Научная статья на тему 'Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов'

Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
500
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВОЛЕЙБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИЯ / ИСКУССТВЕННАЯ АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЦ / STUDENTS / VOLLEYBALL / PHYSICAL TRAINING / ACTIVIZATION / POWER-SPEED ABILITIES / ELECTRO STIMULATION / ARTIFICIAL MUSCLE ACTIVIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоров Роман Владимирович

В работе показана возможность использования нетрадиционных средств и методов тренировки студентов-волейболистов для интенсификации процесса подготовки. Проведенные исследования направлены на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств волейболистов на основе воздействия искусственной активизации мышц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоров Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGHN OF METHODOLOGY, DIRECTED TO INTENSIVE POWER-SPEED ABILITIES' DEVELOPMENT OF STUDENTS VOLLEYBALL PLAYERS

In the given report the opportunity of usage of non-traditional volleyball players training means and methods for preparations process intensification are described. The research was aimed to intensive development of volleyball players power-speed abilities under an influence of artificial muscle activization.

Текст научной работы на тему «Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов»

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Роман Владимирович Федоров, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)

Аннотация

В работе показана возможность использования нетрадиционных средств и методов тренировки студентов-волейболистов для интенсификации процесса подготовки. Проведенные исследования направлены на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств волейболистов на основе воздействия искусственной активизации мышц.

Ключевые слова: студенты, волейбол, физическая подготовка, скоростно-силовые качества, интенсификация, электростимуляция, искусственная активизация мышц.

DESIGHN OF METHODOLOGY, DIRECTED TO INTENSIVE POWER-SPEED ABILITIES’ DEVELOPMENT OF STUDENTS - VOLLEYBALL PLAYERS

Roman Vladimirovich Federov, the senior teacher,

Blagoveshchensk state teachers’ training university

Abstract

In the given report the opportunity of usage of non-traditional volleyball players training means and methods for preparations process intensification are described. The research was aimed to intensive development of volleyball players power-speed abilities under an influence of artificial muscle activi-zation.

Keywords: students, volleyball, physical training, activization, power-speed abilities, electro stimulation, artificial muscle activization.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития волейбола требует поиска нетрадиционных средств и методов тренировки, позволяющих значительно интенсифицировать процесс подготовки спортсменов на различных этапах становления мастерства. В связи с этим необходимо создать эффективную развивающую среду для совершенствования и организации спортивной тренировки волейболистов [2, 3].

Цель исследования заключалась в повышении уровня физической подготовленности волейболистов.

Предполагалось, что использование разработанной методики, основанной на применении оригинальных упражнений с электростимуляцией, позволит улучшить скоростно-силовую подготовленность студентов-волейболистов.

Задача исследования: разработать содержание методики интенсивного развития скоростно-силовых качеств волейболистов.

С целью поиска и определения наиболее эффективных средств воздействий, основанных на использовании упражнений в различных условиях, был проведен ряд экспериментальных исследований.

МЕТОДИКА

Исследования проводились в период с 2005 по 2007 гг. на базе Благовещенского государственного педагогического университета в три этапа.

На первом этапе (2005 г.) нами был проведен анализ научной и методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы, конкретизации основных положений работы и выбора оптимальных средств и методов организации и проведения предварительных исследований.

На втором этапе (2006-2007 гг.) проводился ряд предварительных экспериментов с включением двух равнозначных групп, по 10 человек в каждой, исходные показатели физической и технической подготовленности в группах не имели существен-

ных различий. Для исследования изменений характеристик движений были использованы: аппарат для электростимуляции «Миоритм 040», тренажерно-исследовательский стенд «Прыжок», а также тесты по физической и технической подготовленности волейболистов. Проводились исследования биомеханических показателей прыжка вверх, выполняемого спортсменами в различных условиях.

В первом предварительном эксперименте (15 дней) изучалось влияние упражнений, выполняемых волейболистами с отягощениями.

