Научная статья на тему 'Развитие государственной тарифной политики в электроэнергетике'

Развитие государственной тарифной политики в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭНЕРГОРЫНКА / ТАРИФЫ / ТА-РИФООБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА ЦЕНЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ / ГОСУДАРСТВЕН-НАЯ ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Р. А.

В статье проводится исследование направлений раз-вития государственной тарифной политики в электроэнергетике, дана оценка существующих проблем и перспектив устойчивого развития рынка электроэнергетики России. Основными результатами исследо-вания являются выявление опорных точек дальнейшего развития та-рифной политики с учетом баланса интересов как энергопотребителей (предприятий, организаций, населения), так и энергокомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной тарифной политики в электроэнергетике»

УДК 338.264

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Р.А. Кузьмин

Аннотация. В статье проводится исследование направлений развития государственной тарифной политики в электроэнергетике, дана оценка существующих проблем и перспектив устойчивого развития рынка электроэнергетики России. Основными результатами исследования являются выявление опорных точек дальнейшего развития тарифной политики с учетом баланса интересов как энергопотребителей (предприятий, организаций, населения), так и энергокомпаний.

ключевые слова: устойчивое развитие энергорынка, тарифы, та-рифообразование, структура цены на электроэнергию, государственная тарифная политика, реформирование энергетической отрасли.

Abstract. In the article the research directions of the state policy in the electricity tariff, an assessment of the problems and prospects of sustainable development of the electricity market in Russia. The main results of the study are to identify reference points for further development of tariff policy taking into account the balance of interests as energy consumers (enterprises, organizations and population), and the energy companies.

Keywords: sustainable development of the energy market, tariffs, price structure for electricity, the state tariff policy, reform of the energy sector.

Электроэнергетика является одной из базовых отраслей народного хозяйства, играющей важную роль в развитии экономики страны. На долю электроэнергетики приходится более 10% ВВП страны. Именно поэтому она жизненно важна для устойчивого развития экономики страны. Все происходящие изменения в российской электроэнергетике так или иначе затрагивают практически все отрасли экономики, т.к. характерной особенностью электроэнергетики является тот факт, что основная часть ее продукции (электроэнергии) направляется в промежуточный продукт экономики - в химическую, металлургическую, текстильную промышленность, машиностроение, сельскохозяйственное производство и другие отрасли. В том случае, когда темпы роста

стоимости потребленной электроэнергии начинают превышать темпы роста ВВП, у всех отраслей, производящих промежуточный продукт, с опережением увеличивается составляющая энергозатрат. Вследствие чего происходит сокращение создаваемой добавленной стоимости и в итоге замедление роста ВВП. Только опережающее развитие электроэнергетики может послужить фундаментом для экономического роста страны. Вместе с тем энергетика является одной из самых «проблемных» в настоящее время отраслей.

Устойчивое развитие экономики каждой страны выдвигает требования опережающего развития электроэнергетики. При этом из наиболее значимых направлений развития отрасли является оптимизация стоимости единицы электроэнергии с учетом имущественных интересов как продавца, так и покупателя. Усложнение экономических взаимосвязей требует непрерывного комплексного совершенствования направлений и методов ценового регулирования в электроэнергетике, при этом в отечественной электроэнергетике характер управления смещается с определения доминирующей роли государства к активному взаимодействию государства и хозяйствующих субъектов с учетом интересов потребителей электроэнергии всех категорий на принципах взаимной выгоды и взаимной ответственности [3].

Целью государственной тарифной политики является регулирование экономики электроэнергетики в части конъюнктурной борьбы, учета инфляции, стимулирования предпринимательской активности, снижении социальной напряженности как в Российской Федерации в целом, так и в определенных регионах, укрепления ключевых факторов успеха и усиления национальной конкурентоспособности на мировых рынках электроэнергетики. Ожидаемыми показателями эффективности тарифной политики являются: рост темпов экономического развития страны и отдельных регионов, модернизация экономики, социальная стабильность и удовлетворенность.

В настоящее время тарифообразование в электроэнергетике осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне, причем розничные тарифы для предприятий, организаций и населения устанавливаются на уровне субъекта Федерации.

