Научная статья на тему 'Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов'

Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / CIVIC CONSCIOUSNESS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина Т. С.

В статье рассматривается гражданское самосознание, как важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, состоящая из компонентов, формирующих основу социально ценных качеств личности, которые интенсивно развиваются во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CIVIL CONSCIOUSNESS IN THE COURSE OF NONLEARNING ACTIVITY STUDENTS

The article deals with civic consciousness, as an important part of public consciousness and public opinion, which consists of the components that form the basis of social personality traits, which are intensively developing in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов»

УДК 377.5:378

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Т.С. Артюхина, ЧОУ ВПО «Институт экономики управления и права».

Казань (Россия), e-mail: [email protected]

Резюме. В статье рассматривается гражданское самосознание, как важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, состоящая из компонентов, формирующих основу социально ценных качеств личности, которые интенсивно развиваются во внеучебной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, гражданское самосознание, внеучебная деятельность.

Гражданско-правовое образование в профессиональных образовательных организациях является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

К числу эффективных методов формирования гражданского самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, таких как: доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения[3].

Показателями уровня гражданского воспитания студентов являются их желание участвовать в гражданских мероприятиях, знание и выполне-

29

ние социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива профессиональной образовательной организации, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в профессиональной образовательной организации и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни и демократизирующегося российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов должна охватывать весь период их обучения^].

Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.

В условиях демократизации российского общества большое значение имеет формирование внутрисемейных отношений демократического типа, ориентированных на тип поведения и жизненные цели, отвечающие интересам всех членов семьи и целям развития общества. Особое внимание необходимо уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.

Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать сформированная установка на создание крепкой жизнеспособной семьи, установка на демократические отношения в семье и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных тра-диций[6].

В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др.

Для воспитанников профессиональных образовательных организаций приобретение образования сочетается с овладением профессии. Вчерашний школьник приобретает новый статус, изменяется режим и отношение ученика к обучению (чередование занятий теоретического и практического обучения), обучение сочетается с практикой; устанавливается тесная связь ученического и педагогического коллективов; повышаются требования, появляются новые обязанности и права. Для студентов присуща склонность к независимости, самостоятельности, категоричности в суждениях, оценках поступков, а также особое психологическое сопротивление авторитету взрослых, который происходит в связи с относительной самостоятельностью (учащиеся получают стипендию), а также недостаточной духовной подготовленностью [1].

Изучение особенностей личностного развития и специфики гражданского самосознания в юношеском возрасте позволяет рассматривать гражданское самосознание учащихся учебных заведений и как процесс, и как результат овладения учащимися системой знаний, умений и навыков гражданского поведения и ответственного отношения к гражданским обязанностям, выявление активной позиции, что обеспечивается гражданским образованием и воспитанием, включением в совместную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся с низким уровнем сформированности гражданского самосознания имеют знания гражданского направления недостаточно полные, лишенные системности, у них преобладают эгоистические, индивидуалистические рассуждения; гражданские чувства и гражданские ценности почти не сформированы, учащиеся проявляют нетерпимость, агрессивное отношение к мыслям, взглядам других людей, у них не сформированы гражданские умения и навыки, они пассивны в общественно-организаторской деятельности, не способны контролировать свои действия [2].

На сегодняшний день студентам часто не хватает знаний гражданского направления, для многих из них характерна пассивная позиция в общественной жизни при условии постоянного контроля со стороны взрослых, неразвитость гражданских качеств, навыков саморегуляции, выражающаяся в неконтролируемых действиях, поступках; несколько «размытым» остается чувство долга, неадекватной самооценка и оценка действий сверстников, им свойственна повышенная эгоцентричность. У студентов проявляется противоречие между стремлением к самосовершенствованию

и их некомпетентностью в направлении личностного развития. Им не хватает знаний о самих себе, об изменениях, происходящих в их социально-психологическом развитии.

