Научная статья на тему 'О повышении эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел РФ'

О повышении эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
429
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шулепин Михаил Владимирович

В настоящее время происходит постоянное реформирование системы МВД в сфере оптимизации численности личного состава. При проведении данного процесса неизбежно возрастает нагрузка на каждого сотрудника органов внутренних дел (ОВД), спектр выполняемых им должностных обязанностей становится более широким. В этой связи имеется острая потребность в создании технологических и методических основ, способствующих процессу повышения эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования для сотрудников ОВД РФ, которые рассмотрены и обоснованы в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шулепин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел РФ»

ABDUL'ZYANOV Artur Rashidovich, Cand.Sci. (Soc.), Leading Researcher of the Center for Family and Demography, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; General Director of the Federation of Driving Schools of the Republic of Tatarstan (35a Levo-Bulachnaya St, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420111; gailj_07@bk.ru)

ROAD SAFETY IN THE SYSTEM

OF THE STATE POLICY OF THE COUNTRY

Abstract. The article considers the problem of ensuring road safety as a priority task of the state policy of the country. In Russia, the problem of accidents has become particularly acute in the last decade due to the mismatch of the road and transport infrastructure with the needs of society and state in ensuring road safety.

Effective work in this area helps to reduce the depopulation, as well as the economic costs associated with the consequences of road accidents, which contributes to the socio-economic development of the country. Therefore, the problem of ensuring road safety within the framework of state policy has not lost its immense urgency and the State Road Safety Inspectorate (GIBDD) and, above all, the traffic police officers (DPS) of the GIBDD play a significant role in its solution. The problem of road safety should be solved at the level of an independent national project. Solving a huge complex of tasks in the field of road safety should become one of the main state priorities for ensuring Russia's demographic security. Keywords: safety, traffic safety, state policy, state traffic police

ШУЛЕПИН Михаил Владимирович — аспирант Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН(117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5; ira7507@rambler.ru)

о повышении эффективности профессиональной деятельности путем дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел РФ

Аннотация. В настоящее время происходит постоянное реформирование системы МВД в сфере оптимизации численности личного состава. При проведении данного процесса неизбежно возрастает нагрузка на каждого сотрудника органов внутренних дел (ОВД), спектр выполняемых им должностных обязанностей становится более широким. В этой связи имеется острая потребность в создании технологических и методических основ, способствующих процессу повышения эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования сотрудников ОВД РФ, которые рассмотрены и обоснованы в статье.

Ключевые слова: повышение эффективности, дополнительное образование, профессионализм, технологические основы, методические основы, сотрудники органов внутренних дел РФ

Особенностью процесса труда сотрудников органов внутренних дел (ОВД) является его строгая регламентация требованиями законов, уставов, инструкций, приказов, правил и других организационно-распорядительных документов. Программы обучения для различных должностных категорий сотрудников ОВД определяют одну общую задачу - осуществление подготовки квалифицированных кадров для ОВД РФ в соответствии с требованиями правоохранительной деятельности [Коблов 2016]. Спецификой профессиональной деятельности сотрудников ОВД является сопутствующее нервно-психическое напряжение, которое требует от сотрудников ОВД не только профессиональ-

ной компетентности, но и хорошей физической подготовки и высокого уровня психологической надежности специалистов. Психологическая надежность в данном случае рассматривается нами как интегральная психологическая характеристика личности специалиста, проявляющаяся в соответствии уровня показателей надежности нормам и требованиям профессии вне зависимости от складывающихся условий. Для формирования профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников ОВД в организациях МВД РФ психологической службе была рекомендована Программа формирования профессиональной надежности сотрудников ОВД РФ. Цель программы определяется результатами экспертной оценки и состоит в формировании личностных качеств сотрудников ОВД, формирующих их профессиональную надежность.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено за счет решения таких задач, как приобретение сотрудниками ОВД теоретических знаний, раскрывающих механизм психических процессов, влияющих на формирование показателей их профессиональной надежности; развитие личностных качеств сотрудников ОВД, обеспечивающих необходимый и достаточный уровень профессиональной надежности в различных ситуациях выполнения трудовых обязанностей; формирование у сотрудников ОВД навыков и умения использования возможностей собственной психики для выполнения профессиональных задач по охране, конвоированию и содержанию обвиняемых и подозреваемых; освоение сотрудниками ОВД способов укрепления эмоционально-волевой сферы для выполнения профессиональных обязанностей; совершенствование способности сотрудников ОВД анализировать ситуации профессионального риска, возникающие в профессиональной деятельности; воспитание у сотрудников ОВД трудовой направленности и социальной полезности мотивации профессиональной деятельности; формирование у сотрудников ОВД навыков межличностного взаимодействия, обеспечивающего высокий уровень согласованности действий, бесконфликтного поведения в служебных отношениях с сослуживцами и спецконтингентом.

