Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация образования / единая информационная образовательная экосистема / цифровая компетентность / профессиональное развитие / личностное развитие / саморазвитие / самообразование / студенты / transformation of education / unified information educational ecosystem / digital competence / professional development / personal development / self-development / self-education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Наталья Викторовна

В статье анализируется проблема формирования цифровой компетентности студентов вуза в условиях трансформации современного общества. Отмечается актуальность исследования, значимость цифровых умений, навыков, компетенций для будущих специалистов информационного общества. Множество трактовок понятия «цифровая компетентность» приводит к расширению спектра возможностей для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию. Ее объем определяет сам пользователь для своего профессионально-личностного развития, самообразования и самосовершенствования. Цифровая компетентность представляется как фактор профессионально-личностного развития обучающихся. В статье обосновываются педагогические условия ее формирования у студентов гуманитарного направления подготовки. Отмечается, что при организации такой работы необходимо учитывать психолого-возрастных особенностей обучающихся высших учебных заведений. В статье описываются средства формирования цифровой компетентности, как традиционные, так и инновационные. В качестве традиционных в исследовании представлены презентации, программы для работы с графическими изображениями, текстами, схемами, таблицами и диаграммами, видеоматериалы, программные комплексы для тестирования. Инновационные цифровые следы студентов и их анализ, технология работы с кейсами. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированное™ цифровой компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of developing digital competence of university students in the conditions of transformation of modern society. The relevance of the research, the importance of digital skills, abilities, and competencies for future specialists in the information society are noted. Many interpretations of the concept of “digital competence” lead to an expansion of the range of opportunities for each person to receive, process, save and use information. Its volume is determined by the user himself for his professional and personal development, self-education and self-improvement. Digital competence is presented as a factor in the professional and personal development of students. The article substantiates the pedagogical conditions for its formation among students of the humanities. It is noted that when organizing such work, it is necessary to take into account the psychological and age characteristics of students in higher educational institutions. The paper describes the means of developing digital competence, both traditional and innovative. The study presents traditional presentations, programs for working with graphic images, texts, diagrams, tables and diagrams, video materials, and software systems for testing. Innovative digital traces of students and their analysis, technology for working with cases. The study describes the criteria for assessing the level of development of digital competence of higher school students, and also presents the results of experimental work on its formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

деятельности будущего современного специалиста. Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на выработку потребности в здоровом образе жизни. Как учебная дисциплина, физическая культура является обязательной для всех программ подготовки специалистов, так как она представляет собой одно из средств, которое помогает сформироваться всесторонне развитой личности, оптимизировать физическое и психофизиологическое состояние студентов в процессе получения ими высшего образования. Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить рациональность во включении регулярной и систематической физкультуры в здоровый образ жизни студентов. Хорошее самочувствие, каждодневная активность, бодрость духа и позитивное настроение достигается тем, что если заниматься спортом и физической культурой ежедневно, то это станет реальностью.

Литература:

1. Батакова, И.И. Малоподвижный образ жизни / И.И. Батакова // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https://Pohudet.guru:cafiT про похудение, диеты и фитнес/pohudet.guru/zdorove/malopodvizhnyj-obraz-zhizni/ (дата обращения: 23.11.2023)

2. Влияние спорта на здоровье детей и подростков // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https:// /cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/811/ (дата обращения: 23.11.2023)

3. Воздействие спорта на организм человека // [Электронный ресурс], 2012. - URL: https://My Pharm: сервис заказа neKapcTB/https://mypharm.uz/blog/vozdeystvie-sporta-na-organizm-cheloveka/ (дата обращения: 23.11.2023)

4. Как ускорить метаболизм для похудения // [Электронный ресурс], 2016. - URL: https:// Как правильно: Сайт практических советов для жизни/М1р://какргауШпо.сот/как-шког11-те1аЬоЬгт^1уа-рохЫешуа/(дата обращения: 23.11.2023)

5. Марченко, А.Н. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов / А.Н. Марченко // [Электронный ресурс], 2019. - URL: https:// ИНФОУРОК: ведущий образовательный портал России/ https://infourok.ru/user/4096482/blog/rol-fizicheskoy-kulturi-v-ukreplenii-zdorovya-studentov-133074.html/ (дата обращения: 23.11.2023)

