Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ АНИМАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ АНИМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / профессиональные компетенции / творческие индустрии / образовательные инновации / профессиональное обучение / анимация / принятие решений / конкурентоспособность / адаптивность / высшее образование в России / образовательные программы СПО / flexible skills / professional competencies / creative industries / educational innovations / professional education / animation / decision-making / competitiveness / adaptability / higher education in Russia / vocational education programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ившина Елена Владимировна, Соловьева Наталья Викторовна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

Данная статья посвящена вопросам интеграции гибких навыков в профессиональные компетенции специалистов творческих индустрий, с акцентом на область анимации. Авторы систематизируют и анализируют современные методологии и подходы к обучению гибким навыкам, осознавая их значимость для конкурентоспособности и адаптивности выпускников в динамично изменяющемся рынке труда. Статья выделяет ключевые гибкие навыки, критически важные для профессионального роста в творческих дисциплинах, и оценивает существующие образовательные практики в России. Особое внимание уделяется способности к принятию решений как интегральной компетенции, важной для студентов творческих специальностей. Оригинальность исследования заключается в детализации стратегий для укрепления гибких навыков в образовательном процессе, что имеет практическую значимость для разработки учебных программ в сфере среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ившина Елена Владимировна, Соловьева Наталья Викторовна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the integration of flexible skills into the professional competencies of specialists in creative industries, with a focus on the field of animation. The authors systematize and analyze modern methodologies and approaches to teaching flexible skills, recognizing their importance for the competitiveness and adaptability of graduates in a dynamically changing labor market. The article highlights key flexible skills critically important for professional growth in creative disciplines and evaluates existing educational practices in Russia. Special attention is given to the ability to make decisions as an integral competence important for students of creative specialties. The originality of the research lies in detailing strategies for strengthening flexible skills in the educational process, which is of practical significance for the development of educational programs in the field of vocational education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ АНИМАЦИИ»

4. Иванушкина, H.B. Кейс как метод формирования цифровой компетентности студентов // Н.В. Иванушкина // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сб. научн. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 27 февр. 2023 г.) / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева (Самар. ун-т) ; отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2023. - С. 57-62

5. Ковин, Е.А. Верификация теории поколений на практике на примере дистанционного обучения / Е.А. Ковин // Кронос: общественные науки. -2021. - № 1 (21). - С. 19-21

6. Киселева, Л.С. Цифровое общество. Словарь-справочник / Л.С. Киселева, A.A. Семенова. - М.: Проспект, 2023.- 156 с.

7. Мантуленко, В.В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании / В.В. Мантуленко // Наука, образование, культура. - 2022. - №3. - С. 32-42

8. Молчанова, И.И. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей / И.И. Молчанова, С.А. Макушкин, H.A. Серикова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1 (98). - С. 59-62

9. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants.Part 1 / M. Prensky // On the Horizon. - 2001 - № 9(5). - Pp. 1-6

10. Солдатова, Г.У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в интернете: учебно-методическое пособие / Г.У. Солдатова, C.B. Чигарькова, A.A. Дренёва, С.Н. Илюхина. - М.: Когито-Центр, 2019. - 176 с.

11. Федорова, С.Н. Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса / С.Н. Федорова, Н.Д. Голикова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2022. - № 2. - С. 36-42

12. Чулова, Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения / Ю.С. Чулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2016. - №51. - С. 124-128

Педагогика

УДК 378

аспирант Ившииа Елена Владимировна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Соловьева Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», (пос. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ

АНИМАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам интеграции гибких навыков в профессиональные компетенции специалистов творческих индустрий, с акцентом на область анимации. Авторы систематизируют и анализируют современные методологии и подходы к обучению гибким навыкам, осознавая их значимость для конкурентоспособности и адаптивности выпускников в динамично изменяющемся рынке труда. Статья выделяет ключевые гибкие навыки, критически важные для профессионального роста в творческих дисциплинах, и оценивает существующие образовательные практики в России. Особое внимание уделяется способности к принятию решений как интегральной компетенции, важной для студентов творческих специальностей. Оригинальность исследования заключается в детализации стратегий для укрепления гибких навыков в образовательном процессе, что имеет практическую значимость для разработки учебных программ в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: гибкие навыки, профессиональные компетенции, творческие индустрии, образовательные инновации, профессиональное обучение, анимация, принятие решений, конкурентоспособность, адаптивность, высшее образование в России, образовательные программы СПО.

