Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития экономики России'

Основные направления инновационного развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3431
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Игорь Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению основных направлений инновационного развития национальной экономики. Отдельное внимание уделено анализу особенностей инновационной политики, проводимой в России. Автором предлагается ряд мер по эффективному управлению инновационными процессами при участии государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of the innovative developments of economy of Russia

Article is devoted to consideration of the main directions of innovative development of national economy. The special attention is given to the analysis of features of the innovative policy which is carried out in Russia. The author offers a number of measures for effective management of innovative processes with the assistance of the state.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития экономики России»

15.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Антонов Игорь Юрьевич, к.э.н., докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

antonov_i@mail.ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных направлений инновационного развития национальной экономики. Отдельное внимание уделено анализу особенностей инновационной политики, проводимой в России. Автором предлагается ряд мер по эффективному управлению инновационными процессами при участии государства.

Ключевые слова: инновации, развитие, факторы, экономика.

MAIN DIRECTIONS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENTS OF ECONOMY OF RUSSIA

Antonov I., place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

antonov_i@mail.ru

Annotation: article is devoted to consideration of the main directions of innovative development of national economy. The special attention is given to the analysis of features of the innovative policy which is carried out in Russia. The author offers a number of measures for effective management of innovative processes with the assistance of the state.

Keywords: innovations, development, factors, economy.

Объективными закономерностями, отражающими процессы инновационного развития, являются:

непрерывность развития науки и производственных инноваций, обеспечивающая взаимодействие технологических, экономических и социальных процессов в обществе, допускающую дискретность замены техники и технологий на конкретных производственных объектах;

финансовое и информационное обеспечение инновационно-воспроизводственных процессов;

прирост ресурсов общества в результате научноинновационного развития.

Учет отмеченных закономерностей в системе управления инновационными процессами

осуществляется на основе некоторых принципов, к которым следует отнести [1]:

- развитие науки и воспроизводство знаний как источника инноваций;

- эффективность инноваций в соответствии с установленными экономической системой критериями в показателях роста ВВП и прибавочного продукта;

- соответствие разрабатываемых инноваций потребностям общества и товарной специализации экономики страны;

- ускорение инновационных процессов для максимизации удовлетворения общественных потребностей;

- экономическая заинтересованность

исследователей, разработчиков и потребителей вне зависимости от форм собственности в инновационном развитии производства;

- ресурсное обеспечение взаимосвязанного развития науки и производства в прорывных товарнотехнологических направлениях;

- законодательное и нормативное обеспечение

инновационных процессов через регулируемые критерии затрат, минимальной (замыкающей)

эффективности инноваций, разрабатываемых с участием государственного финансирования.

В одном из выступлений Президента Российской Федерации Д. А.Медведева была отмечена важность формирования в России основ национальной инновационной системы. При этом он выделил четыре «И», создающих эффективную национальную

экономику - «институты, инфраструктура, инновации, инвестиции». К ним следует добавить важнейшее объединяющее их звено - государственную экономическую систему, создающую отсутствующие сейчас механизмы и стимулы инновационноинвестиционным процессам.

В реально проводимой инновационной политике России следует выделить сложившиеся причинноследственные связи между наукой и производством, задействованные на идеологию ее долгосрочного развития [4]. При ориентации на текущий и краткосрочный период, ресурсы бизнеса, которые могли бы быть направлены на создание условий будущего инновационно-инвестиционного развития, главным образом, выводятся за рубеж. Это является проявлением закона прибавочной стоимости, который в России противодействует созданию условий экономического роста и инновационного развития производства.

В мировой практике создаются другие механизмы. Так, принятый в 1980 году закон Бай-Доула (США) фундаментальным образом изменил положение о том, кому могут принадлежать патенты, появляющиеся в результате расходов правительства на исследования и разработки. Он предоставил получателям правительственной финансовой помощи (в большинстве случаев это либо университет, либо предприятие) возможность выбора: брать или не брать на себя право собственности на результаты научнотехнической деятельности (РНТД). При отказе изобретение может стать федеральной собственностью, если соответствующее федеральное агентство успешно оформит заявку на патент. Но на практике представители частного сектора оставляют за собой право собственности на РНТД всегда, если видна их коммерческая ценность.

На основе норм Закона «О передаче федеральных технологий» был создан новый юридический инструмент - Соглашение о сотрудничестве в области исследований и разработок (Соглашение). Отметим, что, несмотря на название, Соглашение - это не только набор норм, но и некая организационная структура, уполномоченная оценивать потенциальные применения исследований и разработок в частном секторе и распространять информацию о принадлежащих федеральным органам научнотехнических продуктах, процессах и услугах [3].

Соглашение о сотрудничестве в области исследований и разработок и сегодня остается фундаментом в технологической политике США, оно получило заслуженную популярность в частном секторе как доступное и простое средство использования опыта, ресурсов и возможностей,

Бизнес в законе

6’2012

имеющихся в 700 национальных федеральных лабораториях [3].

В других странах положение о передаче инноваций тоже существует, но компенсируется налоговыми льготами. В России государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов в направлении перераспределения прибавочного продукта рассматривается как нарушение экономической самостоятельности бизнеса.

В России такая система способствует получению бизнесом дополнительной прибыли, которая при простом воспроизводстве соответствует норме амортизационных отчислений+ установленной или средней норме прибыли, а при расширенном должна быть выше на размеры инновационнопроизводственного эффективности обеспечения намечаемого экономического роста. Представляется, что при выработке долгосрочной стратегии развития России в нее должны быть дополнительно включены по нормативам важнейшие факторы экономического роста, в первую очередь, развитие науки и инновационное развитие реального сектора экономики.

