Научная статья на тему 'Инновационная основа конкурентоспособности Российской экономики'

Инновационная основа конкурентоспособности Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / DEVELOPMENT / REGION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Игорь Юрьевич

статья посвящена проблеме конкурентоспособности национальной экономики. Автор рассматривает основные причины, сдерживающие инновационное развитие российской экономики, и предлагает направления повышения экономических, социальных и финансовых результатов инновационного развития региональной экономики в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative basis competitiveness of the Russian economy

article is devoted a problem of competitiveness of national economy. The author considers the principal causes constraining innovative development of the Russian economy, and offers directions of increase of economic, social and financial results of innovative development of regional economy in the long-term period.

Текст научной работы на тему «Инновационная основа конкурентоспособности Российской экономики»

15.6. ИННОВАЦИОННАЯ ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Антонов Игорь Юрьевич, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

antonov_i@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме

конкурентоспособности национальной экономики. Автор рассматривает основные причины, сдерживающие

инновационное развитие российской экономики, и

предлагает направления повышения экономических,

социальных и финансовых результатов инновационного

развития региональной экономики в долгосрочном периоде. Ключевые слова: инновации, развитие, регион,

экономика.

INNOVATIVE BASIS COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN ECONOMY

Antonov I.Yu. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration.

antonov_i@mail.ru

Annotation: article is devoted a problem of competitiveness of national economy. The author considers the principal causes constraining innovative development of the Russian economy, and offers directions of increase of economic, social and financial results of innovative development of regional economy in the long-term period.

Keywords: innovations, development, region, economy.

Облик экономики постиндустриального общества имеет инновационный характер развития. Уровень развития научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий) определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста, является важнейшим фактором формирования центров силы. Можно также утверждать, что выбор приоритетов в научнотехнической сфере имеет значение, выходящее за рамки перспектив ее собственного развития.

Особенность современного периода заключается и в том, что наиболее важные приоритеты научнотехнического развития все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с долгосрочной, кропотливой работой по укреплению всех звеньев национальных инновационных систем.

Перспективы повышения конкурентоспособности России, обеспечения высоких темпов роста ВВП и уровня жизни в большой степени зависят от скорости перехода экономики на инновационный путь развития.

Для России характерна низкая инновационная активность экономики. Так, уровень инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг по экономике России в целом в последние годы не достигал 10%. В числе основных причин, сдерживающих инновационное развитие экономики, можно назвать следующие:

- отсутствие реального спроса, невостребованность инноваций, поскольку российская экономика не

нуждается или не в состоянии использовать результаты научных разработок, а отсутствие потребности определяется невосприимчивостью к инновационному развитию, монополизацией

экономики, слабостью механизмов конкуренции;

- низкая платежеспособность заказчиков, связанная с невысокими реальными доходами основной массы населения и неспособностью платить более высокие цены за «качественную продукцию», а также неспособностью предприятий приобретать

высококачественные машины и оборудование; низкая инвестиционная активность экономики, не способная обеспечить создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка; недостаточная численность высококвалифицированных

специалистов, способных работать в инновационной сфере; высокий коммерческий риск вложения средств в инновационную деятельность .

Опыт развитых стран показывает, что особенность развития и реализации инновационной политики заключается в объеме ресурсов, которые направляются на достижение этих целей. Реализация инновационной политики (освоение в промышленности новейших технологий, выпуск инновационной продукции и завоевание рынков) требует систематических и крупных вложений.

Динамика инвестиций на протяжении последних лет отличается нестабильностью, ограниченностью источников кредитования. В структуре инвестиций продолжают преобладать вложения в пассивную часть основных фондов - здания и сооружения, что негативно сказывается на развитии отраслей по производству отечественного оборудования.

Основной задачей современного этапа обозначенной в стратегии развития России до 2020 г. является переход к новой модели высокотехнологической модернизации экономики, повышения

конкурентоспособности отечественных отраслей и компаний на основе изменения практически всех используемых в стране технологий, почти всего парка машин и оборудования. Достижение поставленной цели возможно только проведением эффективной государственной инновационной политики,

учитывающей современные реалии мировых трансформаций и опирающейся на непреложный императив повышения качества жизни, знаний (науки), человеческого потенциала как главной предпосылки, движущей силы всех преобразований в обществе.

