Научная статья на тему 'Развитие государственной корпоративной экономики в России'

Развитие государственной корпоративной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Игорь Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению основных факторов создания государственно-корпоративной системы, открывающей возможности организации стратегического развития экономики России с использованием принципов рынка и государственного регулирования. Автор указывает на необходимость согласованной социально-экономической системы на основе усиления концентрации производства как ее основного стратегического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the state corporate economy in Russia

Article is devoted to consideration of the main advantages of creation of the state and corporate system opening possibilities of the organization of strategic development of economy of Russia with use of the principles of the market and state regulation. The author indicates the need of the coordinated social and economic system on the basis of strengthening of concentration of production as its main strategic direction.

Текст научной работы на тему «Развитие государственной корпоративной экономики в России»

Антонов И. Ю.

9.2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Антонов Игорь Юрьевич, к.э.н., докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

antonov_i@mail.ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных факторов создания государственно-корпоративной системы, открывающей возможности организации стратегического развития экономики России с использованием принципов рынка и государственного регулирования. Автор указывает на необходимость согласованной социально-экономической системы на основе усиления концентрации производства как ее основного стратегического направления.

Ключевые слова: инновации, развитие, стратегия, факторы, экономика

DEVELOPMENT OF THE STATE CORPORATE ECONOMY IN RUSSIA

Antonov I., Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration.

antonov_i@mail.ru

Annotation: article is devoted to consideration of the main advantages of creation of the state and corporate system opening possibilities of the organization of strategic development of economy of Russia with use of the principles of the market and state regulation. The author indicates the need of the coordinated social and economic system on the basis of strengthening of concentration of production as its main strategic direction.

Keywords: innovations, development, strategy, factors, economy

Развитие мировой экономической системы должно формировать высокий уровень социального развития общества, обеспечиваемый создаваемым

общественным продуктом и его распределением. В настоящее время обсуждаются два его основных направления: либерализм и государственное

регулирование.

Государственное регулирование рассматривается как альтернатива свободному рынку, как ограничение бизнеса и действия основного закона капитализма -закона прибавочной стоимости, несмотря на то, что оно в либеральной экономике используется в различной степени всеми экономически развитыми странами, особенно в условиях критических социально-экономических ситуаций [2].

Способность крупного бизнеса использовать государственные ресурсы (особенно финансовобанковской системой) отражает изменение принципов современной рыночной экономики, которая функционирует на путях синтеза крупного финансового и производственного корпоративного бизнеса, с одной стороны, и государственной экономической системы, с другой. Это является основой новой экономической формации капитализма

- государственно-корпоративной экономики. Россия может раньше других стран использовать ее эффективные возможности.

Национальная стратегия включает обоснование целей, разработку прогноза развития государства по выбранной системе показателей, выбор и формирование программы их достижения, разработку эффективного ресурсного обеспечения ее реализации и управляющей системы. Она призвана учитывать внешние экономические и политические условия, создаваемые окружением, которое при желании России действовать с ними в экономически равных условиях, проявляет мало оправданное негативное отношение.

На наш взгляд, необходимо создание национальной государственно-корпоративной системы экономики и реальное использование ее потенциальных преимуществ. Среди них следует выделить собственно преимущества корпоративной экономики и взаимодействия государства и корпораций в

стратегическом развитии.

Использование концентрации производства для

повышения эффективности социально-экономического развития, которое заключается в доказанных ее экономических преимуществах, более высокой

эффективности корпораций как формы организации

производства. Необходимо стимулировать процессы концентрации хозяйственной экономической

деятельности, способствуя созданию крупных

хозяйствующих субъектов во всех сферах активной товарно-технологической деятельности. Это отражает уже сформировавшийся переход от свободной к олигополистической конкуренции, которая может превратиться в регулируемую государством олигополистическую монополию.

В этих условиях малый и средний бизнес будет развиваться в присущих ему направлениях: оптоворозничных услуг, участия на рынках конкурентной монополии, развития научно-инновационных

процессов на начальных стадиях, участия в кооперационной деятельности с крупным бизнесом и другими заказчиками. Эти направления для них и в настоящее время являются доминирующими. На этой основе создается схема движения

специализированная товаров, которая будет в большей степени способствовать сближению

экономических интересов участников рынка, возможности монополизации рынков, установления монопольных цен, получившие развитие при

непротивлении государства, но требующие законодательного ограничения.

Создание государственно-корпоративной системы открывает возможности организации стратегического развития экономики при взаимодействии органов государственной власти, крупного корпоративного бизнеса и социума. Как видно из Концепции 2020, она разрабатывалась правительством без учета интересов крупного бизнеса и не стимулирует его

инвестиционные желания как российского собственника приватизированного имущества.

Государственно-корпоративная экономика повысит заинтересованность крупного предпринимательства в развитии своего бизнеса в России, согласует развитие государства и предпринимательства в стратегическом периоде, повысит социальную ответственность бизнеса.

Стратегия развития России может и должна формироваться комиссией в составе правительства, крупнейших корпораций, общественных структур,

Бизнес в законе

3’2013

представляющих интересы бизнеса (например, Союза промышленников и предпринимателей), профсоюзов, защитников окружающей среды. По представлению Комиссии она рассматривается в Федеральном собрании, одобряется и получает статус федерального закона. На ее основе разрабатываются индикативная программа развития экономики на среднесрочный период, отраслевые, корпоративные и ведомственные программы и государственный

бюджет. Программа должна предусматривать

разработку экономических механизмов

взаимодействия правительства и крупного бизнеса, методов регулирования их экономических параметров в интересах государства и социума.