Annotation. This article is dedicated to the integration of flexible skills into the professional competencies of specialists in creative industries, with a focus on the field of animation. The authors systematize and analyze modern methodologies and approaches to teaching flexible skills, recognizing their importance for the competitiveness and adaptability of graduates in a dynamically changing labor market. The article highlights key flexible skills critically important for professional growth in creative disciplines and evaluates existing educational practices in Russia. Special attention is given to the ability to make decisions as an integral competence important for students of creative specialties. The originality of the research lies in detailing strategies for strengthening flexible skills in the educational process, which is of practical significance for the development of educational programs in the field of vocational education.

Key words: flexible skills, professional competencies, creative industries, educational innovations, professional education, animation, decision-making, competitiveness, adaptability, higher education in Russia, vocational education programs.

Введение. Проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь, нестабильность современного мира и последствия глобальных факторов ставят перед человечеством новые вызовы, требующие переосмысления и адаптации стратегий поведения для успешного социального, личностного и профессионального развития. В контексте среднего профессионального образования (Далее - СПО), особенно в дисциплинах, связанных с анимацией, это создает потребность в культивировании у студентов так называемых «гибких навыков» (soft skills), что является предметом обсуждения в академических кругах как среди российских, так и среди зарубежных исследователей [12].

Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 992 является официальным нормативным актом, который устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт для СПО по специальности 55.02.02 Анимация (по видам) [10]. Этот приказ представляет собой руководство для образовательных учреждений, которое определяет требования к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной специальности.

Обозначенный документ устанавливает стандарты для обучения в области анимации, определяя ключевые компетенции, сочетая теорию и практику, и обновляя программы с учётом индустриальных тенденций. Это способствует подготовке студентов к трудоустройству и адаптации к изменениям в сфере анимации.

Изложение основного материала статьи. Обширный обзор литературы отражает консенсус среди исследователей о значимости интеграции педагогических инноваций в учебные планы доя развития гибких навыков среди специалистов различных областей [2-5]. Несмотря на это, в сфере СПО по-прежнему отсутствуют унифицированные методические

подходы к развитию этих критически важных навыков, в частности, среди будущих специалистов творческих специальностей.

Автор настоящей статьи ставит перед собой задачу исследовать и систематизировать методы и механизмы, которые могут быть мобилизованы для обучения студентов гибким навыкам в рамках их профессиональной подготовки в области анимации. В соответствии с этой целью, статья определяет следующие конкретные исследовательские задачи:

- Провести анализ того, как гибкие навыки интегрируются в общую структуру профессиональной компетентности специалистов в области творчества, с особым вниманием к области анимации.

- Выявить ключевые гибкие навыки, которые имеют решающее значение для профессионального роста и конкурентоспособности будущих выпускников - бакалавров и магистров творческих специальностей.

- Исследовать и оценить существующие подходы и практики, направленные на развитие гибких навыков среди студентов в рамках текущего состояния системы высшего образования в России.

Новизна данной научной работы проявляется через детальный анализ и идентификацию ключевых стратегий, которые способствуют внедрению и укреплению гибких навыков (soft skills) в рамках образовательного процесса, направленного на подготовку студентов, обучающихся по образовательным программам СПО в сфере творческих дисциплин, особенно в области анимации.

С точки зрения практической применимости, изыскания, представленные в статье, подчеркивают важность проработки и определения конкретных направлений и методик обучения, которые будут способствовать грамотному и целенаправленному развитию гибких навыков у студентов творческих специальностей, обеспечивая тем самым их конкурентоспособность и адаптивность на динамично меняющемся рынке труда.

В современной академической литературе, как внутри страны, так и на международном уровне, отсутствует унифицированное понимание понятия «гибкие навыки» (soft skills), что отражено в многообразии определений, представленных в источниках [2; 3; 6; 12].

С учетом целей и задач, поставленных в данной научной работе, можно с определенной степенью достоверности охарактеризовать данный термин как интегральный набор личностных неспецифических навыков, качеств и черт, которые пользуются спросом на рынке труда сегодня и способствуют наиболее эффективному проявлению профессиональных компетенций специалиста, особенно в условиях конкуренции и быстро меняющегося социального окружения.

