Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГИБКИЕ" КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА / РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И.В.

В статье рассматривается вопрос развития «гибких» компетенций педагогов. Приводится описание формирующей работы по подготовке педагогов дополнительного образования к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков, методологически базирующегося на рефлексивно-ценностном подходе, развивающем экзистенциальные идеи в образовании. Анализируются результаты деятельности экспериментальной площадки Научного центра Российской академии образования при Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского «Педагогическое сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования», открытой в 2017 году на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» Калуги. Полученные результаты представляют собой практическую значимость в отношении развития «гибких» компетенций педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Демьянова, А. В. Какие навыки нужны педагогическим кадрам? / А. В. Демьянова, Н. А. Шматко // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : сайт. —2021. — 16 сентября. — URL: https://issek.hse.ru/news/506274494.html (дата обращения: 23.11.2021).

3. Для успешной карьеры необходима способность учиться, гибкость и владение цифровыми технологиями // СберУниверситет : сайт. — 2021. — 22 сентября. — URL: https:// sbemniversity.ru/edutech-club/pulse/trendy/13981/?utm_campaign=163309306608&utm_medium= email&utm_source=mailganer (дата обращения: 23.11.2021).

4. Тренды образования : итоги XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества // Дайджест № 5 (май 2021 года) / подготовлено центром координации образовательных проектов КФУ. — URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F_215000158/Dajdzhest.IP0T_.Maj_.2021.pdf (дата обращения: 23.11.2021).

5. Фадель, Ч. Четырехмерное образование : компетенции, необходимые для успеха / Ч. Фадель, М. Бялик, Б. Триллинг. — Москва : Точка, 2018. — 234 с. — ISBN 978-5-9909347-5-7.

6. Эрнст, Г. Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя в период педагогической практики / Г. Г. Эрнст // Нижегородское образование. — 2019. — № 4. — С. 26—32.

РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

И. В. ИВАНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью КГУ им. К. Э. Циолковского (Калуга) IvanovaDIV@yandex.ru

В статье рассматривается вопрос развития «гибких» компетенций педагогов. Приводится описание формирующей работы по подготовке педагогов дополнительного образования к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков, методологически базирующегося на рефлексивно-ценностном подходе, развивающем экзистенциальные идеи в образовании. Анализируются результаты деятельности экспериментальной площадки Научного центра Российской академии образования при Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского «Педагогическое сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования», открытой в 2017 году на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» Калуги. Полученные результаты представляют собой практическую значимость в отношении развития «гибких» компетенций педагогов дополнительного образования.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616.

The article is devoted to the issue of the development of flexible competences of pedagogues, contains a description of the formative work carried out to prepare pedagogues of additional education for the implementation of pedagogical support for self-development of adolescents, methodologically based on the reflexive-value approach that develops existential ideas in education. The results of the activities of the experimental site of the Scientific Center of the Russian Academy of Education at the Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky «Pedagogical support of self-development of children as a target function of additional education», opened in 2017 on the basis of the Children and Youth Space Education Center «Galaktika» in Kaluga. The results obtained are of practical importance in relation to the development of flexible competences of teachers of additional education.

Ключевые слова: «гибкие» компетенции педагога, дополнительное образование, педагогическое сопровождение саморазвития подростка, рефлексивно-ценностный подход

Key words: soft competences of a teacher, additional education, pedagogical support for self-development of a teenager, a reflective-value approach

Сегодня в качестве одного из целевых ориентиров образования выступает «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [5].

Данная тенденция развития образования продиктована современной социокультурной действительностью, для которой характерен ускоренный темп насыщения разных сфер жизнедеятельности новыми технологиями и ресурсами в условиях глобализации и информатизации общества. В связи с этим к конкурентоспособному на рынке труда и успешному в жизни человеку предъявляются такие требования, как способность к рефлексии, творческому мышлению, прогнозированию, адаптивным копинг-стратегиям.