В отличие от идеологии свободного рынка, предлагающей уход государства из экономики, должна действовать система регулирования экономических отношений, которая трансформируется в совместную функцию государства и бизнеса, несвойственную либеральной экономике. Сохраняется функция государства как ответственного за социальное развитие общества. Для этого формируется система оптимизации доходов национального бюджета, достаточных для решения общегосударственных и региональных проблем, социальных проблем, долгосрочных стратегических инновационноинвестиционных задач.

Параллельно создается возможность привлечения к их решению корпоративного бизнеса на экономически взаимовыгодной основе. В настоящее время для смягчения и выравнивания эффективности межгосударственных валютно-торговых отношений применяется регулирование валютных курсов.

Основными тенденциями создания государственнокорпоративной системы на основе оптимальной глобализации будут содержательные направления общественного развития, предусматривающие:

- не избавляться от рыночных механизмов балансирования социально-экономических процессов, а создать мировую регулирующую систему с участием ООН, правительств, систем региональных блоков, крупнейших корпоративных систем: ТНК, НК. Была попытка ООН изучить степень влияния на экономику крупных международных транснациональных корпораций. Создана комиссия для изучения этой проблемы, но ее деятельность до логического конца не доведена. Вероятно, необходимо определить их место в социально-экономической системе мира и предложить механизмы его оптимизации;

- на основе корпоративной экономики установить

критериальную наднациональную и национальную систему структурного регулирования экономического и социального развития, регулировать проявление тенденции движения от свободной конкуренции к олигополистически конкурентным или

монополизированных, регулируемым отношениям. Будет развиваться корпоративная деятельность реального сектора экономики, регулируемая олигополистическая экономика;

- развивать принципы деятельности МВФ и МБРР, связанные с глобальным выравниванием и, возможно, регулируемым межстрановым товарообменом. Под воздействием финансово-банковской системы, вероятнее всего продолжится формирование, региональных экономических блоков: американского, европейского, азиатского.

В финансовой сфере будет развиваться инвестиционная составляющая и ограничиваться спекулятивная, развиваться регулирующая функция финансовых потоков. Фондовый рынок сохранит функцию регулятора стоимости собственности, но не стихийного, а управляемого. Принципы движения собственности: концентрация, равномерная оценка общественной полезности, повышение эффективности управления, участие в социальных процессах, развитие науки и инновационность.

Исследователи отмечают, что новая парадигма развития должна опираться на пять программ: технологического обновления, структурной перестройки народного хозяйства, инфраструктурного строительства, жилищного строительства и развития экономики знаний [1].

Таким образом, исследование показывает, что назрел переход к новой парадигме развития общества, построенной, на наш взгляд, на следующих основных положениях:

- концентрация экономической и политической власти в интересах собственников, в надгосударственном органе, возможно ООН при изменении ее функций;

взаимодействие экономической и политической власти в организации согласования факторов

эффективного существования и взаимодействия: капитала, труда, природных ресурсов, науки, управления;

- стимулирование развития науки и инновационноинвестиционного воспроизводства;

регулирование рынков потребительских товаров,

степени удовлетворения потребностей периода застоя в России и в мире;

- должна быть согласованная система

распределения прибавочного продукта, приняты пределы расслоения общества, сложившиеся в

экономически развитых странах с социально

ориентированной экономикой, например,

Скандинавии, на основе объективных основных категориях развития общества;

- следует разработать оптимальную систему

специализации национальных экономик и

рационального товарообмена основными товарами, включающими энергетический, ресурсный и

продовольственный блоки.

Главная роль государственно-корпоративной экономики заключается не в создании однополярного или многополярного мира, а согласованной

социально-экономической мировой системы на основе усиления концентрации производства как ее

стратегического направления.

Список литературы:

1. Аганбегян А. Нужна ли России смена парадигмы

социально-экономического развития? // Экономическая

политика. 2012. № 6.

2. Алехин Э.В. Государственное регулирование

региональной экономики. Пенза, 2010.

3. Андерсен К. Переосмысление экономики в

изменившемся мире // Финансы и развитие. 2011. - № 6.

4. Антонов И.Ю. Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления // Бизнес в законе №1, 2013, с. 194-195

Антонов И. Ю.

Reference list:

1. Aganbegyan A. Whether change of a paradigm of social and economic development is necessary to Russia? // Economic policy. 2012 . No. 6.

2. Alekhin E.V. State regulation of regional economy. Penza, 2010.

3. Andersen K. Economy reconsideration in the changed world // Finance and development. 2011 . No. 6.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Антонова И.Ю. «Развитие государственной корпоративной экономики в России»

Статья написана на актуальную и востребованную в современных условиях тему, связанную с необходимостью создания национальной государственно-корпоративной системы экономики и использованием ее потенциальных преимуществ, среди которых выделяются преимущества корпоративной экономики и взаимодействия государства и корпораций в экономическом развитии.

Анализируя отечественный опыт развития экономики, автор приходит к научно обоснованному выводу о том, что методология государственного управления в России в связи с переходом к стратегической парадигме требует определенной переработки.

По мнению И.Ю. Антонова, стратегия развития России должна объединять совокупность трех направлений стратегического развития: социального, научно-

технологического и инвестиционного, которые должны стать основой новой формации развития общества и действующих социально-экономических механизмов - государственнокорпоративной экономики.

Автором предлагаются основные тенденции создания государственно-корпоративной системы на основе оптимальной глобализации, которые предусматривают ряд направлений общественного развития.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.

Доктор экономических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

А. Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.