6. Сысоева, Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В. Сысоева, A.B. Седнев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 419-420. - URL: https://moluch.ru/archive/232/53816/ (дата обращения: 23.11.2023)

7. Черных, З.Н. Физическая культура как средство профилактики заболеваний / З.Н. Черных, Т.М. Борисенко // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2(38). - С. 132-140

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Иванушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования цифровой компетентности студентов вуза в условиях трансформации современного общества. Отмечается актуальность исследования, значимость цифровых умений, навыков, компетенций для будущих специалистов информационного общества. Множество трактовок понятия «цифровая компетентность» приводит к расширению спектра возможностей для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию. Ее объем определяет сам пользователь для своего профессионально-личностного развития, самообразования и самосовершенствования. Цифровая компетентность представляется как фактор профессионально-личностного развития обучающихся. В статье обосновываются педагогические условия ее формирования у студентов гуманитарного направления подготовки. Отмечается, что при организации такой работы необходимо учитывать психолого-возрастных особенностей обучающихся высших учебных заведений. В статье описываются средства формирования цифровой компетентности, как традиционные, так и инновационные. В качестве традиционных в исследовании представлены презентации, программы для работы с графическими изображениями, текстами, схемами, таблицами и диаграммами, видеоматериалы, программные комплексы для тестирования. Инновационные - цифровые следы студентов и их анализ, технология работы с кейсами. В исследовании описаны критерии оценки уровня сформированности цифровой компетентности студентов высшей школы, а также представлены результаты опытной работы по ее формированию.

Ключевые слова: трансформация образования, единая информационная образовательная экосистема, цифровая компетентность, профессиональное развитие, личностное развитие, саморазвитие, самообразование, студенты.

Annotation. The article analyzes the problem of developing digital competence of university students in the conditions of transformation of modern society. The relevance of the research, the importance of digital skills, abilities, and competencies for future specialists in the information society are noted. Many interpretations of the concept of "digital competence" lead to an expansion of the range of opportunities for each person to receive, process, save and use information. Its volume is determined by the user himself for his professional and personal development, self-education and self-improvement. Digital competence is presented as a factor in the professional and personal development of students. The article substantiates the pedagogical conditions for its formation among students of the humanities. It is noted that when organizing such work, it is necessary to take into account the psychological and age characteristics of students in higher educational institutions. The paper describes the means of developing digital competence, both traditional and innovative. The study presents traditional presentations, programs for working with graphic images, texts, diagrams, tables and diagrams, video materials, and software systems for testing. Innovative - digital traces of students and their analysis, technology for working with cases. The study describes the criteria for assessing the level of development of digital competence of higher school students, and also presents the results of experimental work on its formation.

Key words: transformation of education, unified information educational ecosystem, digital competence, professional development, personal development, self-development, self-education, students.

Введение. Образование в условиях трансформации современного общества приобретает новое качество благодаря наличию современных технических средств, информационных коммуникационных технологий и единой информационной образовательной экосистемы, выстроенной на основе закономерности взаимообусловленности условий трансформации информационного общества, этапов трансформации мирового информационного пространства и глобализации сознания

людей (H.B. Иванушкина). Все это создает широкий спектр возможностей для каждого человека получать, перерабатывать, сохранять и использовать информацию в том объеме, который необходим ему для профессионально-личностного развития, самообразования и самосовершенствования. Как отмечают Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, все больше востребована концепция «образование без границ», реализация которой связана с открытостью образовательного пространства и образовательных систем [2, С. 27]. В этой связи, значимость цифровых умений, навыков, компетенций, входящих в цифровую компетентность, для успешного личностного развития и профессиональной реализации студентов как будущих специалистов трудно переоценить. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предполагает реализовать к 2024 году во всех программах высшей школы идею формирования цифровых компетенций независимо от их профиля и уровня подготовки. Следовательно, необходимо, с нашей точки зрения, создать «специальные педагогические условия, способствующие повышению конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда», с учетом их психолого-возрастных особенностей, и факторов их профессионально-личностного развития [3, С. 16-22].

