Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГРАФО–МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ'

РАЗВИТИЕ ГРАФО–МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графо-моторные навыки / метод кинезиологической коррекции. / grapho-motor skills / method of kinesiological correction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумило Марина Станиславовна

в статье актуализируется необходимость развития графо–моторных навыков у младших школьников с Общим недоразвитием речи. Обосновывается мысль о том, что остается значимой проблема поиска наиболее эффективных методов коррекции одной из составляющих процесса письма у младших школьников с нарушениями речи. На основе собственного опыта по проблеме автор приходит к выводу о том, что решение данного аспекта невозможно без включения в коррекционный процесс межполушарного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумило Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GRAPHO-MOTOR SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ONR THROUGH THE METHOD OF KINESIOLOGICAL CORRECTION

the article actualizes the need for the development of grapho-motor skills in younger schoolchildren with general speech underdevelopment. The author substantiates the idea that the problem of finding the most effective methods of correcting one of the components of the writing process in younger schoolchildren with speech disorders remains significant. Based on his own experience on the problem, the author comes to the conclusion that the solution of this aspect is impossible without the inclusion of interhemispheric interaction in the corrective process.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГРАФО–МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ»

РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Шумило М.С.

Шумило Марина Станиславовна-учитель - дефектолог, Государственное учреждение образования «Средняя школа № 40 имени В.И. Кремко, г. Гродно»,

г. Гродно

Аннотация: в статье актуализируется необходимость развития графо-моторных навыков у младших школьников с Общим недоразвитием речи. Обосновывается мысль о том, что остается значимой проблема поиска наиболее эффективных методов коррекции одной из составляющих процесса письма у младших школьников с нарушениями речи. На основе собственного опыта по проблеме автор приходит к выводу о том, что решение данного аспекта невозможно без включения в коррекционный процесс межполушарного взаимодействия.

Ключевые слова: графо-моторные навыки, метод кинезиологической коррекции.

DEVELOPMENT OF GRAPHO-MOTOR SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ONR THROUGH THE METHOD OF KINESIOLOGICAL CORRECTION Shumilo M.S.

Shumilo Marina Stanislavovna - teacher-defectologist, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARYSCHOOL NO. 40 NAMED AFTER V.I. KREMKO, GRODNO",

GRODNO

Abstract: the article actualizes the need for the development of grapho-motor skills in younger schoolchildren with general speech underdevelopment. The author substantiates the idea that the problem of finding the most effective methods of correcting one of the components of the writing process in younger schoolchildren with speech disorders remains significant. Based on his own experience on the problem, the author comes to the conclusion that the solution of this aspect is impossible without the inclusion of interhemispheric interaction in the corrective process.

Keywords: grapho-motor skills, method of kinesiological correction.

С каждым годом на уровне обучения на I ступени общего среднего образования, значительно увеличилось количество обучающихся с Общим недоразвитием речи (ОНР) с нарушением почерка. Целью нашего исследования явилось обеспечение методического сопровождения для развития графо-моторных навыков у обучающихся с ОНР младших классов посредством метода кинезиологической коррекции.

Исследование было подчинено ряду задач:

1. Изучить научную литературу по развитию графо-моторных навыков у ряда исследователей.

2. Проанализировать состояние графических и двигательных навыков в системе письма у обучающихся 1- х классов с общим недоразвитием речи учреждения образования «Средняя школа № 40 им. В.И. Кремко г. Гродно»

3. Разработать и апробировать комплекс упражнений для учащихся 1-х классов с применением метода межполушарного взаимодействия.

В этом направлении, проведено экспериментальное изучение, раскрывающее особенности компонентов письма у обучающихся с ОНР. Уровень состояния графо-моторных навыков на начальном этапе был установлен с помощью следующих проб: обведение по контуру, обведение по точкам, раскрашивание; штриховка; проведение линий по прямым дорожкам; проведение линий по волнистым дорожкам.

В ходе исследования выяснено, что у испытуемых обучающихся с нарушением графического навыка отмечается низкий уровень моторных функций, пространственной ориентации, неустойчивость, « дрожащий» характер линий, осознания словесных инструкций и причинно - следственных связей, бедность словарного запаса, недостаточный уровень коммуникативной, когнитивной, регулирующей функции речи, страдает процесс усвоения различных компонентов языковой системы. Недостаточное взаимодействие функционирования правого и левого полушария влечет за собой низкий уровень основных свойств внимания, вербальной памяти и продуктивности запоминания. Автор полагает, что указанные аспекты негативно влияют на полноценное развитие обучающегося с ОНР, его успешность в обучении, а также коррекцию имеющихся отклонений. Вследствие чего и возникает необходимость не только в

разборчивом, но и быстром красивом письме, основы которого закладываются в начальной школе. Это подтверждает анализ ряда исследователей (Н.Г. Агарковой [1], М.М. Безруких [2], О.Б. Иншаковой [3]).

