Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS / ВЫ1СШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНЫМ МЕТОДЫЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родькина О. Я.

В статье рассматриваются вопросы формирования компонентов функциональной грамотности на основе развития глобальных, или «гибких», компетенций обучающихся. Представлен авторский подход к формированию базового контента дисциплины информационно-технического блока с использованием метода проектных задании в качестве дополнения к традиционным методам обучения студентов. Предложенный подход позволяет не только повысить уровень классических ИКТ-компетенциИ обучающихся, но и развить их коммуникативные, информационные и творческие навыки, играющие важную роль в формировании адаптационных возможностеи молодых специалистов и оценке качества образования в целом.The article is devoted to the issue the formation of functional literacy based on the development of global or «soft» skills of students. The article presents the author’s approach to the formation the basic content of the course from the information technology block using the method of project tasks as a supplement to the traditional methods of teaching students. The proposed method makes it possible to improve not only the classical IT-competencies of students, but also to form communication, information and creative skills that play an important role in forming the adaptive capabilities of young specialists and assessing the quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

необходимо формировать новые виды коммуникативной компетентности, уделяя особое внимание совершенствованию умений и навыков в области продуктивного общения. Выявление проблем

ЛИТЕРАТУРА _

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — 3-е издание, пересмотренное. — Москва : Издательство Московского психолого-социального институтата ; Воронеж : МОДЭК, 2010. — 447 с. — ISBN 978-5-9770-0518-0.

2. Калинкина, Е. Г. Цифровая школа как пространство позиционного самоопределения педагога / Е. Г. Ка-линкина, И. Н. Лескина // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 27—34.

3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении : книга для учителя / В. А. Кан-Калик. — Москва : Просвещение, 1987. — 190 с.

4. Левченко, В. В. Фасилитативные умения учителя общего образования при организации дистанционного обучения / В. В. Левченко, Е. В. Жарких // Нижегородское образование. — 2020. — № 2. — С. 87—95.

5. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — Москва : Знание, 1979. — 47 с.

6. Молодцова, Н. Г. Психология педагогического общения : сборник кейсов и упражнений / Н. Г. Молодцо-ва. — Москва : МПГУ, 2021. — 112 с. — ISBN 978-5-4263-1016-2.

7. Мохова, И. Н. Модели смешанного обучения: особенности организации и форм общения / И. Н. Мохо-ва // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 16 апреля 2019 г.). В 2 томах. Том 2. — Нижний Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2019. — С. 248—251.

8. Роджерс, К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / К. Роджерс // Хрестоматия по педагогической психологии / составители : А. И. Красило, А. П. Новгородцева. — Москва : Международная педагогическая академия, 1995. — С. 276—283.

9. Тивикова, С. К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования : монография / С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина. — Нижний Новгород : НИРО, 2015. — 135 с. — ISBN 978-5-7565-0665-5.

РАЗВИТИЕ «ГИБКИХ» КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

О. Я. РОДЬКИНА, кандидат технических наук,

доцент кафедры мировой экономики и информатики НГЛУ им. Н. А. Добролюбова olgarodkina04 @дтаН.сот

В статье рассматриваются вопросы формирования компонентов функциональной грамотности на основе развития глобальных, или «гибких», компетенций обучающихся. Представлен авторский подход к формированию базового контента дисциплины информационно-технического блока

и ресурсов педагогического общения в условиях цифровизации образования в дальнейшем позволит каждому студенту выстраивать стратегию собственного профессионального саморазвития.

с использованием метода проектных заданий в качестве дополнения к традиционным методам обучения студентов. Предложенный подход позволяет не только повысить уровень классических ИКТ-компетенций обучающихся, но и развить их коммуникативные, информационные и творческие навыки, играющие важную роль в формировании адаптационных возможностей молодых специалистов и оценке качества образования в целом.

The article is devoted to the issue the formation of functional literacy based on the development of global or «soft» skills of students. The article presents the author's approach to the formation the basic content of the course from the information technology block using the method of project tasks as a supplement to the traditional methods of teaching students. The proposed method makes it possible to improve not only the classical IT-competencies of students, but also to form communication, information and creative skills that play an important role in forming the adaptive capabilities of young specialists and assessing the quality of education.

Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, формирование soft skills, вы1сшее образование, инновационным образовательным технологии, проектны1е методыь обучения

Key words: functional literacy, global competencies, soft skills formation, higher education, innovative educational technologies, the method of project tasks

Формирование «гибких умений» базируется прежде всего на развитии коммуникативных и информационных компетенций выпускников вузов.