Во втором предварительном эксперименте (30 дней) изучалось влияние электростимуляции на изменение физической и технической подготовленности волейболистов. В первой группе дополнительные воздействия не применялись, во второй группе при выполнении спортсменами скоростно-силовых упражнений осуществлялась искусственная активизация мышц, несущих основную нагрузку.

В третьем предварительном эксперименте (45 дней) изучалось совместное влияние упражнений с отягощениями и электростимуляции на изменение физической и технической подготовленности. В первой группе занятия проводились с использованием отягощений, во второй группе применялись упражнения с отягощениями совместно с электростимуляцией мышц.

На заключительном этапе исследования осуществлялись завершение всех видов экспериментальной работы и связанный с ними анализ результатов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения экспериментальных исследований и выбора оптимального сочетания средств и методов, способствующих эффективному развитию скоростносиловых способностей, нами на примере одного из волейболистов были рассмотрены биомеханические показатели прыжка вверх с использованием различных воздействий. Основными биомеханическими показателями, характеризующими скоростно-силовые способности, являются: максимальная сила, взрывная сила, импульс силы, скорость в момент отталкивания.

Волейболист выполнял четыре прыжка на тензометрической платформе: первый прыжок выполнялся в обычных условиях, второй - с использованием утяжеленного пояса (вес пояса - 5 кг), третий - с использованием электростимуляции, четвертый - с одновременным использованием утяжеленного пояса (вес пояса - 5 кг) и электростимуляции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В первом предварительном эксперименте изучалось влияние упражнений, выполняемых волейболистами с отягощениями. Исследование продолжалось 15 дней, тренировки скоростно-силовой направленности проводились 3 раза в неделю.

В результате проведенного исследования выявлены положительные изменения в показателях физической подготовленности второй группы: прирост в прыжке вверх составил 9,6%; в выпрыгивании вверх после прыжка в глубину - 9,0%; в быстроте прыжков - 8,7%; в беге на 6 м - 7,4% (Р<0,05). Результаты первой группы достоверно не улучшились. Анализ динамограммы прыжка вверх во второй группе выявил достоверные изменения максимальной силы на 13,5% и взрывной силы на 17,5%, в первой группе изменения несущественны и недостоверны. Результаты технической подготовленности не имели достоверных различий в обеих группах.

Целью второго экспериментального исследования (30 дней) было изучение влияния искусственной активизации мышц на изменение физической и технической подготовленности волейболистов, а также изучались срочные и отставленные тренировочные эффекты «последействия».

В первой группе дополнительные воздействия не применялись, во второй группе при выполнении спортсменом скоростно-силовых упражнений осуществлялась искусственная активизация мышц, несущих основную нагрузку. Дополнительная искус-

ственная активизация четырехглавых мышц бедер осуществлялась 2 раза в неделю, по 20 минут в стимулирующем режиме.

Исследование характеристик прыжка проводилось в условиях учебнотренажерного стенда «Прыжок». Волейболисты обеих групп выполняли прыжок вверх на тензоплатформе после первого занятия, через три занятия и в конце эксперимента. Исходно высота прыжка в первой группе была 49,2 см, во второй группе - 49,1 см. Первый прыжок выполнялся после первого тренировочного занятия скоростносиловой направленности, улучшение показателя во второй группе составило 2,9% (50 см), в первой группе этот показатель не изменился. Высота первого прыжка во второй группе характеризовала срочный следовый эффект после стимуляции мышц. Через три занятия высота прыжка первой группы улучшилась на 1,7%, а во второй группе - на 9,1% (51,7 см). Третий прыжок выполнялся в конце экспериментального исследования, прирост показателя составил в первой группе 3,5% (50 см), во второй группе - 19,6% (54,8 см); результат изменения прыжка во второй группе свидетельствует о наличии ярко выраженного эффекта «последействия», связанного с применением электростимуляции. Искусственная активизация мышц в виде динамической электростимуляции прямых мышц бёдер позволила значительно увеличить высоту прыжка.

