УДК 377.5:378
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Т.С. Артюхина, ЧОУ ВПО «Институт экономики управления и права».
Казань (Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматривается гражданское самосознание, как важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, состоящая из компонентов, формирующих основу социально ценных качеств личности, которые интенсивно развиваются во внеучебной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, гражданское самосознание, внеучебная деятельность.
Гражданско-правовое образование в профессиональных образовательных организациях является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
К числу эффективных методов формирования гражданского самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, таких как: доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения[3].
Показателями уровня гражданского воспитания студентов являются их желание участвовать в гражданских мероприятиях, знание и выполне-
29
ние социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива профессиональной образовательной организации, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в профессиональной образовательной организации и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни и демократизирующегося российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов должна охватывать весь период их обучения^].
Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
В условиях демократизации российского общества большое значение имеет формирование внутрисемейных отношений демократического типа, ориентированных на тип поведения и жизненные цели, отвечающие интересам всех членов семьи и целям развития общества. Особое внимание необходимо уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.
Критериями уровня воспитанности в данной сфере может выступать сформированная установка на создание крепкой жизнеспособной семьи, установка на демократические отношения в семье и уважительное отношение к старшим родственникам, преемственность социокультурных тра-диций[6].
В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др.
Для воспитанников профессиональных образовательных организаций приобретение образования сочетается с овладением профессии. Вчерашний школьник приобретает новый статус, изменяется режим и отношение ученика к обучению (чередование занятий теоретического и практического обучения), обучение сочетается с практикой; устанавливается тесная связь ученического и педагогического коллективов; повышаются требования, появляются новые обязанности и права. Для студентов присуща склонность к независимости, самостоятельности, категоричности в суждениях, оценках поступков, а также особое психологическое сопротивление авторитету взрослых, который происходит в связи с относительной самостоятельностью (учащиеся получают стипендию), а также недостаточной духовной подготовленностью [1].
Изучение особенностей личностного развития и специфики гражданского самосознания в юношеском возрасте позволяет рассматривать гражданское самосознание учащихся учебных заведений и как процесс, и как результат овладения учащимися системой знаний, умений и навыков гражданского поведения и ответственного отношения к гражданским обязанностям, выявление активной позиции, что обеспечивается гражданским образованием и воспитанием, включением в совместную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Учащиеся с низким уровнем сформированности гражданского самосознания имеют знания гражданского направления недостаточно полные, лишенные системности, у них преобладают эгоистические, индивидуалистические рассуждения; гражданские чувства и гражданские ценности почти не сформированы, учащиеся проявляют нетерпимость, агрессивное отношение к мыслям, взглядам других людей, у них не сформированы гражданские умения и навыки, они пассивны в общественно-организаторской деятельности, не способны контролировать свои действия [2].
На сегодняшний день студентам часто не хватает знаний гражданского направления, для многих из них характерна пассивная позиция в общественной жизни при условии постоянного контроля со стороны взрослых, неразвитость гражданских качеств, навыков саморегуляции, выражающаяся в неконтролируемых действиях, поступках; несколько «размытым» остается чувство долга, неадекватной самооценка и оценка действий сверстников, им свойственна повышенная эгоцентричность. У студентов проявляется противоречие между стремлением к самосовершенствованию
и их некомпетентностью в направлении личностного развития. Им не хватает знаний о самих себе, об изменениях, происходящих в их социально-психологическом развитии.
Для формирования гражданского самосознания необходимы следующие педагогические условия: методические (использование педагогических технологий, форм и методов учебно-воспитательной работы, направленных на гражданское самоопределение учащихся; методическое сотрудничество педагогического коллектива, родителей и др.) психологические (учет особенностей раннего юношеского возраста; личностно-ориентированный подход; формирование ценностно-ориентированной системы единства членов педагогического коллектива, учеников и их родителей, совершенствование системы оценки и самооценки и др.) организационные (внедрение демократических принципов в жизнь учебного заведения через деятельность ученического самоуправления; расширение видов творческой деятельности и др.).
