5. Сахневич И. Д. Гражданское самоопределения молодежи (современные воспитательные технологии) / И. Д. Сахневич / / Пути внедрения инновационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ПТО: Материалы IV Международ. науч.-практ. конф., 27-28 ноября 2007 года. - М.: ДИПО ИПП, 2012. - Сб. 2. - С. 38-42
6. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 71.
Artjuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznanija v processe vneu-chebnoj dejatel'nosti studentov / T.S. Artjuhina // Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 29-34.
© Т.С. Артюхина, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 159.9
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
П.В. Сабанин, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: [email protected].
Резюме. В данной статье рассматриваются особенности работы психолога, направленной на развитие личности младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отражено значение субъектов образовательного процесса в развитие личности обучающихся. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.
Ключевые слова: младший школьник, субъект образовательного процесса, учитель, родитель, психолог, компетенции.
В настоящие время, в связи с необходимостью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования большое значение приобретает целенаправленная, комплексная, системная психолого-педагогическая помощь, выражающаяся в создании и реализации коррекционно-развивающих программ направленных на развитие личности младших школьников, учитывающие индивидуальные психологические особенности обучающихся [4; 6]. Реализация такой помощи будет способствовать формированию универсальных учебных действий (в особенности регулятивные и познавательные действия) и освоению основной образовательной программы начального общего образования в целом.
В процессе реализации данной психологической работы должно учитываться, что технология психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса включает в себя работу со всеми участниками социального взаимодействия на этапе обучения в начальной школе [1; 6], где учитель является одним из ключевых субъектов образовательного процесса, обеспечивающих качество образования и участником процесса формирования личности обучающегося.
С внедрением новых технологий в образовательный процесс от учителя требуется расширение его профессиональных ролей, где он является: координатором, организатором, помощником и консультантом. В современном образовательном процессе высоко результативный учитель должен обладать таким набором личностных характеристик как: высокая адаптивность и энергичность, эмпатийность, личностная лабильность, креативность, развитая способность к рефлексии, а также хорошо развитыми перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Для высокой эффективности деятельность учителя должна осуществляться в тесном сотрудничестве со всеми субъектами образовательного процесса, включая и педагога психолога [2].
В создании благоприятных условий и обеспечения образовательного процесса активная роль отводится администрации образовательного учреждения, являющаяся также субъектом образовательного процесса [1].
Для повышения психологического воздействия в работу должны быть включены родители (опекуны), которым должна доводиться информация об особенностях развития их детей с указанием проблемных зон и рекомендациями по их развитию. Также взаимодействие с родителями
(опекунами) обусловлено тем, что психологу необходимо получить согласие от родителей (опекунов) на психологическую работу с психологом.
Психолог, как субъект образовательного процесса, для успешных достижений своей деятельности должен обладать высоким уровнем знаний и умений в следующих профессионально важных компетенциях [3]:
- диагностическая оценка потребности психологической деятельности в учреждении;
- межличностное общение, сотрудничество, совещательность, определение границ компетенции;
- уверенное владение знаниями о ключевых положениях развития детского организма, понимание теории обучения и структуры образовательной деятельности;
- организация системной структуры психологической деятельности в учреждении образования;
- превентивные и коррекционные воздействия, способствующие повышению психологической и социальной компетенции детей;
- рефлексия и оценка деятельности;
- владения специальной терминологией, логика, речь, формулирование рекомендаций;
- соблюдение правовых и этических принципов.
Основными принципами экспертно-психологического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса являются:
- принцип индивидуального подхода к субъекту учебной деятельности любого возраста на основе признания его уникальности и ценности;
- принцип активной позиции субъекта учебной деятельности, создание условий для формирования у него способности к саморазвитию;
- принцип гуманизма, предполагающий отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
- принцип научности, отражающий необходимость гарантированного использования современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников;
- принцип комплексности, подразумевающий взаимодействие различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении психолого-педагогических задач;
- принцип системности, в основе которого лежит внутренняя согласованность, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
При реализации психологической работы необходимыми ее компонентами, направлениями являются:
- консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями);
- диагностическая работа;
- проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий.
Данное сочетание дает возможность получить более качественные
результаты деятельности при меньших физических и умственных затратах на основе рационального использования умений и навыков.
В современной школе психологическая служба в своей деятельности помогает решать актуальные проблемы главным образом в обучении и воспитании обучающихся. При этом одним из перспективных направлений является формирование психологической готовности обучающихся к самостоятельной, активной и созидательной жизни в обществе, а также развитие индивидуальности ученика [5].
Литература:
1. Коснырева С.А., Москалева А.С. Роль субъектов образовательного процесса в обеспечении качества образования // Управление качеством в образовательном учреждении: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2009. - С.85-91.
2. Котова С.А. Роль психологических технологий в модернизации современного образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №2. С.46-48.
3. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С.13-20.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012). Доступ из справ.- правовой системы "Консультант Плюс".
5. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании
интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. 2013. №8 (II). С. 9-16.
Sabanin P.V. Razvivajushhaja rabota psihologa vo vzaimodejstvii s sub#ektami obrazovatel'nogo processa / P.V. Sabanin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 34-38.
© П. В. Сабанин, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК: 159.923.2+316.663
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Г. В. Вержибок Минский государственный лингвистический университет (Минск, Беларусь), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье раскрываются аспекты профессиональной деятельности и специфики педагогического труда. Обозначены факторы и модусы личностного становления профессионала, обозначены критерии проявления профессионализма педагога. Изучены вопросы сформированности личностных характеристик педагогов на разных этапах профессионализации как базовой основы системы отношений и влияния на характер представлений о себе и Других у студенческой молодежи.
Ключевые слова: профессионализм, личностное становление профессионала, этапы профессионализации, личностные характеристики педагогов.
Изучение профессий, которых в мире насчитывается более трех тысяч, основано не только на использовании их содержательно-операциональной специфики, сколько на выявлении психологических особенностей индивида и специфики осуществляемой им деятельности. Тру-