Инновация является мощным фактором повышения конкурентоспособности экономики. Здесь необходимо отметить важный, по нашему мнению фактор, а именно фактор времени. В современных условиях инвестиционная и технологическая составляющая играют ключевую роль в обеспечении роста и развития экономических систем западных стран.

Но не менее существенную роль играет и фактор времени. Наличие того или иного воспроизводственного фактора не дает существенного преимущества, если данный фактор не используется вовремя и достаточно быстро. Более того, в современных условиях фактор времени может играть ключевую роль, когда две или более экономические

1 Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. -2009. - № 5.

Бизнес в законе

5’2012

системы обладают схожими инновациями. Тот, кто первый применил данную инновацию, тот и получил конкурентное преимущество, создав квазиренту и обеспечив более быстрый рост и развитие своей экономической системы.

Внедряя инновации в производство, необходимо понимать какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. На наш взгляд, к числу негативных факторов следует отнести:

- недостаток средств для финансирования инновационных проектов;

- слабость материальной и научно-технической базы;

- отсутствие резервных мощностей;

- ограничения со стороны антимонопольного,

налогового, амортизационного, патентно-

лицензионного законодательства;

- устоявшаяся организационная структура компании;

- излишняя централизация, авторитарный стиль управления;

- преобладание вертикальных потоков информации, иными словами излишняя бюрократизация.

К числу позитивных (ускоряющих) инновационный процесс факторов относятся:

- наличие финансовых и материально-технических средств, технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры;

- законодательные меры, поощряющие

инновационную деятельность;

- государственная поддержка инноваций;

- моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации;

- гибкость организационной структуры, отсутствие бюрократических барьеров.

По данным официальной статистики, средний возраст оборудования по крупным и средним коммерческим организациям составлял 21,2 года, при коэффициенте обновления основных фондов промышленности 1,9% и коэффициенте выбытия 1%. Отсюда следуют два главных вывода. Первый - в хозяйстве в целом и в промышленности продолжает использоваться старое оборудование; второй - с такими темпами выбытия сложно построить инновационную экономику.

При этом развитые страны характеризуются высокими показателями наукоемкости, которые обеспечиваются значительной долей компаний частного сектора в национальных затратах на НИОКР. Такие показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем. В прогнозном периоде для группы наиболее развитых стран возможно небольшое наращивание или стабилизация показателей наукоемкости вВп.

В настоящее время основной объем научнотехнических ресурсов мира сосредоточен в Индии, Китае, странах ОЭСР и России. На долю США приходится около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС - около 25, Японии - 13%. Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.

Анализ распределения инновационных

хозяйствующих субъектов национальной экономики по секторам деятельности позволяет сделать вывод о том, что для повышения экономических, социальных и финансовых результатов инновационного развития в

долгосрочном периоде необходимо проведение глубокой модернизации, которая бы включила в себя:

- содействие росту числа хозяйствующих субъектов, выполняющих НИР в предпринимательском секторе, где произошло значительное снижение числа инновационно-активных предприятий;

- сохранение и развитие научно-исследовательского потенциала организаций государственного сектора и высшего профессионального образования, увеличение объемов финансирования выполняемых инициативно и по государственному заказу фундаментальных исследований, НИОКР.

Однако в России еще сохраняется ряд отраслей экономически конкурентоспособных на мировом рынке

- это топливно-сырьевой комплекс, черная и цветная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, авиационная и аэрокосмическая промышленность, приборостроение, судостроение.

Для полной картины необходимо рассмотреть и те направления, которые были предприняты

государством за последние годы с целью построения инновационного ориентированной экономической системы.

Правительство разрабатывает ряд программ и мер экономической политики, направленных на увеличение конкурентоспособности отраслей, не связанных с сырьевыми секторами, и стимулирование инновационной экономики. Эта стратегия, главным образом, заключается в государственном

стимулировании отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых

секторах экономики2.

Так, правительством Российской Федерации была поставлена цель создания национальной системы

поддержки инноваций и технологического развития -содействие масштабному технологическому обновлению производства на основе передовых

научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающих научное и технологическое лидерство России в мире по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность.

