Научная статья на тему 'Некоторые аспекты сплоченности физкультурно-спортивного актива школы'

Некоторые аспекты сплоченности физкультурно-спортивного актива школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ АКТИВ ШКОЛЫ / СПЛОЧЕННОСТЬ АКТИВА / ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ / A SPORTS ACTIVE OF SCHOOL / SOLIDARITY OF AN ACTIVE / RESEARCH OF GROUP SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Карамышева Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты сплоченности физкультурного актива школы. Дано определение сплоченности. Для оценки сплоченности использован индекс групповой сплоченности Сишора. Подведены итоги исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филиппов Сергей Сергеевич, Карамышева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOLIDARITY OF THE SPORTS ACTIVE OF A SCHOOL

In this article are examined some aspects of solidarity of sport activists of the school, is given the definition of solidarity, for the estimation of solidarity was used index of Sichor's solidarity of the group, are given results of the research.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты сплоченности физкультурно-спортивного актива школы»

рование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : материалы конференции. - М., 1999. - С. 23 - 27.

4. Николаев, А.А. Электростимуляция в спорте : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1999. - 74 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СПЛОЧЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО АКТИВА ШКОЛЫ

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Карамышева, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты сплоченности физкультурного актива школы. Дано определение сплоченности. Для оценки сплоченности использован индекс групповой сплоченности Сишора. Подведены итоги исследования.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный актив школы; сплоченность актива; исследование групповой сплоченности.

SOME ASPECTS OF SOLIDARITY OF THE SPORTS ACTIVE OF A SCHOOL

Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Tatyana Nikolaevna Karamysheva, the competitor,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg,

Abstract

In this article are examined some aspects of solidarity of sport activists of the school, is given the definition of solidarity, for the estimation of solidarity was used index of Sichor’s solidarity of the group, are given results of the research.

Keywords: a sports active of school; solidarity of an active; research of group solidarity.

Принадлежность к какому-либо формальному или неформальному объединению характерно для современной молодежи. Одним из таких объединений является спортивный коллектив школы, способствующий развитию массовой физкультурноспортивной деятельности, включенности школьников в эту деятельность и освоение ими социального опыта.

Важным фактором успешной работы школьного физкультурного актива в рамках спортивного коллектива является сплоченность школьников. Сплоченность коллектива как социально-психологическая категория характеризуется упорядоченностью, согласованностью и устойчивостью внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы [4].

Для спортивной науки и практики определенный интерес представляет изучение сплоченности спортивного коллектива школы. Одним из важных показателей эффективной деятельности спортивного коллектива является мнение его членов, насколько он привлекателен для каждого спортсмена школы.

Среди методик оценки привлекательности группы для ее членов был выбран индекс групповой сплоченности Сишора, который был адаптирован учеными СПбНИИФК для исследования спортивных коллективов [5]. Для анализа деятельности спортивного актива школ в текст шкалы были внесены соответствующие дополнения (табл. 1).

Таблица 1

АНКЕТА

Вопрос | балл

1. Как ты оценил (а) бы свою принадлежность к спортивному коллективу школы:

а) чувствую себя членом спортивного коллектива 5

б) участвую в большинстве видов деятельности коллектива 4

в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других 3

г) не чувствую себя членом коллектива 2

д) не знаю, затрудняюсь ответить 1

2. Перешел (а) бы ты в другой спортивный коллектив, если бы представилась такая возможность:

а) да, очень хотел бы перейти в другой спортивный коллектив 1

б) скорее всего перешел бы, чем остался 2

в) не вижу никакой разницы 3

г) скорее всего остался бы в своем коллективе 4

д) очень хотел бы остаться в своем коллективе 5

е) не знаю, трудно сказать 1

3. Каковы взаимоотношения между школьниками в вашем спортивном коллективе:

3а. При проведении спортивных соревнований:

а) лучше, чем в другой школе 3

б) примерно такие же, как и в большинстве школ 2

в) хуже, чем в любой школе 1

г) не знаю 1

3б. Вне проведения спортивных соревнований:

а) лучше, чем в другой школе 3

б) примерно такие же, как и в большинстве школ 2

в) хуже, чем в любой школе 1

г) не знаю 1

4. Каковы взаимоотношения школьников с учителем физической культуры, тренером спортивной секции:

а) лучше, чем в другой школе 3

б) примерно такие же, как и в большинстве школ 2

в) хуже, чем в любой школе 1

г) не знаю 1

5. Каково отношение к спортивным делам в школе:

а) лучше, чем в другой школе 3

б) примерно такие же, как и в большинстве школ 2

в) хуже, чем в любой школе 1

г) не знаю 1

В таблице 2 приведены обработанные материалы опроса 18 человек - членов физкультурно-спортивного актива школы № 41 г. Вологды. Итоговый показатель был получен суммированием отдельных оценок шкалы. Этот показатель может находиться в диапазоне от 6 (очень неблагоприятная оценка спортивного коллектива) до 22 баллов (очень высокая оценка привлекательности коллектива).

Анализ итоговых показателей по индексу групповой сплоченности спортивного коллектива школы показал, что два участника опроса имеют минимальные оценки (6 и 8, соответственно), то есть для них условия в спортивной коллективе школы являются крайне неблагоприятными. Два других участника опроса набрали максимальное число баллов, по 22 каждый, то есть привлекательность деятельности в коллективе для них максимально высокая. Остальные участники опроса набрали от 12 до 21 балла, что свидетельствует о довольно высокой привлекательности сотрудничества для них в спортивном коллективе.

