Научная статья на тему 'Развивающая работа психолога во взаимодействии с субъектами образовательного процесса'

Развивающая работа психолога во взаимодействии с субъектами образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / РОДИТЕЛЬ / PARENT / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанин П.В.

В данной статье рассматриваются особенности работы психолога, направленной на развитие личности младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отражено значение субъектов образовательного процесса в развитие личности обучающихся. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING WORK OF THE PSYCHOLOGIST IN INTERACTION WITH SUBJECTS EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the features of the work of psychologist Development aimed at developing the personality younger students mastering the curriculum, built in accordance with the requirements of the federal state educational standard of primary education. Recognised value of educational process in the personality development of students. Professional competence reflected important psychologist working in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Развивающая работа психолога во взаимодействии с субъектами образовательного процесса»

5. Сахневич И. Д. Гражданское самоопределения молодежи (современные воспитательные технологии) / И. Д. Сахневич / / Пути внедрения инновационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ПТО: Материалы IV Международ. науч.-практ. конф., 27-28 ноября 2007 года. - М.: ДИПО ИПП, 2012. - Сб. 2. - С. 38-42

6. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 71.

Artjuhina T.S. Razvitie grazhdanskogo samosoznanija v processe vneu-chebnoj dejatel'nosti studentov / T.S. Artjuhina // Vestnik po pedagogike i psi-hologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 29-34.

© Т.С. Артюхина, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 159.9

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

П.В. Сабанин, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: convergo@mail.ru.

Резюме. В данной статье рассматриваются особенности работы психолога, направленной на развитие личности младших школьников, осваивающих образовательную программу, выстроенную в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отражено значение субъектов образовательного процесса в развитие личности обучающихся. Отражены профессионально важные компетенции психолога, работающего в образовательном учреждении.

Ключевые слова: младший школьник, субъект образовательного процесса, учитель, родитель, психолог, компетенции.

В настоящие время, в связи с необходимостью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования большое значение приобретает целенаправленная, комплексная, системная психолого-педагогическая помощь, выражающаяся в создании и реализации коррекционно-развивающих программ направленных на развитие личности младших школьников, учитывающие индивидуальные психологические особенности обучающихся [4; 6]. Реализация такой помощи будет способствовать формированию универсальных учебных действий (в особенности регулятивные и познавательные действия) и освоению основной образовательной программы начального общего образования в целом.

В процессе реализации данной психологической работы должно учитываться, что технология психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса включает в себя работу со всеми участниками социального взаимодействия на этапе обучения в начальной школе [1; 6], где учитель является одним из ключевых субъектов образовательного процесса, обеспечивающих качество образования и участником процесса формирования личности обучающегося.

С внедрением новых технологий в образовательный процесс от учителя требуется расширение его профессиональных ролей, где он является: координатором, организатором, помощником и консультантом. В современном образовательном процессе высоко результативный учитель должен обладать таким набором личностных характеристик как: высокая адаптивность и энергичность, эмпатийность, личностная лабильность, креативность, развитая способность к рефлексии, а также хорошо развитыми перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Для высокой эффективности деятельность учителя должна осуществляться в тесном сотрудничестве со всеми субъектами образовательного процесса, включая и педагога психолога [2].

В создании благоприятных условий и обеспечения образовательного процесса активная роль отводится администрации образовательного учреждения, являющаяся также субъектом образовательного процесса [1].

Для повышения психологического воздействия в работу должны быть включены родители (опекуны), которым должна доводиться информация об особенностях развития их детей с указанием проблемных зон и рекомендациями по их развитию. Также взаимодействие с родителями

(опекунами) обусловлено тем, что психологу необходимо получить согласие от родителей (опекунов) на психологическую работу с психологом.

Психолог, как субъект образовательного процесса, для успешных достижений своей деятельности должен обладать высоким уровнем знаний и умений в следующих профессионально важных компетенциях [3]:

- диагностическая оценка потребности психологической деятельности в учреждении;

- межличностное общение, сотрудничество, совещательность, определение границ компетенции;

- уверенное владение знаниями о ключевых положениях развития детского организма, понимание теории обучения и структуры образовательной деятельности;

- организация системной структуры психологической деятельности в учреждении образования;

- превентивные и коррекционные воздействия, способствующие повышению психологической и социальной компетенции детей;

- рефлексия и оценка деятельности;

- владения специальной терминологией, логика, речь, формулирование рекомендаций;

- соблюдение правовых и этических принципов.

Основными принципами экспертно-психологического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса являются:

- принцип индивидуального подхода к субъекту учебной деятельности любого возраста на основе признания его уникальности и ценности;

- принцип активной позиции субъекта учебной деятельности, создание условий для формирования у него способности к саморазвитию;

- принцип гуманизма, предполагающий отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;

- принцип научности, отражающий необходимость гарантированного использования современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников;

- принцип комплексности, подразумевающий взаимодействие различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении психолого-педагогических задач;

- принцип системности, в основе которого лежит внутренняя согласованность, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

При реализации психологической работы необходимыми ее компонентами, направлениями являются:

- консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями (законными представителями);

- диагностическая работа;

- проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий.

Данное сочетание дает возможность получить более качественные

результаты деятельности при меньших физических и умственных затратах на основе рационального использования умений и навыков.

В современной школе психологическая служба в своей деятельности помогает решать актуальные проблемы главным образом в обучении и воспитании обучающихся. При этом одним из перспективных направлений является формирование психологической готовности обучающихся к самостоятельной, активной и созидательной жизни в обществе, а также развитие индивидуальности ученика [5].

Литература:

1. Коснырева С.А., Москалева А.С. Роль субъектов образовательного процесса в обеспечении качества образования // Управление качеством в образовательном учреждении: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2009. - С.85-91.

2. Котова С.А. Роль психологических технологий в модернизации современного образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №2. С.46-48.

3. Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С.13-20.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012). Доступ из справ.- правовой системы "Консультант Плюс".

5. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

6. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании

интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. 2013. №8 (II). С. 9-16.

Sabanin P.V. Razvivajushhaja rabota psihologa vo vzaimodejstvii s sub#ektami obrazovatel'nogo processa / P.V. Sabanin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 34-38.

© П. В. Сабанин, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК: 159.923.2+316.663

ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Г. В. Вержибок Минский государственный лингвистический университет (Минск, Беларусь), e-mail: galina_minsk@mail.ru

Резюме. В статье раскрываются аспекты профессиональной деятельности и специфики педагогического труда. Обозначены факторы и модусы личностного становления профессионала, обозначены критерии проявления профессионализма педагога. Изучены вопросы сформированности личностных характеристик педагогов на разных этапах профессионализации как базовой основы системы отношений и влияния на характер представлений о себе и Других у студенческой молодежи.

Ключевые слова: профессионализм, личностное становление профессионала, этапы профессионализации, личностные характеристики педагогов.

Изучение профессий, которых в мире насчитывается более трех тысяч, основано не только на использовании их содержательно-операциональной специфики, сколько на выявлении психологических особенностей индивида и специфики осуществляемой им деятельности. Тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.