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показал, что неоднозначность трактовок термина «цифровая компетентность», приводит к расширению границ его применения. Однако, многие исследователи (Н.Д. Голикова, С.А. Макушкин, ИИ Молчанова, H.A. Серикова, С.Н. Федорова) сводят его формулировку к совокупности технической, социальной и коммуникативной составляющих, отмечая их влияние на профессионально-личностное развитие студентов вуза как будущих специалистов [8, С. 59-62; 11,С. 36-42]. В этой связи организованная психолого-педагогическая работа по формированию цифровой компетентности студентов вуза, может рассматриваться как фактор их профессионально-личностного развития, а в качестве педагогического условия может выступать учет при организации такой работы психолого-возрастных особенностей обучающихся высших учебных заведений.

Изучение и анализ научных исследований показал, что в России нашла широкое распространение теория поколений «XYZ», авторами которой являются американские писатели В. Штраус и Н. Хоув. Исследователи делят всё человеческое общество на группы ее представителей, рожденных с разницей в 20 лет. Согласно указанной теории, группа людей, родившихся после 2003 года, несет название «Поколение Z», или, как его называют отечественные исследователи -«цифровое поколение». Это связано с тем, что их взросление проходило наряду с повсеместным распространением интернета и использованием цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности [5, С. 19; 6, С. 112]. Авторы научного проекта, под руководством O.A. Максимовой «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе» отмечают, что возрастные границы указанных представителей общества могут быть несколько смещены в связи с тем, что распространение компьютерных и цифровых технологий на территории России происходило с некоторым отставанием от стран Европы. В своей работе исследователи ссылаются на другие возрастные границы. К поколению Z они относят людей, рожденных после 2005 года, характеризуя его представителей как цифровое, из-за вовлеченности людей в практики использования сети Интернет [1, С. 18]. Марк Пренски при формулировании уникальных характеристик, свойственных цифровым аборигенам, наблюдая за детьми, которые использовали различные цифровые устройства и приложения, отмечал, что, во-первых, исследуемые действительно понимали, что они делают, а, во-вторых, использовали устройства эффективно [9, С. 1-6]. Следовательно, можно утверждать, что современное поколение студентов, с точки зрения исследователей (A.A. Дренёвой, С.Н. Илюхиной, Г.У. Солдатовой, C.B. Чигарьковой), готовы к деятельности, связанной с созданием, наполнением, продвижением контента, выстраиванием эффективной, безопасной коммуникации, с применением современных технических и программных средств, облачных сервисов [10, С. 19-20].

В нашем исследовании в качестве традиционных форм организации учебного процесса выступали лекционные и практические занятия, однако, средства, с помощью которых освещался их контент, были инновационными. Так, нами использовались наиболее востребованные среди преподавателей и понятные для студентов такие программные продукты как мультимедиа презентации, видеоматериалы, программные комплексы для тестирования, методические материалы. Для визуализации информации применялась программа пакета MS Office - Microsoft PowerPoint. Ее широкое распространение в российских учебных заведениях связано с простым и понятным ее интерфейсом, подходящим набором функций для образовательного процесса: размещение на слайдах графических изображений, текста, схем, таблиц и диаграмм, а также с повсеместным распространением офисных пакетов приложений на персональных компьютерах преподавателей и студентов.

В качестве инновационного наполнения контента был использован анализ цифровых следов (уникальных наборов действий в интернете или на цифровых устройствах) обучающихся. Это доступно при использовании современных интернет-сервисов и цифровых устройств. Цифровые следы (большие данные) могут представить информацию о пользователях, автоматическая обработка которых позволит найти закономерности, незаметные на небольших, локальных фрагментах данных. Цифровые следы студентов, будущих специалистов, также можно отнести к результату их образовательной деятельности в определенном формате. Это связано с тем, что источниками больших данных выступают презентации, блоги, записи онлайн-занятий, обсуждения и другие результаты деятельности студентов, делая, с точки зрения В.В. Мантуленко, их «профессиональную подготовку более индивидуально ориентированной» [7, С. 32-42].

