Научная статья на тему 'Образ «я» как адаптивная личностная особенность в экстремальных условиях'

Образ «я» как адаптивная личностная особенность в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОВД / ЛИЧНОСТЬ / ЭГО-СИЛА / АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / LAW ENFORCEMENT BODIES’ EMPLOYMENT / ADAPTABILITY / EXTREME CONDITIONS / IDENTITY / EGO-STRENGTH / ADAPTIVE CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойленко Эдуард Юрьевич

В статье представлены результаты исследования особенностей проявлений «силы Я» и «Эгосилы» при разном уровне адаптивных возможностей молодых сотрудников ОВД. Приводятся результаты исследования показателей адаптивности у 470 сотрудников ОВД мужского пола со стажем работы до одного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойленко Эдуард Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IMAGE AS AN ADAPTIVE PERSONAL FEATURE IN THE EXTREME CONDITIONS

The article discusses peculiarities of the ego-strength manifestation of young police officers with different levels of adaptive abilities. It presents results of the research studying indicators of adaptive abilities of 470 male police officers with a practical experience less than a year.

Текст научной работы на тему «Образ «я» как адаптивная личностная особенность в экстремальных условиях»

УДК 159.922

Самойленко Эдуард Юрьевич

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России [email protected]

ОБРАЗ «Я» КАК АДАПТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Samoylenko Eduard Yuryevich

Postgraduate student of the Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

SELF-IMAGE AS AN ADAPTIVE PERSONAL FEATURE IN THE EXTREME CONDITIONS

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования особенностей проявлений «силы Я» и «Эгосилы» при разном уровне адаптивных возможностей молодых сотрудников ОВД. Приводятся результаты исследования показателей адаптивности у 470 сотрудников ОВД мужского пола со стажем работы до одного года.

Ключевые слова:

адаптивность, экстремальность, сотрудники ОВД, личность, эго-сила, адаптивные возможности.

Summary:

The article discusses peculiarities of the ego-strength manifestation of young police officers with different levels of adaptive abilities. It presents results of the research studying indicators of adaptive abilities of 470 male police officers with a practical experience less than a year.

Keywords:

adaptability, extreme conditions, law enforcement bodies’ employment, identity, ego-strength, adaptive capabilities.

Введение. К «экстремальным» («экстра» - сверх, крайность) относят критические, катастрофические и трудные жизненные ситуации, острые ситуации и чрезвычайные, напряженные ситуации, необычные, экстремальные условия или факторы. Экстремальность - это родовое, общее понятие для перечисленных классов ситуаций. Наиболее существенные характеристики экстремальных ситуаций - внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания со стороны человека. Однако человек может выполнять деятельность весьма успешно благодаря особенностям своей личности.

Экстремальная ситуация представляет собой результат активного взаимодействия человека со средой и характеризуется рядом параметров: объективной угрозой здоровью и ведущим профессиональным ценностям; внезапностью наступления; необходимостью резкого выхода за пределы нормы действий; близостью предельных возможностей организма; необходимостью действий по преодолению ограничений.

Экстремальная ситуация в профессиональной деятельности имеет не только ограничивающую (лимитирующую), травмирующую человека сторону, но и позитивную, состоящую в преодолении физических, биологических, психологических и социальных ограничений и выражается в расширении своих ресурсов и пределов самореализации, возможности личностного и профессионального развития, то есть самоактуализации. Психологический смысл экстремального принципа поведения в том, что для успешной деятельности человеку необходимо превосходить других в степени адаптированности к экстремальным условиям среды, опыта и сформированности необходимых умений преодоления различных экстремальных ситуаций.

Различие в поведении людей в экстриме в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервнопсихической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях. Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем выше устойчивость протекания психических процессов и тем выше вероятность сохранения адекватности поведения.

Понятие стресса первоначально возникло для обозначения неспецифической генерализированной реакции организма - «общего адаптационного синдрома» - в ответ на любое неблагоприятное воздействие и позднее стало использоваться для характеристики особенностей состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях [1]. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта.

Очевидно, что стадии стресса имеют психологическое содержание, к которому относятся:

1) стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна [2].

В связи с вышеизложенным представляет интерес проблема особенностей проявлений «силы Я» и «Эго-силы» при разном уровне адаптивных возможностей молодых сотрудников ОВД.

Методика. В исследовании показатели адаптивности измерялись у 470 сотрудников ОВД мужского пола со стажем работы до одного года по методике МЛО А. Маклакова и С. Чермянина в сочетании с другими опросниками.

Результаты. Согласно полученным данным, по критериям авторов методики МЛО высокий уровень адаптивности обнаружен у 21 %, средний - у 37 % и низкий - у 42 % сотрудников.

