Научная статья на тему 'Системное мышление как инструмент образования для устойчивого развития: возможности ИКТ'

Системное мышление как инструмент образования для устойчивого развития: возможности ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОУР / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SYSTEMIC THINKING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колина Екатерина Сергеевна

В образовании для устойчивого развития выделяют ряд умений линий обсуждений тем устойчивого развития, в основе которых лежит системное мышление. В статье рассматриваются особенности системного мышления, основные этапы его формирования, проблемы, с которыми сталкивается при этом педагог, даны рекомендации по формированию системного мышления с помощью информационно-коммуникативных технологий.In education for sustainable development a number of skills are identified lines of discussion of sustainable development topics, based on systemic thinking. The article considers the features of systemic thinking, the main stages of its formation, the problems that the teacher is faced with, gives recommendations on systemic thinking formation using information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системное мышление как инструмент образования для устойчивого развития: возможности ИКТ»

Системное мышление как инструмент образования для устойчивого развития: возможности ИКТ

Колина Екатерина Сергеевна,

аспирант, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: kolinaekat@gmail.com

В образовании для устойчивого развития выделяют ряд умений - линий обсуждений тем устойчивого развития, в основе которых лежит системное мышление. В статье рассматриваются особенности системного мышления, основные этапы его формирования, проблемы, с которыми сталкивается при этом педагог, даны рекомендации по формированию системного мышления с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития ОУР, системное мышление, информационно-коммуникативные технологии.

о с

U

сэ см о см

Образование для устойчивого развития (ОУР) -образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и отношения, расширяющие его права и возможности вносить личный вклад в устойчивое развитие. Важным результатом ОУР является способность и готовность принимать компетентные решения и осуществлять ответственные действия для поддержания и улучшения экологического качества окружающей среды, формирования биосферосо-вместимого образа жизни, обеспечения прав нынешнего и будущих поколений на экологическую безопасность [1].

В соответствии с Целью устойчивого развития 4 (ЦУР), задачей 4.7, предусматривается «к 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни» [12].

Образование для устойчивого развития (ОУР) -общекультурный вектор всех направлений образования человека в течение всей его жизни - вектор, который формирует мышление, ценности и действия в интересах сохранения для будущих поколений природного и культурного наследия человечества и направляющий творческие силы на созидание нового типа отношений и производства [1].

Какие умения, компетенции важно для этого формировать у обучающихся? ОУР направлено на развитие навыков, позволяющих людям критически оценивать свою собственную деятельность с точки зрения ее сегодняшних и будущих социально-культурных, экономических и экологических последствий на местном и глобальном уровне. Человек должен научиться рационально действовать в сложных ситуациях, которые могут неожиданно потребовать от них смены сферы деятельности или участия в общественной и политической жизни, чтобы содействовать движению по пути устойчивого развития [2]. Для этого надо формировать у обучающихся умения учиться, общаться, сотрудничать и работать в команде, жить (самоопределяться), изменять себя и окружающий мир. Эти умения являются базовыми для перехода к устойчивому образу жизни, их формирование предусмотрено в требованиях ФГОс общего образования.

В Стратегии Европейской Экономической комиссии ООН по образованию для устойчивого развития выделяются и особенные умения, которые являются отличительными особенностями ОУР. Это, так называемые, линии обсуждения тем устойчивого развития: умения рассматривать

любую проблему во взаимосвязи экологических, социальных и экономических сторон; глобального и локального; прошлого, настоящего и будущего, морали и права [9]. Однако формирование таких умений наталкивается на ряд проблем, связанных с предметной формой организацией учебного процесса и предмето-, а не культуро-центрированным, характером содержания общего образования. Сохраняется нерешенной проблема формирования у личности целостной картины мира. Новым и пока еще очень сложным для школьников, как показали результаты PISA (2018), является требование овладения глобальной компетенцией - ценностно-интегральной характеристикой функциональной грамотности обучающегося, соединяющей предметные знания в области глобальных процессов, универсальные навыки (soft skills), отношение к глобальной проблематике и понимание роли межкультурных взаимодействий.