При организации психолого-педагогической работы по формированию цифровой компетентности студентов вуза одним из методов, который мы использовали в содержании нашего контента, является кейс-метод. Его реализация предусматривает определённый алгоритм, который позволяет провести качественны анализ отдельно взятой реальной ситуации. По мнению Ю.С. Чуловой, технология работы с кейсом, начинается с самостоятельной деятельности каждого обучающегося с материалами ситуации. На данном этапе определяется проблема, формулируются ключевые альтернативы, предлагаются решения. После индивидуальной работы студенты переходят к работе в малых группах для согласования видения ключевой проблемы и ее решений, также на данном этапе проводятся презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии [12, С. 124-128].

В нашем исследовании после реализации цикла занятий по формированию цифровой компетентности студентов вуза, был выявлен уровень ее сформированности. Для этого мы использовали адаптированный опросник DigCompSat, специфика которого заключалась в выявлении результатов по следующим критериям: «информационная грамотность», «коммуникация и взаимодействие», «создание цифрового контента», «безопасность» и «решение проблем». Ранжирование результатов позволило выявить базовый, средний и продвинутый уровни сформированности цифровой компетентности обучающихся высшего учебного заведения. Согласно полученной информации респонденты обладали базовым уровнем знаний и навыков, составляющих цифровую компетентность. Студенты хорошо знали, какие слова могут быть использованы для быстрого поиска в Интернете, и понимали, что некоторая информация в сети может являться заведомо ложной. Среди опрошенных студентов отсутствовали респонденты, которые глубоко разбирались и могли объяснить, какие средства связи и услуги подходят в различных обстоятельствах. Это можно объяснить тем, что в исследовании принимали участие студенты гуманитарного направления подготовки. Мы отметили, что 16,7% из опрошенных «хорошо знают о применении

языков программирования», 37,5% опрошенных представителей группы «не знают или имеют общее представление о целях применения языков программирования» (Python, Visual Basic, Java) [4, С. 57-62].

При оценке навыков цифровой компетентности базового уровня респондентов были получены следующие результаты: 66,7% студентов могут уверенно находить сайт, который посещали ранее, менее половины опрошенных респондентов могут самостоятельно организовывать цифровой контент с помощью папок или тегов.

Результаты повторной оценки знаний цифрой компетентности базового уровня группы обучающихся после проведенного цикла занятий, возросли до 52%. Увеличилось количество студентов, которые хорошо знают и глубоко разбираются в том, какие слова могут быть использованы для быстрого поиска в Интернете, какие носители информации существуют. Респонденты стали критичнее подходить к ответам: сократилось количество ответов «глубоко разбираюсь и могу помочь другим в вопросах, касающихся поведения в различных ситуациях в Интернете», определения причин, которые препятствуют подключению к Сети. Среди опрошенных студентов остались без изменений или изменения были незначительными в вопросах, которые охватывали языки программирования и системного администрирования, данные вопросы не рассматривались в рамках проведенного цикла занятий.

При повторной оценке навыков цифровой компетентности базового уровня респондентов мы отметили увеличение количества ответов «делаю уверенно, могу помочь другим» в вопросах об «организации цифрового контента», о «работе в облачных системах хранения документов». Значительно повысилось количество респондентов способных уверенно распознавать онлайн-сообщения и безопасно выстраивать линию своего поведения, направленную против определенной группы лиц.

Результаты оценки знаний, навыков цифровой компетентности и отношения пользователя среднего уровня представлены в нашем исследовании следующим образом: было выявлено увеличение количества ответов: «хорошо знаю» и «глубоко разбираюсь», «могу объяснить». Сократилось количество ответов: «не знаю» или «имею общее представление». Затруднения при ответе вызвали вопросы, связанные с последствиями, которые несут загрузка и распространение цифрового материала (блок информационная грамотность), технических решений, улучшающих использование цифровых инструментов (блок решение проблем).

При оценке навыков цифровой компетентности среднего уровня мы также отметили увеличение количества ответов «могу сделать сам», «делаю уверенно» и «могу помочь другим». У студентов сохранились затруднения при использовании программного обеспечения для анализа данных (блок информационная грамотность). По результатам повторной диагностики студенты приобрели навыки использования облачных сервисов - 70,8% респондентов справляются с данной работой самостоятельно. 12,5% обучающихся ответили, что «готовы помочь другим» (блок коммуникация и взаимодействие). В ходе реализации цикла занятий студенты получили опыт работы с документом с общим доступом, что положительно сказалось на результатах повторной оценки. 66,7% опрошенных студентов умеют редактировать документ с общим доступом, делают это уверенно, могут помочь другим при работе с онлайн-документом (блок коммуникация и взаимодействие).