Сотрудники группы высокого уровня адаптивности отличаются от сотрудников как со средним, так и низким уровнем адаптивности существенно лучшими показателями силы «Я», социальной смелости, уверенности в себе, самоконтроля и гипертимности на фоне сниженных психастеничности и склонности к депрессии и суициду.

Дополнительные отличия только полярных групп - с высокой и низкой адаптивностью - состоят в показателях доминантности и диссимуляции (сокрытие болезненных признаков), которые выше у лиц с высокой адаптивностью.

По шкалам НПН-А показатели истерии, психопатии и паранойи не выходят за пределы среднего диапазона диагностических шкал, однако они закономерно достоверно более выражены у лиц с низким уровнем адаптивности, по сравнению как с высоким, так и средним ее уровнем.

По данным патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) показатели астеничности, психастеничности, алкозависимости, склонности к депрессии и суициду выражены сильнее у сотрудников с низким уровнем адаптивности, что указывает на наличие в структуре личности пограничного состояния невротизации, что априори затрудняет адаптацию.

По шкалам НПН-А у лиц с низким уровнем адаптивности показатели нервно-психической напряженности, психастении и шизотимии превышают средние значения диагностической шкалы. Это означает, что для них характерны низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, дисциплинарных и моральных норм поведении, недостаточная социальная зрелость, склонность к неадекватности самооценки и реального восприятия действительности. Склонность к неожиданным умозаключениям, часто не совпадающими с выводами и суждениями окружающих, эмоциональная холодность, непонимание товарищей; отчужденность, замкнутость. Характерна высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в экстремальных условиях при дефиците времени и информации. Повышенная ранимость, требовательность в выполнении формальностей, трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.

Внутрисистемная структура адаптивности имеет общее и особенное при разном ее уровне. В частности, при максимально возможных 10 коэффициентах корреляции в группе лиц с высоким уровнем адаптивности их 6, средним уровнем - 5, а в группе с низким уровнем адаптивности - все 10, что в последнем случае указывает на меньшую надежность адаптивной системы.

Общим для групп высокого и среднего уровня адаптивности оказалось отсутствие взаимосвязи показателей моральной нормативности и коммуникативного потенциала с суицидным риском и между собой. В этом — особенность по сравнению с группой низкого уровня адаптивности.

Что касается роли показателей адаптивности в связи с эго-силой («силой Я»), то при высоком уровне адаптивности эго-сила коррелирует с показателями адаптивных способностей (г=0,з42), нервнопсихической устойчивости (г=0,370) и отсутствием суицидного риска (г=0,208). При среднем уровне адаптивности эго-сила взаимосвязана с адаптивными способностями (г=0,176) и нервно-психической устойчивостью (г=0,267). В случае же низкого уровня адаптивности показатель эго-силы коррелирует со всеми пятью признаками адаптивности (р<0,05-р<0,01).

Показатель супер-эго («сверх-Я») при высоком уровне адаптивности взаимосвязан с моральной нормативностью (г=0,240), при среднем уровне - с моральной нормативностью (г=0,248) и адаптивными способностями (г=0,259), а при низком уровне адаптивности - снова со всеми пятью показателями (р<0,05-р<0,01).

Согласно теории надежности, система тем более надежна, чем более независимы, автономны ее компоненты [3, с. 400-410]. В этом случае есть запас ресурсов и преобладает первая стратегия адаптации - гибкости и мобилизации Тенденция к такой стратегии прослеживается в группах сотрудников с высоким и средним уровнями адаптивности.

Установленная в группе с низким уровнем адаптивности множественная внутрисистемная корреляция ее показателей и с ними силы «Я» и «сверх-Я» указывает на низкую надежность адаптивной системы и тенденцию ко второй стратегии адаптации - компенсации и угадывания (при дефиците ресурсов).

Надежность деятельности - способность к сохранению (или повышению) результата в ответственных и трудных условиях - прямо зависит от психической работоспособности. Работоспособность характеризуется поддержанием на необходимом для данной деятельности уровня эмоциональной устойчивости и познавательных процессов, а адаптивный эффект этих функций обусловлен определенным сочетанием свойств нервной системы. Иными словами, психическая работоспособность есть устойчивость необходимого уровня протекания психических процессов и состояний в заданный отрезок времени. Психическая же надежность есть вероятность проявления данной способности, то есть возможность сохранения высокой эффективности психической деятельности (устойчивости к обычно неосознаваемым воздействиям).

Далее мы проанализировали характер корреляций основных диагностируемых признаков образа «Я» - «Эго-силы» и «Супер-Эго» (факторов «С» и «О» из 16-факторного теста Кеттелла) с другими исследуемыми качествами личности в зависимости от уровня адаптивности. Согласно полученным данным, общей особенностью, вне зависимости от уровня адаптивности, является взаимосвязь «силы Я» с показа-

телями смелости, уверенности в себе, конформизма, самоконтроля, а также с отсутствием склонности к фрустрации и депрессии. У показателя «Сверх-Я» единая связь только с показателем социальной смелости. Иными словами, это трансцендентные, сквозные детерминанты адаптивных возможностей.