Основными показателями достижения данной цели являются:

- доля России на мировых рынках

высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10 % по 4-6 и более позициям к 2020 году;

- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% к 2020 году;

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП составит 17-20% к 2020 году;

- доля предприятий, осуществляющих

технологические инновации возрастет до 15% в 2010 году и до 40-50% в 2020 году;

2 Гришин А.В. Развитие системы государственной поддержки иновационно-ориентированной деятельности российских компаний (федеральный и региональный аспекты) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 20.

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 6-7% в 2010 году и 25-35% в 2020 году;

- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 3,5-4% ВВП в 2020 году3.

В 2007 году была образована государственная корпорация нанотехнологий («Роснанотех»), и для ее функционирования правительство выделило 130 млрд. рублей. Это превышает объемы финансирования нанотехнологий в большинстве развитых стран мира в то время, как бюджетные ассигнования на науку в этих странах выше, чем в России.

Вместе с тем база для коммерциализации научных результатов в России слабая, что отражается в показателях патентной статистики. По данным Роспатента, было получено только около 300 заявок в области нанотехнологий, и пока нет ни одного «нанопатента», тогда как в мире их зарегистрировано около 10 тысяч.

С целью стимулирования инновационных отраслей экономики и создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 24 августа 2006 года создана ОАО «Российская венчурная компания» (далее - ОАО «РВК»). ОАО «РВК» организует свою деятельность путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов. В свою очередь венчурные фонды будут инвестировать в малые инновационные предприятия, чья деятельность соответствует Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года. ОАО «РВК» приобретает паи венчурных фондов в количестве, равном 49% от их общего числа и в размере от 600 миллионов до 1,5 миллиарда рублей. Остальной капитал венчурного фонда, равный 51%, должен быть сформирован частными инвесторами.

В целях поддержки малого бизнеса в научнотехнической сфере, а также реализации механизма частно-государственного партнерства путем привлечения частных инвестиций в

высокотехнологичные предприятия в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 реализуется мероприятие «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере».

Одним из важнейших инструментов по реализации политики перевода отраслей экономики страны на инновационный путь развития являются особые

экономические зоны. На развитие техниковнедренческой деятельности, соответствующей

мировым приоритетам развития науки, техники и технологий, ориентированы ОЭЗ техниковнедренческого типа: поддержку информационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий и новых материалов, энергосбережения, робототехники, разработку современной элементной базы микроэлектроники.

Бизнес-инкубаторы являются неотъемлемой частью инновационной структуры экономики любой страны. Начиная с 2005 года в Российской Федерации открыто порядка 40 бизнес-инкубаторов в 58 регионах России.

Тем не менее, на сегодняшний день можно констатировать, что инновационный потенциал экономической системы России и ее регионов еще далек от совершенства и нуждается в дальнейшем развитии.

Список литературы:

1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.

2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в

экономической системе: теория, методология и

механизмы реализации. - Казань: Казанский

государственный университет, 2006.

3. Гришин А.В. Развитие системы государственной

поддержки иновационно-ориентированной

деятельности российских компаний (федеральный и региональный аспекты) // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 20.

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kulikov M. Intellectual property and innovative development of economy // Problems of the theory and steering practice. - 2009. - № 5.

2. Postaluk M.P. Innovative relations in economic system: the theory, methodology and realization gears. - Kazan, 2006.

3. Grishin A.V. Development of system of the state support the focused activity of the Russian companies (federal and regional aspects) // Regional economy: the theory and practice. - 2008. - № 20.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Антонова И. Ю. «Инновационная основа конкурентоспособности региональной экономики»

В связи с тем, что отбор инноваций преследует цель открыть путь именно тем нововведениям, которые направлены на обогащение и замену устаревших элементов экономической, социально, политической и т.д. систем, статья И. Ю. Антонова написана на весьма актуальную тему, связанную с вопросами развития инновационной системы России.

В своей работе автор дает подробный анализ инновационного сектора российской экономики, его характерных черт и особенностей. Опираясь на статистические данные, автор успешно аргументирует свою точку зрения на проблему конкурентоспосособности региональной экономики.

Проведенный докторантом анализ позволяет ему прийти к убедительному выводу о том, что в российских условиях ярким примером поддержки инновационного сектора экономики стала активная политика государства в сфере создания благоприятных условия для венчурного инвестирования.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Доктор экономических наук,

консультант Фонда развития науки

и поддержки молодых ученых

А. Т. Спицын

3 Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. -Казань: Казанский государственный университет, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.