Современное переосмысление понятия функциональной грамотности как базового критерия оценки качества образования не только в России, но и на международном уровне приводит к пониманию того, что сегодня в процессе получения высшего образования необходимо формирование не только общепрофессиональных и профессиональных навыков (или hard skills), но и глобальных компетенций. Именно эти так называемые «гибкие» или «мягкие» компетенции (soft skills) помогают адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира и новым требованиям профессиональной деятельности, находить эффективное применение полученным профессиональным умениям и навыкам. Формирование таких «гибких умений» базируется прежде всего на развитии коммуникативных и информационных компетенций выпускников вузов. Насущную потребность в сформированности

указанных компетенций у будущих специалистов диктуют и сегодняшние условия дистанционного режима работы во многих сферах деятельности. Необходимость применения новых форм и инновационных технологий относится в том числе и к системе высшего образования. В связи с этим развитие указанных глобальных компетенций как базовых компонентов функциональной грамотности, а также методов оценки их сформированности является сегодня актуальной задачей при обучении студентов вузов.

В современных международных исследованиях в области оценки качества образования, которые проводит Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) на основе Международной программы по оценке качества образования (PISA — Programme for International Student Assessment), большое внимание уделяется функциональной грамотности [6]. В каждом новом цикле исследований IEA вводятся новые направления. Так, в 2018 году впервые в качестве

важного и актуального направления оценивания в PISA были добавлены глобальные компетенции (global competence).

Глобальные компетенции — это сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, принадлежащими в том числе и к иной культурной среде, при участии в решении глобальных проблем, оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений [15]. Как отмечается в отечественных и зарубежных исследованиях, необходимость формирования глобальных компетенций продиктована требованиями времени [3; 4; 15]. По сути, global competence — это «одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме» [9], развитие которой должно происходить на разных этапах обучения, в том числе и при реализации программ высшего образования. Действительно, обучая студента сегодня, вузы готовят будущего специалиста, который через несколько лет окажется на рынке труда и, возможно, должен будет работать в других условиях, с другими технологиями и задачами. Такой опережающий характер образования требует формирования у обучающихся адаптационных способностей, позволяющих меняться и адаптироваться к новым условиям социального взаимодействия и профессиональной реализации, что и обуславливает сформированность глобальных компетенций.

Так, сегодня наряду с предметными компетенциями не менее важными составляющими функциональной грамотности являются глобальные компетенции (soft skills) — «гибкие», или надпрофессиональ-ные, навыки и умения. Исследования процесса формирования функциональной грамотности в России, которые проводятся Институтом стратегии развития образования РАО, свидетельствуют о том, что основой сформированности глобальных компетенций являются информационная грамотность и коммуникативная грамотность [1].

Под информационной грамотностью понимают сформированность умений и навыков, позволяющих эффективно работать с информацией — осуществлять ее поиск, отбор, оценку, обработку, представление и обмен, — что необходимо для анализа и решения возникающих проблем [11]. Овладение информационной грамотностью характеризуется умением выявлять информационные потребности, выбирать средства эффективного поиска информации, анализировать, обрабатывать и представлять информацию в форме, оптимальной для принятия решения. Подобные требования сегодня заложены во ФГОС ВО практически для каждого направления подготовки в виде универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций. В связи с тотальной цифровизацией информационных процессов в современном обществе понятие «информационная грамотность» сегодня чаще заменяют синонимичным понятием «цифровая грамотность».

Коммуникативная грамотность подразумевает способность к успешной коммуникативной деятельности на основе использования языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) [8]. В современном мире становится очевидным, что не только информационная, но и коммуникативная грамотность основывается на умении применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Более того, основой эффективного использования информационных компетенций, а также успешного социального и профессионального взаимодействия (коммуницирования) сегодня является переосмысление такого понятия, как «ИКТ-компетенции»: оно становится более широким и многомерным по сравнению с традиционным его пониманием и подразумевает умения и навыки работы с сетевыми сервисами и технологиями. При этом необходимо подчеркнуть, что речь

По сути, global competence — это «одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме».

Отличительной особенностью про ектной работы становится уникаль ность самого процесса решения по ставленной задачи, а также полу чение конечного продукта, являю щегося результатом интеллектуаль ной творческой работы группы.

идет не о подготовке 1Т-специалистов, а о реализации программ непрофильного обучения.

