Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ'

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / DYSGRAPHIA / ДИСЛЕКСИЯ / DYSLEXIA / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VISUAL MEMORY / GRAPH-MOTOR SKILLS / КОРРЕКЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / MOTION CORRECTION / РУЧНАЯ МОТОРИКА / MANUAL MOTOR SKILLS / ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / GRAPHIC SKILLS / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SPATIAL REPRESENTATION / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERHEMISPHERIC INTERACTION / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Олеся Геннадьевна, Талыпова Аида Чингизовна, Ценева Ирина Канифовна

Статья посвящена проблеме профилактики оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста; представлены методические рекомендации по формированию графо-моторных навыков и предупреждению оптической дисграфии; материалы адресуются учителям, логопедам, студентам, родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Олеся Геннадьевна, Талыпова Аида Чингизовна, Ценева Ирина Канифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF OPTICAL DYSGRAPHIA IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY A GRAPH-MOTOR SKILLS

The article deals with the prevention of optical dysgraphia children of primary school age; presents guidelines for the formation graph-motor skills and prevent optical dysgraphia; materials addressed to teachers, speech therapists, students, parents.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ»

О.Г. Калашникова, А.Ч. Талыпова, И.К. Ценева

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, зрительная память, графо-моторные навыки, коррекция движений, ручная моторика, графические навыки, пространственные представления, межполушарное взаимодействие, профилактика.

Аннотация: Статья посвящена проблеме профилактики оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста; представлены методические рекомендации по формированию графо-моторных навыков и предупреждению оптической дисграфии; материалы адресуются учителям, логопедам, студентам, родителям.

С 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, а также потребности детей с ограниченными возможностями здоровья [2]. Известно, что в современной массовой школе обучается значительное количество детей с отклонениями от медицинской нормы и с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии в начальной школе. Задача изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных и для логопеда, и для учителя начальных классов [3].

В логопедической литературе приводятся различные методики коррекционной работы, в соответствии с механизмами каждого вида дисграфии [7]. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия; анализа и синтеза; моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений; трудности оптико-пространственного анализа; несформирован-ность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», не связанные ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь снижение качества и письма, и чтения. Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии учителю нужно принять во внимание важность начала коррекционной работы на ранних сроках; комплексность мероприятий по преодолению специфических ошибок; своевременное подключение родителей к выполнению домашних заданий. Для устранения специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо следующее:

93

педагогический журнпл епшиортостпнп ы 6(55). во14 &§5§Ж1

- расширять объем зрительной памяти;

- формировать зрительные восприятие и представления;

- развивать зрительный анализ и синтез;

- развивать графо-моторные навыки;

- формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

- учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы (например, С - Э, З - Е, в - д, г - р, п - р).

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

- ощупывать, вырезать и лепить буквы из пластилина; обводить по контуру; писать в воздухе; определять сходство и различие оптически сходных букв;

- конструировать и реконструировать буквы из элементов;

- выполнять упражнения с предметами и геометрическими фигурами по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, анализа и памяти;

- различать буквы, сходные по начертанию, в письменных упражнениях.

Напомним, что графо-моторный навык - это способность удерживать карандаш

(ручку, фломастер и т. п.); в том числе сила нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.); то есть все то, что обусловливает успешное овладение зрительным и кинестетическим восприятием, ориентировкой в пространстве, зрительно-двигательной координацией. Нарушения графо-моторных навыков у детей проявляются в незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации; отмечаются неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. То есть такие дети еще не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв; они тратят чрезмерно много времени на копирование образцов. Для владения письмом как графо-моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Таким образом, моторный компонент является базовым с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой.

Моторная операция процесса письма заключается в воспроизведении с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем - чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой диф-

94

йж^м^жзэат^жзжзтвйж^ практика оеразоаанип

ференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию, на что указывали ряд педагогов [1; 4; 6; 7].

Процесс осуществления движений у ребенка вызывает значительное напряжение мышц руки, туловища и организма в целом, в том числе со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, которое ребенок пишет безотрывно, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.

Например, Т.П. Сальникова выделяет в формировании графического навыка письма младшего ученика три основных этапа [7].

