Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 271-274
УДК 330.341
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
© 2012 г. А.С. Удалов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского udalov.a@inbox.ru
Поступила в редакцию 20.05.2012
Раскрывается значение инноваций и инновационного развития в современных условиях для повышения эффективности народного хозяйства и роста конкурентоспособности национальной экономики. Обоснована необходимость государственной поддержки инновационного развития экономики на основе реализации национальной стратегии инновационного развития.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, диверсификация производства.
Инновационное развитие в современном глобализирующемся мире является основой стабильного экономического роста и высокой конкурентоспособности национальной экономики. Сегодня большинство развитых стран используют инновации как стратегический ресурс, обеспечивающий их экономическое превосходство в мире. В условиях быстрого становления и развития «новой экономики» усиливается значение знаний, науки, инноваций и информационных технологий. Глобальный характер создания и использования нововведений, знаний, информационных продуктов и услуг, их социальная ориентация обусловливают необходимость разработки и реализации стратегии инновационного развития государства.
Именно инновациям, приводящим к замене старого новым в процессе свободного творчества, Й. Шумпетер отводил важнейшую роль в социально-экономическом прогрессе [1]. Инновационные процессы, затрагивающие не только научную и технико-технологическую, но и экономическую и социальную сферы определяют успешное развитие общественных систем. Новшество в виде новых знаний, информации, подходов, приемов, организационных структур приобретает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научнотехнического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ,
более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей [2].
Масштабы влияния роста инновационного производства на традиционные отрасли промышленности за счет диффузии инноваций огромны. Распространение в макроэкономических масштабах новых знаний, воплощенных в объектах интеллектуальной собственности, их «перелив» в форме коммерческого и некоммерческого трансфера являются важнейшими элементами национальной инновационной системы.
В нашей стране постепенно начинает формироваться шестой технологический уклад, основой которого является развитие биоинформатики, био- и нанотехнологий, глобальных информационных сетей. Осуществляется перестройка бизнес-процессов в высокоавтоматизированный и интегрированный процесс управления производством, позволяющая сократить время продвижения товаров на рынки, их себестоимость и повысить качество изделий, т.е. увеличить конкурентоспособность российского бизнеса.
Происходит модернизация сырьевого и перерабатывающего секторов национальной экономики на основе перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличения спроса на продукцию национального обрабатывающего сектора, увеличения глубины переработки сырья, снижения энергоемкости производства и повышения его экологичности, расширения присутствия на мировых рынках высокотехнологичных товаров, ускорения роста высоко- и среднетехнологичных производств, выхода предприятий на рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей
добавленной стоимости. Что касается трансфера нововведений, то в нашей стране он в основном осуществляется внутри национальной экономики. На мировом рынке высокотехнологичной продукции удельный вес нашей страны в настоящее время невелик и составляет около 0.2% [3].
В развитых странах рост финансирования научных исследований в области технологий шестого технологического уклада наблюдался уже с 1989 г. В них государственные расходы на научные исследования почти удваиваются каждые четыре-пять лет. Так, в США их объемы увеличились с 2269.7 млн долл. в 1991 г. до 106270.2 млн долл. в 2000 г., т. е. почти в 47 раз, в том числе по таким отраслям, как Интернет, программное обеспечение и услуги, биотехнологии, медицина [4].
Так как результатом инновационной деятельности являются принципиально новые объекты интеллектуальной собственности с высоким уровнем наукоемкости, то объем финансовых ресурсов, требующийся предприятию для покрытия затрат на создание инноваций, существенно возрастает. Ведь следует не только создать продуктовые инновации, выполнив все необходимые научные исследования и конструкторские разработки, но и произвести эту продукцию. А для этого предприятию нужны соответствующие технологии и организационно-производственные структуры. При этом одним из средств, позволяющих экономическим субъектам эффективно осуществлять инновационную деятельность, является диверсификация производства. Она представляет собой процесс эффективного комплексного использования производственных факторов путем совершенствования производства на основе инноваций.
Поскольку производственный процесс на предприятии должен быть непрерывен, то существует взаимосвязь нововведений и диверсификации производства, которая приобретает цикличный характер. При этом названные процессы настолько тесно переплетаются между собой, что каждый из них является одновременно и условием осуществления, и основным влияющим фактором и результатом для другого. Таким образом, в результате у предприятия, ориентированного на инновационную деятельность, возникает реальная потребность повышения своего инновационного и производственного потенциала.
При этом чтобы задействовать имеющиеся ресурсы эффективно, необходима не просто активизация инновационной деятельности отдельных предприятий, отраслей и регионов, а их ориентация на создание «прорывных» инно-
ваций, поскольку в условиях усиливающейся конкуренции и ускорения технологического развития мировой экономики именно последние позволят российским предприятиям существенно расширить свой сегмент на рынках высокотехнологичной продукции.