В биомеханических показателях второй группы наблюдаются положительные достоверные изменения: скорость вылета увеличилась на 24,0%. В первой группе этот показатель значительных изменений не претерпел. При этом между первой и второй группами различия в скорости в момент отталкивания составили 31,5% при Р<0,01. Максимальная сила прыжка в первой и второй группах значительно различалась. Изменения в первой группе были несущественны и недостоверны. Во второй группе максимальная сила достоверно возросла, по сравнению с исходными данными, на 26,4%. В процессе эксперимента импульс силы претерпел следующие изменения: в первой группе данный показатель не увеличился, во второй группе прирост этого показателя составил 22,7% (Р<0,01). Показатели взрывной силы в первой группе изменились на 6,8%, а во второй группе - на 53,1%, разница в показателе между группами составила 40,6% (Р<0,01).

Данные физической подготовленности в исследуемых группах претерпели следующие изменения: в первой группе наблюдается незначительный рост показателей, а во второй - достоверное увеличение по всем показателям. Так, в прыжке вверх показатель улучшился на 18,2%, в высоте выпрыгивания вверх после прыжка в глубину - на 22,0%; в выпрыгивании с одного шага - на 17,9%, в быстроте прыжков - на 23,1%, в беге на 10 м и 6 м - на 9% и 19,7%. В первой группе - 4,2%; 6,0%; 5,4%; 6,8%; 2,9% и 2,2%, соответственно.

Анализ результатов технической подготовленности выявил, что в первой группе за исследуемый период достоверно улучшилась эффективность второй передачи - на 5,4%, подач - на 5,9%, а эффективность нападающих ударов - на 3,7%. Время защитных перемещений сократилось - на 2,4%, комбинированного упражнения - на 2,3%, при достоверности различий равном 95%. Во второй группе улучшилось время защитных перемещений - на 12,2%, комбинированного упражнения - на 9,2%, наблюдается ухудшение показателей: второй передачи - на 1,6%, подач - на 1,1%, нападающих ударов - на 2,0%. Снижение результатов технической подготовленности объясняется нарушением координации, выражающейся в частичной рассогласованности техники движений. Прирост в силовых показателях вызывает у волейболистов изменение привычных для них нервно-мышечных ощущений.

Таким образом, использование дополнительной искусственной активизации мышц даёт значительное преимущество при направленной тренировке мышц. Дополнительная искусственная активизация мышц, вызывая глубокие мышечные сокращения, укрепляет мышцы. Кроме того, частоту и силу воздействия можно варьировать в зависимости от поставленной задачи и группы мышц, подвергаемых воздействию [1, 4]. При этом важно отметить, что дополнительная искусственная активизация мышц в

форме динамической электростимуляции даёт возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.

Следующий этап исследования представлен взаимосвязанным комплексом упражнений, которые позволят реализовать имеющийся потенциал в соревнованиях. Все разработанные средства, методические приемы, условия среды, методы имеют различную преимущественную направленность воздействия на двигательную деятельность спортсменов.

Сравнительный анализ межгрупповых результатов позволил выявить достоверные различия в показателях физической подготовленности в пользу второй группы: время пробегания 10 м и 6 м сократилось на 11% и 20,6%, в прыжке вверх прирост в показателе составил 19,8%, в выпрыгивании вверх после прыжка в глубину - 21,9%, в выпрыгивании вверх с одного шага - 23,3%, быстрота прыжков улучшилась на 24,7%, скорость защитных перемещений и комбинированного упражнения возросла на 14,2% и 11,8% (Р<0,05).

В первой группе результаты претерпели незначительные достоверные изменения: в беге на 20 м - 3,1%, в беге на 10 м - 3,9%, в прыжке вверх - 8,8%, в выпрыгивании вверх после прыжка в глубину - 6,4%, в выпрыгивании вверх с одного шага -6,7%, в быстроте прыжков - на 7,2%, в защитных перемещениях - на 4,5%, в комбинированном упражнении - на 3,1%.

