Научная статья на тему 'Особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития'

Особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
AЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин Алексей Александрович

На основе анализа проблем развития предприятий энергетической отрасли обоснована необходимость ее реструктуризации и формирование конкурентной среды для устойчивого развития отрасли. Выявлены особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the analysis of problems of development of the enterprises of power branch necessity of its re-structuring and formation of the competitive environment for steady development of branch is proved. Features of re-structuring of the enterprises of power branch in view of strategy of organizational development are revealed

Текст научной работы на тему «Особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития»

- интеграция гетерогенных технологии;

- простота использования, обеспечивающая автоматическую установку, управление запросами, автоматическое определение сбоев и восстановление, взаимодеИствие с персоналом преимущественно в нештатных ситуациях.

Ведущие производители развивают свои концепции органических систем:

- динамические вычисления - Dynamic Computing (Dell);

- адаптивная инфраструктура, адаптивное предприятие - Adaptive Infrastructure, Adaptive Enterprise (Hewlett Packard);

- вычисления по требованию, автономные

вычисления - Computing on Demand, Autonomous Computing (IBM).

Крупнейшими организациями, предоставляющими такие услуги корпорациям, является Hewlett Packard и IBM.

Таким образом, несмотря на провозглашаемую простоту использования адаптивных технологий распределенных систем управления и обработки информации, их применение в экономических системах сопряжено с большими сложностями, что побуждает многие компании передавать все функции по созданию и сопровождению своих информационных систем сторонним организациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Foster I., Kesselman C., Tuecke S. The Anatomy of the Grid: Enabling Scalable Virtual Organizations. International Journal of High Performance Computing

Applications, 2001. 15 (3). P. 200-222.

2. Wooldridge M. An Introduction to Multi-Agent Systems, John Wiley & Sons Ltd, 2002, 366 p.

УДК 621.34:585.13

Кузьмин А.А.

Особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития

К необходимости реструктуризации подошли многие хозяйственные системы России, но в числе лидеров этого процесса оказалась электроэнергетика. Среди причин этого процесса можно отметить следующие [1, 6]:

- при отсутствии роста потенциала производства электроэнергии и/или снижения прогнозируемых объемов электропотребления, а также улучшения механизмов управления электроэнергетикой, то регионы РФ могут периодически сталкиваться с дефицитом электроэнергии;

- российская электроэнергетика характеризуется низкой эффективностью и поэтому, если она не будет реформирована, то есть риск значительных затрат для всей экономики России;

- отсутствие должного государственного регулирования обусловило опасные тенденции развитии кризисной ситуации в электроэнергетике;

- не создана эффективная и независимая система государственного регулирования отрасли;

- отказ от приватизации контрольных пакетов акций генерирующих и сбытовых компаний, что

не позволило привлечь частный капитал и новые производственные технологии;

- допущение неплатежей потребителей, сопровождающееся принятием административных мер по ограничению возможностей предприятий отрасли по отключению неплательщиков;

- перестройка энергетической отрасли может привести к уменьшению необходимых инвестиций в генерирующие мощности. По предварительным оценкам общий объем потребностей в инвестициях составит не менее 15-20 млрд. долл. (3, 4). Кроме того, потребуются инвестиции в реконструкцию и развитие электрических и тепловых сетей;

- для обеспечения экономической эффективности частных инвестиций, потребуется повышение тарифов, в 1,5-2,5 раза с периодом в три года.

Среди целей и задач, которые отражают роль государства в реформировании электроэнергетики, можно выделить:

- проведение перестройки энергетической отрасли для повышения эффективности ее работы

и привлечения необходимых капиталовложений. Необходимо разделение монопольных (высоковольтная и распределительная сеть и диспетчерское управление) и потенциально конкурентных видов деятельности (генерация энергии и ее сбыт);

- создание реальной конкуренции среди производителей и поставщиков электроэнергии для понижения цен на электроэнергию;

- государство сможет привлечь необходимые инвестиции только при наличии системы ценообразования, позволяющей инвесторам получать разумную норму прибыли [1]. Для достижения этой цели необходимо: рыночное формирование цен на услуги; создание рыночно ориентированной системы регулирования естественных монополий, если рыночное ценообразование является неприемлемым;

- формированию рыночного механизма ценообразования требуются реорганизации энергетики с созданием конкурентных генерирующих и сбытовых компаний и приватизация контрольного пакета в этих компаниях;

- создание надежной системы регулирования рынка энергии с учетом конкуренции.

