Научная статья на тему 'Развитие гибкости мышления студентов при разработке алгоритмов построения дерева Фейгенбаума в различных средах'

Развитие гибкости мышления студентов при разработке алгоритмов построения дерева Фейгенбаума в различных средах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
487
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / THINKING FLEXIBILITY / ВАРИАТИВНОСТЬ / ФЕРХЮЛЬСТ / VERHULST / ДЕРЕВО ФЕЙГЕНБАУМА / FEIGENBAUM TREE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNITIVE TECHNOLOGY / ХАОС / CHAOS / БЛОК-СХЕМА / BLOCK DIAGRAM / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / DIDACTIC PROBLEM / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / MATHEMATICAL PACKET / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ / PROGRAMMING LANGUAGE / АТТРАКТОР / ATTRACTOR / IDEATION / VARIATIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Фатеев Александр Сергеевич, Белоусова Надежда Валерьевна

В работе рассматриваются способы развития гибкости мышления студентов при разработке в различных средах алгоритмов построения дерева Фейгенбаума, находящего многочисленные приложения в различных областях реального мира. Сначала рассматривается динамика Ферхюльста, на базе которой строится универсальность Фейгенбаума. Предлагаются алгоритмы построения диаграммы орбит различными способами с помощью языков программирования и компьютерной математики. На конкретных задачах обосновывается возможность развития гибкости мышления студентов в процессе построения дерева Фейгенбаума. Рассматривается сценарий перехода к хаосу с помощью удвоения периода. Адаптируются алгоритмы построения дерева Фейгенбаума и сценария перехода к хаосу с помощью языков программирования и математических пакетов. Приводится описание алгоритмов как с помощью блок-схемы и компьютерной программы. Указаны значения параметра, при которых орбиты точек устойчивы, имеют период два, четыре, восемь… Затем указываются значения параметра, при которых орбита точки становится непредсказуемой и наблюдается хаос. Построение дерева Фейгенбаума различными средствами, позволяет развивать гибкость мышления студентов одного из важнейших креативных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Фатеев Александр Сергеевич, Белоусова Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ thinking flexibility development when constructing Feigenbaum tree algorithms in different media

The importance of the development of students’ thinking flexibility on the basis of such principle of learning as variability is emphasised in the work. Key features of the principle of variability are provided. The contribution of Russian pedagogues in study “flexibility of thinking” and the “principle of variation” concepts is marked. Methods of students’ thinking flexibility at the development of constructing Feigenbaum tree algorithms in a variety of environments, which finds numerous application in various areas of the real world are considered. First Verhulst dynamics dynamics, on the basis of which it is to build Feigenbaum universality is considered. Algorithms for constructing diagrams of orbits in various ways by using programming languages and using computer mathematics are offered. The possibility of thinking flexibility in students when constructing Feigenbaum tree is justified on specific tasks. The scenario of transition to chaos via doubling period is considered. Feigenbaum tree constructing algorithms and scenarios of transition to chaos via programming languages and mathematical packages are adapted. Description of algorithms both using block diagrams and a computer program is provided. The values of the parameter for which points of stable orbits have a period of two, four, eight etc are indicated. Then, the parameter values for which the orbit of the point becomes unpredictable and chaos is observed are indicated. Feigenbaum tree constructing various means allows students to develop flexibility of thought one of the most important creative personality traits. personality traits.