В Руководствах ЮНЕСКО по использованию глобальной компетенции для освоения обучающимися Целей устойчивого развития (ЦУР) называются такие «мягкие» компетенции, как компетенция стратегического видения (способность к сотрудничеству по разработке и осуществлению шагов, направленных на решение стратегических задач устойчивого развития местного сообщества с учетом глобальных вызовов); компетенция комплексного решения проблем (умение использовать различные подходы, различные ресурсы для решения сложных вопросов в области обеспечения устойчивости); компетенция самосознания (способность к рефлексивно-оценочной деятельности, работая в команде); прогностическая компетенция (способность понимать и оценивать варианты развития будущего, оценивать возможные последствия действий, учитывать риски и происходящие изменения [12].

В документах ФГОС общего образования од-нопорядковым по значению по отношению к выше названным компетенциям можно считать системное мышление. Системное мышление - это умение анализировать системы, выявлять взаимосвязи элементов в них, определять связи систем в окружающем мире (надсистем, подсистем), учитывать системные эффекты и обратные связи при принятии решений.

Система любой природы - это организованное множество элементов, связанных друг с другом в целое, обладающее эмерджентными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов системы. Системный подход - это всесторонность, многоаспектность, целостность изучения систем с разными материальными носителями, позволяющий выявлять их системообразующее начало, делать выводы о причинно-следственных связях ее развития. Формирование системного мышления, способного обобщать происходящее в непрерывно меняющемся мире, устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживать скрытые зависимости и связи считал основной целью современной педагогики А.В. Бруш-

линский. Л.Я. Зориной обоснован принцип системности в обучении, направленный на формирование в сознании ученика структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории. Формирование системного мышления у обучающихся сегодня считается неотъемлемой стороной современного педагогического процесса и предусмотрено документами ФГОС общего образования [7].

Системное мышление является ключевым в образовании для устойчивого развития, связывающим между собой природные, социальные и экономические процессы и явления, опирающимся на взаимодействие разных сфер культуры по формированию у обучающихся целостных картин мира, понимания единства окружающей среды для всех людей планеты, единой судьбы для разных культур и народов, единой гражданской ответственности за сохранение цивилизации на Земле.

Без системного мышления невозможно изучать пространственно-временные изменения окружающего мира, понимать глобализационные процессы и их проявления, осваивать современную научную картину мира, основанную на учении универсального (глобального) эволюционизма - результата синтеза теории эволюции и теории систем, позволившим соединить представления о космогенезе (эволюции Вселенной), геогенезе (эволюции Солнечной системы), биогенезе (появлении и развитии жизни на Земле) и социогенезе (появлении человека разумного и создания им «второй» и «третьей» природы).

Системное мышление позволяет анализировать причины явлений и процессов, происходящих в природе, обществе, культуре, выявлять закономерности, их порождающие, понимать значение экологического императива и делать выводы о сущности нравственных императивов поведения человека в 21 веке.

Большую роль в формировании системного мышления играет готовность и способность человека к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении познавательных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности и т.д. [3].

В настоящее время существуют различные организационные подходы к формированию системного мышления. Это труды Н.В. Городецкой и Г.С. Молоткова применительно к обучению в вузах и работы Д.М. Жилин для обучения системному мышлению старшеклассников. Эти авторы предлагают введение для этого спецкурсов. Другие авторы (Д.О. Данилов, Е.В. Иваньшина, В.В. Черников) предлагают формировать систем-

ен о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ное мышление в рамках уже имеющихся школьных дисциплин [10].

В формировании системного мышления учащихся важными являются принципы: проблемно-сти (Ю.В. Громыко, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин); содержательного обобщения (В.В. Давыдов); диа-логичности как раскрытие различных, часто противоречащих друг другу сторон изучаемых явлений в процессе учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) [4].