Проблемы формирования ИКТ-компетен-ций в процессе обучения бакалавров и магистров гуманитарных профилей, а также организации учебной деятельности с использованием средств ИКТ в образовательном процессе обсуждаются в ряде публикаций [2; 10; 13]. Различные подходы к развитию ИКТ-компетенций обучающихся рассматриваются в работах, посвященных информатизации образования [5; 14] и формированию информационной культуры обучающихся [12; 16].

В данной статье анализируется опыт формирования курса «Современные информационные технологии» для студентов педагогических направлений подготовки с учетом необходимости развития не только профессиональных ИКТ-компетенций, но и глобальных компетенций в части информационной и коммуникативной грамотности. Содержательная составляющая дисциплины включает изучение современных информационных технологий и возможностей их использования для формирования образовательного контента XXI века, а также получение практических навыков работы с современными средствами и сервисами сетевых коммуникаций для организации процесса обучения. При этом рабочая программа составлена таким образом, что часть часов, запланированных на практические и самостоятельные работы, отводится на выполнение проектных заданий в мини-группах.

Считаем, что именно проектная деятельность играет важную роль в процессе развития и закрепления требуемых глобальных компетенций поскольку, являясь по своей сути одной из форм развивающего обучения, позволяет формировать у будущих специалистов так необходимые сегодня «гибкие» навыки. Она направлена

на выработку самостоятельных исследовательских умений, что помогает развитию творческих способностей и критического мышления, готовности к интегрированию полученных в процессе обучения знаний и навыков для решения реальных практических задач. Применение технологии проектного обучения позволяет решить одну из важных проблем традиционных образовательных технологий, сформулированную в свое время Р. Левином: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» [9]. В данном контексте проектное задание можно рассматривать как слабоструктурированную задачу (проблему), которую необходимо решить. Отличительной особенностью проектной работы, в сравнении с традиционной практикой решения типовых задач, становится уникальность самого процесса решения поставленной задачи, а также получение конечного продукта, являющегося результатом интеллектуальной творческой работы группы.

В процессе выполнения проектных заданий по указанной дисциплине студенты не только закрепляют практические навыки обработки и представления информации в требуемой форме и с использованием современных цифровых технологий, но и развивают умения выявлять информационные потребности, грамотно проводить верификацию, подбор и анализ источников информации, эффективно и результативно их применять для решения профессиональных задач. Кроме того, совместная работа над проектом и необходимость его завершения в установленные сроки способствуют формированию и развитию как коммуникативных навыков, в том числе в онлайн-сообществах, так и умений создавать и представлять контент в цифровой среде, использовать цифровые технологии для саморазвития. Именно эти компетенции входят в понятия информационной и коммуникативной грамотности, которые, о чем было сказано выше, являются базовыми составляющими функ-

циональной грамотности в современном ее понимании.

Базовый контент дисциплины «Современные информационные технологии» составляют следующие разделы:

3 современные технические и программные средства информационных технологий в образовании: электронные доски, пакеты прикладных программ, интерактивные презентации, конструкторы и сервисы визуализации информации и работы с ин-фографикой, средства создания интеллект-карт (mind maps), сервисы создания обучающих дидактических игр, интерактивных тестов, диалоговых тренажеров;

3 способы и средства организации интерактивных видов взаимодействия участников образовательного процесса: базовые функциональные возможности и интерфейсы систем организации конференций Zoom, Skype, Google Hangouts;

3 сетевые коммуникационные технологии для реализации синхронного и асинхронного обучения: возможности организации учебного процесса на базе LMS-плат-форм, с использованием сервисов GoogleDisk, Youtube и т. п.

В ходе освоения курса студенты приобретают практические навыки работы с указанными информационно-коммуникационными технологиями, решая типовые тематические задачи (выполняя задания по образцу). В курсе предусмотрено выполнение проектного задания в мини-группах (по 3-4 человека), суть которого состоит в самостоятельной разработке и представлении в глобальной сети комплекса обучающих материалов по выбранной теме с помощью изученных средств современных информационно-коммуникационных технологий.

Работа над проектом разбивается на несколько этапов.

3 1-й этап: поиск, изучение и анализ информационных источников. Тема проектных заданий может быть связана непосредственно с изучаемой дисциплиной (например, «Разработка демонстрационно-обучающих материалов по проблеме обес-

печения информационной безопасности общества и личности») или с будущей профессиональной деятельностью (например, «Разработка демонстрационно-методического обеспечения тематического урока по испанскому языку»). Необходимая для прохождения этого этапа информационно-аналитическая работа проводится самостоятельно каждым участником группы в качестве начальной (предварительной) подготовки к выполнению задания, что способствует развитию информационных (цифровых) навыков.