Для формирования гражданского самосознания необходимы следующие педагогические условия: методические (использование педагогических технологий, форм и методов учебно-воспитательной работы, направленных на гражданское самоопределение учащихся; методическое сотрудничество педагогического коллектива, родителей и др.) психологические (учет особенностей раннего юношеского возраста; личностно-ориентированный подход; формирование ценностно-ориентированной системы единства членов педагогического коллектива, учеников и их родителей, совершенствование системы оценки и самооценки и др.) организационные (внедрение демократических принципов в жизнь учебного заведения через деятельность ученического самоуправления; расширение видов творческой деятельности и др.).

Такая ситуация в профессиональных образовательных организациях в определенной степени обусловлена отсутствием целенаправленной работы по формированию гражданского самосознания учащихся, эпизодическим характером проведения различных организационно-воспитательных форм по данной тематике, медленным внедрением интерактивных форм внеучебной деятельности, которые побуждали бы воспитанников к активно-творческой деятельности.

Внеучебная деятельность (основные ее виды) является основой для активизации гражданского самоопределения учащейся молодежи, удовлетворения потребности в самоопределении, самоутверждения, развития позитивной самооценки и оценки других, включения их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности, способов проявления гражданского самоопределения, выработки соответствующих взглядов, убеждений, чувств, формирование умений, навыков, привычек поведения.

Среди наиболее эффективных форм внеучебной работы, которые способствуют формированию гражданского самоопределения учащихся, следующие: конкурсы («Студент года», «Мастер своего дела», знатоков русского и татарского языков и проч.), акции (поисково-краеведческие -«Выдающиеся фигуры моего народа », военно-патриотические - «Аллея памяти», «Забота» и др.)., правоведческий клуб «Закон и мы» (тематические блоки «Пути к демократии», «Россия — наш общий дом», «Толерант-

ность »и др.)., дискуссионная студия» Позиция «(темы: «Жизненные ценности», «Творец своей судьбы», «Как принимать решения», «Я и государство» и др.)., викторины («История моего города» и др. .), заседание круглого стола («Ценности народов России», «Долг, ответственность, совесть» и др.), брейн-ринги («Прошлое и настоящее моего края» и др.)., написания мини-сочинений («Будущее России», «Языки народов России» и др.)., воспитательные часы («Конвенция ООН о правах ребенка», «Будущее России в наших руках» и др.), кружковая работа («Юный журналист» и др.).

Среди методов формирования активной гражданской позиции наиболее действенными являются: информационные (беседы «Как граждане могут влиять на власть» и др..; лекции «Какие права и свободы человека гарантирует Конституция России» и др..) дискуссионные темы («Свобода и ответственность» и др.)., обучающие игры («Выборы» и др.)., проектирование.

В дальнейшем необходимо совершенствование системы форм, методов и средств внеучебной воспитательной деятельности, в частности сотрудничество учебного заведения с органами местного самоуправления, властными структурами, средствами массовой информации, общественными организациями, формирование навыков активного участия в выборах, осуществление специальной подготовки педагогических работников и

др.

Таким образом, педагогические условия формирования у студентов гражданского самоопределения во внеучебной деятельности будут являться эффективными, и будут обеспечивать повышение уровня сформи-рованности гражданского самоопределения студентов

Литература:

1. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 45-49.

2. Мирошина Т.А. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. - 2013. № 3. - С. 67-71.

3. Попова Н.В. Формирование гражданского самосознания студентов ссузов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых Выпуск № 7 / 2014. - С. 9.

4. Роль образования в формировании гражданского общества: Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика. 2014 № 3. С. 42.

5. Сахневич И. Д. Гражданское самоопределения молодежи (современные воспитательные технологии) / И. Д. Сахневич / / Пути внедрения инновационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ПТО: Материалы IV Международ. науч.-практ. конф., 27-28 ноября 2007 года. - М.: ДИПО ИПП, 2012. - Сб. 2. - С. 38-42

6. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 71.

Artjuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznanija v processe vneu-chebnoj dejatel'nosti studentov / T.S. Artjuhina // Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 29-34.

© Т.С. Артюхина, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 159.9

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

П.В. Сабанин, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: [email protected].

Резюме. В данной статье рассматриваются особенности работы психолога, направленной на развитие личности младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отражено значение субъектов образовательного процесса в развитие личности обучающихся. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.

Ключевые слова: младший школьник, субъект образовательного процесса, учитель, родитель, психолог, компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.