Научная статья на тему 'Современные тенденции развития рынка MBA в России'

Современные тенденции развития рынка MBA в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК МВА / БИЗНЕС-ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гергиев И.Э., Джиоева К.Л.

В условиях меняющейся бизнес-среды и высокой конкуренции на отечественном рынке бизнесобразования, а также с ростом влияние на развитие концепции непрерывного образования, возрастает значение программ постдипломного образования, в частности бизнес-образования (обучение на программах МВА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития рынка MBA в России»

Экономика и бизнес: теория и практика. № 11, ноябрь 2016г., международный ежемесячный научный журнал. ISSN 2411-0450., c.69-73

© Борисова А.В., Романович В.К., 2019

УДК 378.4

Гергиев И.Э.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Владикавказ, РФ e-mail: irasgergiev79@gmail.com Джиоева К.Л. студентка 3 курса бакалавриата, Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Владикавказ, РФ e-mail: irasgergiev79@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА MBA В РОССИИ

Аннотация

В условиях меняющейся бизнес-среды и высокой конкуренции на отечественном рынке бизнес-образования, а также с ростом влияние на развитие концепции непрерывного образования, возрастает значение программ постдипломного образования, в частности бизнес-образования (обучение на программах МВА).

Ключевые слова':

Бизнес-образование, рынок МВА, бизнес-школа, дистанционные методы обучения.

В какой бы сфере не работал специалист - консалтинг, продажи, строительство, производство - в рамках программы МВА (Master of Business Administration) ему предложать эффективные в процессе обучения кейсы ориентированные как на иностранный, так и отечественные опыт, с тем чтобы более детально рассматреть специфику национального бизнеса и различные технологии управления бизнесом в современных условиях хозяйствования.

Программы MBA охватывают теорию и практику в области финансов, менеджмента, антикризисных мер, стратегии и маркетинга. Дальше можно внедрять знания на своем предприятии, уходить в другие русла, строить карьеру руководителя среднего/высшего ранга - квалификация позволяет.

Стоит признать, что ценность диплома MBA в России ниже, чем на Западе. Это связано с тем, что большинство российских топ-менеджеров получали степень либо исходя из финансовых соображений, либо не имея возможности сделать перерыв в карьере для того, чтобы получить западное образование.

Российский диплом котируется гораздо меньше и, по оценкам специалистов компании ANCOR Professional [1], факт его наличия несущественно влияет на уровень дохода кандидата. Хотя стоит отметить, что MBA повышает шансы найти высокооплачиваемую работу, так как в ходе обучения формируется сеть профессиональных контактов, через которую впоследствии можно получить привлекательное предложение.

Наличие степени MBA можно рассматривать как дополнительный плюс, но, пожалуй, в том случае, если работодатель будет вынужден выбирать между двумя кандидатами с примерно одинаковым профессиональным «багажом» за плечами. Возможно, кандидату с MBA и отдадут предпочтение (при соблюдении других равных условий), но вряд ли работодатель увеличит соискателю с дипломом MBA уровень зарплаты, который предусматривался изначально.

В требованиях работодателя по отношению к соискателям, претендующим на высокие позиции в финансовой сфере, гораздо чаще фигурирует наличие законченного обучения по таким программам, как АССА, CPA, CFA, СМА, CIMA [2].

При этом у самих кандидатов, претендующих на позиции финансовых директоров, MBA является достаточно распространенной и желанной строчкой в резюме.

По оценкам специалистов компании ANCOR Professional [3], степень МВА уже получили или получают в настоящее время порядка около 25%-30% руководителей высшего звена в финансах. На наш взгляд, это говорит о том, что к получению МВА менеджеров вынуждают в большей степени внутренние мотивы, связанные с желанием профессионально развиваться, расширять сеть контактов, нежели, чем внешние стимулы, такие как уровень компенсации или ступень в карьерной лестнице, которую можно занять, получив степень Master of Business Administration.

Аналитики компании «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) провели масштабное исследование российского рынка MBA, в рамках которого были рассмотрены основные тенденции, динамика рынка, положение бизнес-школ в регионах. По результатам оценки в 2018 году объем рынка в количестве обучающихся сократился до 7,1 тыс. человек (рисунок 1) [1].

2013 2014 2015 2016 2017 2013

ЖШ ОБЪЕМ РЫНКА МВА ПО ЧИСЛУ ОБУЧАЮЩИХСЯ • ТЕМП РОСТА, %

Рисунок 1 - Динамика развития российского рынка MBA [1]

Таким образом, рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным, как структурный кризис, начавшийся в России в 2014 году. Несмотря на заявления органов власти о завершения кризиса, экономическая ситуация продолжает оставаться неоднозначной: реальные доходы сокращаются (причем, процесс охватывает географически всю страну), ВВП растет минимальными темпами, а перспектив существенного улучшения ситуации нет [3].

На наш взгляд, тренд на снижение количества обучающихся на классических MBA-программах связан не только с кризисом в экономике (хотя кризис серьезно ударил по расходам компаний на MBA, а также спрос на открытом рынке), но и с появлением онлайн-MBA, повсеместным распространением коротких программ, в т.ч. онлайн, развитием корпоративных университетов и других видов бизнес-образования.

Впрочем, общее число студентов на программах MBA продолжило расти за счет онлайн сегмента, где общее количество обучающихся достигло 3 300 человек в 2018 году. Безусловно, на рынке онлайн-

~ 44 ~

образования сохраняются проблемы, которые были характерны для него и ранее - отсутствие аккредитации у большинства игроков и маскировка коротких программ под полноценные MBA. Список использованной литературы:

1. Глобализация и институциональная модернизация экономики России: теория и практика: монография / под общ. ред. В.В. Бондаренко, Е.М. Щербакова, Н.В. Колгановой, Т.В. Харитоновой. - М.: Прометей, 2019. - 656 с.

2. Будущее российского инновационного бизнеса: тенденции постцифровой эпохи: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 250 с.

3. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, Н.А. Мардеян, З.П. Гасиева, З.О. Цораев, И.А. Позмогов; под ред. А.И. Позмогова. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 456 с.

© Гергиев И.Э., Джиоева К.Л., 2019

УДК 330.3

Гергиев И.Э.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Владикавказ, РФ e-mail: irasgergiev79@gmail.com Дзугаева В.Р. студентка 3 курса бакалавриата, Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации (Финуниверситет),

г. Владикавказ, РФ e -mail :vera. dzugaeva@mail. ru

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Аннотация

Рассмотрено общее современное состояние и проблемы отечественной энергетики, препятствующие экономическому росту трансформационной экономики России.

Ключевые слова:

Альтернативная энергетика, генерация энергии, микрогидроэлектростанции, солнечные панели,

ветроэнергетика, трансформационная экономика.

В современных условиях солнечная и ветренная генерация электроэнергии в траснформационной экономике России эффективна только на отдаленных территориях без центральной сети. Установленная мощность российской энергосистемы избыточна. Она способна вырабатывать больше электроэнергии, чем нужно российским потребителям.

В России около 25 млн. человек живут в регионах без центрального энергоснабжения, получая доступ к электроэнергии только за счет дизельных генераторов (рисунок 1) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.