В процессе занятий по программе сотрудники ОВД осуществляют самостоятельную работу в Тетради для самостоятельной работы по формированию профессиональной надежности сотрудника ОВД. Тетрадь включает психодиагностические методики для определения личностных качеств сотрудника, упражнения для развития показателей профессиональной надежности, рекомендации по регуляции эмоционального состояния, задания для самооценки, самоконтроля и самоотчета.

Программа состоит из введения, заданий для теоретических и практических занятий, заключения, списка литературы и рассчитана на 62 ч, в т.ч. 44 ч аудиторных занятий и 18 ч самостоятельной работы. По окончании занятий по программе предполагается, что сотрудники ОВД будут по мере необходимости применять освоенные упражнения и практики для поддержания необходимого и достаточного уровня профессиональной надежности [Осадчук, Максименко 2016].

Рассмотрим подробнее содержание программы, логика построения которой соответствует очередности действий психолога при формировании профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Видами учебных занятий по программе являются: лекции (8 ч), которые проводятся психологом и позволят сотрудникам органов МВД понять механизмы функционирования психики и поведения специалиста; практические занятия - 28 ч, что составляет 64% всего времени, предусмотренного программой на формирование необходимого уровня показателей профессиональной надежности; входной, выходной контроль и квалификационный зачет (8 ч); самосто-

ятельная работа сотрудников ОВД (18 ч) в Тетради для самостоятельной работы по формированию профессиональной надежности сотрудника ОВД.

Проведение практических занятий организуется в активных и интерактивных формах, предусматривающих выполнение упражнений на развитие необходимых психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления; базирующихся на конкретных ситуациях профессиональной деятельности (кейс-стади, ролевые игры, мозговой штурм, групповой тренинг и др.). Входной и выходной контроль исследуемых и формируемых в настоящем эксперименте показателей профессиональной надежности сотрудников ОВД проводится на начальном и завершающем этапах работы по программе [Калинников и др. 2017: 2].

Завершение профессиональной психологической подготовки предусматривает итоговый контроль в виде квалификационного зачета. Входной контроль - анкетирование, тестирование, чтение цикла из 4 лекций и проведение 7 практических занятий со слушателями. Выходной контроль - квалификационный зачет.

На первом занятии (4 ч) с целью входного контроля проводится анкетирование и тестирование. Рассмотрение в них норм и требований к профессиональной деятельности сотрудников ОВД позволяет определить такие показатели профессиональной надежности этих сотрудников, как уравновешенность, эмоциональная устойчивость, владение навыками саморегуляции, дисциплинированность, стремление работать в коллективе, целеустремленность, любовь к профессии, чувство долга и др. Анкета включает 24 вопроса, ответы на которые даются в баллах. Значения низких уровней проявления показателей профессиональной надежности оцениваются в 1 балл, высокого - в 5 баллов. Минимальное число баллов - 24, максимальное - 120. Медианное значение -72. Следовательно, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: сумма баллов в 56 и ниже свидетельствует о низком уровне профессиональной надежности сотрудников ОВД; сумма баллов от 57 до 88 показывает средний уровень профессиональной надежности; сумма баллов 89 и более -высокий уровень профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Тестирование на этапе входного контроля проводится с целью выявления степени сформированности показателей профессиональной надежности у сотрудников РФ, учитывающих требования нормативных документов и результаты экспертной оценки.

