УДК 338.22
Гергиев И.Э.
канд.экон.наук, доцент кафедры «Менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет),
г. Владикавказ, РФ e-mail: [email protected] Кайсинов А.А. студент 2 курса бакалавриата, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)
г. Владикавказ, РФ e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Российской Федерации. Выделен ряд проблем реализации проектов в сфере ГЧП. Оценено современное состояние и выявлены проблемы реализации проектов ГЧП в условиях повсеместной цифровизации экономики России.
Ключевые слова':
Государственно-частное партнерство (ГЧП), регионы, цифровизация, трансформация, информационные технологии (ИТ), информационная система.
В процесс тотальной информатизации в современных условиях хозяйствования вовлечены практически все. Речь идет не о производственной, а о социальной сфере, поскольку информатизация повсюду: от медицины до транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Цифровизуя постепенно все свои услуги, государство старается идти в ногу со временем. В настоящее время Российская Федерация (РФ) находится в активной стадии развития цифровой экономики, что влечет за собой дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней.
При этом, цифровая трансформатизация помимо того, что накладывает дополнительные обязанности, порождает новые возможности для бизнеса. Прежде всего, речь заходит о развитии IT услуг в цифровой инфраструктуре.
На наш взгляд, партнерство между государством и бизнесом в этом плане является самым эффективным механизмом взаимодействия, так как именно в нем государство является равным партнером по отношению к бизнесу, а не заказчиком как по договору государственного заказа или контракта жизненного цикла.
В регионах России возможность вести разработки и проекты на принципах партнерства государства и бизнеса, с минимальными бюджетными расходами, может быть весьма востребована для создания «Умных городов», развития инновационных медицинских технологий, импортозамещающих продуктов.
Такое взаимодействие предполагает взаимную выгоду обеих сторон, которые заинтересованы не только в реализации контракта, то есть создании какого-либо объекта, но и последующего его использования и эксплуатации. Именно соглашение о государственно-частном партнерстве как раз является такой формой взаимовыгодного сотрудничества.
В законодательстве РФ государственно-частное партнерство предусмотрено в двух видах. Это соглашение собственно о государственно-частном партнерстве и концессионное соглашение. В этих
соглашениях инвестор полностью или частично за свой счет создает, модернизирует и модифицирует какой-либо объект и затем получает право использовать этот объект, а главное модернизировать этот объект.
Государство в свою очередь без затрат из соответствующего бюджета получает возможность для создания объекта, который нужен государству для реализации своих полномочий и при этом гарантирует получение инвестором дохода.
По концессионному соглашению, по завершении соглашения соответствующий объект, который создал инвестор, переходит в собственность государства, а в соглашении о ГЧП может быть предусмотрено, что созданный объект переходит в собственность инвестора. А в целом, эти два соглашения включают ряд общих черт.
Государственно-частное партнерство - это такой механизм взаимодействия, при котором создается нужный государству объект не за счет государства. При этом инвестор, вложивший в этот объект денежные средства, имеет право использовать его в течение срока соглашения и монетизировать этот объект, то есть это такая ситуация, когда государство создает нужный и необходимый объект для реализации собственных полномочий, не используя бюджетные средства, а инвестор получает в пользование по сути государственное имущество, оставляя за собой право использовать, эксплуатировать его и извлекать из ее эксплуатации выгоду. Надо также отметить, что государство может гарантировать минимальный доход инвестору.
Законом было установлено, что объектами соглашений о концессии и о ГЧП, помимо недвижимого имущества, являются объекты информационных технологий ( программы для ЭВМ, базы данных, информсистемы, сайты в сети интернет), технические средства ( движимое имущество ), связанные с информационными технологиями и центры обработки данных ( недвижимое имущество, т.е. здания, строения, сооружения, которые непосредственно связаны с объектами информационных технологий и предназначены для их функционирования)
Законодательством РФ установлен запрет на заключение соглашения о ГЧП и концессионных соглашений в сфере IT. В частности, в законе о ГЧП прямо предусмотрен запрет на возможность заключения муниципальных соглашений в IT сфере. В концессионных соглашениях законодателем не был предусмотрен способ и орган, который имеет право заключить соответствующее соглашение, что тоже сделало, очевидно, невозможным заключение концессионных соглашений на муниципальном уровне.
Таким образом, государство получает информационную систему, которая необходима ему для реализации собственных полномочий, а бизнес получает в пользование государственную информационную систему и имеет возможность монетизировать ее или иным способом получать доход, в том числе за счет государства. Благодаря этому, затраты из бюджета всех уровней на создание государственных информационных систем сокращаются, а качество создаваемого программного обеспечения для нужд государства повышается. Ведь инвестор непосредственно заинтересован в том , чтобы долгосрочно и качественно эксплуатировать созданную им информационную систему. Основная проблема популяризации этой формы взаимоотношений бизнеса с государством в ИТ-сфере - это недостаточно проработанная нормативно-правовая база. Именно поэтому рост проектов ГЧП не такой бурный в трансформационной экономике России.
Список использованной литературы:
1. Глобализация и институциональная модернизация экономики России: теория и практика: монография / под общ. ред. В.В. Бондаренко, Е.М. Щербакова, Н.В. Колгановой, Т.В. Харитоновой. - М.: Прометей, 2019. - 656 с.
2. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 250 с.
3. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гасиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. -456 с.
© Гергиев И.Э., Кайсинов А.А., 2019