Акцент смещается в сторону развития личностных качеств, которые в современной научной литературе определяются как «гибкие» («мягкие») навыки или компетенции. Под «мягкими» навыками понимаются «навыки, тесно связанные с установками, которые развиваются с учетом личностных характеристик, предрасположенности и опыта сотрудника» [9, с. 415]. Soft skills («мягкие» навыки, «гибкие» компетенции) — универсальные компетенции,

имеющие социально-психологическую природу, навыки, которые важны для коммуникации, формирования отношения к труду и командной работе, креативного и критического мышления, осознания своих и чужих эмоций и способности управлять ими [8]. Дж. Эндрюс и X. Хигсон предложили перечень «мягких» навыков, которые помогают соискателям при трудоустройстве, среди которых письменные и устные коммуникативные навыки, навыки в области информационных и коммуникационных технологий, креативность, уверенность в себе, гибкость мышления, навыки самоуправления и управления временем, готовность учиться и брать на себя ответственность, выбирать и реали-зовывать активные стратегии преодоления в стрессовых, проблемных ситуациях [9]. Акцент делается именно на волевых качествах, способности работать в команде, быть самостоятельными и креативными. Федеральным институтом профессионального образования (Бонн, Германия) проведено исследование, результаты которого показали, что «профессиональный успех человека в 40 % случаев зависит именно от сформированных "гибких" ("мягких") навыков или компетенций» [10].

В российском бизнес-образовании «soft skills» внедряются достаточно активно: разработаны онлайн-платформы, проводятся

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании предполагает влияние педагога на становление ценностно-смысловой сферы и рефлексии обучающихся, что находит отражение в созданных ими проектах саморазвития.

обучающие курсы по развитию коммуникации, творческого, критического мышления и т. д. Однако в современной системе дополнительного образования в этом направлении сделаны только первые шаги. При реализации авторского подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в условиях дополнительного образования нами в экспериментальном режиме получен опыт развития «гибких» компетенций педагогов, дополняющий уже имеющиеся исследования в данной области педагогической науки.

В научной школе, развивающей экзистенциальные подходы к воспитанию свободной личности, под руководством доктора педагогических наук, профессора М. И. Рожкова нами был разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании. Ведущей идеей указанного подхода является взаимообусловленность развития рефлексии и ценностей подростков, детерминация которых задается ситуацией преодоления трудностей [6].

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании предполагает влияние педагога на становление ценностно-смысловой сферы и рефлексии обучающихся, что находит отражение в созданных ими проектах саморазвития. Иными словами, речь идет о развитии у подростков рефлексии, прогностических способностей, субъектности, то есть тех «гибких» компетенций обучающихся, наличие которых свидетельствует о готовности личности к саморазвитию. В свою очередь, сам педагог в роли сопровождающего также должен обладать этими характеристиками, которые, по своей сути, являются составляющими «гибких» компетенций педагога.

Сущностные и системные характеристики педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании позволили нам прийти к заключению о том, что педагог дополнительного образования должен:

3 быть способным к изучению и пониманию детей, их внутреннего мира, эмоциональных состояний и актуальных переживаний;

3 уметь создавать ценностно ориентированную образовательную среду в дополнительном образовании;

3 быть готовым к организации рефлексивной оценки намерений и деятельности подростков на основе общечеловеческих ценностей, правовых норм и исторически сложившихся культурных традиций;

3 уметь стимулировать процесс самопознания и саморазвития обучающихся, включать их в социально значимую деятельность и отношения, способствующие рефлексивному осмыслению происходящих событий;

3 быть способным анализировать общую картину уровня «гибких» навыков детского коллектива и развивать soft skills современных детей и подростков.

Значимость этих компетенций для педагога дополнительного образования достаточно высока, что связано с многоплановостью педагогической деятельности в сфере дополнительного образования [1], и позволяет говорить о необходимости специально организованной подготовки педагогов в части овладения «гибкими» компетенциями, наличие которых позволит решать сложные и нестандартные проблемы, выстраивать эффективное взаимодействие, самообучение, анализировать информацию и критически мыслить, применять адаптивные стратегии преодоления сложных ситуаций [11].

На базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» Калуги (далее — ДЮЦКО «Галактика) нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого апробировались методы, средства и техноло-

гия педагогического сопровождения саморазвития подростков в возрасте 11—14 лет в ситуации преодоления трудностей в дополнительном образовании [3]. Это стало подготовкой педагогов к реализации рассматриваемого направления педагогической деятельности, которая осуществлялась в режиме экспериментальной деятельности через:

3 освоение педагогами в условиях экспериментальной деятельности вариативного модуля «Педагогическое сопровождение саморазвития подростков», включенного в качестве нового контента в программы дополнительного профессионального образования, направленного на совершенствование компетенций в части вовлечения педагогов в процесс педагогического сопровождения в дополнительном образовании;

3 диссеминацию педагогического опыта специалистами, задействованными в деятельности экспериментальной площадки, на уровне города и области.

На этапе изучения готовности педагогов к экспериментальной деятельности (январь 2020 года) было проведено анкетирование, в котором участвовали 38 педагогов дополнительного образования. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в большинстве своем педагоги дополнительного образования мотивированы на саморазвитие (94,8 % респондентов), но не обладают достаточно хорошими знаниями относительно средств и технологий процесса самопознания, самореализации и самосовершенствования личности (58,3 %) *.

* Исследование проведено с помощью авторской анкеты «Изучение готовности педагогов к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков», разработанной в рамках деятельности экспериментальной площадки ДЮЦКО «Галактика» под научным руководством профессора М. И. Рожкова [7], проверенной в условиях опытно-экспериментальной работы в ДЮЦКО «Галактика» в 2013 году [2].

Примечательно, что педагоги предпочли следующие формы профессионально-педагогической работы по повышению уровня готовности к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании:

3 обучающие семинары (85,8 %);

3 мастер-классы (80,6 %);

3 тренинги (65 %);

3 индивидуальные консультации со специалистами — методистом, психологом (46,8 %).

В качестве возможных проблем, с которыми может столкнуться педагог в ходе реализации сопровождения, респонденты назвали:

3 инертность педагогов;

3 приверженность педагогов к использованию традиционных методов и форм работы с детьми;

3 устоявшиеся приемы и мероприятия, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности;

3 отсутствие дополнительной оплаты труды за данный вид педагогической деятельности.

Полученные данные подтверждают актуальность проблемы формирования «гибких» компетенций у педагогов дополнительного образования.

В контексте нашего исследования организация обучения педагогов дополнительного образования, являющихся участниками опытно-экспериментальной деятельности, проводилась в соответствии с планом, представленным в таблице 1, в который в качестве основных форм вошли обучающие семинары, тренинги, семинары с элементами тренинга, круглые столы, консультации и встречи с руководителями экспериментальной площадки, проведенные с использованием мультимедийных проектов и интернет-технологий в условиях дистанционного обучения.

В большинстве своем педагоги дополнительного образования мотивированы на саморазвитие, но не обладают достаточно хорошими знаниями относительно средств и технологий процесса самопознания, самореализации и самосовершенствования личности.

Таблица 1

План подготовки специалистов ДЮЦКО »Галактика» к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в структуре деятельности экспериментальной площадки »Педагогическое сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования» (январь—май 2020 года)

Наименование работ Цель и планируемые результаты, связанные с развитием гибких компетенций педагогов Техники, технологии, средства, используемые для развития гибких компетенций педагогов

Круглый стол «Педагогическое сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования» Мотивация педагогов к участию в экспериментальной деятельности Коуч-техники («Постановка открытых вопросов» / «Методика сильных вопросов», «Колесо жизненного баланса», технология SMART)

Тренинг «Саморазвитие как отражение проекта существования человека» Мотивация педагогов к изучению вопросов саморазвития личности, рефлексия собственных достижений, профессиональных планов, перспектив личностного роста 3 Индивидуальная карта саморазвития; 3 дневник саморазвития; 3 коуч-техники («Линия времени», «Путешествие в будущее»); 3 арт-педагогические техники («Мое будущее», «Проект жизни»)

* Обучающий семинар «Идеи рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги» Формирование восприятия рефлексии, прогностических способностей и субъ-ектности как ценностей профессионального и личностного развития Методика стимулирующих реальных дилеммных ситуаций, методика проблемных ситуаций [3]