Помимо общего есть и единственное особенное для каждого уровня адаптивности. Отличительной особенностью высокого уровня адаптивности является наличие доминантности, скрытности и демонстративности. Средний уровень адаптивности отличает мечтательность, дипломатичность и астеничность при отсутствии склонности к скрытности и алкозависимости. Особенностью низкого уровня адаптивности является гипертимность, неустойчивость и сниженная астеничность.

Объединив оба признака образа «Я» (силу «Я» и «сверх-Я»), можно составить экспериментально обоснованный обобщенный психологический портрет личностных качеств при разном уровне адаптивности.

Для лиц с высоким уровнем адаптивности характерны выраженные: интеллектуальность, доминантность, смелость, доверчивость, уверенность в себе, конформизм, самоконтроль, расслабленность, скрытность, демонстративность, но сниженные: нервно-психическая напряженность и интегральная агрессивность и практически отсутствие патохарактерологических черт. Контроль за агрессивностью служит негативным (осуждающим) регулятором образа «Я».

В случае среднего уровня адаптивности типичны выраженные: циклотимность, интеллектуальность, смелость, доверчивость, уверенность в себе, конформизм, самоконтроль, расслабленность, астеничность, правдивость, сдержанность, реалистичность, дипломатичность, мечтательность, консерватизм, но сниженные: интегральная враждебность, склонность к алкозависимости, депрессии, суициду и делинквентному поведению, а также патохарактерологические черты.

Для лиц с низким уровнем адаптивности характерны циклотимность, интеллектуальность, сдержанность, смелость, реалистичность, уверенность в себе, консерватизм, конформизм, самоконтроль, гипертимность и неустойчивость; но сниженные: астеничность, делинквентность, депрессивность, суицидальность, нервно-психическая напряженность, интегральная враждебность, а также патохарактерологические черты.

Осуждающие оценочные представления о себе при среднем и низком уровне адаптивности связаны с показателями враждебности, истероидности, эпилетпоидности, паранойяльности, психастеничности, психопа-тичности, склонности к депрессии, суициду и делинквентному поведению.

С точки зрения проблемы роли доминирующего личностного инстинкта [4] в адаптивности, мы проанализировали характер соответствующих корреляций в зависимости от уровня адаптивности. Оказалось, что из семи типов личностной доминанты в случае высокого уровня адаптивности ни один не связан с её показателями. При среднем уровне адаптивности инстинкт доминанты отрицательно коррелирует с адаптивными способностями (r=—0,190) и нервно-психической устойчивостью (r=—0,307). При низком уровне адаптивности только показатель дигнитофильности (сохранение достоинства) положительно взаимосвязан с моральной нормативностью (r=0,158). Это еще одно подтверждение того, что структура образа «Я» у лиц с высоким уровнем адаптивности более устойчива за счет меньшего числа внутренних взаимосвязей. Иными словами, чем больше автономность структурных компонентов образа «Я», тем более надежна вся система.

Резюме. Компоненты системы адаптации включают в себя: 1) когнитивный (определяет развитие эмоциональной напряженности), 2) мотивационно-волевой (или эмоциональный), 3) активационный. «Образ Я», будучи аффективной самооценкой представления человека об индивидуальном и групповом эталонах психически здоровой и социально зрелой личности, включает конкретные свойства и типы, принимая их или осуждая. Вне зависимости от уровня адаптивности образ «Я» сотрудников ОВД включает интеллектуальность, смелость, доверчивость, самоконтроль, уверенность в себе и конформизм. У сотрудников с высоким уровнем адаптивности

Если представить образ «Я» в виде модели обыкновенного яйца, то его скорлупа является каркасом, которым служит характер человека. Содержание белка - динамические характеристики, то есть, свойства личности, а желтка - устойчивое к любым воздействиям (кроме полного разрушения) некое личностное образование - тип доминирующего инстинкта и конституциональная типология личности как база силы и скорости адаптивности.

Ссылки:

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2004.

2. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М., 1990.

3. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избр. труды. М., 2006.

4. Гарбузов В.И. Социально-психологический климат в служебных коллективах: метод. пособие. М., 2001.

References (transliterated):

1. Sel'e G. Stress bez distressa. M., 2004.

2. Rutman E.M. Nado li ubegat' ot stressa? M., 1990.

3. Lomov B.F. Psikhicheskaya regulyatsiya deyatel'nosti: izbr. trudy. M., 2006.

4. Garbuzov V.l. Sotsial'no-psikhologicheskiy klimat v sluzhebnykh kollektivakh: manual. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.