Со стороны потребителей основное условие, выдвигаемое к системе государственного регулирования и развития тарифной политики, - снижение стоимости единицы энергопотребления. Однако важно отметить, что сдерживание роста тарифов регулирующими органами в связи с низкой платежеспособностью потребителя на фоне роста про-

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

изводственных расходов приводит к тому, что цена на электроэнергию в России не соответствует экономически обоснованной. Со стороны поставщиков электроэнергии основным требованием к системе государственного регулирования тарифов является сокращение барьеров деятельности, обеспечение покрытия как текущих затрат, так и инвестиционных вложений в развитие электросетей и обновление основных фондов, обеспечение устойчивого развития энергопредприятий.

В последнее десятилетие отечественная тарифная политика в электроэнергетике претерпела ряд существенных изменений, что обусловило необходимость реализации отраслевого реформирования.

В период до 2006 г. в России электроэнергия оплачивалась потребителями по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым государством. При этом тарифы в течение длительного времени использовались в качестве эффективного метода решения острых социально-экономических проблем без учета долгосрочных интересов развития отрасли, что в конечном итоге привело к существенному снижению качественного состояния объектов народного хозяйства электроэнергетики [6].

Развитие рыночных отношений в энергоотрасли предполагало необходимость развития конкурентоспособного рынка в системе сбыта электроэнергии, возможности выбора потребителями энергосбытовых организаций, предлагающих электроэнергию по наиболее выгодным ценам. Кроме того, на начальном этапе периода реформирования (20032006 гг.) предполагалось, что непрерывный рост цен на электроэнергию обусловит развитие направлений внедрения энергосберегающих мероприятий в целях защиты имущественных интересов собственников предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать повышению энергоэффективности и, как следствие, повышению конкурентоспособности российской экономики [6].

Актуальность реализации реформ в электроэнергетике стала повышаться в 1990-х гг. До этого в большинстве стран мира энергоотрасль относилась к естественным монополиям. Вертикально-интегрированные энергетические предприятия, совмещающие производство, передачу и сбыт электроэнергии, имели установленную на законодательном уровне монополию. Тарифы на их услуги устанавливались государством. Тем не менее в условиях значительного удорожания углеводородного топлива и высоких темпов роста энергопотребления результативность монополий в энергоотрасли снизилась и оказалась мало эффективной, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Это было вызва-

но несвоевременной реакцией на рост спроса, увеличением расходов на поддержку существующих мощностей и ввода новых. При этом любые дополнительные расходы таких предприятий электроэнергетики включались в их тарифы и перекладывались на конечных потребителей [9].

Современный этап развития электроэнергетики начался в 2006 г. с принятия Правительством РФ решения «О перспективах развития электроэнергетики», которым было предусмотрено формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов строительства объектов электроэнергетики, а также генеральной схемы расположения новых мощностей вплоть до 2020 г. Главная цель реформирования - привлечение частных инвестиций в отрасль, переход от естественной монополии к развитию конкурентного и эффективного энергорынка [3].

В связи с этим в электроэнергетической отрасли Российской Федерации произошли как структурные, так и фундаментальные изменения в системе регулирования отрасли: разделение монопольных компаний (реорганизация ОАО РАО «ЭЭС России», передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

К настоящему моменту сложился конкурентный рынок электроэнергии, сформировалась значительная нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности, которая включает федеральные законы, постановления Правительства России, распоряжения и приказы Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития и др.

Современная тарифная политика в электроэнергетике представляет собой сложную систему взаимодействий между органами власти, субъектами электроэнергетики и потребителями электроэнергии, возникающую в процессе реализации потребностей, достижения баланса имущественных интересов всех сторон взаимодействия (рис. 1).

Элементы системы находятся в непрерывном взаимодействии и взаимовлиянии. При этом важно отметить, что реализация тарифной политики государством и уполномоченными органами и предприятиями электроэнергетики носит адаптивный характер, т.к. и сами энергетические компании также являются потребителями электроэнергии и находятся в зависимости как от особенностей отраслевого развития, так и от уровня цен на электроэнергию.

Рис. 1. Укрупненная схема взаимодействия при развитии государственной тарифной политики в электроэнергетике

Таким образом, в настоящее время наблюдается проблема противоречий в балансе интересов между корпоративными имущественными интересами и потребностями субъектов электроэнергетики и потребителей всех категорий. В данном случае государственная тарифная политика выступает не только как инструмент урегулирования интересов общества и хозяйствующих субъектов, но и как один из институтов управления процессами модернизации и реструктуризации в секторах экономики.