Для тестирования использованы методики, представленные в Практикуме по дифференциальной психодиагностике под общей редакцией В.А. Бодрова и в работах других авторов [Бодров и др. 2012: 63-85]. Перечень методик для диагностики показателей профессиональной пригодности представлен в табл. 1.

На следующем занятии (2 ч) по теме «Профессиональная надежность сотрудника ОВД» в лекционной форме рассматриваются такие вопросы, как понятие и факторы надежности; обзор исследований профессиональной надежности человека как субъекта труда; показатели профессиональной надежности сотрудника ОВД. Затем следует практическое занятие № 1 (4 ч), направленное на формирование таких показателей профессиональной надежности, как адекватная самооценка, готовность к риску. Вторая лекция рассматривает тему «Психические процессы в структуре личности» и изучает такие вопросы, как понятие психики и ее структура; психические познавательные процессы; эмоционально-волевые процессы. Далее следуют 2 практических занятия, каждое продолжительностью в 4 ч. На практическом занятии № 2 формируются показатели профессиональной надежности на основе развития свойств внимания; способности к прогнозированию ситуаций; логичности мышления; свойств

Таблица 1

Психодиагностические методики определения показателей профессиональной надежности сотрудников ОВД

№ п/п Показатели профессиональной надежности Психодиагностические методики

1 Темперамент Методика «Сила нервной системы» Методика «Уравновешенность нервной системы» Методика «Подвижность нервной системы»

2 Эмоциональная устойчивость Методика определения эмоциональной устойчивости (стабильности) - неустойчивости (нейротизма, тревожности)

3 Уровень самооценки Методика определения уровня самооценки С. Будасси

4 Способность к прогнозированию ситуаций Тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш

5 Свойства внимания: - распределение; - устойчивость и концентрация Методика «Таблицы Шульте»; Методика «Перепутанные линии»

6 Уровень интеллекта Тесты интеллекта Айзенка-Горбова

7 Уровень логического мышления Методика «Логические закономерности» О. Липпмана

8 Уровень памяти Методика «Оперативная память»

9 Уровень развития волевых качеств личности Методика оценки эмоционально-волевых качеств

10 Готовность к риску Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

11 Уровень самоконтроля Методика «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова

12 Умение работать в коллективе Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора

13 Уровень конфликтности Методика «Конфликтная личность» В.М. Пугачева

14 Преобладающая мотивация Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана

15 Направленность личности Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Смекала-Кучера)

памяти. Практическое занятие № 3 посвящено выполнению упражнений, формирующих волевые качества личности сотрудника ОВД.

Третья лекция (2 ч) на тему «Психические свойства, состояния и образования личности» изучает разные вопросы свойств личности. К ним относят темперамент, направленность, характер, способности; понятие психического состояния; знания, умения, навыки и мастерство как квалификационные уровни человеческого капитала.

После 3-й лекции проводятся практические занятия № 4 и № 5, каждое продолжительностью по 4 ч. Практическое занятие № 4 посвящено освоению приемов саморегуляции психоэмоционального состояния. Практическое занятие № 5 посвящено формированию ценностных ориентаций, трудовой мотивации;

выполнению упражнений на осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций. Тема 4-й лекции - «Социально-психологические явления в коллективе» (2 ч). Она изучает такие вопросы, как коллектив как разновидность малой социальной группы; стадии развития и типы взаимоотношений в коллективе; конфликт и способы поведения в конфликтной ситуации.

На практическом занятии № 6 (4 ч) приобретается умение работать в коллективе на основе ролевых игр, решения ситуаций. Практическое занятие № 7 (4 ч) позволяет сотрудникам ОВД овладеть различными стратегиями и тактиками поведения в конфликтной ситуации, приобрести навыки разрешения конфликтов.

