Научная статья на тему 'Тренинги сплоченности в процессе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел'

Тренинги сплоченности в процессе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренинг сплоченности / проведение тренингов / сотрудник органов внутренних дел / профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел / cohesion training / conducting trainings / internal affairs officer / professional training of internal affairs officers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Витальевна Гусева

Высокий уровень сплоченности коллективов учебных групп во время профессионального обучения является неотъемлемым условием успешности процесса адаптации к условиям учебнослужебной деятельности. Автор описывает и анализирует собственный опыт проведения тренингов сплоченности в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unity Trainings in the Process of Professional Training of Employees of Internal Affairs Bodies

A high level of team cohesion of educational groups during professional training is an essential condition for the success of the process of adaptation to the conditions of educational and professional activities. The author describes and analyzes his own experience of conducting unity trainings in the educational process of the Ministry of internal Affairs of Russia's additional professional education institution.

Текст научной работы на тему «Тренинги сплоченности в процессе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел»

УДК 14.37 ББК 74.3

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10175

Тренинги сплоченности в процессе

профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел

Unity Trainings in the Process of Professional Training of Employees of Internal Affairs Bodies

Наталья Витальевна ГУСЕВА,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России

E-mail: nataligu2017@mail.ru

Рецензент: М.А. Шелепова, кандидат педагогических наук

Аннотация. Высокий уровень сплоченности коллективов учебных групп во время профессионального обучения является неотъемлемым условием успешности процесса адаптации к условиям учебно-служебной деятельности. Автор описывает и анализирует собственный опыт проведения тренингов сплоченности в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования МВД России.

Ключевые слова: тренинг сплоченности; проведение тренингов; сотрудник органов внутренних дел; профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел.

Abstract. A high level of team cohesion of educational groups during professional training is an essential condition for the success of the process of adaptation to the conditions of educational and professional activities. The author describes and analyzes his own experience of conducting unity trainings in the educational process of the Ministry of internal Affairs of Russia's additional professional education institution.

Keywords: cohesion training; conducting trainings; internal affairs officer; professional training of internal affairs officers.

В современных реалиях от сотрудника органов внутренних дел требуется не только безупречное владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и развитые деловые и личные качества, умение работать в коллективе. Во многих ситуациях профессиональной деятельности оперативность, точность и адекватность действий сотрудника определяются его способностью эффективно взаимодействовать с окружающими, в том числе с сослуживцами.

Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел осуществляется по образовательным программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [1]. В большинстве случаев профессиональ-

ное обучение осуществляется в новом для сотрудника коллективе учебной группы, это ставит перед сотрудником цель знакомства с коллегами, установления психологического контакта и включения в деятельность коллектива. Как показывает многолетний опыт учебной и воспитательной работы с различными группами профессионального обучения, эффективность деятельности сотрудника во многом определяется его удовлетворенностью от взаимодействия с коллегами, ощущением принадлежности к коллективу.

В группах профессиональной подготовки сотрудники зачастую сталкиваются с трудностями освоения образовательной программы, режима служебной деятельности, разлуки с семьей.

Благоприятный психологический климат в коллективе, включая эмоциональную поддержку од-ногруппников, является важным фактором преодоления этих трудностей, адаптации сотрудников к учебно-служебной деятельности. Когда в группе установлен комфортный микроклимат, сотрудники становятся увереннее в себе и в своих силах, эффективнее раскрывают свой потенциал, стремятся успешно учиться и качественно выполнять служебные обязанности [4, с. 8].

Эффективность обучения в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации во многом обусловлена не только освоением учебного материала, но и возможностью обмена опытом с коллегами с целью эффективного разрешения различного рода проблемных ситуаций, возникающих в процессе оперативно-служебной деятельности.

Исходя из этого, тренинги сплоченности коллектива, проводимые в начале обучения, дают должный старт процессу группового взаимодействия, являются эффективным средством установления благоприятного психологического климата, снятия эмоционального напряжения и коммуникативных барьеров, препятствующих эффективной коммуникации. Сплоченная группа дает возможности самораскрытия обучающихся и их интенсивного профессионального и личностного развития.

Тренинг представляет собой совокупность активных групповых методов формирования умений и навыков общения, самопознания и взаимодействия людей в группе, объединенных в систему. Это особая форма групповой деятельности со своими возможностями, ограничениями и правилами. Участник занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния [2, с. 217].

Вопросам организации социально-психологических тренингов, в частности тренингов сплоченности, уделено значительное внимание со стороны как отечественных, так и зарубежных авторов (И.В. Вачков, Г.И. Марасанов, Л.А. Петровская, К. Рудестам, А.А. Александров, М.Ш. Кип-нис, К. Левин, М. Форверг, К. Фопель и др.). В то же время работ, посвященных тренингам сплоченности, проводимым с сотрудниками органов внутренних дел, крайне мало. Наша задача состоит в описании и анализе собственного опыта работы по проведению тренингов сплоченности в образовательном процессе учреждения дополнительного профессионального образования МВД России.