Текст научной работы на тему «Развитие гибкости мышления студентов при разработке алгоритмов построения дерева Фейгенбаума в различных средах»

УДК 378; 51

Секованов Валерий Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Фатеев Александр Сергеевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Белоусова Надежда Валерьевна

Костромской завод автокомпонентов Sekovanovvs@yandex.ru, hlg2009@yandex.ru, belousova-nv@mail.ru

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМОВ ПОСТРОЕНИЯ ДЕРЕВА ФЕЙГЕНБАУМА

В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ

В работе рассматриваются способы развития гибкости мышления студентов при разработке в различных средах алгоритмов построения дерева Фейгенбаума, находящего многочисленные приложения в различных областях реального мира. Сначала рассматривается динамика Ферхюльста, на базе которой строится универсальность Фейгенбаума. Предлагаются алгоритмы построения диаграммы орбит различными способами - с помощью языков программирования и компьютерной математики. На конкретных задачах обосновывается возможность развития гибкости мышления студентов в процессе построения дерева Фейгенбаума. Рассматривается сценарий перехода к хаосу с помощью удвоения периода. Адаптируются алгоритмы построения дерева Фейгенбаума и сценария перехода к хаосу с помощью языков программирования и математических пакетов. Приводится описание алгоритмов как с помощью блок-схемы и компьютерной программы. Указаны значения параметра, при которых орбиты точек устойчивы, имеют период два, четыре, восемь... Затем указываются значения параметра, при которых орбита точки становится непредсказуемой и наблюдается хаос. Построение дерева Фейгенбаума различными средствами, позволяет развивать гибкость мышления студентов - одного из важнейших креативных качеств личности.

Ключевые слова: мышление, алгоритм, гибкость мышления, вариативность, Ферхюльст, дерево Фейгенбаума, информационные и коммуникационные технологии, хаос, блок-схема, дидактическая задача, математический па-

кет, язык программирования, аттрактор.

Развигие креативности студентов вуза имеет важное значение для становления специалиста высокого уровня. Важнейшим параметром креативности является гибкость мышления. По мнению Дж. Гилфорда, гибкость мышления - это способность продуцировать разнообразные идеи. Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская [1] выделили три основных показателя гибкости мышления:

1) целесообразное варьирование способов действия;

2) легкость перестройки знаний и навыков и их систем в соответствии с измененными условиями;

3) легкое переключение от одного способа действия к другому.

При формировании гибкости мышления мы акцентируем свое внимание на принципе дидактики - принципе вариативности. Согласно данному принципу при обучении необходимо выполнение следующих требований:

а) выделение известных и нетрадиционных путей решения;

б) осуществление учебных действий с позиции поиска новых решений задачи или рассмотрение новых возможностей известных математических утверждений;

в) ориентация педагогического стимулирования на новизну путей решения предлагаемых задач;

г) психологическое обоснование возбуждения интереса к математическим теориям, новым информационным и коммуникационным технологиям, которые имеют теоретическое и практическое значение [5].

Вариативность - важнейший принцип в творческой деятельности студента, поскольку обуславливает актуализацию его разнообразных знаний из различных областей математики и информатики, что приводит к поиску нестандартных решений задач.

Отметим, что вариативность в нашем исследовании выполняет двоякую роль: решение задач с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); генерирование новых идей при решении задач.

По мнению ряда ученых, компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследуемые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии в нашем исследовании осуществляются, как «проникающие», то есть применение компьютерного обучения производится по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач, связанных с исследованием дерева Фейгенбаума.

Следует отметить, что применение языков программирования и математических пакетов при решении задач следует сочетать с традиционными методами, связанными с математическими методами, ибо понимание содержания задачи имеет главенствующее значение. При обучении математике компьютер должен выполнять вспомогательную функцию, позволяющую обучаемому глубже разобраться в сути вопроса, а также закрепить приобретенные знания, приобрести твердые умения и навыки.

© Секованов B.C., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

Фатеев А.С., Белоусова Н.В., 2016

Изучению нелинейных динамических систем в настоящее время уделяется большое внимание, поскольку с их помощью строятся математические модели в различных областях. Дело в том, что одним из важных аспектов нелинейной динамики является теория хаоса, находящая в настоящее время многочисленные приложения. Как указывает Р. Кроновер [3], универсального определения математического хаоса не существует, имеется, по-видимому, полное согласие в том, что любой вид хаоса обладает свойством непредсказуемости. Это свойство называют существенной зависимостью от начальных условий. Как ни странно, оно не эквивалентно случайному поведению. По сути дела математический хаос - это характерная черта именно детерминированных систем. Поэтому наблюдаемые в состоянии хаоса флуктации только кажутся случайными - их значения полностью предопределены входными параметрами.