Целенаправленное формирование системного мышления на основе системно-деятельного подхода, предусмотренного действующим ФГОС, предполагает формирование субъекта учебной деятельности и требует включения в содержание обучения методологических знаний и умений [7].

Согласно данным ряда исследований, потенциальными возможностями развития системного мышления может обладать информационное образование, как учебный предмет «Информатика», так и как метапредметный результат использования ИКТ практически во всех учебных предметах (результат «второго» вхождения предмета, по В.С. Ледневу) [5,6,11].

К сожалению, в современном образовании основное внимание обращено на техническую сторону ИКТ, а решение важнейших ценностно-мировоззренческих и методологических задач образования, как объективного требования времени, пока остается за пределами функционала предмета «Информатика».

Как же сформировать системное мышление с помощью ИКТ в интересах ОУР? Вопрос требует специальных исследований. Для размышлений может помочь структурированный анализ возможностей ИКТ в зависимости от области их методического назначения. Выделяют обучающие, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые ИКТ и тренажеры [8].

Первичный опыт исследований путей оптимизации формирования образования для устойчивого развития в отечественной системе образования показывает следующие возможные направления использования разных групп ИКТ. • Тренажеры - это различные сервисы (МЭШ, LearningApps, Etreniki, Interneturok, Решу ОГЭ/ ЕГЭ и другие), на которых можно создавать свои задания, направленные на демонстрацию сложных причинно-следственных связей в глобальном мире, выявление цепочек эколого-социально-экономических взаимодействий в условиях дефицита тех или иных ресурсов, иллюстрацию «вложенности» систем и принципа взаимосвязи глобальных и локальных процессов в прошлом, настоящем и будущем. 5 • Информационно-поисковые и справочные ре-5 сурсы, в том числе комплексной экологической, социальной и экономической направленности ° (ЮНЕСКО, Unitwin, National geographic, BBC ¡в и другие), незаменимы для сравнения и анали-

за фактических материалов о глобальных проблемах и Целях устойчивого развития (ЦУР). Они содержат методические материалы для The World's Largest Lesson и платформы для обмена мнениями, комментариями, опытом в области ОУР и ЦУР.

• Демонстрационные - можно использовать для наглядного компактного и системного представления глобальных явлений, которые трудно охватить воображением, «потрогать», визуализировать, «играя масштабами». Google Earth Яндекс карты, карты онлайн наблюдения за вулканами и другими природными процессами при необходимом педагогическом обеспечении работы с ними потенциально могут быть использованы для анализа взаимосвязей космо-, гео-, био- и социогенеза, демонстрации феномена экологического (географического) детерминизма, формирования представлений о Земле как системе, важных для освоения современной научной картины мира [2].

• Имитационные - дидактическая и методическая разработка компьютерных игр, имитирующих процессы на планете, которые ранее могли быть исследованы лишь с помощью математического моделирования - сложнейшего инструмента, доступного только отдельным ученым. Это такие игры, как PLAGUE INC, имитирующие ситуации с пандемиями опасных заболеваний и способов борьбы с ними, FIRST STRIKE FINAL HOUR - о последствиях применения ядерного оружия для биосферы и отдельного человека. Специально разработанные игры по ОУР могут помочь в формировании этических запретов Нового гуманизма, соединяющего вопросы этики и экологии, социального и биологического, визуализирующего экологический и нравственные императивы, Табу на эксперименты с социоприродными экосистемами. Реализация образования устойчивого развития

(ОУР) - это сложный и непрерывный процесс, который основывается на формировании различных умений и глобальной компетенции. Системное мышление является одним из ключевых умений в ОУР, в формировании которых еще недостаточно изучен педагогический потенциал ИКТ-образо-вания.

Литература

1. Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. - http:// www.unesco.org/new/ru/moscow/

2. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития: Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. Монография. М.: Образование и экология. 2015. С. 340.

