Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления'

Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Игорь Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению основных направлений инновационного развития национальной экономики на основе согласованного стратегического управления с использованием принципов рынка и государственного регулирования. Автором предлагаются эффективные механизмы управления инновационными процессами в развитии экономики с учетом особенностей инновационной политики, проводимой в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of economy of Russia on a basis strategic paradigm of management

Article is devoted to consideration of the main directions of innovative development of national economy on the basis of the coordinated strategic management with use of the principles of the market and state regulation. The author offers effective mechanisms of management by innovative processes in economy development taking into account features of the innovative policy pursued in Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления»

Бизнес в законе

1 ’2013

13. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

13.1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Антонов Игорь Юрьевич, к.э.н., докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

antonov_i@mail.ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных

направлений инновационного развития национальной экономики на основе согласованного стратегического управления с использованием принципов рынка и государственного регулирования. Автором предлагаются эффективные механизмы управления инновационными процессами в развитии экономики с учетом особенностей инновационной политики, проводимой в России.

Ключевые слова: инновации, развитие, стратегия,

факторы, экономика

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF RUSSIA ON A BASIS STRATEGIC PARADIGM OF MANAGEMENT

Antonov I., place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

antonov_i@mail.ru

Annotation: article is devoted to consideration of the main directions of innovative development of national economy on the basis of the coordinated strategic management with use of the principles of the market and state regulation. The author offers effective mechanisms of management by innovative processes in economy development taking into account features of the innovative policy pursued in Russia.

Keywords: innovations, development, strategy, factors, economy

Основным фактором экономической системы государства является финансовая (банковская) система, выполняющая функцию регулирования инновационноинвестиционного развития с использованием кредитных механизмов. Сила и тенденции его автономного развития создают доминанту собственным финансовым интересам и определенные сложности в выполнении воспроизводственных инновационных функций, которые должны стать основой «национальной инновационной системы». Методология государственного управления в России в связи с переходом к стратегической парадигме требует определенной переработки.

Стратегия развития России должна объединять совокупность трех направлений стратегического развития: социального, научно-технологического и инвестиционного, реализуемых в воспроизводственных процессах на основе консенсуса государства, бизнеса и социума, которые должны стать основой новой формации развития общества и действующих социально-экономических механизмов - государственно-корпоративной экономики (ГКЭ).

В отличие от идеологии свободного рынка, предлагающей уход государства из экономики в условиях ГКЭ, должна быть разработана система регулирования экономических отношений, которая формирует совместную функцию взаимодействия государства и

бизнеса, не свойственную либеральной экономике, на

основе общественных принципов стратегического

развития: доходности, социальной эффективности,

оптимизации структуры экономики, инновационного

развития, финансового обеспечения с использованием плановых механизмов балансирования социальноэкономических процессов. Она позволяет достигнуть соответствия инновационных потребностей общества товарной специализации экономики страны, в результате государственных макромаркетинговых и корпоративных маркетинговых исследований рынков новых товаров и технологий.

Управление в ГКЭ предполагает внесение изменений в методологию экономического и организационного стратегического управления содержащую механизмы взаимодействия рыночной самостоятельности

хозяйственных структур и общенационального ее

регулирования государственной экономической системой. Необходимо совершенствовать законодательно-

нормативную базу государственного и корпоративного регулирования инновационно-инвестиционных процессов, обеспечения ими намечаемых параметров роста, использующие возможности регулирования и финансовые инструменты.

Трансформация экономической формации общества требует радикального изменения социальноэкономических отношений и инновационноинвестиционной системы государства, которая должна строиться на воспроизводственной основе, использовании методов экономического регулирования, сглаживающих противоречия основных социальных групп: социума, бизнеса, финансового сектора и государственной власти, устанавливать оптимальные взаимоотношения финансового, социального и инновационного блоков, которые ускорили бы технологическое развитие производства.

Создаваемые государством экономические механизмы должны экономическими методами стимулировать

инновационные инвестиции в экономике коммерческих

структур, которые в России не заинтересованы в воспроизводственных процессах.

Как инструмент управления в интересах общества необходимо разработать долгосрочную программу

социально-экономического развития России, создать регулирующую экономическую критериальную национальную систему структурной рационализации экономического и социального развития, регулировать переход от свободной конкуренции к олигополистически конкурентным или монополизированным отношениям.

Стратегическая программа развития России должна разрабатываться на основе долгосрочных прогнозов развития, отражающих не только программируемые тенденции, но и пути их достижения на основе факторного управляемого прогноза, содержащего механизмы

управления каждым фактором, стимулирующие экономическое и инновационное развитие с ответственностью органов управления за обеспечение их необходимыми финансовыми ресурсами.

Недостатком действующей системы государственного управления, несмотря на признанную важнейшую роль науки в социально-экономическом развитии общества, является разделение финансово-экономического развития общества и использования для него научного потенциала. Применяемые методы организационного и экономического прогнозирования и программирования научно-

Антонов И. Ю.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ

инновационного развития России в условиях высокой степени неопределенности ожидаемых результатов зачастую несовершенны. Вместе с тем, разработка вероятностных управляемых прогнозов, определяющих возможные уровни развития с использованием новых технологий необходима.