Такая ситуация в профессиональных образовательных организациях в определенной степени обусловлена отсутствием целенаправленной работы по формированию гражданского самосознания учащихся, эпизодическим характером проведения различных организационно-воспитательных форм по данной тематике, медленным внедрением интерактивных форм внеучебной деятельности, которые побуждали бы воспитанников к активно-творческой деятельности.
Внеучебная деятельность (основные ее виды) является основой для активизации гражданского самоопределения учащейся молодежи, удовлетворения потребности в самоопределении, самоутверждения, развития позитивной самооценки и оценки других, включения их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности, способов проявления гражданского самоопределения, выработки соответствующих взглядов, убеждений, чувств, формирование умений, навыков, привычек поведения.
Среди наиболее эффективных форм внеучебной работы, которые способствуют формированию гражданского самоопределения учащихся, следующие: конкурсы («Студент года», «Мастер своего дела», знатоков русского и татарского языков и проч.), акции (поисково-краеведческие -«Выдающиеся фигуры моего народа », военно-патриотические - «Аллея памяти», «Забота» и др.)., правоведческий клуб «Закон и мы» (тематические блоки «Пути к демократии», «Россия — наш общий дом», «Толерант-
ность »и др.)., дискуссионная студия» Позиция «(темы: «Жизненные ценности», «Творец своей судьбы», «Как принимать решения», «Я и государство» и др.)., викторины («История моего города» и др. .), заседание круглого стола («Ценности народов России», «Долг, ответственность, совесть» и др.), брейн-ринги («Прошлое и настоящее моего края» и др.)., написания мини-сочинений («Будущее России», «Языки народов России» и др.)., воспитательные часы («Конвенция ООН о правах ребенка», «Будущее России в наших руках» и др.), кружковая работа («Юный журналист» и др.).
Среди методов формирования активной гражданской позиции наиболее действенными являются: информационные (беседы «Как граждане могут влиять на власть» и др..; лекции «Какие права и свободы человека гарантирует Конституция России» и др..) дискуссионные темы («Свобода и ответственность» и др.)., обучающие игры («Выборы» и др.)., проектирование.
В дальнейшем необходимо совершенствование системы форм, методов и средств внеучебной воспитательной деятельности, в частности сотрудничество учебного заведения с органами местного самоуправления, властными структурами, средствами массовой информации, общественными организациями, формирование навыков активного участия в выборах, осуществление специальной подготовки педагогических работников и
др.
Таким образом, педагогические условия формирования у студентов гражданского самоопределения во внеучебной деятельности будут являться эффективными, и будут обеспечивать повышение уровня сформи-рованности гражданского самоопределения студентов
Литература:
1. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. - 2013. - № 9. - С. 45-49.
2. Мирошина Т.А. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема // Высшее образование сегодня. - 2013. № 3. - С. 67-71.
3. Попова Н.В. Формирование гражданского самосознания студентов ссузов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых Выпуск № 7 / 2014. - С. 9.
4. Роль образования в формировании гражданского общества: Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Педагогика» // Педагогика. 2014 № 3. С. 42.
5. Сахневич И. Д. Гражданское самоопределения молодежи (современные воспитательные технологии) / И. Д. Сахневич / / Пути внедрения инновационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ПТО: Материалы IV Международ. науч.-практ. конф., 27-28 ноября 2007 года. - М.: ДИПО ИПП, 2012. - Сб. 2. - С. 38-42
6. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 71.
Artjuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznanija v processe vneu-chebnoj dejatel'nosti studentov / T.S. Artjuhina // Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 29-34.
© Т.С. Артюхина, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 159.9
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
П.В. Сабанин, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: [email protected].
Резюме. В данной статье рассматриваются особенности работы психолога, направленной на развитие личности младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отражено значение субъектов образовательного процесса в развитие личности обучающихся. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.
Ключевые слова: младший школьник, субъект образовательного процесса, учитель, родитель, психолог, компетенции.