3. Дзятковская Е.Н. Безопасность человека в информационной среде как задача экологического образования. Ж. Астраханский вестник экологического образования. 2012. 110-121 с.

4. Иваньшина Е.В. Развитие системного мышления учащихся при изучении курса «Естествознание» / Автореферат. Санкт-Петербург. 2005. 20 с.

5. Кабанова О.Я. Теория П.Я. Гальперина - перестройке содержания учебных предметов. Ж. Вестник Московского университета СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № 4, с 113-120

6. Мартюшова Я.Г. Дидактические принципы конструирования электронного учебника для студентов университетов. Диссертация. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Москва. 2019. С. 161.

7. Панов А. В., Федорова М.А. Формирование системного мышления. Ж. Омский научный вестник, № 4, 2014. С. 162-165

8. Скворцова, Н.В. Информационные технологии. Общие понятия и классификация. Ж. Молодой ученый. № 23 (261). 2019. С. 30-33.

9. Стратегия ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития, 2005 http://www.geogr. msu.ru/science/projects/our/docs/resolution_ vilnus.pdf

10. Сычев, И.А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст]: монография / И.А. Сычёв, О.А. Сычёв. - Бийск: ФГ-БОУ ВПО «АГАО», 2011. 161 с.

11. Шадриков В. Д, Шемет В.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы. Ж. Высшее образование в России, № 11. 2009. 61-65 с.

12. Цели образования в интересах устойчивого развития: задачи обучения. ООН по вопросам образования и культуры. 2017. 66 с.

SYSTEM THINKING AS AN EDUCATION TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: ICT OPPORTUNITIES

Kolina E.S.

Institute for the Strategy for the Development of Education of the Russian Academy of Education

In education for sustainable development a number of skills are identified - lines of discussion of sustainable development topics, based on systemic thinking. The article considers the features of systemic thinking, the main stages of its formation, the problems that the teacher is faced with, gives recommendations on systemic thinking formation using information and communication technologies.

Keywords: education for sustainable development, systemic thinking, information and communication technologies.

References

1. IT-Nagoya Declaration on Education for Sustainable Development. - http://www.unesco.org/new/en/moscow/

2. Dzyatkovskaya E.N. Education for Sustainable Development: Cultural Concepts. "Green axioms." Transdisciplinarity. Monograph. M .: Education and ecology. 2015. 340 p.

3. Dzyatkovskaya E.N. Human security in the information environment as a task of environmental education. J. Astrakhan Bulletin of Environmental Education. 2012.

4. 110-121 p.

5. Ivanshina E.V. The development of students' systemic thinking when studying the course "Natural History" Abstract. St. Petersburg, 2005-20s.

6. Kabanova O. Ya. Theory P. Ya. Halperin - restructuring the content of educational subjects. J. Bulletin of Moscow University of SER. 14. PSYCHOLOGY No. 4. 2012. P. 113-120

7. Martyushova Ya.G. Didactic principles of designing an electronic textbook for university students. Thesis. Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education" Moscow. 2019. P.161.

8. Panov A. V., Fedorova M.A. Formation of systemic thinking. J. Omsk Scientific Bulletin, No. 4, 2014. P. 162-165

9. Skvortsova, N.V. Information technology. General concepts and classification. G. Young scientist No. 23. 2019. P. 30-33.

10. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development, 2005 http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/reso-lution_vilnus.pdf

11. Sychev, I.A. The formation of systemic thinking in learning by means of information and communication technologies [Text]: monograph / I.A. Sychev, O.A. Sychev. - Biysk: FSBEI HPE "AAO", 2011. 161 p.

12. Shadrikov V. D, Shemet V.S. Information technology in education: pros and cons. G. Higher Education in Russia, No. 11. 2009. 61-65 p.

13. Education goals for sustainable development: learning objectives. United Nations Educational and Cultural Organization. 2017. 66 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.