Финансовая система стала всеобщей в капиталистической формации и ГКЭ по мере ее развития как источника и распорядителя финансовых ресурсов. В ее функционировании доминируют собственные интересы финансово-кредитного сектора, предусматривающие сохранение интересов финансовой олигархии, применение субъективных механизмов. Предложения по антикризисным изменениям сводятся к созданию спроса на кредиты, без рассмотрения динамики конечного потребления и финансовых расчетов.

При макрофинансовых расчетах потоков средств, для финансово-экономического балансировании развития общества и реальной возможности их погашения

необходимо прогнозировать доходы и расходы заемщиков, распределение доходов между

разработчиками инноваций, финансовыми инвесторами и потребителями кредитов.

В экономической системе России, как и во всем мире, продолжает доминировать воспроизводство собственно финансовых ресурсов, построенное на кредитных

экономических отношениях в обществе, которые

формируются банковской системой в соответствии со схемой «деньги-кредит-деньги» без рассмотрения непосредственного прироста производственного капитала, который собственно создает доход финансово-кредитной системы. Финансовая стратегия должна быть частью общей стратегии страны, разрабатываться на долгосрочную перспективу и служить основой

государственного регулирования экономических отношений в обществе, которые без оптимизации

финансовой деятельности в принципе невозможна.

Основное значение имеет государственное

стимулирование инновационных процессов в корпоративных структурах, объективная необходимость их финансовой поддержки. Необходимо шире использовать государственные гарантии органов власти, что осуществляется в разной степени всеми экономически развитыми странами с применением программных методов.

В программах корпораций следует предусмотреть оказание государственной поддержки при условии экономического обоснования корпоративных приоритетов, конкурентоспособности технологий и товаров на рынках, состояния основных фондов, их морального и физического износа.

Необходимо ограничить возможность получения банками заложенной в действующие механизмы финансовой системы избыточной прибыли. Для этого необходимо:

- снизить ставку рефинансирования до среднемирового

или более низкого уровня. Следует ввести государственное регулирование соотношения и динамики ставок рефинансирования и коммерческого кредита в направлении баланса доходов государства, банков и кредитополучателей. Ставка коммерческого

производственного кредита должна устанавливаться на уровне приемлемого потребительского спроса 5-6%;

- для финансово-кредитных и других коммерческих организаций ограничить максимальную рентабельность 10-20% в зависимости от вида деятельности и

направлений использования прибыли. При разработке одобренной органами управления инвестиционной программы (проекта) разрешенная рентабельность корпорации может быть повышена. Для компенсации снижения доходности стимулирование коммерческих производственных инвестиций может осуществляться также за счет целевого снижения для них Минфином ставки рефинансирования, отчислений в резервный фонд или налогообложения прибыли;

- действующая финансовая система за счет установленного ею расхождения депозитных и инвестиционных ставок гарантирует банкам незаработанную рентабельность в районе 20-30% от суммы кредитов. На законодательном уровне наряду с ограничением их рентабельности следует ввести государственный контроль за расхождением кредитных и депозитных ставок, установив его на уровне стоимости обслуживания операций 0,5-1% с контролем недопущения включения в ставку коммерческого кредита провалов от собственной неудачной финансовой деятельности.

Список литературы:

1. Какава Н.О. Развитие экономики России: инновационное будущее. СПб., 2011.

2. Писаренко Н.Л., Длигач А.А. Стратегическое управление. М., 2008.

3. Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. М., 2012.

4. Антонов И. Ю. Основные направления инновационного развития экономики России // Бизнес в законе №6, 2012, с. 257-259

5. Антонов И. Ю. Общие механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в России // Бизнес в законе №6, 2012, с. 260-262

Reference list:

1. Kakava N.O. Development of economy of Russia: innovative future. SPb., 2011.

2. Pisarenko N.L., Dligach A.A. Strategic management. M, 2008.

3. Fonotov A.G. Russia: innovations and development. M, 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Антонова И.Ю. «Инновационное развитие экономики России на основе стратегической парадигмы управления»

Статья написана на актуальную и востребованную в современных условиях тему, связанную с анализом закономерностей, отражающих процессы инновационного развития экономики в России.

Анализируя отечественный опыт развития экономики, автор приходит к научно обоснованному выводу о том, что методология государственного управления в России в связи с переходом к стратегической парадигме требует определенной переработки.

По мнению диссертанта, стратегия развития России должна объединять совокупность трех направлений стратегического развития: социального, научно-технологического и

инвестиционного, которые должны стать основой новой формации развития общества и действующих социально-экономических механизмов - государственно-корпоративной экономики.

Автором предлагаются перспективные направления инновационного развития национальной экономики на основе согласованного стратегического управления с использованием принципов рынка и государственного регулирования.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

консультант Фонда развития науки

и поддержки молодых ученых, д.э.н.

А. Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.