I этап - аналитический - вычленение отдельных элементов действия, уяснение содержания и овладение ими. В начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого графического элемента: ребенок обязательно должен осознавать не только «что нужно писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно в соответствии с требованиями. Характерной особенностью письма на данном этапе является прописывание каждого элемента в отдельности (нецелесообразно требовать от ребенка безотрывного написания буквы, а тем более слога или слова). Поэтому, когда на начальном этапе обучения дети пишут медленно и напряженно, их нельзя торопить.

II этап - условно синтетический - соединение отдельных элементов в целостное действие.

III этап - условно автоматический - образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматичности являются быстрота, плавность и легкость выполнения.

Как следствие, письмо для многих школьников становится неприятным и утомительным процессом; при обучении возникают трудности в передаче собственных мыслей; усложняется восприятие письменного материала. Цель разработки предложенного комплекса упражнений - изменение проблемной ситуации путем формирования позитивного отношения к процессу письма и усовершенствования зрительно-двигательного образа буквы. Разработанные упражнения способствуют реализации следующих задач: формирование почерка; уменьшение негативного отношения к процессу письма у учащихся младших классов; развитие умения правильно дышать при

95

педагогический журнал Башкортостана ы 6(55). soi4 sSSSsSs

выполнении письменных заданий; формирование у школьников отношения к письму как особому виду искусства; профилактика (в отдельных случаях коррекция) оптической дисграфии.

Данный комплекс упражнений может быть использован учителями и логопедами в качестве дополнительного материала к занятиям по коррекции нарушений чтения и письма, а также для проведения специальных курсов по совершенствованию устной и письменной речи у учащихся начальной школы и включает следующие разделы:

• Развитие и коррекция общих движений;

• Развитие и коррекция ручной моторики;

• Развитие графических навыков и пространственных представлений;

• Соотнесение графо-моторных навыков с темпом и ритмом музыкальных произведений;

• Развитие межполушарного взаимодействия;

• Способы релаксации детей.

Развитие и коррекция общих движений

Упражнение 1. Разминка (по А.В. Семенович). Упражнения выполняются стоя по 4-6 раз каждое. Эффективно «озвучивание», проговаривание соответствующих движений.

«Потягушки». Руки подняты вверх. Смотрим на кончики пальцев. Вслед за руками тянемся головой вверх, напрягая мышцы шеи.

«Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и изо всей силы обрушить их вниз («бах!»), то есть сбросить напряжение.

Упражнение 2. Растяжки рук (по А.В. Семенович). Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более четырех раз:

- руки соединить в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх;

- соединить пальцы домиком и надавить друг на друга; то же по одной паре пальцев; зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Упражнение 3. «Анатомический шрифт». Каждому участнику дается задание воссоздать заданную графему при помощи своего тела (позы, пальцев). Остальные учащиеся должны угадать задуманную букву.

Развитие и коррекция ручной моторики

практика овраэооанип

Упражнение 1. Статические упражнения для кистей и пальцев.

- «Стол»: правую руку сжать в кулак, на него сверху положить горизонтально ладонь левой руки;

- «Чаша» («Цветок»): руки в вертикальном положении ладонями вверх, прижать запястья друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их.

Упражнение 2. Динамические упражнения для кистей рук и пальцев.

- «Осы»: обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые одновременно совершают вращательные движения;

- «Человечек»: указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой и обеими руками одновременно («бег наперегонки»).

Упражнение 3. Массаж и самомассаж пальцев; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

- «Дружба»: дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок). «Мы с тобой подружим, маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца). Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать» (опустить руки вниз, встряхнуть кистями).

Развитие графических навыков и пространственных представлений

Упражнение 1. «Копировщики узоров». Детям предлагается внимательно проанализировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит образец) и как можно точнее повторить их. После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ работ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.

Упражнение 2. «Шрифт из различных материалов». Буквы создаются из бисера, ниток, бумаги, ткани разной фактуры, пластилина, глины и т. д. Возможно (при наличии соответствующих условий) создание графем на песке (элемент песко-терапии).

Упражнение 3. «Изограмма». Определить, какие буквы входят в состав изограм-мы. Создать собственный рисунок из любых графем. Задание может варьироваться: рисунок из одних и тех же букв, из различных графем, из определенного количества букв и т. д.