Изучив мнение ряда исследователей о компонентах письма («графическом» и «каллиграфическом» (навыке), автор отдает предпочтение графическому навыку. Это поясняется его содержанием как раздела лингвистики, в то время как «каллиграфический» отражает только умение писать правильными и устойчивым почерком. Графический навык формируется в действии, как в речевом (интеллектуальном), так и моторном. Изучив мнения авторов по данному вопросу, что навык - это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [1, с.195], мы ориентировались на подбор наиболее продуктивных методов в коррекции стойких речевых нарушений. В этом контексте автор предлагает использовать метод, указывающий на межполушарное взаимодействие.

На «аналитическом» [4] этапе письма мы разработали и опробировали в коррекционной работе с обучающимися с ОНР комплекс упражнений с использованием межполушарных досок - лабиринтов (BRAINBOARD). Подобный лабиринт состоит из деревянной основы, разделённой на два равных квадрата. В них вкладываются специальные дощечки - трафареты с углублениями в виде определённых узоров. В комплект входят также шесть парных трафаретов с разными видами узоров - углублений.

На первом этапе коррекционной работы с данным пособием предлагаем следующие упражнения.

1. Проведение указательным пальцем ведущей руки по заданному узору.

2. Проведение указательным пальцем противоположной руки по аналогичному узору.

3. Проведение двумя руками одновременно по обоим одинаковым узорам.

4.

Рис. 1. Обведение одинаковых трафаретов. 5. Проведение двумя руками одновременно по разным узорам.

Рис. 2. Обведение разных узоров.

6. Рисование поочередно каждой рукой узоров мелом.

7. Рисование одновременно двумя руками узоров мелом.

На втором этапе коррекционной работы упражнения усложняются. Они выполняются в тетради в крупную клетку.

1. Рисование линий по одному из трафаретов с помощью простого карандаша ведущей рукой.

2. Рисование линий по аналогичному трафарету с противоположной стороны.

3. Рисование линий ведущей рукой по одному из трафаретов шариковой ручкой.

4. Рисование линий противоположной рукой по трафарету, расположенного симметрично.

5. Рисование двумя руками одновременно одинаковых узоров. В одной руке находится простой карандаш, в другой руке - шариковая ручка.

6. Рисование двумя руками одновременно разных узоров. Чередуем наличие простого карандаша и ручки в руках попеременно.

Упражнения проводятся с учащимися 1-х классов в добукварный период на протяжении сентября -октября - месяцев.

Коррекционная работа по развитию графо-моторных навыков может базироваться не только на использовании трафаретов BRAINBOARD, но и на копировании симметричных рисунков в тетради в клетку. Так, после использования трафаретов, были предложены образцы для отображения в тетрадях сразу двумя руками. При этом мы использовали копирование карандашом в одной руке, в другой находилась шариковая ручка, шариковые ручки разного цвета.

■ш в

Рис. 3. Копирование рисунка двумя руками.

Представленные упражнения стимулируют деятельность правого и левого полушария, способствуют выработке нейронных связей в головном мозге, повышают концентрацию внимания, вырабатывают навыки самоконтроля, повышают устойчивый интерес через увлекательную подачу наглядного материала.

В данной статье предпринята попытка раскрыть взгляды исследователей по выявленной проблеме. Через анализ литературных источников мы приходим к понятию доказательности проблемы.

Путем анализа особенностей развития графо-моторных навыков у обучающихся с ОНР, автор полагает выбранную тему исследования доказательной.

Следует заметить, что разработанный и апробированный продукт исследования, мы считаем эффективным и результативным. В ходе проведенного анализа состояния графо-моторных навыков у испытуемых после низкого был отмечен средний балл.

По мнению автора удалось обеспечить методическое сопровождение коррекционной работы по развитию графо-моторных навыков.

Данный аспект предлагается для дальнейшего изучения, создания новых образовательных ресурсов.

Список литературы / References

1. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 1994. № 7.

2. БезрукихМ.М. Как научить ребёнка писать красиво / М.М. Безруких. М.: Мозаика-Синтез, 2013.160 с.

3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч.Ч.2: Формирование элементарного графического навыка/ О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2019. 111 с.

4. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте / Т.П. Сальникова. М.: Воронеж, 1996.49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.