Далее следует итоговое 4-часовое занятие в виде квалификационного зачета и выходного контроля - тестирование уровня развития показателей профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Таким образом, в процессе занятий по программе рассматриваются психологические основы понятия «профессиональная надежность» в свете концепции динамической функциональной структуры личности [Копылова, Якушенко 2017]: индивидуально-типологические качества личности сотрудников ОВД, объединенные биологической подструктурой (темперамент, эмоциональная устойчивость); уровень развития психических процессов (подструктура особенностей психических процессов), обеспечивающих необходимый уровень профессиональной надежности сотрудников ОВД (уровень самооценки, способность к прогнозированию ситуаций, свойство внимания, уровень интеллекта, уровень логического мышления, уровень памяти); показатели подструктуры социального опыта (готовность к риску, уровень самоконтроля, умение работать в коллективе, уровень конфликтности и др.); характеристики подструктуры направленности (любовь к профессии, преобладающая мотивация, направленность личности).

Программа достаточно эффективно решает задачу формирования профессиональной надежности сотрудников ОВД. На это направлены практические занятия, включающие упражнения, формирующие отдельные показатели профессиональной надежности специалистов, недостаточный уровень развития которых выявлен при анкетировании и тестировании на этапе входного контроля. Даже если на этапе входного контроля у сотрудника ОВД по отдельным показателям профессиональной надежности выявлен средний или высокий уровни развития, он включается в занятия для закрепления или повышения имеющегося уровня. На практических занятиях выполняются упражнения по саморегуляции психического состояния; развитию способности к распределению, переключению и концентрации внимания; совершенствованию способностей к прогнозированию ситуаций, использованию различных видов памяти, решению логических задач; повышению уровня самооценки, самоконтроля; освоению способов совместной деятельности и конструктивного разрешения конфликтов; формированию трудовой направленности, готовности к риску [Кочерова 2017]. Упражнения объединены по группам показателей, над развитием которых необходимо работать. Так, например, упражнения по развитию способности к прогнозированию ситуаций и логического мышления объединены в общую группу упражнений на развитие качеств мышления. Упражнения на развитие волевых качеств объединены с упражнениями на развитие уровня самоконтроля.

В качестве вывода отметим, что в тренинговой работе с сотрудниками ОВД важны создание атмосферы доверия, психологической безопасности в группе, использование позитивного подкрепления, т.к. это позволяет участникам рас-

крыться и эффективно проработать свои профессиональные знания, умения, навыки и мастерство как квалификационные уровни человеческого капитала, повысить его эффективность.

Список литературы

Бодров В.А., Иванова Е.М., Волошина И.А., Поддубный С.Е., Косачев В.Е., Козлов В.В. 2012. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие. М.: Пер Сэ. 768 с.

Калинников А.С., Иванюк А.М., Клименко А.А., Козловский В.Е. 2017. Типовые тактические действия нарядов патрульно-постовой службы полиции: учебно-практическое пособие. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России. 32 с.

Коблов Ф.Ч. 2016. К вопросу о совершенствовании профессиональной деятельности специальных подразделений органов внутренних дел. - Общество: социология, психология, педагогика. № 6. С. 101-103.

Копылова Н.В., Якушенко А.В. 2017. Профессиография как метод исследования успешности профессиональной деятельности. - Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: материалы международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников. Тверь: ТвГУ. С. 83-85.

Кочерова Л.А. 2017. Задачный подход в повышении квалификации сотрудников ОВД. - Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Ставрополь. С. 308-311.

Осадчук О.Л., Максименко Л.А. 2016. Понятие «надежность» в различных сферах жизнедеятельности человека. Философские и этико-психологические аспекты. — Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 3-1. С. 167-173.

SHULEPIN Mikhail Vladimirovich, postgraduate student at the Sociological Institute — branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218; ira7507@rambler.ru)

ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH ADDITIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Currently there is a constant reform of the Interior Ministry system in the area of optimization of the number of personnel. In carrying out this process, the workload for each employee of the internal affairs bodies (IAB) inevitably increases, and the range of his duties becomes more extensive. In this regard, there is an urgent need to create technological and methodological foundations that contribute to the process of increasing the effectiveness of professional work through additional education for the employees of the Internal Affairs Department of the Russian Federation, which is considered and substantiated in the article.

Keywords: increase of efficiency, additional education, professionalism, technological foundations, methodical foundations, employees of internal affairs bodies of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.