Научная статья на тему 'Общие механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в России'

Общие механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонов Игорь Юрьевич

Статья посвящена проблеме инновационного развития национальной экономики. Автор рассматривает основные причины, сдерживающие инновационное развитие российской экономики, и предлагает механизмы стимулирования и повышения результатов инновационного развития экономики в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general mechanisms of stimulation of innovative and investment processes in Russia

Article is devoted to a problem of innovative development of national economy. The author considers the main reasons constraining innovative development of the Russian economy, and offers mechanisms of stimulation and increase of results of innovative development of economy in the long-term period.

Текст научной работы на тему «Общие механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в России»

15.5. ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Антонов Игорь Юрьевич, к.э.н., докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

antonov_i@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме инновационного развития национальной экономики. Автор рассматривает основные причины, сдерживающие инновационное развитие российской экономики, и предлагает механизмы стимулирования и повышения результатов инновационного развития экономики в долгосрочном периоде.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, механизм, экономика.

THE GENERAL MECHANISMS OF STIMULATION OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROCESSES IN RUSSIA

Antonov I., place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

antonov_i@mail.ru

Annotation: article is devoted to a problem of innovative development of national economy. The author considers the main reasons constraining innovative development of the Russian economy, and offers mechanisms of stimulation and increase of results of innovative development of economy in the long-term period.

Keywords: innovations, investments, mechanism, economy

Стимулы эффективного функционирования экономики, как правило, объективны. Их отражают основные законы экономической формации. Они действуют как в экономике свободной, так и регулируемой ограниченной конкуренции. Категории «стимул» можно дать следующее определение: это движущая сила борьбы бизнеса за максимизацию своих доходов, стабильное развитие и расширение своего положения на рынках.

Инвестиционность и инновационность на различных этапах рыночной экономики и развития конкретного бизнеса имеют различные проявления. Они могут снижать объемы прибыли в краткосрочном периоде и обеспечивать повышение эффективности

производства в долгосрочном. Но отличительной чертой современной экономики является не только всеобщее признание необходимости инновационного расширенного производства, но и создание для этого соответствующих условий и механизмов.

В «социалистический» период наука в теории рассматривалась как «непосредственная

производительная сила», которой она и являлась. Ее высокая социально-экономическая эффективность в настоящее время не требует доказательства. В развитых странах инновационность стала основным фактором, воздействующим как на экономический рост, так и на повышение конкурентоспособности технологий, производств и товаров [1]. Ограничить его

может только монополизация сфер деятельности или производства товаров.

Так, крупные транснациональные и национальные корпорации при захвате доминирующего положения из стадии конкуренции переходят в стадию монополистического диктата потребителю своих товаров. Это часто приводит к потере рынков. Например, в период становления сотовой связи на рынках доминировали телефоны с аналоговыми процессорами. Наивысшим качеством признано обладали телефоны фирмы Nokia. Разработка цифровых аппаратов показала их значительные преимущества в качестве связи и количестве предоставляемых услуг. Но, несмотря на требования рынка, заказчиков и дилеров, используя налаженное производство, Nokia продолжала выпуск аналоговых аппаратов. И только когда объемы их продаж значительно снизились, а конкуренты стали занимать рынок, компания перешла на их выпуск с определенной потерей места на рынке и доходов [2].

Но если бы производители аналоговых аппаратов сотовой связи объединились в международный картель, потребителям пришлось бы пользоваться предлагаемыми средствами связи по установленным монополистом ценам. Это задержало бы применение цифровых аппаратов, сдержало технологический прогресс. В условиях движения экономического развития к корпоративной экономике подобная ситуация возможна. Так было при переходе с электроламп на полупроводники. Тем более, что законы «О конкуренции» на транснациональных мировых рынках не действуют.

Следовательно, как показывает анализ, нужна надкорпоративная система инновационного развития, к которой мировое сообщества придет. Но в современном периоде концентрация производства имеет олигополистический характер, который предполагает наличие или олигополистического сговора или олигополистической конкуренции. В принципе возможно создание условий олигополистической конкуренции на мировом рынке с контролем их соблюдения, например, экономическим аппаратом ООН или ВТО с ограничением применения неэффективных технологий. В этом случае инновационное развитие производства сохранит свое ведущее значение и создаст стимулы разработки инноваций.

Система научно-инновационного развития предусматривает три основных организационноэкономических структуры: государственную, научнообразовательную и коммерческую, каждая из которых выполняет отличную организационно-экономическую функцию.

Государственная структура представляет собой систему, в основном бюджетных научных организаций, выполняющих НИОКР в соответствии с государственными нуждами, чаще всего, финансируемых по государственному заказу. Она также включает бюджетное финансирование исследований и разработок, проводимых другими научно-образовательными учреждениями и коммерческими структурами в приоритетных направлениях развития экономики и в интересах государства. Кроме этого, государство может создавать общую организационно-экономическую систему инновационного развития. Инновации

Антонов И. Ю.

ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

включаются в государственную экономическую и информационную системы распространения.