Рассмотрим структуру цены на электроэнергию, которая сложилась в результате проведенных реформ государственной тарифной политики (рис. 2).

■ Оптовый рынок

■ ФСК

■ МРСК

■ ТСО

■ Сбыт

Рис. 2. структура цены на электроэнергию для конечного потребителя в 2013 г.

<о1Ь

московский ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Из рисунка видно, что в целом сформированная структура цены на электроэнергию включает примерно равные составляющие части: сетевую, которая сформирована за счет долей территориальных сетевых организаций, и генерации. Сетевая компонента цены устанавливается и регламентируется государством: именно оно формирует и устанавливает тарифы на передачу электроэнергии. Доля тарифицируемых государством услуг по передаче электроэнергии составляет 47% в 2013 г.

На рост тарифа оказывает влияние эффективность тарифного регулирования, а именно качество планирования инвестиционных программ, прозрачность и понятность процесса их формирования и реализации, в том числе с применением инструментов маркетинга. Тем не менее основной удельный вес в конечной цене на электроэнергию (53%) занимает оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), т.к. сама реформа предполагала формирование конкурентного рынка и привлекательной среды именно в рамках оптового рынка.

Таким образом, в настоящее время электроэнегетикическая отрасль представляет собой связь вырабатывающих энергетических компаний с субъектами инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей потребителей на энергорынке. При этом важная роль отведена государственному тарифному регулированию.

Несмотря на проведенную трансформацию, в отрасли превалируют крупные компании и холдинги, которые являются подконтрольными государству и сохраняют свою аффилированность с естественными монополиями. При этом сохраняется тенденция к их дальнейшему укрупнению (например, ОАО «Газпром» и ЗАО «Комплексные энергетические системы»). В сбытовой деятельности также присутствует тренд на формирование крупных холдингов и объединение их с генерирующими компаниями [10].

Таким образом, в результате проведенных реформ в настоящее время сформировалась двухуровневая модель энергорынка, которая предполагает существование оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, граница между которыми задается условиями участия на оптовом рынке. Через сбытовые компании оптовые цены влияют на конечные розничные цены и соответственно на экономику страны в целом. В связи с этим основной направленностью дальнейшего реформирования рынка электроэнергетики является формирование эффективной тарифной и ценовой политики.

В целом, подводя итог, необходимо отметить, что основным условием устойчивого развития электроэнергетики является установление экономически обоснованного уровня тарифов, который будет способен покрывать издержки энергопроизводства и инвестировать программы развития энергетической отрасли, модернизации электросетей и иных объектов, ввода новых мощностей при росте потребностей в объемах электроэнергии для потребителей. Для этого необходимо формирование в электроэнергетике принципиальной системы экономических отношений, формирующих конкурентную среду в области производства и сбыта электроэнергии, обеспечивающих свободу доступа на энергорынок, повышение информационной прозрачности правил и принципов его функционирования. Достижение обозначенного результата обосновывает необходимость совершенствования существующих и создание новых инструментов тарифной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.04.1995 №41-ФЗ.

2. Об электроэнергетике: Федеральный закон №35-Ф3 от 26.03.2003 №35-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 31.03.2003, №13, ст. 1177.

3. Бадалов А.Л. Перспективы развития российской экономики и их зависимость от инвестиционной деятельности компаний топливно-энергетического комплекса // Вестник РЭА. 2014. №3.

4. Беляев Л.С. Недостатки реализуемой концепции реформирования электроэнергетики России и необходимость ее корректировки. - Иркутск, 2006.

5. Бобров A.A. Формирование политики государственного регулирования в сфере электроэнергетики. - СПб., 2006.

6. Борталевич С.И. Развитие электроэнергетики в современных условиях: региональные особенности. - Иркутск, 2009.

7. Волков Э.П. Методология обоснования и перспективы развития электроэнергетики России. - М., 2010.

8. Волков Э.П. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России. - М., 2011.

9. Колибаба В.И. Формирование интегрированных структур в российской электроэнергетике // ЭКО. 2008. №11.

10. Петрова Т.П. Концепция социально-ориентированного развития электроэнергетической отрасли (на примере Московской области) // Проблемы современной экономики. 2009. №3 (31).

Р.А. Кузьмин, аспирант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: kuzmin4ik.4ik@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.