Тренинг для педагогов и методистов на тему «Восприятие ситуации преодоления трудностей как возможности для саморазвития личности, пути его формирования» Формирование восприятия преодоления как возможности для самосовершенствования, развитие адаптивных копинг-стратегий, позволяющих активно преодолевать барьеры на пути личностного и профессионального роста 3 Методика «Мой идеал» (М. И. Рожков, И. В. Иванова) [6]; 3 методика «О трудностях на пути к цели» (И. В. Иванова); 3 опросник «Копинг-стратегии» Лаза-руса, адаптация методики WCQ Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк [4]; 3 тренинговые упражнения по формированию адаптивных копинг-стратегий

* Мастер-класс «Составление подростками проектов саморазвития и педагогическое сопровождение педагогами данной деятельности в условиях дополнительного образования» Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области педагогического сопровождения разработки и реализации подростками проектов саморазвития в дополнительном образовании, а также приобретение педагогами опыта самопроектирования в сфере, актуальной для саморазвития Экзистенциальное проектирование, коуч-техники («Линия времени», «Шкала продвижения к цели от 1 до 10»)

Семинар с элементами тренинга «Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в ситуации преодоления трудностей в дополнительном образовании» Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения рассматриваемой технологии, развитие адаптивных копинг-стратегий как стратегий активного преодоления 3 Технология педагогического сопровождения подростков в ситуации преодоления трудностей в дополнительном образовании [3]; 3 тренинговые упражнения по формированию адаптивных копинг-стратегий

* Обучающий семинар «Презентация образовательных программ-модулей в образовательный процесс ДЮЦКО "Галактика"» Знакомство педагогов, организующих работу с подростками в режиме экспериментальной деятельности, с образовательными программами-модулями «Маленький принц» и «Притчи разных народов мира», а также методами и 3 Коуч-техники («Постановка открытых вопросов» / «Методика сильных вопросов», «Колесо жизненного баланса», «Шкала продвижения к цели от 1 до 10», «Шкала удовлетворенности продвижением к цели от 1 до 10», «Линия вре-

Окончание табл. 1

Наименование работ Цель и планируемые результаты, связанные с развитием гибких компетенций педагогов Техники, технологии, средства, используемые для развития гибких компетенций педагогов

приемами осуществления нравственной рефлексии и ауторефлексии мени», «Путешествие в будущее»); 3 технология SMART; 3 методика стимулирующих реальных дилеммных ситуаций [3]

* Круглый стол «Организация взаимодействия различных социальных институтов, участвующих в процессе социального воспитания подростков, как условие эффективности реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании» Поиск социальных партнеров с учетом функциональной социально-педагогической доминанты — приоритетного воспитательного ресурса организации/ учреждения. Привлечение педагогов к выбору социальных партнеров, что стимулирует развитие «гибких» компетенций, связанных с коммуникацией 3 Коуч-техники («Постановка открытых вопросов» / «Методика сильных вопросов», «Колесо жизненного баланса», «Шкала продвижения к цели от 1 до 10», «Шкала удовлетворенности продвижением к цели от 1 до 10», «Линия времени», «Путешествие в будущее»); 3 технология SMART; 3 методика стимулирующих реальных дилеммных ситуаций; 3 методика проблемных ситуаций [3]

Дискуссионная площадка «Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: опыт, проблемы, перспективы» Анализ полученного педагогического опыта, определение перспектив и дальнейшего хода реализации экспериментальной деятельности. Совершенствование «гибких» компетенций педагогов в области организации фасилити-рующего взаимодействия, поддержки нравственной саморефлексии подростков в конкретной проблемной ситуации и т. д. Презентация проектных работ в области экзистенциального проектирования подростков и педагогов дополнительного образования, коллективные рефлексия и прогнозирование

** Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков (по запросу участников экспериментальной деятельности) ** Встречи участников экспериментальной деятельности с руководителями площадки (по запросу участников) Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании, развитие «гибких» компетенций, актуальных для тренировки Индивидуально ориентированные техники и средства, подобранные с учетом индивидуального запроса

Примечание:

* — занятия с педагогами проведены в дистанционном режиме с использованием интернет-технологий; ** — проведение встреч в онлайн- и офлайн-формате.

