16 лет / М.В. Морженков, И.Ю. Петряева, А.С. Третьяков // Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2. - С. 107-115.

6. Параносич, В. Психодинамика спортивной группы: советы тренеру / В. Параносич, Л. Лазаревич. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 119 с.

7. Шиляева, К.А. Формирование коммуникативных качеств баскетболистов 13-14 лет посредством групповых занятий в тренировочной деятельности / К.А. Шиляева // Новая наука: психолого-педагогический подход. -2017. - № 3 - С. 164-167.

References

1. Berestov S.V. (2013), Team group cohesion organization due to individual psychological characteristics of players, Konstantinovka, 46 p.

2. Vavilov, A.L. (2000), The influence of group cohesion and individual preparedness of basketball players on the results of team performance, In: Sovremenniye obrazovatel'-niye napravleniya v fizicheskoy kul'ture: sb. nauch. Trudov, SPb: Izd-vo Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena, pp. 131133.

3. Vavilov A.L. (2000), Tests analysis for identifying the success of players' actions in student basketball, In: Fizicheskaya kul'tura i sport na rubezhe tysyacheletii: materialy Vseros nauch.-prakt. konf., SPb, part 1, pp. 219220.

4. Galkina, T.E. and Urvanceva E.A. (2017), Young athletes cohesion management in team sports, In: Sovremennoe obrazovaniye: aktual'niye voprosy, dostizheniya i innova-tcii: materialy VI mezhdunar. nauch.-praktich. konf, Penza, pp. 85-87.

5. Morzhenkov M.V. (2013), Methods of speed-strength 15-16-year football players training, Pedagogiko-psikho-logicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, no. 2, pp. 107-115.

6. Paranosich, V. and Lazarevich, L. (1977), Sports Group Psychodynamics: Tips for a Coach, Moscow: Fizkul'tura i sport, 119 p.

7. Shiliaeva, K.A. (2017), Development of communicative qualities of 13-14-year basketball players through group classes in training activities, Novaya nauka: psikhologo-pedagogicheskiy podkhod, no. 3, pp. 164-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.