При оценке умения выстроить отношения пользователя и организации линии его поведения в цифровом пространстве мы отметили, что 41,7% студентов стали обращать внимание на фейковость или подлинность информации, взятой из Интернет-ресурсов. 45,8% участников исследования свободно делятся содержанием цифрового контента, если, с их точки зрения, оно заслуживает внимания других пользователей.

Результаты оценки знаний, навыков цифровой компетентности и отношения пользователя продвинутого уровня значительно ниже, чем на среднем и базовом уровнях. Их изменения после реализации цикла занятий были незначительны. Затруднения вызвали вопросы, связанные с действием закона о праве на забвение в Интернете (блок коммуникация и взаимодействие), более половины опрошенных студентов не знают о возможности повторного использования цифрового контента на законных основаниях (создание цифрового контента). 66,8% респондентов от их общего количества имеют общее представление о цифровых инструментах, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями (блок безопасность).

Оценка навыков цифровой компетентности продвинутого уровня показали изменения в вопросах создания презентации с элементами текста, изображений, аудио и видео (блок создание цифрового контента). 66,6% опрошенных, после реализации цикла занятий, могут создать такой продукт самостоятельно. 54,2% респондентов научились самостоятельно выбирать подходящий инструмент или устройство для выполнения собственной задачи. 12,5% студентов делают это уверенно и могут помочь другим (блок решение проблем).

При оценке отношения пользователя на продвинутом уровне, были получены результаты, согласно которым 4,2% респондентов готовы участвовать в конкурсах и соревнованиях, направленных на решение социальных задач. 16,7% обучающихся из общего числа опрошенных обращаются к возможностям программного обеспечения, с целью автоматизировать и облегчить выполняемую работу.

Выводы. Таким образом, данные, полученные в ходе нашего исследования, показали результативность проведенного цикла занятий. Были обнаружены изменения на среднем уровне сформированности цифровой компетентности у всех респондентов. Так, при оценке знаний среднего уровня цифровой компетентности обучающихся после реализации цикла занятий, было выявлено, что увеличилось среднего количества ответов «хорошо знаю» и «глубоко разбираюсь», «могу объяснить другим» во всех блоках, которые соответствуют видам цифровой компетентности. Мы выявили наибольшее увеличение участников исследования, у которых сформированы навыки, составляющие коммуникативный вид цифровой компетентности. До реализации цикла занятий среднее количество ответов составляло 18, а после реализации цикла занятий среднее количество ответов - 23. Из чего следует, что большая часть респондентов способны применить на практике знания, полученные в ходе цикла занятий при организации дистанционных форм взаимодействия и оценивать риски и преимущества такой деятельности.

Анализ результатов первичной и повторной диагностики показал положительную динамику. Использованные нами психолого-педагогические средства формирования цифровой компетентности студентов оказались результативными, следовательно, они могут выступать как целостный фактор их профессионально-личностного развития.

Литература:

1. Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе: монография / [O.A. Максимова, В.А. Беляев, Л.К. Нагматуллина и др.]; под общ. ред. O.A. Максимовой. - Казань: Бук, 2019.- 158 с.

2. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

3. Иванушкина, Н.В. Педагогические условия формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы / Н.В. Иванушкина // Известия ВГПУ. - №4 (147). - 2022. - С. 16-22

4. Иванушкина, H.B. Кейс как метод формирования цифровой компетентности студентов // Н.В. Иванушкина // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сб. научн. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 27 февр. 2023 г.) / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева (Самар. ун-т) ; отв. ред. Т.Н. Руднева. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2023. - С. 57-62

5. Ковин, Е.А. Верификация теории поколений на практике на примере дистанционного обучения / Е.А. Ковин // Кронос: общественные науки. -2021. - № 1 (21). - С. 19-21

6. Киселева, Л.С. Цифровое общество. Словарь-справочник / Л.С. Киселева, A.A. Семенова. - М.: Проспект, 2023.- 156 с.