Реструктуризация электроэнергетики должна рассматриваться в качестве комплексного процесса, который затрагивает работу всех ее подсистем, причем в условиях параллельно протекающих явлений дерегулирования, в результате чего возникают повышенные требования к глубине и системности процесса реструктуризации.

Следовательно, необходима разработка методологических основ для процессов реструктуризации электроэнергетики в контексте современной теории развития сложных хозяйственных систем. Реструктуризация рассматривается при этом в качестве инструмента для обеспечения стабильного развития электроэнергетики. Она осуществляется в экономическом пространстве, в котором происходит непрерывный процесс организационных и технологических преобразований. По своему характеру реструктуризация близка к непрерывным управленческим стратегическим инновациям.

Результаты исследований на основе модели олигополии показали, что фирмы на дерегулиро-ванных рынках не являются ценополучателями [2], а наоборот, они используют свою рыночную власть. В результате изучения разницы между ценой и издержками на производство электроэнергии для фирм на рынках Великобритании [3] и Калифорнии [4] удалось выяснить, что в отрасли с барьерами фирмы могут поддерживать цены на уровне выше равновесного.

Дерегулирование рынка электроэнергии во многих странах породило множество проблем, касающихся рыночной власти [5]. В США и Великобритании, даже в регионах с большим количеством независимых и принадлежащих местным властям генерирующих компаний, крупные энергопроизводители могут находить выгодным ограничение производства электроэнергии, в результате чего конкуренты работают на пределе мощности, а крупная компания использует свое доминирующее положение на сегменте оставшегося спроса.

Следует отметить, что архитектура рынка включает в себя перечень субрынков, их типов и взаимосвязей. В России предполагается существование нескольких субрынков: рынок «на сутки вперед», балансирующий рынок, вспомогательный рынок и форвардный рынок.

Электроэнергетический рынок обладает рядом специфических характеристик. Низкий спрос приведет к равновесным ценам, которые близки предельным издержкам, но увеличение спроса приведет к более высоким ценам [6].

В целом, стоимость электроэнергии, по мнению автора, определяется сочетанием рыночных факторов и государственной политикой:

- стоимость энергоресурсов (газ, нефть, уголь);

- спрос на электроэнергию со стороны промышленности и населения;

- состояние энергогенерирующих мощностей;

- энергоэффективность (эффективность использования энергогенерирующих мощностей);

- государственная тарифная политика.

Формирование стоимости в электроэнергетике

происходит в последовательности, представленной на рис. 1.

По мнению автора, в связи с отсутствием методической базы анализа реформирования электроэнергетики как естественной монополии, целесообразно использовать систему национальных счетов (СНС) в качестве сбалансированной системы показателей. Эта система позволяет осуществить анализ и оценку макроэкономической сбалансированности и эффективности развития национального хозяйства, выявить влияние энергетического фактора на темпы социально-экономического развития страны и регионов.

По оценкам экспертов, энергоемкость ВВП в России в 2-3 раза выше, чем в экономически развитых странах [7]. Основные показатели работы электроэнергетики за 1996-2006 годы, позволяющие делать выводы о состоянии электроэнергетики и строить прогнозы, приведены в табл. 1.

Снабжение энерго-\ ресурсами (добыча ресурсов, переработка, транспортировка)

Генерация

Потребление

1 .Рост объе-

Рост стоимости ма генерации Рост по-

энергоресурсов э/э требления

(газ, нефть, —► 2.Износ гене- —► электро-

уголь) рирующих энергии в

мощностей мире

рост стоимости в электроэнергетике

Рис. 1. Цепочка создания стоимости в электроэнергетике

Таблица 1

Взаимосвязь показателей промышленного производства и электроэнергетики в 1996-2006 гг.

