Психологические науки
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ П.В. Сабанин Научный журнал «Наука. Мысль» Московский финансово-юридический университет
Л.В. Макшанцева Московский городской педагогический университет
Аннотация. В статье рассматривается концепция технологии развития познавательных процессов как показателя эффективности обучения младших школьников, учитывающая актуальную ситуацию современного образования в России. В рамках данной концепции описывается роль экспертной деятельности психолога.
Ключевые слова: младший школьник, технология развития, познавательные процессы, экспертный анализ, образовательный стандарт.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN ACCORDANCE WITH THE EDUCATIONAL STANDARDS P.V. Sabanin Scientific journal "Science. Thought" Moscow Unversity of Finance and Law L.V. Makshantseva Moscow City University
Abstract. The article discusses the concept of technology development of cognitive processes as an indicator of the effectiveness of training of younger schoolboys taking into account the current situation of modern
education in Russia. As part of this concept the role of expert activities of the psychologist is described.
Keywords: younger schoolchildren, development technology, cognitive processes, expert analysis, educational standard.
Общая цель обеспечения высокого качества современного образования сопряжена с тщательной проработкой концепции психологического сопровождения всех участников образовательной деятельности, в том числе обучающихся с учетом их возрастных особенностей и в соответствии с актуальными вопросами развития. Психологические аспекты развития младших школьников важно рассмотреть в контексте действующих образовательных стандартов.
В настоящее время образование в Российской Федерации выстроено в соответствии с требованиями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-Ф3), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования на территории России посредством обязательного использованияфедеральных государственных образовательных стандартов. В начальной школе - это федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт). Стандарт разработанна основе системно-деятельностного подхода, который предполагает: «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [4,с.4].
Одним из главных требований Стандарта является обеспечение «единства образовательного пространства Российской Федерации» [Консультант, с.4], следовательно, в независимости от региона, в независимости от того городская это или сельская школа, обучающиеся должны получать
одинаковое образование. Естественно, невозможно разработать единую образовательную программу, так как в сельских и городских школах отмечается различная социальная ситуация обучения, а именно: создавшиеся социальные условия, в которых происходит обучение ребенка (инфраструктура: социальная-экономическая (в буквальном смысле само здание школы и имущество, окружающая ее поселковая, городская территория), транспортная (возможность беспроблемно прибывать и убывать из школы) и т.д. Для всемерного достижения равных условий стандарт определяет право«выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, обучающихся» [4, с.4],что позволит обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям Стандарта.
При построении и реализации образовательной программы Стандарт определяет необходимость учитывать индивидуальные психологические особенности
обучающихся. В младшем школьном возрасте идет активное познавательное развитие. От того, как развиты познавательные процессы, напрямую зависит уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, а также, в определенной степени, уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий (активно используется внимание). Универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам обучающихся, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Учеными отмечено, что «формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе» [1, с.5].
Учитывая вышесказанное, а также опираясь на позиции Концепции развития универсальных учебных действий, разработанной А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А.
Володарским, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым (под руководством А.Г. Асмолова) на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), которая определяет умение оперировать логическими приемами мышления как важнейшее учебное действие, было вынесено предположение, что повысить эффективность образовательного процесса, на определенном, очень конкретном участке работы, выстроенного в соответствии с требованиями Стандарта (т.е. создать еще один способ эффективной психолого-педагогической работы на основе федерального стандарта), можно за счет целенаправленного развития познавательных процессов.
Стандарт - это нормативно-правовой акт и главная его задача регулировать образовательный процесс в начальной школе на государственном уровне. Он задает направление деятельности образовательных учреждений на федеральном уровне, но не может учесть все нюансы в организации образовательного процесса для каждой школы в стране. Образовательные учреждения должны, опираясь на данный стандарт, сами создавать и реализовывать учебные программы, обеспечивать реализацию соответствующего качества начального образования.
Исходя из этих позиций разработана концепция технологии развития познавательных процессов как показателя эффективности обучения, которая позволяет учитывать требования Стандарта (рис. 1). Данная технология выстроена с учетом особенностей обучения в городской и сельской школе;способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, являющихся, по сути,одним из критериевоценки эффективности образовательного процесса.