7. Мантуленко, В.В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании / В.В. Мантуленко // Наука, образование, культура. - 2022. - №3. - С. 32-42

8. Молчанова, И.И. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей / И.И. Молчанова, С.А. Макушкин, H.A. Серикова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1 (98). - С. 59-62

9. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants.Part 1 / M. Prensky // On the Horizon. - 2001 - № 9(5). - Pp. 1-6

10. Солдатова, Г.У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в интернете: учебно-методическое пособие / Г.У. Солдатова, C.B. Чигарькова, A.A. Дренёва, С.Н. Илюхина. - М.: Когито-Центр, 2019. - 176 с.

11. Федорова, С.Н. Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса / С.Н. Федорова, Н.Д. Голикова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2022. - № 2. - С. 36-42

12. Чулова, Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения / Ю.С. Чулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2016. - №51. - С. 124-128

Педагогика

УДК 378

аспирант Ившина Елена Владимировна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Соловьева Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», (пос. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна

АНО ВО «Московский международный университет» (г. Москва);

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ

АНИМАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам интеграции гибких навыков в профессиональные компетенции специалистов творческих индустрий, с акцентом на область анимации. Авторы систематизируют и анализируют современные методологии и подходы к обучению гибким навыкам, осознавая их значимость для конкурентоспособности и адаптивности выпускников в динамично изменяющемся рынке труда. Статья выделяет ключевые гибкие навыки, критически важные для профессионального роста в творческих дисциплинах, и оценивает существующие образовательные практики в России. Особое внимание уделяется способности к принятию решений как интегральной компетенции, важной для студентов творческих специальностей. Оригинальность исследования заключается в детализации стратегий для укрепления гибких навыков в образовательном процессе, что имеет практическую значимость для разработки учебных программ в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: гибкие навыки, профессиональные компетенции, творческие индустрии, образовательные инновации, профессиональное обучение, анимация, принятие решений, конкурентоспособность, адаптивность, высшее образование в России, образовательные программы СПО.

Annotation. This article is dedicated to the integration of flexible skills into the professional competencies of specialists in creative industries, with a focus on the field of animation. The authors systematize and analyze modern methodologies and approaches to teaching flexible skills, recognizing their importance for the competitiveness and adaptability of graduates in a dynamically changing labor market. The article highlights key flexible skills critically important for professional growth in creative disciplines and evaluates existing educational practices in Russia. Special attention is given to the ability to make decisions as an integral competence important for students of creative specialties. The originality of the research lies in detailing strategies for strengthening flexible skills in the educational process, which is of practical significance for the development of educational programs in the field of vocational education.

Key words: flexible skills, professional competencies, creative industries, educational innovations, professional education, animation, decision-making, competitiveness, adaptability, higher education in Russia, vocational education programs.

Введение. Проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь, нестабильность современного мира и последствия глобальных факторов ставят перед человечеством новые вызовы, требующие переосмысления и адаптации стратегий поведения для успешного социального, личностного и профессионального развития. В контексте среднего профессионального образования (Далее - СПО), особенно в дисциплинах, связанных с анимацией, это создает потребность в культивировании у студентов так называемых «гибких навыков» (soft skills), что является предметом обсуждения в академических кругах как среди российских, так и среди зарубежных исследователей [12].

Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 992 является официальным нормативным актом, который устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт для СПО по специальности 55.02.02 Анимация (по видам) [10]. Этот приказ представляет собой руководство для образовательных учреждений, которое определяет требования к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной специальности.

Обозначенный документ устанавливает стандарты для обучения в области анимации, определяя ключевые компетенции, сочетая теорию и практику, и обновляя программы с учётом индустриальных тенденций. Это способствует подготовке студентов к трудоустройству и адаптации к изменениям в сфере анимации.

Изложение основного материала статьи. Обширный обзор литературы отражает консенсус среди исследователей о значимости интеграции педагогических инноваций в учебные планы доя развития гибких навыков среди специалистов различных областей [2-5]. Несмотря на это, в сфере СПО по-прежнему отсутствуют унифицированные методические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.