Динамография прыжка вверх показала следующие достоверные изменения в первой и второй группах. Скорость в момент отталкивания во второй группе увеличилась на 25,6%, в первой группе этот показатель изменился на 5,6%. Изменения этого показателя положительно отразились на высоте прыжка. В первой группе за время эксперимента прирост составил 11,7%, а во второй - 37% (Р<0,01).

Максимальная сила прыжка в первой и во второй группах значительно различались. Различия в этом показателе между первой и второй группами составило 17,7% (Р<0,01). В процессе эксперимента импульс силы изменился: в первой группе показатель не увеличился, во второй группе прирост этого показателя составил 31,2% (Р<0,01). Показатели взрывной силы изменились в обеих группах, разница между группами составила 38,1% (Р<0,01).

Проведенные исследования, направленные на интенсивное развитие скоростносиловых качеств, показали, что использование эффективных средств позволило спортсменам второй группы выйти на более высокий уровень физической подготовленности.

В результатах технической подготовленности наблюдаются несущественные достоверные изменения в обеих группах. Во второй группе это связано с приростом скоростно-силового потенциала. Наблюдавшиеся нарушения координации не носят запредельный характер и легко устраняются средствами технико-тактической подготовки.

ВЫВОДЫ

Результаты исследований позволили определить содержание методики интенсивного развития скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов с использованием оригинальных средств активизации мышц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Витензон, А. С. Искусственная коррекция движений посредством электростимуляции мышц как метод перестройки стереотипа ходьбы /А. С. Витензон // Протезирование и протезостроение. - М. : ЦНИИПП, 1987. - Вып. 77. - С. 65 - 75.

2. Доронин, А.М. Скоростно-силовая подготовка спортсменов с использованием машины управляющего воздействия : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Доронин А.М. - М., 1992. - 19 с.

3. Дышко, Б. А. Автоматизированный динамометрический комплекс для оценки специальной физической подготовленности спортсменов / Б.А. Дышко // Модели-

рование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : материалы конференции. - М., 1999. - С. 23 - 27.

4. Николаев, А.А. Электростимуляция в спорте : учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1999. - 74 с.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СПЛОЧЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО АКТИВА ШКОЛЫ

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Карамышева, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты сплоченности физкультурного актива школы. Дано определение сплоченности. Для оценки сплоченности использован индекс групповой сплоченности Сишора. Подведены итоги исследования.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный актив школы; сплоченность актива; исследование групповой сплоченности.

SOME ASPECTS OF SOLIDARITY OF THE SPORTS ACTIVE OF A SCHOOL

Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Tatyana Nikolaevna Karamysheva, the competitor,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St. Petersburg,

Abstract

In this article are examined some aspects of solidarity of sport activists of the school, is given the definition of solidarity, for the estimation of solidarity was used index of Sichor’s solidarity of the group, are given results of the research.

Keywords: a sports active of school; solidarity of an active; research of group solidarity.

Принадлежность к какому-либо формальному или неформальному объединению характерно для современной молодежи. Одним из таких объединений является спортивный коллектив школы, способствующий развитию массовой физкультурноспортивной деятельности, включенности школьников в эту деятельность и освоение ими социального опыта.

Важным фактором успешной работы школьного физкультурного актива в рамках спортивного коллектива является сплоченность школьников. Сплоченность коллектива как социально-психологическая категория характеризуется упорядоченностью, согласованностью и устойчивостью внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы [4].

Для спортивной науки и практики определенный интерес представляет изучение сплоченности спортивного коллектива школы. Одним из важных показателей эффективной деятельности спортивного коллектива является мнение его членов, насколько он привлекателен для каждого спортсмена школы.

Среди методик оценки привлекательности группы для ее членов был выбран индекс групповой сплоченности Сишора, который был адаптирован учеными СПбНИИФК для исследования спортивных коллективов [5]. Для анализа деятельности спортивного актива школ в текст шкалы были внесены соответствующие дополнения (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.