Без активизации инновационного ресурса с использованием факторов только относительной конкурентоспособности страна может оказаться в замкнутом кольце низкой эффективности. Реальным выходом из него могут быть следующие меры:

- временно дополнительные внешние инвестиции, позволяющие снизить спад ВВП и инвестиций;

- использование большей части ВВП на

инновационное развитие производства,

эффективность которого осуществляется за счет роста используемой потребительной стоимости производимых товаров на накопление.

Особенности инноваций как объекта экономического управления имеет как положительные, так и отрицательные черты. Среди положительных -отмеченное выше увеличение прибавочной стоимости и налогов при формировании ВВП национальными производствами. Среди отрицательных:

- существенная неопределенность эффекта и эффективности. Высокая степень риска, которая зависит от стадии разработки;

- наличие несовпадающих оценок потенциальной и реальной эффективности;

- отложенный эффект. Лаг между инвестициями и получением эффекта может быть несколько лет;

- сложность привлечения инновационных инвесторов. Неопределенность эффекта, высокая степень риска снижает их заинтересованность. Они хотят гарантированного эффекта в определенное время и за определенный период, обеспечивающий возврат инвестиций.

- значительный объем инвестиций для реализации инноваций.

Поэтому инновационное развитие требует специфических методов управления, согласующихся с общими методами управления экономикой при участии государства.

Национальная инновационная система как главное условие модернизации экономики призвана смягчить отмеченные сложности. На наш взгляд, она должна содержать:

- рыночно-государственную систему стимулирования инновационных процессов;

- систему управления разработкой и реализацией конкретных инноваций в рыночных условиях, включающее их стимулирование;

- соответствующие экономические и

организационные механизмы.

Для корпоративной экономики общие методы управления инновационными процессами можно свести к следующим:

- системный подход, свот-анализ с учетом макромаркетинговых и маркетинговых исследований;

направленность на эффективность инновационных процессов в системе «эффект-затраты»;

- необходимость учета неэкономических видов эффекта;

- повышение заинтересованности потенциальных

потребителей: подготовка реализации, реклама,

разработка новых форм реализации инновации; создание рынка инноваций, оценка и прогнозирование спроса;

- ориентация и стимулирование финансовой системы на поддержку инновационного развития корпоративного бизнеса;

- государственная поддержка инновационных

процессов, принятие на себя общественно необходимых, но экономически неэффективных затрат, от которых отказывается бизнес.

Создаваемые государством экономические

механизмы должны стимулировать инновационные инвестиции в экономике в коммерческих структурах. Нельзя полагаться только на рыночные стимулы. Как показали преобразования в России, в данном случае интересы бизнеса и государства, которые должны отражать интересы общества, не совпадают. Это послужило одной из причин национальной инновационной политики России, особенно в реальном секторе экономики.

В ее рамках следует предусмотреть:

- выделение национальных приоритетов

инновационного развития - системы взаимосвязных приоритетов,

- формирование системы инновационных потребностей общества (бизнеса, государства, социума);

- создание финансовой системы стимулирования инновационных процессов с привлечением бизнеса;

- создание государственной организационноэкономической системы управления инновационными процессами по структуре их использования;

- создание системы распределения экономического и других видов эффектов между потребителями.

- поддержка или создание инфраструктуры инновационных процессов.

Сфера инновационной деятельности государства -новые перспективные направления инновационного развития, пока еще не интересные бизнесу, в том числе развитие науки, инновации, рассчитанные на долгосрочную перспективу, инновации в социальной сфере, образовании и др. Сфера бизнеса:

экономически эффективные инновации с коротким сроком окупаемости.

Государство может и должно создать систему вовлечения бизнеса в систему перспективных

инноваций на основе стимулирования инновационной деятельности. Стоимость мер по участию бизнеса в развитие науки и инновациях может быть

компенсировано из бюджета или другими льготами.

Список литературы:

1. Какава Н.О. Развитие экономики России:

инновационное будущее. СПб., 2011.

2. Крюков Д., Покровский К. Интеллектуальная собственность, созданная при государственном финансировании. Политика Правительства США // Энергетика. Наука, технологии, бизнес. 2004. № 3.

3. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы. М., 2006.

4. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. М., 2012.

5. Антонов И. Ю. Факторы инновационного развития экономики (опыт зарубежных стран) // Бизнес в законе №5, 2012, с. 175

6. Антонов И. Ю. Инновационная основа

конкурентоспособности российской экономики // Бизнес в законе №5, 2012, с. 225

Reference list:

1. Kakava N.O. Development of economy of Russia: innovative future. SPb., 2011.

2. Krukov D., Pokrovsky K. The intellectual property created at public financing. Policy of the Government of the USA // Power. Science, technologies, business. 2004. No. 3.

3. Finkelstein S. Mistakes of top managers of leading corporations. Analysis and practical conclusions. M, 2006.

4. Fonotov A.G. Russia: innovations and development. M, 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Антонова И. Ю. «Основные направления инновационного развития экономики России»

Статья написана на актуальную и востребованную в современных условиях тему, связанную с анализом закономерностей, отражающих процессы инновационного развития экономики в России.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт, автор приходит к научно обоснованному выводу о том, что инновационное развитие в России требует специфических методов управления, согласующихся с общими методами управления экономикой при участии государства.

По мнению диссертанта, государство может и должно создать систему вовлечения бизнеса в систему перспективных инноваций на основе стимулирования инновационной деятельности. При этом создаваемые государством экономические механизмы должны стимулировать инновационные инвестиции в экономике и в коммерческих структурах.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Доктор экономических наук,

консультант Фонда развития науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и поддержки молодых ученых

А. Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.