Для более быстрого перехода российской экономики к инновационному типу необходимо определить четкие национальные приоритеты инновационного развития. Это обеспечивается посредством разработки и реализации национальной стратегии инновационного развития. Она представляет собой четкую систему целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.
Реализация указанной стратегии направлена на поддержку инновационной деятельности отдельных предприятий, отраслей и регионов, увеличение доли России на мировом рынке наукоемкой продукции посредством стимулирования спроса в отечественном предпринимательском секторе на инновационные разработки. Как отмечено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, именно низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок - является ключевой проблемой российской экономики [5].
Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оценивались в 1.04% ВВП против 1.43% ВВП в Китае, 2.3% в странах ОЭСР, 2.77% ВВП в США, 3.44% ВВП в Японии. В нашей стране в течение 2009-2011 гг. прирост этого показателя составил лишь
0.3% ВВП [6]. В большей степени инновационная активность возросла в добывающем секторе народного хозяйства - на 15% по отношению к 2000 году. Для сравнения: в обрабатывающем секторе прирост за последние 10 лет составил 3.7%.
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, умень-
шилась по сравнению с 2005 годом на более чем на 10%. Количество исследователей также сократилось - снижение составило 14%. В предпринимательском секторе также наблюдаются негативные тенденции. Так, снижение числа частных предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, составило 40% [6, 7].
Тем не менее в России еще имеется мощный (10-12% мирового) научный потенциал и неплохие заделы во многих перспективных направлениях науки, которые позволяют формировать и реализовывать национальную инновационную стратегию. Россия занимает одно из первых мест в мире по доле лиц с высшим образованием. Кроме этого имеются достаточные масштабы свободных, незадействованных производственных мощностей в наукоемкой промышленности. Повысить инновационно-инвестиционную активность возможно за счет имеющегося большого объема сбережений.
Несмотря на сокращение количества организаций, осуществляющих разработку НИОКР, в российской экономике существуют зрелые производственно-технологические структуры по ряду направлений современных и новейших технологических укладов (из 50 современных технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, наша страна обладает 17, что позволяет ей претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции). Исследования состояния имеющегося научнопроизводственного потенциала позволяют говорить о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10% прироста ВВП в год и до 25% прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и инновационных возможностей.
Хотя за последние годы финансирование науки за счет федерального бюджета значительно увеличено (более чем в 3 раза за 20052010 гг.), как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки, оно все же является недостаточным. На фундаментальные и прикладные научные исследования сегодня идет лишь 2.35% расходов федерального бюджета, или 0.53% ВВП [6].
Ограниченные объемы финансирования не позволяют ученым и разработчикам, сосредоточенным в еще остающихся крупных государственных учреждениях инновационного
профиля, в полной мере и своевременно доводить свою инновационную продукцию до стадии конечной реализации. Число специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, очень невелико. К тому же многим коллективам разработчиков о них либо ничего не известно, либо их услуги для них слишком дороги, а кредиты под завершающие стадии инновационных разработок распространения в России пока не получили.
В рамках реализации национальной стр а-тегии инновационного развития созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды (с государственным участием через ОАО «Российская венчурная компания»), Российский фонд технологического развития, Российский банк развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), ОАО «РОСНАНО», поддерживающее проекты в сфере нанотехнологий. Количество государственных организаций, выполняющих научные исследования и разработки, возросло за последние 10 лет в 1.13 раза, а организаций высшего профессионального образования - на 17.3% [6]. Все эти меры обоснованны, поскольку для эффективной реализации национальной стратегии инновационного развития государству необходимо обеспечить более глубокую интеграцию науки и производства.
За последние 10 лет по всей стране при поддержке государства создано 63 центра коллективного пользования научным оборудованием. В 2005-2010 гг. было создано более 100 центров трансфера технологий. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства функционируют 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального бюджета составили 863 млн рублей. Кроме того, действуют более 140 инновационно-технологических центров и 6 технопарков [5].
Такое многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствии с национальной стратегией инновационного развития безусловно способствуют более быстрому переходу российской экономики к новому инновационному типу. И задача государств в современном мире заключается в формировании благоприятной среды для инновационной деятельности экономических субъектов и национальной экономики в целом.
Список литературы
1. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с. С. 183-184.
2. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. 208 с. С. 57-59.
3. Статистическая служба Европейского союза. Электронный ресурс [режим доступа] http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurost at/home/
4. Любимцева С. К стратегии инновационного хозяйства // Экономист. 2007. № 7. С. 44.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.economy. gov.ru/minec/
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.gks.ru
7. Российский статистический ежегодник / Росстат. М., 2006. С. 587.
IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN RUSSIA
A.S. Udalov
The article reveals the importance of innovations and innovative development in the present conditions to improve the efficiency of the economy and increase the competitiveness of the national economy. The need of public support for innovative development of the economy through the implementation of the national strategy of innovative development is emphasized.
Keywords: innovation, innovative development, diversification of production.