Для выяснения некоторых проблемных аспектов в спортивном коллективе школы рассмотрим более подробно распределение по каждому вопросу шкалы, системати-

зированные и суммарные ответы на которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Количество выборов, сделанных респондентами по шкале групповой сплоченно______________________________________сти (%)_____________________________________

Баллы № вопроса

1 2 3-а 3-б 4 5

1 5,6 27,8 22,2 11,1 16,7 16,7

2 - - 33,3 33,3 27,8 33,3

3 38,9 - 44,4 55,6 55,6 50,0

4 16,7 44,4 - - - -

5 38,9 27,8 - - - -

При анализе ответа на первый вопрос «Как ты оценил (а) бы свою принадлежность к спортивному коллективу школы» выявлено, что опрошенные школьники в целом высоко оценивают свою принадлежность к спортивному коллективу школы (табл. 2).

Следует заметить, что в молодежной среде высока социальная мобильность. Она связана с целым рядом психологических и социально-психологических факторов, характерных для этой возрастной группы. Поэтому молодые люди довольно часто меняют различные объединения, молодежные группы и т.д. В связи с этим в анкету был включен вопрос об отношении школьников к своему спортивному коллективу.

Ответы на второй вопрос «Перешел (а) бы ты в другой спортивный коллектив, если бы представилась такая возможность» показали, что большинство учащихся, принявших участие в опросе, остались бы в своем коллективе (табл. 2).

В спортивной педагогике соревнования по виду спорта рассматриваются как важное коллективное дело, имеющее значительный воспитательный потенциал. Успех проведения спортивного соревнования во многом зависит от четкого планирования, хорошей организации, от сплоченности актива во время его подготовки и проведения. Этим обстоятельством вызвано включение в анкету следующего вопроса.

Анализ ответов на третий вопрос показал уровень взаимоотношений между школьниками в спортивном коллективе. При наличии спортивного актива при проведении спортивных соревнований, по оценке респондентов, взаимоотношения между школьниками лучше, чем в другой школе.

Следующий вопрос касался взаимоотношения школьников с учителем физической культуры, с тренером спортивной секции. Как видно из таблицы 2, 55,6% опрошенных школьников считают, что эти взаимоотношения лучше, чем в другой школе, а 27,8% оценили их примерно такими же, как и в большинстве школ. 16,7% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

И, наконец, в последнем вопросе респонденты высказали свое мнение, оценив, каково отношение к спортивным делам в школе. Согласно результатам, приведенным в табл. 2, ровно половина опрошенных школьников считает, что оно лучше, чем в другой школе. Треть респондентов оценила это отношение примерно таким же, как в большинстве школ. 16,7% опрошенных школьников не определили своего отношения в данном вопросе.

В таблице 3 приведены статистические параметры проведенного исследования.

Таблица 3

Статистические параметры проведенного исследования__________________

Статистические параметры № вопроса

1 2 3-а 3-б 4 5

М 3,83 3,44 2,22 2,44 2,38 2,33

а 1,09 1,09 0,55 0,55 0,55 0,55

т 0,26 0,26 0,13 0,13 0,13 ±0,13

В заключение следует отметить, что физкультурно-спортивный актив школы

является достаточно сплоченным для решения задач в сфере школьного спорта. Большая часть школьников высоко оценивают свою принадлежность к школьному спортивному коллективу. На высоком уровне находятся взаимоотношения между школьниками как в процессе спортивных мероприятий, так и вне них. Все это создает положительную основу для развития спортивного коллектива школы. Вместе с тем, исследование показало, что ряд школьников не по всем вопросам совместной деятельности определили свою позицию, что требует, в первую очередь, от учителя физической культуры, детского тренера усиления воспитательной, разъяснительной работы с такими школьниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социология молодежи : учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 460 с.

2. Педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М. : Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. - 607 с. : ил.

3. Гончаров, В.Д. Введение в социологию физической культуры / В.Д. Гончаров, В. А. Голов. - Сыктывкар : [б.и.], 1998. - 151 с.

4. Коллектив. Личность. Общение : словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987. - 144 с.

5. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

6. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.

7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ащмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛЯЖНЫМ ВОЛЕЙБОЛОМ

НА ОРГАНИЗМ МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В САНАТОРНОКУРОРТНЫХ УСЛОВИЯХ

Ирина Николаевна Ярыш, старший преподаватель,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (СГУТиКД),

Сочи

Аннотация

Рассматриваются особенности, оказывающие существенное влияние на эффективность занятий пляжным волейболом мужчин зрелого возраста. В ходе эксперимента было установлено, что оздоровительный и реабилитационный эффект в значительной мере зависит от количества игроков на площадке и продолжительности игры. Изменяя эти параметры, можно оказывать различное воздействие на организм человека.

Ключевые слова: пляжный волейбол, мужчины зрелого возраста, рекреационные занятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INFLUENCE OF THE RECREATIVE BEACH VOLLEYBALL TRAINING ON

MATURE AGED MEN ORGANISM IN SANATORIUM CONDITIONS Irina Nikolaevna Yarysh, the senior teacher,

Sochi State University for tourism and recreation,

Sochi

Abstract

We have examined special features which influence greatly on the efficiency of beach volleyball training of mature aged men. During the experiment was ascertained that the health-improvement and rehabilitative effect greatly depends on the quantity of players on the sports ground and the duration of the game. By changing these factors we may influence in different ways on the human organism.

Keywords: beach volleyball, men of mature age, recreational employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.