Комплекс гибких навыков охватывает ряд ключевых личностных характеристик, которые актуальны для студентов СПО, особенно для тех, кто специализируется в области творческих дисциплин, включая анимацию. Этот набор характеристик становится основой для разработки методических подходов к обучению и развитию, направленных на улучшение адаптивности и межличностного взаимодействия будущих специалистов в динамично меняющемся профессиональном мире.

Базовые компоненты лингвострановедческой компетенции включают несколько ключевых категорий навыков, необходимых для эффективной профессиональной и социальной деятельности. В первую категорию входят навыки, связанные с постановкой и реализацией целей и задач, такие как целеполагание, тайм-менеджмент и планирование. Также она включает в себя умение самостоятельно находить и реализовывать эффективные решения, в том числе в нестандартных ситуациях.

Следующая категория - навыки адаптации, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность в динамично меняющихся условиях современного общества. К ним относятся стрессоустойчивость и способность адаптироваться к новым обстоятельствам.

Коммуникативные навыки составляют третью категорию и включают в себя способность находить общий язык с коллективом и логично, обоснованно и внятно излагать свои мысли.

Последняя категория - социальные навыки, которые важны для взаимодействия с другими людьми в социальном контексте. Эти навыки охватывают умение убеждать, лидерские качества, осознание собственной мотивации и мотивации окружающих, а также стремление к личностному и профессиональному росту. Эти компетенции играют важную роль в развитии личности и профессионализме в различных сферах деятельности.

Спектр soft skills охватывает ряд ключевых личностных аспектов, которые имеют важное значение для студентов СПО, включая те, кто обучается в сфере творческих дисциплин, таких как анимация. Эти умения и качества включают в себя способность к инновационному мышлению, эффективному решению проблем, а также навыки межличностного общения и командной работы, которые необходимы для современных специалистов в области анимации.

Таким образом, развитие гибких навыков у студентов учреждений СПО, изучающих творческие специальности, приобретает особую значимость. Творческая сфера требует от профессионалов умения находить оригинальные решения поисково-творческих задач, что подразумевает акцентирование образовательного процесса на развитие навыков, способствующих эффективному и творческому подходу к решению проблем в учебной и последующей профессиональной деятельности.

Креативность - ключевой элемент профессиональной подготовки в творческих областях - предполагает наличие у студентов комплекса умений и навыков для самостоятельного поиска оптимальных решений в разнообразных контекстах. Это включает способность видеть нетривиальные решения в обыденных ситуациях и генерировать инновационные идеи, которые являются фундаментом для создания нового и оригинального [13]. Студенты, успешно завершившие образовательные программы в творческих специальностях, должны обладать следующими качествами и умениями:

- навыки активного исследования новаторских методов решения возникающих проблем в рамках учебной и будущей профессиональной деятельности;

- способность к генерации оригинальных идей;

- способность поддерживать постоянную мотивацию к эффективной работе как в учебной, так и в профессиональной сфере;

- умение вносить элемент творчества в различные аспекты деятельности [11].

В контексте повышения квалификации студентов техникумов и колледжей, специализирующихся в области анимации, особое внимание необходимо уделить культивированию эмоционального интеллекта у будущих специалистов. Эмоциональный интеллект, расцениваемый как эволюция концепции социального разума, сегодня признается ключевым фактором успеха в динамично трансформирующемся постиндустриальном обществе. Профессионалы, способные к эффективной адаптации в социальном контексте, налаживанию коммуникативных связей и проявлению эмпатии по отношению к своим коллегам, обладают значительным конкурентным преимуществом [8].

В разрезе тематики данной научной статьи, акцентируем внимание на способности к принятию решений как неотъемлемой компетенции студентов творческих направлений. Это включает в себя развитие целого спектра специфических умений и навыков, критических для эффективного обучения и последующей профессиональной деятельности, в числе которых:

- Способность к оперативному анализу потенциальных сценариев событий и их последствий;

- Компетенция в достижении учебных и профессиональных целей в оптимальные сроки;

- Навыки преодоления препятствий, возникающих в процессе самых разнообразных видов работ;

- Умение нести ответственность за результаты собственных действий и проектов.

Рассматривая профессиональные качества, необходимые для успеха в современном динамичном мире анимации, следует выделить экспертные навыки как фундаментальный составляющий элемент эффективной профессиональной деятельности. Эти навыки позволяют специалисту оптимально распоряжаться различными видами ресурсов, включая материальные, человеческие и информационные активы, а также эффективно применять стимулирование для достижения целей проекта [1].