Знакомство с хаосом, на наш взгляд, целесообразно вводить, изучая динамику Ферхюльста и дерево Фейгенбаума.

В 1845 году Ферхюльст вывел модель ограниченного роста популяции в виде уравнения: хп+1 = (1 + а)хп - хп2 [см. 4]. В переводе на язык фрактальной геометрии это есть одномерная дискретная динамическая система - отображения / (х, а) = (1 + а )х - х2. Наиболее важным отличительным признаком уравнения Ферхюльста и его следствий является нелинейность, что, как оказалось позднее, позволяет моделировать различные явления в природе и обществе.

начало

нач уел.

а=а 3

х=0 5

а=а+|а8-ае|/640

конец

Наиболее впечатляющим в динамике Ферхюль-ста является не хаос как таковой, а сценарий, по которому порядок превращается в хаос. При точном анализе точек бифуркации в процессе Фер-хюльста обнаруживается закономерность, имеющая исключительное значение в мире нелинейных явлений. В 70-х годах прошлого века внимание ученых привлек необычайно простой путь к хаосу, получивший название сценарий (маршрут) Фейгенбаума, суть которого такова: в определенной области значений параметров динамическая система вида хп+1 = Дх), где / - унимодальное, одногорбное отображение (типичными представителями такого отображения являются квадратич-

4

ные функции /(х) = (1 + а)х - х2, а е [0; 3], х е

0;

3

р(х) = ах - ах2, а е [0; 4], х е [0; 1]) действует в периодическом режиме с периодом Т; при переходе через порог период удваивается и становится равным 2Т, при переходе через порог период удваивается и становится равным 4Т и т.д. до наступления хаоса. Таким образом, система характеризуется последовательностью бифуркаций удвоения периода. Как указывают И. Пригожин и И. Стенгерс [6] сценарий Фейгенбаума один из типичных маршрутов, ведущих от простого периодического режима к сложному апериодическому, наступающему в пределе при бесконечном удвоении периода. Графическая иллюстрация данного процесса приводит к построению дерева Фейгенбаума, находящему в настоящее время приложения в различных областях человеческих знаний.

Рисунок 1. Блок-схема и дерево Фейгенбаума функция р(х) = ах - х2

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „й- 2016, Том 22

144

Как уже отмечалось, при формировании гибкости мышления студентов мы опираемся на принцип вариативности и предлагаем изучение динамики Ферхюльста и построения дерева Фейгенбаума по следующей схеме:

1) с помощью ИКТ, включая языки программирования и математические пакеты;

2) с помощью математических методов.

Опишем алгоритм построения дерева Фейгенбаума в виде блок - схемы применительно к языку программирования для функции p(x) = ax - x2, a e [0; 4], x e [0; l] (рис. 1).

Параметр роста a изменяется вдоль оси абсцисс ( a e [0; 4] ). Для каждого значения a по истечению переходного периода длительностью в 100 итераций на плоскость наносятся 120 итерации точки x e [0; 1]. Мы полагаем x = 1. Таким образом, первые 100 итераций мы не выводим на экран монитора, чтобы процесс успел войти в свой аттрактор, а последующие 120 итераций наносятся на диаграмму, для того, чтобы показать структуру данного аттрактора (рис. 1). Данный аттрактор состоит из одной точки при a e [0;3). Если же a = 3, то появляется орбита периода 2. Затем появляется орбита периода 4 и т. д. При a = 4 наступает максимальная сложность - хаос (рис. 1). Использование новых информационных технологий при решении математических задач приобретает все большее значение. В настоящее время широко используется математический пакет Mathcad. Опишем построение дерева Фейгенбаума в среде Mathcad (рис. 2). Сначала задается начальное значение a = 0. Затем указывается шаг Д = 0,001, число итераций m = 100

и выбирается стартовая точка x = 1. Далее указывается v - диапазон числа точек на диаграмме орбит (дереве Фейгенбаума) рис. 2).

