Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО БИОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО БИОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальное биоэтическое образование / развитие глобальной биоэтики / неоднородности программ обучения / противодействия дегуманизирующим и объективирующим тенденциям в современной медицине и здравоохранении / global bioethical education / development of global bioethics / heterogeneity of educational programs / counteracting dehumanizing and objectifying trends in modern medicine and healthcare

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Феруза Садуллаевна Атамуратова, Сарвар Садуллаевич Отамуродов

Ставится задача осмыслить проблему глобального биоэтического образования, не ограничивающегося «медицинской биоэтикой», но включающего в себя экологические, демографические и социальные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The task is to comprehend the problem of global bioethical education, which is not limited to "medical bioethics", but includes environmental, demographic and social problems.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО БИОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОГО БИОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Феруза Садуллаевна Атамуратова

доцент, кандидат философских наук, кафедра Общественных наук ТМА

Сарвар Садуллаевич Отамуродов

доцент, доктор социологических наук, кафедра Общественных наук ТФИ

АННОТАЦИЯ

Ставится задача осмыслить проблему глобального биоэтического образования, не ограничивающегося «медицинской биоэтикой», но включающего в себя экологические, демографические и социальные проблемы.

Ключевые слова: глобальное биоэтическое образование, развитие глобальной биоэтики, неоднородности программ обучения, противодействия дегуманизирующим и объективирующим тенденциям в современной медицине и здравоохранении.

ABSTRACT

The task is to comprehend the problem of global bioethical education, which is not limited to "medical bioethics", but includes environmental, demographic and social problems.

Keywords: global bioethical education, development of global bioethics, heterogeneity of educational programs, counteracting dehumanizing and objectifying trends in modern medicine and healthcare.

Биоэтика является одной из наук развивающая в последние десятилетие. Ван Ренсселер Поттер впервые ввел и разработал понятие биоэтики в своих публикациях (1970-1975 гг.). Однако, Поттер, утверждал, что значение термина отклонилось от более широкого видения, которое он предложил, так как, биоэтика была переопределена и ограничена «медицинской биоэтикой», сосредоточив внимание на этических вопросах отношений между людьми, игнорируя экологические, демографические и социальные проблемы. В этом узком видении биоэтика касается узких проблем, а не проблемы дальнейшего существования всего человечества.

Поттер 1988 году ввел термин глобальная биоэтика. Концепция глобальной биоэтики привлекает все больше

www.tsdi.uz

October 19, 2022 www.tma.uz

78

внимания, чем два десятилетия назад. Сейчас наблюдается повышенный интерес к Поттеру и его работы, которая получила большое признание уже за пределами США, особенно в Латинской Америке и Европе. В 2000 году, за год до его смерти, Поттер был удостоен первой Премии по биоэтике Международного общества биоэтики. Сегодня интерес к биоэтике растет и в бедных и развивающихся странах, так как гораздо больше внимания уделяется глобальным проблемам (глобальное здоровье, глобальная справедливость, бедность, неравенство и уязвимость).

В настоящее время биоэтика сочетает в себе не только профессиональную экологическую этику, связанную с экологическими проблемами, биомедицинскую этику, но и более крупные проблемы общества, экономики и политики. Это означает, что поле биоэтики расширяется от отношений между людьми, к отношениям между человеком и обществом, а также отношения между человеком и окружающей средой. Однако тот факт, что биоэтические проблемы существуют во многих странах, не означает, что везде существует один и тот же этический подход. Ясно, что подходы разные, так как имеются различия в культурах и религиях.

Глобальные масштабы вынуждают нас переосмыслить обычные подходы к этическим нормам: с одной стороны, осознать локальность нравственных воззрений, а с другой стороны, побуждают к поиску моральных взглядов, которые разделяются во всем мире. Здесь биоэтика находится в взаимосвязи с правами человека.

Важным шагом в развитии глобальной биоэтики стало принятие в 2005 г. Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека. Настоящая Декларация представляет основу этических принципов глобальной биоэтики. Декларация ЮНЕСКО не только первое политическое заявление в глобальных масштабах, она также отражает идею Поттера о глобальной биоэтике, охватывающей проблемы здравоохранения, биосферы и будущих поколений, а также социальной справедливости. Декларация предполагает существование глобального морального сообщества, в котором граждане мира все больше соединяются и общаются благодаря процессам глобализации. Это глобальное сообщество вырабатывает некоторые общие принципы, например, принцип защиты будущего поколений, принцип совместного использования выгод и принцип социальной ответственности. Различные этические системы сходятся в единую нормативную базу для всех граждан мира.

www.tsdi.uz

79

Обучение биоэтики быстро росло в начале 1970-х гг., прежде всего в медицинских школах США. За относительно короткий период времени практически все медицинские школы ввели биоэтику. В настоящее время для получения аккредитации медицинские школы США обязаны включать биоэтику в свои учебные программы. Многие страны также последовали этому образцу в обучении в медицинских вузах.

Сейчас масштабы биоэтического образования значительно расширились, ее начали включать не только в программы бакалавриата, но и в программы магистратуры, ординатуры, как дополнительное профессиональное образование в клинических условиях. Кроме того, преподавание биоэтики введено в программы профессиональной подготовки узких медицинских профессий. Наконец, образование в области биоэтики становится актуальным вне контекста профессионального обучения в качестве ресурса для опытных практиков, членов комитетов биоэтики, а также политиков, журналистов и заинтересованных партий в публичных дебатах, гражданского населения. Чтобы анализировать и осмыслить современные вызовы науки и технологий относительно здоровья, жизни и смерти именно биоэтика востребована и соответствует более широкому представлению как новая дисциплина, охватывающая научное знание, философию, биологию и этику.