Для достижения высокого уровня экспертных навыков предлагается использовать комплекс образовательных методик, ориентированных на активизацию творческого потенциала и аналитической деятельности студентов. К таким методам относятся:

- мозговые штурмы, направленные на коллективное генерирование идей,

- тренинги креативного мышления, способствующие развитию творческих способностей,

- проблемно-ориентированные методы, которые учат студентов находить неординарные решения в сложных и нестандартных ситуациях [7].

Выводы. В рамках данного исследования было выявлено, что комплекс софт-скиллс образует фундамент для формирования успешного профиля выпускников вузов, специализирующихся в области творческих дисциплин, включая анимацию. При этом Софт-скиллы выступают в качестве мультидисциплинарных инструментов, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности и адаптивности на рынке труда.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что к ключевым гибким навыкам, способствующим эффективному достижению профессиональных целей и справедливо ценным в сфере творческих специальностей, относятся:

- Навыки целеполагания и стратегического планирования, включающие в себя формулировку и реализацию профессиональных задач и проектов;

- Навыки адаптации, позволяющие эффективно переходить к различным условиям и контекстам работы;

- Коммуникативные навыки, способствующие эффективному взаимодействию и установлению контактов в профессиональной среде [8];

- Социальные навыки, необходимые для успешной интеграции в рабочий коллектив и общество.

Современные работодатели склонны отдавать предпочтение кандидатам, демонстрирующим не только специализированные технические знания, но также и глубокое понимание междисциплинарных связей, высокую степень профессиональной гибкости, систематический подход к решению задач и обширные знания в разнообразных жизненных сферах. Это подчеркивает важность интеграции курсов по развитию гибких навыков в учебные программы для студентов СПО, особенно в секторе анимации, где креативность и гибкость мышления играют решающую роль.

Литература:

1. Антонов, Н.В. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н.В. Антонов, Е.И. Бражник, Ю.М. Гибадуллина // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. -2021. -№ 1(46). - С. 1-192

2. Ануфриева, Т.Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) / Т.Н. Ануфриева // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2023. - Вып. 2 (226). - С. 120-132

3. Ануфриева, Т.Н. Развитие предметных и надпредметных навыков при обучении иностранному языку / Т.Н. Ануфриева // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2023. - Т. 12. - № 2. - С. 87-101

4. Ваганова, О.И. Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в ВУЗе / О.И. Ваганова, И.Р. Воронина, Н.С. Абрамова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). -С. 233-236

5. Ганпанцурова, О.Б. Коммуникативные компетенции и их развитие у студентов в процессе профессионализации / О.Б. Ганпанцурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-2. - С. 307-310

6. Еремеева, Т.С. «Soft skills»: понятие и особенности формирования при подготовке специалистов для социальной сферы / Т.С. Еремеева, H.A. Ли // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. -№98,-С. 68-71

7. Качалов, Д.В. Формирование культуры самообразования студентов посредством рефлексивно-аналитического практикума / Д.В. Качалов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 6 (73). - С. 20-22

8. Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие / Л.А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. -205 с.

9. Пасечкина, Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности как «soft skills» будущих специалистов / Т.Н. Пасечкина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. - № 2 (48). - С. 178-188

10. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 992 (ред. от 13.07.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 55.02.02 Анимация (по видам)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33819) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 12.12.2023)

11. Старов, М.И Ответственное отношение студентов как мотивационно-личностный потенциал их профессионально-познавательной деятельности / М.И. Старов, М.С. Барановский // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 11 (139). - С. 27-34

12. Хижная, A.B. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников ВУЗа / A.B. Хижная, Н.В. Быстрова, E.H. Шарыгина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 261-264

13. Шайденко, H.A. Креативность как психолого-педагогическая категория и объективная реальность: Анализ существующих подходов к сущности, структуре, путям и методам формирования и развития / H.A. Шайденко, В.Г. Подзолков, А.Н. Сергеев, A.B. Сергеева. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2008. - 122 с.

14. Mamun, Md Abdullah AI. The Soft Skills Education for the Vocational Graduate: Value as Work Readiness Skills / Md Abdullah Al. Mamun 11 British Journal of Education, Society & Behavioural Science. - 2012. - № 2. - P. 326-338

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.