В рамках реализации сопровождения педагог должен уметь мгновенно формулировать свою мысль, задавать наводящие вопросы, вовремя ставить острый вопрос и легко отвечать на заданные подростками вопросы, вовлекать аудиторию в диалог, определять темы и повороты в коммуникации, способствующие достиже-

нию желаемой цели. Исходя из этого, особая роль в процессе подготовки педагогов была отведена использованию прак-тико-ориентированных методов, приемов и форм работы (тренинги, кейс-задачи, коуч-техники, обращение к личному опыту профессиональной деятельности педагогов, моделирование проблемных ситуаций и спо-

собов их решения и др.), формирующих коммуникативные умения и адаптивные копинг-стратегии.

В результате проведенной работы была зафиксирована положительная динамика

Таблица 2

готовности педагогов — участников опытно-экспериментальной деятельности — к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в условиях дополнительного образования (таблица 2).

Динамика готовности педагогов — участников экспериментальной площадки — к реализации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании (январь — май 2020 года)

Компонент готовности Уровни готовности на констатирующем этапе опытной работы (%) Уровни готовности на контрольном этапе опытной работы (%)

высокий средний низкий высокий средний низкий

Теоретический 16,8 39 44,2 57,2 40,2 2,6

Психологический 55,8 39 5,2 71,4 28,6 0

Творческий 42,8 52 5,2 71,4 26 2,6

Примечательно, что именно «гибкие» компетенции, выразившиеся в психологическом компоненте готовности (желание, мотивация и потребность в профессиональном росте, активная деятельностная позиция, самооценка педагогом своего мо-тивационного ресурса в области реализации сопровождения, предвидение педагогом проблем и предполагаемых стилей их решения) и творческом компоненте готовности (творческая активность педагога в профессиональной сфере, в общении с детьми, самооценка готовности педагога к инновациям), продемонстрировали наибольшую положительную динамику, нежели теоретический компонент, характеризующий знание педагогами подходов педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования, приемов, средств, технологий педагогического сопровождения саморазвития личности (таблица 2). Это позволяет нам сделать вывод о том, что, осваивая методы и приемы развития нравственной рефлексии и ауторефлексии, построения и поддержания ценностно ориентированной образовательной среды, технологию педагогического сопровождения саморазвития подростков в ситуации преодоления трудностей, педагоги развивали собственные «гибкие» компетенции.

На вопрос, касающийся предвидения возможных проблем и препятствий в практике реализации идей педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании на контрольном этапе, педагоги ответили, что:

3 хотят принять участие в реализации идей эксперимента и не видят к этому преград — 55,8 % респондентов;

3 возможной проблемой может стать отсутствие времени для полноценной реализации идей эксперимента в силу подготовки обучающихся к текущим мероприятиям, соревнованиям и т. д. — 7,8 % респондентов;

3 даже если проблемы будут возникать, то они готовы их решить в текущем режиме — 36,4 % респондентов.

Важным результатом проведенной работы стало увеличение использования педагогами адаптивных копинг-стратегий (таблица 3 на с. 147) как деятельных стратегий преодоления проблемных ситуаций, что является одной из ключевых характеристик личностной и творческой активностей [5], входящих в состав «гибких» компетенций педагога [1]*.

* Замеры проведены с помощью опросника «Копинг-стратегии» Лазаруса, адаптация методики WCQ Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк [4].

Таблица 3

Результаты изучения доминирующих копинг-стратегий у педагогов (январь — май 2020 года)

Доминирующие копинг-стратегии в индивидуальных профилях респондентов Констатирующий этап опытной работы (%) Контрольный этап опытной работы (%)

Самоконтроль 21 28,8

Принятие ответственности 18,6 23,9

Планирование решения проблемы 13,1 21

Поиск социальной поддержки 7,9 5,3

Положительная переоценка 7,9 2,6

Комплекс (две или более адаптивные копинг-стратегии) 2,6 5,3

Конфронтационный копинг 0 0

Дистанцирование 7,9 5,3

Бегство-избегание 5,3 2,6

Комплекс (две или более адаптивные копинг-стратегии / адаптивная и относительно адаптивная копинг-стратегии / две относительно адаптивные копинг-стратегии) 7,9 2,6

Комплекс (две или более неадаптивные копинг-стратегии / отностельно адаптивная и неадаптивная копинг-стратегии) 7,8 2,6