Концепция технологии развития познавательных процессов младших школьников,
выстроенная в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Экспертная деятельность психолога
(определение соответствия выстроенного процесса обучения и психологических особенностей обучающихся)
Развивающая работа психолога
(направленная на повышение эффективности образовательного процесса)
Развитие познавательных процессов
способствует формированию познавательных универсальных учебных действия
Познавательные универсальные учебные действия
являются метопредметными
показателями результата освоения основной образовательной программы
t
Вариативность форм работы:
проведение развивающих занятий
психодиагностическая
консультативная (с педагогами и родителями)
просветительская (с педагогами и родителями)
Работа проводится с учетом особенностей обучения в городской и сельской школе
Выбор приоритетных форм занятий:
Ь-М-
групповая
для городской местности
V
индивидуальная
для сельской местности
Л
Развитие познавательных процессов влияет на эффективность обучения, т.е. предложенная Технология рассматривает развитие познавательных процессов как показатель эффективности обучения
Рисунок 1. Концепция технологии развития познавательных процессов как показателя эффективности обучения младших школьников
Необходимо отметить, что для развивающей работы с городскими младшими школьниками, в силу специфики обучения в школах с большим количеством детей в классах больше подходит групповая работа, однако, в случае
необходимости, может проводиться и индивидуальная форма занятий. Для работы с сельскими младшими школьниками, обучающимися в малокомплектных школах, больше подходит индивидуальная работа.
Предложенная концепция технологии развития познавательных процессов направленана повышение эффективности образовательного процесса, на определенном, очень конкретном участке работы, выстроенного в соответствии с требованиями Стандарта. Сделана попытка создать еще один способ эффективной психолого-педагогической работы на основе федерального Стандарта, аргументированная выводами проведенного
экспериментального исследования психологических аспектов развития познавательных процессовобучающихся на базе городских и сельских школ Московской агломерации [3; 5; 6], в котором была доказана эффективность работы психолога в русле предложенной концепция технологии развития познавательных процессов.
Психологическое сопровождение в контексте данной концепции технологии развития познавательных процессов подразумевает деятельность психолога-эксперта, который учитывает влияние различных факторов, оказывающих влияние на качество образования, включая следующие: специфика методов и средств обучения; особенности личности учителя (подготовка, квалификация, педагогический стаж и недельная нагрузка); особенности личности ученика (познавательная активность, интерес к предмету, самооценка своих знаний, оценка успеваемости); специфика семейного воспитания; деятельность учащихся вне школы и т.д. На ряду с этим обращается внимание изучению влияния социальной ситуации на состояние образовательных достижений учащихся, учету и анализу таких данных, как: расположение и социальное окружение, тип образовательного учреждения, его наполняемость, кадровое и материально-техническое обеспечение.
«Психологический экспертный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи проблемной зоны, прогнозировать и корректировать ситуацию, а также выстроить эффективно направленную психологическую помощь всем участникам образовательного процесса»[3].
В современных условиях, при повышенной динамике социально-экономических процессов, такой многоаспектный подход способствует как расширению возможностей психологического сопровождения познавательногоразвития младших школьников в соответствии со Стандартом, так и обогащению научных знаний в области педагогической психологии, а также разработки и использования экспертных технологий, включая вопросы разных видов и методов психологической экспертизы в образовании [2], прежде всего, психологической экспертизы образовательной среды и психологической экспертизы актуального и потенциального развития обучающихся.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Макшанцева Л.В. Классификация видов и методов психологической экспертизы в образовании // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы III Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. С.139-140.
3. Макшанцева Л.В., Елисеева М.А., Сабанин П.В. Роль экспертной и развивающей деятельности психолога в формировании когнитивных процессов обучающихся //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №11/2. С. 85-91.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
5. Сабанин П.В. Особенности развития когнитивных процессов у младших школьников Московской агломерации //Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1. С. 90-96.
6. Сабанин П.В., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в московской агломерации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. №4. С. 38-57.
References
1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noi shkole: ot deistviya k mysli: posobie dlya uchitelya / pod red. A.G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2008. 151 s.
2. Makshantseva L.V. Klassifikatsiya vidov i metodov psikhologicheskoi ekspertizy v obrazovanii // Formy i metody sotsial'noi raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ulan-Ude: Izd-vo VSGUTU, 2014. S.139-140.
3. Makshantseva L.V., Eliseeva M.A., Sabanin P.V. Rol' ekspertnoi i razvivayushchei deyatel'nosti psikhologa v formirovanii kognitivnykh protsessov obuchayushchikhsya //Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014. №11/2. S. 85-91.
4. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot
06.10.2009 N 373 (red. ot 31.12.2015) // Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tant Plyus".
5. Sabanin P.V. Osobennosti razvitiya kognitivnykh protsessov u mladshikh shkol'nikov Moskovskoi aglomeratsii //Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2015. № 1. S. 90-96.
6. Sabanin P.V., Chuprov L.F. Osobennosti slovesno-logicheskogo i naglyadno-obraznogo myshleniya u detei mladshego shkol'nogo vozrasta, prozhivayushchikh v moskovskoi aglomeratsii // Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoi Sibiri. 2013. №4. S. 38-57.