Упражнение 4. Предложить учащимся шаблоны букв, затем выполнить следующие задания: а) нарисовать узор внутри буквы; б) заполнить силуэт буквы мелкими графемами. Данное упражнение может использоваться на занятиях по дифференциации букв, в зависимости от этого подбираются шаблоны (д - т, б - п, в - ф и т. д.).

Упражнение 5.«Самый внимательный» (по М.Б. Чечель). Детям предлагается выполнить следующие действия: а) найти на рисунке прямоугольники и круги,

97

педагогический журнпл епшкортостпнп ы 6(55). яо14 &§5§ж1

раскрасить прямоугольники зеленым цветом, а круги - синим; б) найти треугольники на рисунке, выполнить штриховку самостоятельно, в) выполнить штриховку по образцу; г) закончить рисунок; д) повторить узоры; е) найти ошибку и обвести ее цветными карандашом; ж) заполнить пропуск в узоре; з) нарисовать такую же фигуру; и) закончить рисунки и раскрасить их; к) провести линию по точкам, не отрывая карандаша от бумаги; л) соединить точки так, чтобы получилась буква или цифра отдельно и в комбинированном варианте.

Упражнение 6. Проведение графических диктантов.

Упражнение 7.«Лабиринт». Предложить ребенку изображение лабиринта. Выполнить следующие задания: представьте себе, что человек вошел в лабиринт; он положил правую (левую) руку на стену и идет вперед, не отрывая руку от стены.

Соотнесение графо-моторных навыков с темпом и ритмом музыкальных произведений

Упражнение 1. Прописать графические элементы до конца строчки, подчиняя графо-моторные движения темпу и ритму звучащей мелодии. (Мелодии должны быть без слов, с простым ритмом - быстрым и медленным.)

Упражнение 2. Учитель читает предложение (можно слово, словосочетание) и далее, записывает его на доске, затем еще раз проговаривает совместно с учеником (классом), обращая внимание на ритм. После этого дается команда записать это предложение под музыку, согласовав свой темп и ритм написания с музыкальным. (Музыка продолжается в течение определенного времени, которое устанавливается учителем в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.)

Упражнение З.Написание диктанта под музыку. Текст диктанта выбирается в соответствии с индивидуальными возрастными и психическими особенностями учащихся; также рекомендуется подобрать текст, смысловое содержание которого будет соответствовать эмоциональной окраске музыкального произведения.

Развитие межполушарного взаимодействия

Упражнение 1. «Зеркальное рисование». Рисовать пальцами на поверхности стола (на чистом листе бумаги двумя карандашами или фломастерами) одновременно двумя руками зеркально-симметричные фигуры и буквы.

Упражнение 4. «Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Способы релаксации детей

Упражнение «Птица, расправляющая крылья». Представьте, что вы - птица, крылья которой крепко прижаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение, а теперь медленно, не торопясь,

практика овраэооанип

освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются, становятся сильными и легкими, невесомыми; вы ощущаете расслабление (Повторите упр. 5-7 раз).

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку - каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая пронизывает тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка заполняет твое тело. Дирижируйте всем телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и подарите себе и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Таким образом, правильно сформированный графо-моторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графо-моторный навык порождает трудности при письме (небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп). В то же время, исправление неправильного графического навыка не только затруднено, но порой и совсем невозможно. Поэтому учитель должен проводить работу по профилактике графо-моторных нарушений у детей младшего школьного возраста на всех уроках, опираясь на принципы систематичности, научности, вариативности, доступности и эмоциональности.

1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 15-17.

2. Асадуллин, Р.М. Развитие сетевого сотрудничества по направлению «Педагогика» : проблемы и перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №3(52). - С. 7-12.

3. Валитова, Г.А., Маштакова, Г.А. Использование тестов в начальной школе // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - №3(52). - С. 91-93.

4. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Письмо и чтение : трудности обучения и коррекция : учеб. пособие [Текст] / под ред. О.Б. Иншаковой. - М., 2006. - 140 с.

5. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. - М. : Просвещение, 2012. - 456 с.

6. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму : комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей [Текст] / Е.В. Новикова. - М., 2000.

7. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова. - М. : Воронеж, 1996. - 280 с.

8. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пос. для высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Семенович. - М. : издат. центр «Академия», 2002. - 232с.

9. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сб. упражнений : пособ. для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2001. - 32с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.