Приведем иллюстрации построения дерева Фейгенбаума для функции q>(x) = ax - x2.

Несмотря на внешнее сходство вышеуказанных алгоритмов, студент при работе с математическим пакетом соприкасается с видом знаково-символи-ческой деятельности, отличным его знаково-сим-волической деятельности в программировании (языках паскаль, С++ и др.), что позитивно влияет на развитие гибкости мышления студента.

Как показывают компьютерные эксперименты и аналитические исследования удвоение периода и переход к хаосу происходит и для ниже приведенных функций ll(x), l2(x), l3(x) (рис. 3а-3в).

Следует отметить, что алгоритмы построения дерева Фейгенбаума для функций l2(x), l3(x) с помощью ИКТ нам неизвестны. Среда Mathcad для исследования хаотических процессов, связанных с удвоением периода, используется достаточно редко. Однако данный математический пакет позволяет с помощью несложных программ строить дерево Фейгенбаума и исследовать орбиты точек, о чем свидетельствуют рис. 2, рис. 3а-3в, что повышает мотивацию студентов к изучению компьютерной математики.

Дерево Фейгенбаума для функции

12 (x) = (1 + a)x - x3 будет иметь вид (рис. 3б).

Дерево Фейгенбаума для функции

13 (x) = (1 + a)x - x4 будет иметь вид (рис. 3в).

Создание сценариев перехода к хаосу мы относим к творческой математической деятельности, которая развивает гибкость мышления студента, формирует его креативность [см. 2], вызывает интерес к предмету, учит прогнозировать результаты математической деятельности. Хорошей иллюстрацией хаотичности отображения при определенных значениях параметра служит дерево Фейгенбаума, построенное с помощью компьютерной програм-

Рисунок 2. Программа и дерево Фейгенбаума для функции p(x) = ax - ;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 1

2

145

:= 0 ап := 3 Д := 0.001 т := 100 хО := 0.5 V := 1.

Г(а,х) := (1 + а) х - а х

М1 :=

V«- 0

а«— аО ■шЫ1е а < ап х^хО £ог 1.. т х1 Ца.х)

х^— х1 ¡Г х1 > 0 м^ 1

Бэг j е 1.. т

^ О

х1 <Н Ца.х) х ^— х1 ¡£ > 0 М1Т:[|-Н а М1Т, 1 х1 - а+ Д

_1_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_I_|_

0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3

М1„,0

М1

Рисунок 3а. Программа и дерево Фейгенбаума для функции /1 (х) = (1 + а)х -;

- 0 ап :- 1.6 Д :- 0.001 т := 100 хО := 0.5

:= 1

т Г(а,х) (1 + а) х— а-х

М1 :=

а аО wЫle а < ап х ^— хО Ьг 1е 1.. т

х«— х1 £ х1 > 0 Ьг J е 1.. т

х1 Е(а,х) X <т— х1 ¡Г х1 > 0 М1„_о^ а М1Т>1 а^ а+ Д

0.08 0.16 0.24 0.32 0.4 0.480.56 0.64 0.72 0.8 0.88 0.96 1.04 1.12 1.2 1.28 1.36 1.44 1.52 1.6

М1Т,0

Рисунок 3б. Программа и дерево Фейгенбаума для функции 12 (х) = (1 + а)х -;

ап := 1.15 Д := 0.001

V«- 0 а аО whlle а < ап х ^— хО Бэг 1 е 1.. т

г х1 > о

:Гог } е 1 т у<Нч + 1

х ^— х1 £ х1 > 0

1 х1 [<- а+ Д М1

:= 100 хО := 0.5 V := 1.