Как видно из таблицы 3, проведенная формирующая работа, включающая в себя цикл семинаров, мастер-классов, занятий с использованием коуч-техник, тренинго-вых упражнений, арт-педагогических техник, экзистенциального проектирования, а также авторских средств (технологии педагогического сопровождения подростков в ситуации преодоления трудностей в дополнительном образовании [3], методики стимулирующих реальных дилеммных ситуаций, методики проблемных ситуаций [3], методики «О трудностях на пути к цели», индивидуальной карты саморазвития, дневника саморазвития), оказала позитивное влияние на формирование адаптивных ко-пинг-стратегий педагогов, использование которых позволит им решать сложные нестандартные проблемы, выстраивать эффективное взаимодействие, организовывать самообучение, анализировать информацию и критически мыслить, применять адаптивные стратегии преодоления в сложных ситуациях.

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

3 Развитие «гибких» компетенций педагогов — актуальная задача современного образования, связанная с изменившейся социокультурной действительностью, ускоренным темпом информатизации и глобализации. Ее решение требует разработки и реализации новых подходов, в том числе в условиях экспериментальной деятельности, организации личностного и профессионального саморазвития педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 В ходе эксперимента, проведенного нами на базе ДЮЦКО «Галактика», получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике развития «гибких» компетенций педагогов, выраженных в увеличении (в %) использования педагогами адаптивных копинг-стратегий в качестве доминирующих, что является показателем активной жизненной позиции, способности к самопрогнозированию, определению эффективных стратегий решения проблемных ситуаций, наличия творческой активности.

3 Результаты исследования были получены благодаря применению разрабо-

танных и апробированных в рамках эксперимента методик (стимулирующих реальных дилеммных ситуаций, проблемных ситуаций, «О трудностях на пути к цели»), технологии педагогического сопровождения подростков в ситуации преодоления трудностей в дополнительном образовании, индивидуальной карты саморазвития и дневника саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА _

3 На основании результатов проведенного исследования можно утверждать, что «гибкие» компетенции педагогов развиваются в процессе целенаправленной работы по освоению методов, приемов и технологий, связанных с развитием аутореф-лексии, нравственной рефлексии, прогностических способностей и адаптивных ко-пинг-стратегий.

1. Алексеев, С. С. Формирование конкурентных позиций педагогов в профессиональной деятельности / С. С. Алексеев // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 6 (67). — С. 89—90.

2. Иванова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся : учебно-методическое пособие / И. В. Иванова. — Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. — 335 с. — ISBN 978-5-88725-317-6.

3. Иванова, И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в ситуации преодоления трудностей в условиях дополнительного образования / И. В. Иванова // Роль организации дополнительного образования в успешной социализации детей : материалы научно-практической конференции (Ярославль, 22 апреля 2021 г.) / под научной редакцией Т. Н. Гущиной. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. — 264 с. — С. 121—133.

4. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. — 2007. — № 3. — С. 93—112.

5. Паспорт национального проекта «Успех каждого ребенка» : Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. — URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pasport_federalnogo_proekta_uspeh_ kazhdogo_rebenka/ (дата обращения 24.11.2021).

6. Рожков, М. И. Педагогическое сопровождение саморазвития подростка в дополнительном образовании / М. И. Рожков, И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. — 2021. — № 1 (118). — С. 37—47.

7. Сопровождение саморазвития обучающихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС ООО : учебно-методическое пособие с приложением на электронном носителе / И.В. Иванова, Н. Г. Иванов. — Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. — 232 с.

8. Шипилов, В. Перечень навыков soft skills и способы их развития / В. Шипилов. — URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 03.12.2021).

9. Andrews J. Graduate Employability, 'Soft Skills' Versus 'Hard' Business Knowledge: A European Study / J. Andrews, H. Higson // Higher Education in Europe. — 2008. — № 33 (4). — С. 411—422.

10. Soft Skills —Der Schüssel zum Erfolg. Veraffentlicht am 11.07.2016. — URL: https:// rockyourcom-pany.de/2016/07/11/soft-skills-der-schluessel-zum-erfolg (дата обращения: 21.09.2021).

11. The Future of Jobs Report 2020 : World Economic Forum. — URL: https://ru.osvita.ua/ doc/files/news/771/77179/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 21.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.