3 2-й этап: совместное создание документа-задания с определением структуры и краткого содержания разрабатываемых учебных материалов и распределением задач для каждого участника группы с указанием сроков их выполнения. Данный этап подразумевает командную работу, в том числе в удаленном режиме, для его выполнения рекомендуется использовать сервисы онлайн-конферен-ций и фиксировать результаты в виде документов на сетевых дисках, например в виде доод1е-таблиц или электронных досок, созданных на онлайн-платформах для управления проектами и задачами (например, в Тге11о). Доступ к документу с возможностью его редактирования открывается всем участникам группы, а также преподавателю для осуществления текущего контроля и корректировки. На этом этапе работы обычно выделяются неформальные лидеры, отвечающие в дальнейшем за качество и своевременность выполнения проекта в целом, определяются профессиональные и творческие способности каждого члена команды, а дальнейшая коллективная работа стимулирует их развитие. В целом выполнение заданий данного этапа способствует развитию логического и критического мышления, анализа, тайм-менеджмента и коммуникативных навыков.

В ходе освоения курса студенты приобретают практические навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, решая типовые тематические задачи (выполняя задания по образцу).

Как отмечают студенты, профессиональные и надпрофессиональ-ные компетенции, формируемые в ходе совместного выполнения проектов, носят более устойчивый характер, чем при выполнении отдельных типовых практических заданий.

3 3-й этап: непосредственная разработка комплекса учебно-методических материалов с использованием различных средств ИКТ:

— совместная разработка базового обучающего контента; результат может быть представлен в виде структурированного, оформленного в соответствии с требованием стандартов документа для совместного редактирования и удаленного просмотра, размещенного на сетевом диске (например, https://docs.google.com), или в виде небольшого информационного сайта, структура и содержание страниц которого соответствуют документу-заданию;

— разработка ментальных карт, вре-меннь1х диаграмм с помощью сервиса создания карт знаний (например, https:// bubЫ.usУ;

— создание сетевого ресурса для проведения тестирования или анкетирования (с помощью, например, Google-форм) с последующим представлением обработанных результатов в электронных таблицах;

— разработка динамической мультимедийной презентации для демонстрации результатов выполнения проекта с использованием сетевых ресурсов (например, https:/prez¡.com), а также виртуальной он-лайн-доски (например, https://ru.padlet.com). Выполнение задач данного этапа непосредственно связано с предметным содержанием и ориентировано на развитие профессиональных навыков работы с ИКТ. Однако необходимость коллективной разработки проекта, а также отсутствие четкого алгоритма его выполнения вновь потребуют от разработчиков

использовать и развивать навыки комму-ницирования, чтобы обсуждать и принимать совместные решения, находить и анализировать информацию из различных источников, выполнять задания слаженно и в срок. Все это будет способствовать

развитию надпрофессиональных «гибких» навыков.

Считаем, что предложенный подход к организации практической и самостоятельной работы студентов в рамках изучаемого курса позволяет не только повысить уровень освоения классических ИКТ-ком-петенций, но и сформировать коммуникативные, информационные и творческие навыки, играющие важную роль в адаптационных возможностях молодых специалистов. Как показала практика использования представленного метода обучения, студенты быстро принимают предложенные «правила игры», с интересом работают в команде, самостоятельно формируя внутреннюю организационную структуру своей мини-группы, помогают друг другу и стимулируют проявление профессиональных качеств, необходимых для решения поставленных задач. При этом, как отмечают сами студенты, профессиональные и надпрофессиональные компетенции, формируемые в ходе совместного выполнения проектов, носят более устойчивый характер, чем при выполнении отдельных типовых практических заданий. Кроме того, основываясь на опыте применения представленной методики в учебном процессе, следует отметить, что совместная работа над проектами способствует развитию и раскрытию творческого потенциала всех членов команды. В этой связи необходимо упомянуть тот факт, что Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (1ЕА) в новом цикле исследований в 2021 году ввела показатель «креативное мышление».