8]

Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Число предприятий 1130 1242 1250 1528 1431 1464 1701 1781 2378 2473 2489

Объём промышленной продукции, трлн. руб. (1998 г. - млрд. руб0 191,0 239,0 246,0 270,0 375,1 520,0 700,7 886,2 1198 1700 1915

Численность промышленно-про-изводственного персонала, тыс. человек 790 810 842 880 913 942 928 893 1256 1861 1759

Прибыль, млрд. руб. (1998 - млн. руб0 26852 32086 20721 36347 35766 53001 56812 56368 47263 68026 69136

Уровень рентабельности, процентов 14,3 14,1 12,0 13,7 13,5 15,7 11,3 6,4 5,4 5,3 6,7

Производство электроэнергии, млрд. кВтч в том числе произведенная: 847 834 827 846 878 891 891 916 932 953 963

ТЭС 583 567 563 563 582 578 585 608 609 629 635

ГЭС 155 158 159 161 165 176 164 158 178 175 177

АЭС 109 109 105 122 131 137 142 150 145 149 151

По полученным оценкам, увеличение цены на энергоресурсы на 5% обуславливает мультипликативное удорожание энергетической составляющей конечного продукта в пределах 15-20%, а снижение цен на энергоресурсы на 1% способствует уменьшению затрат на транспорте на 0,2%, в сельском хозяйстве - на 0,5% и в металлургии - на 0,5%. Следовательно, можно утверждать о значимой роли электроэнергетики

и всех преобразований в ней для экономики России в целом.

Основными причинами для реформирования электроэнергической отрасли в развитых странах являлись: отсутствие инвестиций, высокая степень износа оборудования, неэффективное управление отраслью и непрозрачность устанавливаемых тарифов на электроэнергию.

Для реформирования энергетики РФ целесообразно использовать успешный опыт реформирования электроэнергетики Чили, Великобритании, США. На основе опыта зарубежных стран можно выделить следующие приоритеты в целях и методах трансформации этой отрасли:

- повышение эффективности распределения производства и отказ от государственных субсидий обеспечивается установлением цен на уровне, покрывающем предельные издержки. Согласно условию Парето, если все отрасли промышленности устанавливают цены подобным образом, то при прочих равных условиях любое перераспределение производства между предприятиями приведет к ухудшению условий как минимум для одного потребителя [9];

- проблема установления тарифов ниже себестоимости, заключается в перекрестном субсидировании одних категорий потребителей другими. Часто промышленные предприятия платят больше полной стоимости, тогда как население пользуется льготами и отдельные категории потребителей могут платить величину меньше себестоимости[10]. Такая система приводит к искажению пропорций в потреблении электроэнергии между секторами экономики, поэтому многие программы реформ предусматривают ликвидацию подобных диспропорций.

В целом, самым опасным для экономики и населения последствием неправильного реформирования может стать как дисбаланс между отраслями экономики, так и проблемы в самой электроэнергетике, которые окажут мультипликативный эффект на другие отрасли экономики.

При проведении реформы в сфере электроэнергетики следует выделить основные риски и сформулировать рекомендации по их снижению. В частности, можно выделить две группы рисков: риски предприятий и риски, связанные с реформированием электроэнергетики, для населения:

Первая группа - риски предприятий. Это риск снижения доходов в результате выхода потребителей на оптовый рынок без коррекции тарифов, в том числе, с учетом перекрестного субсидирования;

Решением данной проблемы является система адресных субсидий для населения. Она предполагает, что население оплачивает электроэнергию по экономически обоснованным тарифам, а им из бюджета выплачиваются суб-

сидии на компенсацию части тарифа на электроэнергию. Введение данной системы требует создания соответствующей инфраструктуры и включение необходимых источников финансирования в бюджет, а также согласование реформирования отраслей, связанных с электроэнергетикой.