Г(а,х) :— (1 + а)-х- а-х

0 0.112 0.224 0.336 0.448 0.56 0.672 0.784 0.896 МЦ.,0

Рисунок 3в. Программа и дерево Фейгенбаума для функции 13 (х) = (1 + а )х -;

2

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

146

Возможности выявления критериев и показателей личностного развития студента

мы и визуализованное на мониторе компьютера. При создании сценариев перехода к хаосу студент имеет возможность проводить компьютерные эксперименты, выполнять лабораторные работы по математике, решать широкий круг нестандартных математических задач.

Библиографический список

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, - 347 с.

2. Дружинин В.Н. Психология творческих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

3. Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. - М.: Постмаркет, 2000. - 352 с.

4. Пайген Х.-О., Рихтер П.К. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. -М.: Мир, 1993. - 176 с.

5. Подготовка учителя. Инновационные подходы / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. -384 с.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: КомКнига, 2005. - 296 с.

УДК 159.923

Сысоева Екатерина Валентиновна

Вологодский государственный университет ksysoeva1@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются критерии и показатели личностного развития студента на начальном этапе обучения в организации высшего образования (ОВО). Отмечается сложность выявления объективных критериев и показателей личностного развития студента ввиду многоаспектности понятия личность.

Ключевые слова: критерии и показатели личностного развития, личность, личностное развитие

Выявление критериев и показателей личностного развития студента представляет собой сложную проблему ввиду многоплановости толкования понятия «личность». Особенно трудно выявить объективные критерии и показатели личностного развития студента. Цель данной статьи - рассмотреть процесс выявления критериев и показателей личностного развития студента.

Период студенчества не имеет жестких временных рамок и варьируется от 17 до 40 лет. Считаем, что это связано с субъективным восприятием расцвета сил человека. Периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной [1, с. 119]. Студенчество мы рассматриваем как благоприятный период для формирования личности, а личность - как особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.

В наше исследование включено 120 студентов 1 и 2 курсов Вологодской государственной мо-лочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина. В сентябре 2014 г. была осуществлена диагностика исходного уровня личностного развития студентов-первокурсников. В экспериментальную и контрольную группы были отобраны студенты в соответствии с возрастом (18-19 лет), полом (60 юношей и 60 девушек), местом проживания (студенческое общежитие), средним баллом, полученным на ЕГЭ (от 60 до 80) и успеваемостью на основе ежемесячной аттестации по предметам семестра. В течение года проводилась реализация опережающей педагогической поддержки личностного развития студента: во внеучебную деятельность был введен спецкурс «Когда легко учиться?» Его предназначение - облегчить про-

цесс адаптации студентов на начальном этапе обучения в ОВО, в ходе которого актуализируется возможность познать себя, одногруппников и выстроить индивидуальную траекторию личностного развития студента с целью организации его саморазвития. В ноябре 2015 года была проведена повторная диагностика уровня личностного развития студентов, показавшая положительную динамику.

Для выявления уровня личностного развития студента мы первоначально пытались осознать многоплановость толкования понятия «личность», которое по-разному рассматривается во многих науках: философии, психологии, педагогике, социологии и других.

В философии под личностью принято понимать социальное свойство человека активно воздействовать на окружающий мир. Так, критерием развития человека у Аристотеля является степень развития души [6, с. 128-130]. В психологии личность обычно представляет собой целостную психологическую структуру, набор психологических черт индивида.

В.И. Слободчиков рассматривает основные ступени развития субъектности человека в онтогенезе: оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации [9]. У В. Штерна критерием развития личности выступает овладение культурными навыками [11].

Согласно педагогическому словарю С.М. Вишняковой, критерий - это признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса; показатель - это уровень, характеризующий состояние какого-либо одного аспекта функционирования системы, который позволяет судить о состоянии системы, ее развитии [4, с. 168, 280].

© Сысоева Е.В., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.