По нашему убеждению, предложенный подход к созданию содержательной части курса иформационно-технического блока и его реализации с использованием метода проектного обучения способствует формированию компетенций, составляющих основу функциональной грамотности обучающихся.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что сегодня при оценке

качества подготовки специалистов все больше внимания уделяется таким компонентам функциональной грамотности, как глобальные компетенции. Их сформиро-ванность определяется универсальными и общепрофессиональными компетенциями: информационной грамотностью, коммуникативностью, умением работать в команде, наличием лидерских качеств, системного и критического мышления, креативности, тайм-менеджмета. Развить указанные навыки помогают проектные методы обучения, которые эффективно использовать в качестве дополнения к традиционным.

Применение указанного подхода при формировании контента информационно-

технических дисциплин для студентов гуманитарных направлений подготовки позволяет им: освоить и закрепить навыки использования ИКТ для решения профессиональных задач; активизировать познавательную творческую деятельность; совершенствовать свои коммуникативные навыки и умение работать в коллективе, в том числе с использованием дистанционных форм и средств взаимодействия. Все это способствует развитию глобальных компетенций, которые помогут выпускникам быстро адаптироваться к требованиям современного изменчивого мира, успешно конкурировать на мировом рынке труда и эффективно развивать свою профессиональную карьеру.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Том 1. — № 4 (61). — С. 13—33.

2. Виноградова, Е. Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е. Н. Виноградова, Л. П. Клобукова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. — 2018. — Том 15. — № 2. — С. 195—209.

3. Ковалева, Г. С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) / Г. С. Ковалева // Курсобр. Качество. Управление. Развитие системы образования : информационно-аналитический портал. — URL: https://kursobr.ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennyeissledovaniya-kachestva-obrazovaniya-mezhdunarodnye-natsionalnye-regionalnye.html. (дата обращения: 28.02.2021).

4. Коваль, Т. В. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности / Т. В. Коваль, С. Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Том 1. — № 4 (61). — С. 112—123.

5. Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования : учебное пособие / М. П. Лапчик. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 182 с. — ISBN 978-5-9963-2100-1.

6. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.) // Центр оценки качества образования ИСРО РАО. — URL: centeroko.ru http://www.centeroko.ru/ pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 10.01.2021).

7. Никольская, В. А. Перспективы использования онлайн-курсов системы открытого образования / В. А. Никольская, О. Я. Родькина // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 59—65.

8. Новое направление международного исследования PISA-2018 — оценка сформированности глобальных компетенций : вебинар 7 // Центр оценки качества образования. 2018 : [сайт]. — URL: http:// www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web7.html (дата обращения: 28.02.2021).

9. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. — 4-е издание. — Москва : Академия : Смысл, 2007. — 365 с. — ISBN 5-89357-192-4 (Смысл).

10. Родькина, О. Я. Проблемы формирования ИКТ-компетенций у бакалавров гуманитарных направлений подготовки на основе действующих стандартов / О. Я. Родькина, В. А. Никольская // Modern humanities success. — 2019. — № 6. — С. 165—170.

11. Туоминен, С. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / С. Туоминен, С. Котилайнен. — URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/ 3214708.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

12. Суханова, Н. Т. Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата / Н. Т. Суханова, С. А. Балунова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-1. — С. 303—307.

13. Хусаенова, А. А. Компетентностный подход в высшем образовании/ А. А. Хусаенова // Образование и воспитание. — 2015. — № 4 (4). — С. 23—26. — URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/13/243/ (дата обращения: 10.01.2021).

14. Boughton, C. What is an ICT professional anyway?/C. Boughton. — DOI: 10.3127/ ajis.v16i1.600. — URL: https://www.researchgate.net/publication/220123025_What_is_an_ ICT_Professional_anyway (дата обращения: 30.10.2021).

15. PISA 2018 Global Competence // OECD. — URL: http://www.oecd.org/ pisa/pisa-2018-global-competence.htm. (дата обращения: 28.02.2021).

16. Use, Updating and Integration of ICT in Higher Education: Linking Purpose, People and Pedagogy/B. Stensaker, P. Maassen, M. Borgan [et al.] //Higher Education. — 2007.— Vol. 54 (3). — P. 417—433.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ «ГИБКИХ» НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Е. В. КОЧЕТОВА, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина evkoch@mail.ru

Е. Г. ГУЦУ, кандидат

психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина elenagytcy@mail.ru

Т. А. РУНОВА, кандидат

психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО runova-tata @ rambler.ru

В статье рассматривается проблема формирования самопрезентации как «гибкого» навыка в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Определено место самодиагностики в структуре формирования навыка самопрезентации. Выявле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.