Важным условием организации тренинга является включенность каждого в процесс групповой работы, поэтому тренинг проводится в соответствующем пространстве: участники сидят на стульях в кругу, это позволяет им видеть друг друга, обращаться к отдельному участнику группы или ко всем вместе. Ведущий объясняет основные правила психологического тренинга:

1) правило «Здесь и сейчас», активное участие в занятии;

2) искренность, возможность открыто говорить о своих мыслях и чувствах;

3) уважительное отношение друг к другу: участвуют все, говорит один;

4) использовать «Я-высказывания» (от своего имени);

5) безоценочность высказываемых суждений, недопустимость критики.

Участникам тренинга даются методические указания по выполнению практических заданий:

1) внимательно прослушать и понять инструкцию по выполнению упражнения и, учитывая правила поведения на тренинге, принять активное участие в выполнении задания;

2) во время выполнения упражнения осуществлять наблюдение за своими поведенческими реакциями и эмоциональным состоянием;

3) по окончании упражнения выразить (по желанию) возникшие в процессе выполнения упражнения чувства и мысли.

В начале тренинга проводятся «разминоч-ные» упражнения с целью быстрой включенности в занятие, приветствия, снятия эмоционального напряжения. Так, выполняя упражнение «Ладони», участники тренинга двигаются в произвольном порядке по комнате и, встречаясь с другим участником, касаются его ладоней. При этом говорят: «Здравствуйте!», «Доброе утро!» или «Добрый день». Каждый участник должен поприветствовать каждого.

В процессе выполнения упражнения «Счет до 10» участники стоят в произвольном порядке. Группе дается задание сосчитать по порядку до 10. При этом каждый участник может назвать только одну цифру. Договариваться о стратегиях нельзя. Если участники при счете сбиваются, выполнение задания начинается сначала. Посредством упражнения осуществляется совершенствование умения взаимодействовать и понимать друг друга.

Упражнение «Удержи соломинку» направлено на развитие эффективности группового взаимодействия, повышение толерантности, установление доверительных отношений. Упражнение выполняется стоя в кругу. Удерживая коктейль-

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

193

ные соломинки указательными пальцами, участникам нужно переместиться полкруга по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, после этого вытянуть руки в круг и обратно. В завершение участникам предлагается самим придумать себе задание.

Достижению таких задач, как снятие психологических барьеров, сокращение коммуникативной дистанции, формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и рефлексии, способствует выполнение упражнения «Карусель». В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущим предлагаются темы для обсуждения: нечто важное, чему я научился недавно; неудача, с которой я справился за последние 5 лет; и т.п. На обсуждение каждой темы дается 2 минуты. Упражнение проходит оживленно, способствует активному установлению коммуникативных контактов.

Для участия в упражнении «Мы оба» участники разбиваются на пары, перед ними ставится задача: за три минуты найти как можно больше сходств (общих психологических качеств, увлечений, предпочтений и других всевозможных характеристик). Затем каждая пара зачитывает свой список. Выполнение упражнения позволяет найти общие интересы и «точки соприкосновения».

В процессе выполнения упражнения «Расскажу вам о себе» участники лучше узнают друг друга, продолжается процесс командообразова-ния. Ведущий дает инструкцию: «У меня в руках мячик, сейчас я брошу его кому-либо из группы. У кого в руках мячик, тот рассказывает о себе в произвольной форме, причем в начале своего рассказа нужно представиться, а в конце — сообщить, что вы ждете от профессионального обучения».

После выполнения каждого упражнения обсуждаются мысли и чувства, возникшие у участников в ходе его выполнения. В завершение тренинга целесообразно получение обратной связи по результатам занятия, рефлексия и отреа-гирование эмоций. Этих целей позволяет достичь выполнение упражнения «Микрофон». Все участники группы по очереди, используя воображаемый микрофон, делятся своими впечатлениями от занятия. Примерные вопросы для обсуждения: «В какой степени Вы удовлетворены за-

нятием?», «Каковы Ваши доминирующие чувства в настоящий момент?», «Что Вам понравилось в тренинге, а что нет?», «Что Вам дала работа в группе в содержательном плане?».

В заключение занятия ведущий высказывается о своем восприятии тренинга, о результатах занятия. Многолетний опыт работы по проведению тренингов показывает: подавляющее большинство их участников отмечают, что тренинг позволил им узнать друг друга, почувствовать себя членом сплоченного коллектива.

Согласно теории А.Н. Лутошкина, начальная стадия развития коллектива, когда незнакомые или малознакомые люди только что встретились, имеет образное название «Песчаная россыпь». Проведение тренинга способствует переходу коллектива на следующие этапы развития: «Мягкая глина», «Мерцающий маяк» и «Алый парус», когда появляются желание совместной деятельности, внутригрупповая активность, укрепляется чувство «Мы» [3].

Подводя итог, необходимо отметить, что тренинги сплоченности, проводимые с сотрудниками органов внутренних дел в процессе профессионального обучения, позволяют в кратчайшие сроки повысить эффективность группового взаимодействия, решить задачу сплочения коллектива. Перспективным направлением проведения тренингов сплоченности являются повышение квалификации и мастерства сотрудников, ведущих тренинги, совершенствование программ тренингов и более широкое их интегрирование в образовательные программы профессионального обучения.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Гусева Н.В. Основные признаки и способы ассертивного поведения сотрудников органов внутренних дел // Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России: сб. ст. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2017. С. 214—222.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: пер. с нем. М.: Генезис, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.