Вторая группа - риски, связанные с реформированием электроэнергетики для населения. Это, прежде всего, удорожание электроэнергии. В настоящее время население расходует незначительную долю (в среднем по стране не более 1-2%) своих доходов на оплату электрической энергии.

В среднем по стране население расходует на оплату тепловой энергии несущественную долю доходов - не более 2-3%, хотя этот показатель характеризуется разбросом по регионам и группам населения. Возможность удорожания тепла для населения в ограниченной степени можно считать риском реформы в данной отрасли.

Предлагаемые действия по минимизации риска - это ограничение тарифов на тепловую энергию, возможность полной оплаты за установленную генерирующую мощность в регулируемом секторе оптового рынка электроэнергии для поставщиков электрической энергии, работа которых необходима для поддержания установленных технологических параметров функционирования ЕЭС России или для поддержания резервов мощности в ЕЭС России, поэтапность сокращения перекрестного субсидирования между электрической и тепловой энергией.

В заключение следует отметить, что устойчивое развитие предприятия энергетической отрасли в процессе реструктуризации с учетом управления его стоимостью определяется следующими факторами: участие в программах по стимулированию инновационных технологий; использование энергосберегающих технологий; устранение перекрестного субсидирования с учетом социального фактора; государственный мониторинг энергорынка; совместимость нормативов прибыли субъектов энергорынка; адаптация нормативно-законодательной базы к динамике рынка.

Таким образом, на основе проведенного анализа энергетического рынка выявлены особенности реструктуризации предприятий энергетической отрасли с учетом стратегии организационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Захаров Ю.Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики. М.: ИД "Арбитражная практика", 2005.

2. Puller, Steven L. "Pricing and Firm Conduct in California's Deregulated Electricity Market", POWER Working Paper PWP-080. University of California Energy Institute, January 2001.

3.Wolfram. Strategic Bidding in a Multiunit Auction: an Empirical Analysis of Bids to Supply Electricity in England and Wales. RAND Journal of Economics, 29 (1998): 703.

4. Borenstein, Severin, James Bushnell, and Frank Wolak. "Diagnosing Market Power in California's Deregulated Wholesale Electricity Market", POWER Working Paper PWP-064. University of California Energy Institute, Revised, August 2000.

5. Wolak, F.A., Patrick, R.H. "The Impact of Market

Rules and Market Structure on the Price Determination Process in the England and Wales Electricity Market", POWER Working Paper PWP-047. University of California Energy Institute, April 97.

6. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ/ под ред Редькина И.В.. Нестор Академик Паблишерз:, 2006.

7. Источник: International Energy Agency. World Energy Outlook. 2006.

8. Аболмасов А. и Колодин Д. Конкурентный рынок или создание монополий: структурные проблемы российского оптового рынка электроэнергии // ВШЭ. 2002.

9. Сухарев С. Стратегия эффективного развития. Экзамен, 2008.

10. Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М.: ВЛАДОС, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 69:658.014

Новикова Г.Ю.

Оценка эффективности управления предприятиями регионального строительного комплекса

В условиях рыночной экономики основной задачей региональных органов управления при разработке стратегии и тактики развития региона становится создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических). Строительный комплекс является локомотивом, движущим экономику страны, и Волгоградского региона, в частности.

Основная задача регионального органа управления РСК в современных условиях - создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

При управлении инвестиционно-строительным комплексом необходимо добиваться макси-

мального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, а следовательно, и улучшения социального положения населения. Эффективное управление потенциалом строительного комплекса региона возможно только при таком подходе к процессу его формирования и развития, который учитывал бы все влияющие на него факторы.

В Волгоградской области как типичном регионе юга России нарождающиеся стабилизационные тенденции пока не носят комплексного, системного характера, их устойчивость и необратимость во многом зависят от общей экономической ситуации, складывающейся в народном хозяйстве. Усиление сложности и нестабильности экономического пространства в современных условиях приводит к тому, что стандартные типы адаптационного поведения предприятий строительного комплекса и процессы управления изменениями становятся все менее эффективными. Последнее сопровождается потерей потенциала развития и функционирования предприятий. В связи с этим возникает потребность по-новому посмотреть на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.