Макрорегулирование инновационных процессов осуществляется на основе распределения государственных ресурсов между различными секторами научных исследований и организациями-исполнителями в соответствии с требованиями государственной инновационно-технологической

политики, определяемой выбором национальных приоритетов, как правило, в технологических и производственных направлениях, обеспечивающих решение государственных задач или/и гарантированный рынок коммерческого сбыта конечных товаров.

Это можно рассматривать как косвенное государственное стимулирование проведения НИОКР, результаты которых будут использоваться в частном секторе экономики. Оно осуществляется на основе принятой в стране нормативно-законодательной базы, государственных методов регулирования и действующих организационных форм.

Важна разработка основных положений определения государством приоритетных направлений развития науки и техники, механизмов обеспечения разработки и реализации научных и научно-технических программ и проектов, развития форм и условий интеграции науки и производства. Представляется необходимой их построение на принципах фундаментальности для будущего прорывного инновационного развития производства и получения эффекта в среднесрочном периоде за счет повышения конкурентоспособности и объемов сбыта товаров и услуг.

Содержание договоров на НИОКР между разработчиком, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, является функцией участников рыночных отношений между федеральными органами исполнительной власти, коммерческими структурами и другими участниками. Наиболее важным было бы введение критериев распределения доходов от инновационной деятельности между участниками и, в первую очередь, выделения доходов бюджета в любой форме, например, установления критерия расширения налогового поля от реализации инноваций или решения социальных проблем.

Среди принципов формирования и реализации государственной научно-технической политики отметим следующие:

- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов. Важно введение формализованных технологических и экономических критериев оценки на основе комплексных параметров эффективности, а не только коммерческого эффекта;

- гарантия приоритетного развития

фундаме нтал ьных н ауч ных_исследований;

- интеграция научной, научно-технической и

образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего

профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (которые приватизируются);

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

- развитие международного научного и научнотехнического сотрудничества Российской Федерации.

Отмеченные положения показывают

общепризнанные пути развития научнотехнологической системы. Но для смягчения различного толкования рамочных законов их следовало бы дополнить принципиальными направлениями действия, которые определили бы содержание механизмов реализации.

Соотношение созданных передовых и использованных производственных технологий в России показывает, что собственные разработки при условии их быстрого применения составляют всего 3,7% [3].

В рамках инновационной модернизации необходимо создание, в первую очередь, экономической системы инновационного развития производства, построенной с учетом российских особенностей. Она должна обеспечивать не только временные меры, но и создать постоянно действующую инновационную систему.

Целесообразно проведение экономических мер, повышающих эффективность рыночных механизмов развития производства и потребления, в которых разработка товарной и технологической специализации России в условиях современной рыночной трансформации и формирования экономики представляется важнейшей стратегической проблемой.

Товарная специализация представляет собой совокупность товаров, наиболее эффективных для выпуска национальным производством для реализации на внутреннем и внешнем товарных рынках. Их состав определяется маркетинговой оценкой основных товарных рынков и прогнозом развития экономики, ее стратегической структурой.

В настоящее время эта проблема решается крупными товаропроизводителями под воздействием сочетания конкуренции и монополизации в среднесрочном и краткосрочном периодах на уровне отношений производства и сбыта. Однако этот процесс проходит без учета долгосрочной стратегии

развития экономики и приводит к стихийному

самовоспроизводству рынков и производства.

Список литературы:

1. Какава Н. О. Развитие экономики России: инновационное будущее. СПб., 2011.

2. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы. М., 2006.

3. Фонотов А. Г. Россия: инновации и развитие. М., 2012.

4. Антонов И. Ю. Факторы инновационного развития экономики (опыт зарубежных стран) // Бизнес в законе №5, 2012, с. 175

5. Антонов И. Ю. Инновационная основа конкурентоспособности российской экономики // Бизнес в законе №5, 2012, с. 225

Reference list:

1. Kakava N.O. Development of economy of Russia: innovative future. SPb., 2011.

2. Finkelstein S. Mistakes of top managers of leading corporations. Analysis and practical conclusions. M, 2006.

3. Fonotov A.G. Russia: innovations and development. M, 2012.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Антонова И. Ю. «Общие механизмы стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в России»

В связи с тем, что отбор инноваций преследует цель открыть путь именно тем нововведениям, которые направлены на обогащение и замену устаревших элементов экономической, социально, политической и т.д. систем, статья И. Ю. Антонова написана на весьма актуальную тему, связанную с раскрытием механизмов стимулирования развития

инновационной системы России.

В своей работе автор дает подробный анализ

инновационного сектора российской экономики, его характерных черт и особенностей. Опираясь на статистические данные, автор успешно аргументирует свою точку зрения на проблемы, сдерживающие инновационное развитие российской экономики.

Проведенный докторантом анализ позволяет ему прийти к убедительному выводу о том, что в рамках инновационной модернизации необходимо создание, в первую очередь, экономической системы инновационного развития производства, построенной с учетом российских

особенностей. Она должна обеспечивать не только временные меры, но и создать постоянно действующую инновационную систему.

Содержание статьи логически взаимосвязано, она выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.

Доктор экономических наук,

консультант Фонда развития науки

и поддержки молодых ученых

А. Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.