Образование в области биоэтики, особенно на глобальном уровне, сталкивается с рядом проблем. Первая представлена в огромной неоднородности программ обучения. В пределах одной страны, предлагаются разные типы программ, различаются дидактические подходы и методы, количество учебных часов варьируется в широких пределах. Также курсы по биоэтике не запланированы на одни и те же этапы обучения. Существуют серьезные разногласия относительно целей, методов, содержания. Однако это разнообразие не означает что нет единого мнения. За последние несколько десятилетий ученые пришли к единому мнению, что определенные подходы к обучению предпочтительнее, например, что есть потребность в лонгитюдных и комплексных программах, делающих этику не изолированным разовым мероприятием, а частью ежедневного ухода за больными; существует потребность в групповом обучении при тесном сотрудничестве между специалистами по этике и клиницистами. Также личностно-ориентированный подход в биоэтическом образовании, ориентированный на активное обучение, предпочтительнее, поскольку он побуждает к критическому мышлению. Кроме того,

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

существует соглашение о необходимости сравнительных исследований. Разработка учебных программ часто не основываются на опыте других стран. Наконец, прилагаются дополнительные усилия для определения общего ядро образования в области биоэтики, например, основное предложение в Соединенном Королевстве и основной учебный план, запущенный ЮНЕСКО.

Указанная неоднородность отражает два расходящихся взгляда на биоэтическое образование: вопрос о том, как дать хорошее образование по биоэтике, но он же требует предварительного ответа на более фундаментальный вопрос: зачем вообще ее учить? Отвечая на этот вопрос, можно увидеть две разные философии. Одна прагматическая точка зрения рассматривает преподавание биоэтики как способ приобретения навыков для анализа и решения этических дилемм, с которыми сталкиваются медицинские работники в своей будущей практике. Таким образом, роль биоэтического образования ограничена. Она должна сосредоточиться на том, что практично и измеримо. В этой скромной образовательной философии нереально ожидать, что биоэтическое образование может подготовить нравственно лучших врачей и ученых. Ведь как может ограниченное количество курсов привести к изменению поведения или характера медицинских работников? Поэтому представляется, что основная цель состоит в том, чтобы научить навыкам, которые в конечном итоге приведут к повышению профессионального мастерства. Конечная цель биоэтической подготовки в высших медицинских учреждениях образования состоит в формировании у студентов комплекса присущих профессии личностных нравственных качеств, знаний и навыков предупреждения и разрешения с позиций биоэтики нравственных проблем, возникающих в работе врача [1].

Другая точка зрения шире, ставит более сложную задачу. В этой философии образования в области биоэтики не просто сосредоточение на навыках для улучшения принятия решений, но в основном представляются долгосрочные усилия по подготовке лучших медицинских работников и ученых. Эта философия направлена на формирование характера, целостности и профессиональных достоинств. По словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства» [2]. Вместо того, чтобы

улучшать профессиональные навыки, она направлена на улучшение профессионалов. Только таким образом

October 19, 2022

www.tsdi.uz

www.tma.uz

преподавание биоэтики может способствовать повышению качества ухода за пациентом. Эта более широкая философия мотивирована тем фактом, что образование в области биоэтики вводится и поощряется для противодействия дегуманизирующих и объективирующих тенденций в современной медицине и здравоохранении. Она предназначена сделать медицину более гуманной. Поэтому образование в области биоэтики имеет более широкую связь с гуманитарными, социальными науками и философией. Медицинская практика требует большего, чем просто знания и навыков. Общество требует от медицинских работников демонстрации хорошего поведения и действий.

REFERENCES

1. Денисов, С. Д. Биомедицинская этика: трансляция в процессе формирования личности врача / С. Д. Денисов, С. П. Ярошевич // Национальные и локальные комитеты по биоэтике: опыт Центральной и Восточной Европы: материалы междунар. науч. конф. по биоэтике / ред.-сост. Т. В. Мишаткина. - Минск: Проспектплюс, 2006. - С. 39-41.

2. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания ЮНЕСКО)/ https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prepodavaniya-bioetiki-materialy-soveschaniya-yunesko

3. Биомедицинская этика: словарь-справочник / Т. В. Мишаткина [и др.]; под ред. Т. В. Мишаткиной. - Минск: БГЭУ. - 90 с. 2. Биомедицинская этика: учеб. пособие / Т. В. Мишаткина [и др.]; под ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова. - Минск: БГМУ, 2001. - 223 с.

4. Кубарко, А. И. О некоторых проблемах формирования личности студентов медицинских учебных заведений / А. И. Кубарко, А. А. Семенович // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: материалы Российско-Белорусской науч.-теорет. конф., г. Киров, 2-4 апр. 2003 г. - Киров: изд-во ВятГГУ, 2003. - С. 311-317.

5. Мухамедова З.М. Роль биоэтических комитетов в обеспечении гарантий социальной защиты и безопасности здоровья в Узбекистане. Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана №2, Т., 2014. - С. 96-100.

6. Норкулов С.Д., Атамуратова Ф.С. Социокультурный феномен биомедицинской этики/International Conference. Bioethics and Law/Ташкент, 2022. - С.78-81. DOI: 10.24412/2181-1385-2022-78-81.

www.tsdi.uz

October 19, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.